Урок математики в 5 классе.
Учитель:Карайчева З.А.
Тема :« Проценты»
Цели: ознакомить учащихся с понятием «проценты»; учить записывать в процентах десятичные дроби и проценты в виде десятичных дробей; совершенствовать вычислительные навыки; учить решать текстовые задачи. . Развитие интереса учащихся к математике и расширение кругозора; интеграция математики и информатики при решении задач на проценты.
Задачи:
образовательная:
углубление и систематизация теоретических знаний, отработка умений и навыков при вычислении процентов на примерах решения задач;
развивающая:
развитие умения распознавать типы задач на проценты.
воспитательная:
воспитание активности;
побуждение познавательного интереса;
воспитание настойчивости в достижении цели.
Оборудование: мультимедиа, учебник математики 5 класс.
Ход урока.
Организационный момент.
Актуализация знаний. Постановка целей урока.
Какую бы вы цель сегодня поставили перед собой? Учитель выслушивает учеников
и поддерживает их желание узнать что то новое. Помните, что цель должна быть достижимая.
Устные упражнения. Чтобы узнать новое, нужно повторить. Как говорится: Повторение – мать учения.
Откройте тетради, запишите число, классная работа.
Повторение. Мы будем работать над заданиями в картах (приложение 1), подпишите их. За правильное решение будем ставить «+». Количество плюсов и определит отметку.
- Сегодня нам понадобятся знания о дробях. Давайте вспомним, какие дроби вы знаете? (обыкновенные, десятичные)
- Если дроби отличаются в названии, значит, есть различие и в записи этих дробей?(дробная черта, запятая)
- Обратимся к заданию 1. В данном ряду подчеркните десятичные дроби и обведите обыкновенные дроби.
Самопроверка. Поставьте плюс, если задание выполнено верно. (Слайд 4)
1км 1 м 1ц 1а 1 га
- Прочитайте
- найдите сотую часть каждой величины
3. Чтобы определить тему урока, вы должны решить примеры по порядку и выбрать нужные буквы . (Слайд 6)
3 * 0,1 87 * 0,1 12 * 0,01 10 : 0,01
51 * 0,01 1,26 : 0,0001 2, 345 : 0,0001 14.8 * 0,1
1,48 | 0,12 | 12600 | 0,3 | 0,51 | 1000 | 23450 | 8,7 |
ы | о | н | п | е | ц | т | р |
4.Работа по теме урока.
1) Историческая справка: ( рассказ учителя) (слайд 10)
Проценты как и дробные числа, появились в математике давно: первые сведения о процентах и первые таблицы процентов археологи нашли в клинописных табличках Древнего Вавилона. Пользовались процентами в Древней Индии и Древнем Риме- главным образом в торговле, при взимании налогов и в других денежных отношениях. В Европе первые таблицы процентов создал Симон Стевин- тот самый учёный, который ввёл в математику десятичные дроби. А сам символ % произошёл, как полагают учёные, от латинского слова centum - сто. Это слово в записях постепенно сокращалось, пока не приобрело привычный нам вид.
Итак в первом и во втором задании мы находили сотую часть числа, это значит мы находили один процент. Потому что сотая часть числа – это процент.
2) Работа с учебником.
- прочитайте страницы 222-223
- Что называют процентом? ( слайд 11) На уроке мы с вами говорим о том, что в повседневной жизни проценты встречаются повсюду, что тема Проценты очень важна для изучения. Прочитайте предложения со словом «процент.Какой вывод для себя сделаете? Надо учить проценты?
В математике много разных правил, есть правила перевода процентов в десятичную дробь и обратно.
Вопрос: Как перевести проценты в десятичную дробь? (разделить проценты на 100)
( слайд 12)
Выполните 2 задание в карте «Найди пару».
Выполним самопроверку и поставим + если выполнено правильно.
Вопрос:
Как перевести десятичную дробь в проценты? (дробь умножить на 100) ( слайд 13)
3) Выполнение упражнений:
№ 871 ( самопроверка- слайд 14)
№ 872( взаимопроверка – слайд 16)
( выполнить у доски): (Слайд 17)
½= 0,5= 50 % ¼ = 0,25= 25 %
¾= 0,75= 75 % 2/5= 0,4 = 40 %
17/50= 0,34= 34 %
- Как называется дробь ½; ¼? ( из повторения)
( выполнить самостоятельно) ( слайд № 19,21,23)
Подведем итоги нашей работы. Выставление оценок.
В начале урока вы ставили перед собой цель. Удалось ли вам достичь этой цели? Остались ли какие-то непонятные вопросы?
- Что нового вы узнали на уроке?
- Что такое процент?
Карты заполнены. Поставьте оценку.
«5» – 6+
«4» – 5+
«3» – 4+
Кто получил 5, 4? Оцените урок.
За работу на уроке оценки.
Домашнее задание: п.47 №873;877.
Ребята, мне было очень приятно с вами работать!