kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект занятия на тему: Основы математической статистики

Нажмите, чтобы узнать подробности

В конспекте представлены основные понятия и формулы по данной теме, также приведен подробный разбор примера с построением гистограмм

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия на тему: Основы математической статистики»

1 курс. Занятие по теме «Основы математической статистики»

Каманина Анна Владимировна,

преподаватель математики и информатики.


Цели урока: познакомить учащихся с математической статистикой; обеспечить усвоение основных понятий и формул; сформировать умение решать задачи; развить сообразительность, математическую речь и внимание.

Литература: 1) Математика: учеб. пособие / В. П. Омельченко, Э. В. Курбатова, 2011;

2) Математика: Комбинаторика и основы теории вероятностей / Г. В. Сычёва, Н. Б. Гусева, В. А. Гусев, 2012;

3) Основы статистических методов компьютерной обработки результатов наблюдений: учебное пособие / А. А. Дунаев, 2008.


Ход урока


Математическая статистика ‒ это раздел математики, изучающий методы сбора, систематизации и обработки результатов наблюдений массовых случайных явлений для выявления существующих закономерностей.

Данные, которые получаются в результате экспериментов, называются статистическими.

Статистических данных может быть достаточно много, поэтому данные необходимо упорядочить, расположить в порядке возрастания или убывания, представить в виде таблицы, диаграммы, графика и т.д.

Затем ставится задача оценить интересующие нас характеристики наблюдаемой случайной величины.

Такими характеристиками могут быть:

  1. Средним арифметическим ряда чисел называется частное от деления суммы этих чисел на число слагаемых.

  2. Размахом ряда чисел называется разность между наибольшим и наименьшим из этих чисел.

  3. Модой называется такое значение дискретной случайной величины, вероятность которого наибольшая (число, наиболее часто встречающееся в ряду).

  4. Медианой называется среднее по положению в пространстве событий значение дискретной случайной величины.

  1. Если ряд чисел с нечётным числом членов, то это число записанное посередине

  2. Если ряд чисел с чётным числом членов, то это среднее арифметическое двух чисел, записанных посередине.

Также введем некоторые точные оценки параметров распределения случайной величины:

  1. Относительная частота (оценка соответствующей вероятности события) , т.е. fi=pi.

  2. Ширина интервала определяется по формуле Стерджеса

  3. Интервалы вычисляются следующим образом

  4. Математическое ожидание

  5. Дисперсия

  6. Среднее квадратическое отклонение Ϭ

Рассмотрим пример: Ежедневное количество студентов, посещающих методический кабинет на протяжении ряда дней, следующее: 15, 17, 16, 18, 20, 21, 18, 17, 20, 15, 18, 17, 16, 19, 17, 16, 18, 19, 18, 19.

Задание: Составить статистическое распределение выборки, построить гистограмму и вычислить основные характеристики.

Решение: Статистическое распределение выборки оформим в виде таблицы. Всего n=20 посещений. В первой строке таблицы, выбирая варианты из выборки и располагая их в порядке возрастания, получим вариационный ряд (т.е. указываем встречающиеся посещения). Во второй строке таблицы подсчитываем для каждой варианты частоту mi её повторения в выборке (число повторений). В третьей строке относительную частоту fi. В четвертой строке для построения гистограммы определим интервалы.


Варианты выборки xi

15

16

17

18

19

20

21

Частота mi

2

3

4

5

3

2

1

Относительная частота fi

0,1

0,15

0,2

0,25

0,15

0,1

0,05

Интервалы

14,5-15,5

15,5-16,5

16,5-17,5

17,5-18,5

18,5-19,5

19,5-20,5

20,5-21,5


Замечание: Значения относительной частоты округлять до сотых и помнить, что сумма относительных частот равна 1.

  1. и т.д.

  2. Найдем ширину интервала . Желательно округлять до целых или десятых.

  3. Найдем интервалы для гистограммы. При x1=15 получаем или (14,5-15,5). Остальные получим аналогично или прибавлением h.

  4. Построим гистограмму. Выбираем соответствующий масштаб, учитывая значения переменных (для xi две клетки за единицу, а для fi одна клетка- 0,05).

Замечание: Если требуется построить полигон, то необходимо соединить точки с координатами (xi; fi).

  1. Среднее арифметическое ряда чисел

Вывод: в среднем 18 студентов ежедневно посещают методический кабинет.

  1. Размах ряда 21-15=6

  2. Мода

М0(Х)=18, т.к. fi(18)=0,25 самая наибольшая относительная частота или частота mi=5.

  1. Медиана. Для её определения сначала ранжируют выборки, т.е. располагают в порядке возрастания(15,16,…21). Т.к. у нас ряд с чётным числом членов, возьмем два числа, записанных посередине и найдем их среднее арифметическое. Это будет х10=18 и х11=18, тогда Ме(Х)=.

  2. Математическое ожидание

М(Х)=15*0,1+16*0,15+17*0,2+18*0,25+19*0,15+20*0,1+21*0,05=17,7

  1. Дисперсия. Помним, что fi=pi.

  2. D(X)=M[X-M(X)]2= p1 (x1M(X))2+p2 (x2M(X))2+…+pn (xnM(X))2=0,1*(15-17,7)2+0,15*(16-17,7)2+0,2*(17-17,7)2+0,25*(18-17,7)2+0,15*(19-17,7)2+0,1*(20-17,7)2+0,05*(21-17,7)2=0,729+0,4335+0,098+0,0225+0,2535+0,529+0,5445≈2,61

  3. Среднее квадратическое отклонение Ϭ1,61.


Домашнее задание: Составить статистическое распределение выборки, построить гистограмму и вычислить основные характеристики для ряда чисел

14,16,15,17,19,20,17,16,19,14,18,16,15,18,16,15,17,18,17,18.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект занятия на тему: Основы математической статистики

Автор: Каманина Анна Владимировна

Дата: 28.08.2016

Номер свидетельства: 341204

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Конспект занятия "Теория графов. Деревья" "
    ["seo_title"] => string(47) "konspiekt-zaniatiia-tieoriia-ghrafov-dieriev-ia"
    ["file_id"] => string(6) "156984"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421513351"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Конспект  урока  на тему "Биотические связи в природе" "
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekt-uroka-na-tiemu-biotichieskiie-sviazi-v-prirodie"
    ["file_id"] => string(6) "186666"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426404061"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1500 руб.
2500 руб.
1580 руб.
2640 руб.
1500 руб.
2500 руб.
1360 руб.
2260 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства