kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект занятия на тему: Основы математической статистики

Нажмите, чтобы узнать подробности

В конспекте представлены основные понятия и формулы по данной теме, также приведен подробный разбор примера с построением гистограмм

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия на тему: Основы математической статистики»

1 курс. Занятие по теме «Основы математической статистики»

Каманина Анна Владимировна,

преподаватель математики и информатики.


Цели урока: познакомить учащихся с математической статистикой; обеспечить усвоение основных понятий и формул; сформировать умение решать задачи; развить сообразительность, математическую речь и внимание.

Литература: 1) Математика: учеб. пособие / В. П. Омельченко, Э. В. Курбатова, 2011;

2) Математика: Комбинаторика и основы теории вероятностей / Г. В. Сычёва, Н. Б. Гусева, В. А. Гусев, 2012;

3) Основы статистических методов компьютерной обработки результатов наблюдений: учебное пособие / А. А. Дунаев, 2008.


Ход урока


Математическая статистика ‒ это раздел математики, изучающий методы сбора, систематизации и обработки результатов наблюдений массовых случайных явлений для выявления существующих закономерностей.

Данные, которые получаются в результате экспериментов, называются статистическими.

Статистических данных может быть достаточно много, поэтому данные необходимо упорядочить, расположить в порядке возрастания или убывания, представить в виде таблицы, диаграммы, графика и т.д.

Затем ставится задача оценить интересующие нас характеристики наблюдаемой случайной величины.

Такими характеристиками могут быть:

  1. Средним арифметическим ряда чисел называется частное от деления суммы этих чисел на число слагаемых.

  2. Размахом ряда чисел называется разность между наибольшим и наименьшим из этих чисел.

  3. Модой называется такое значение дискретной случайной величины, вероятность которого наибольшая (число, наиболее часто встречающееся в ряду).

  4. Медианой называется среднее по положению в пространстве событий значение дискретной случайной величины.

  1. Если ряд чисел с нечётным числом членов, то это число записанное посередине

  2. Если ряд чисел с чётным числом членов, то это среднее арифметическое двух чисел, записанных посередине.

Также введем некоторые точные оценки параметров распределения случайной величины:

  1. Относительная частота (оценка соответствующей вероятности события) , т.е. fi=pi.

  2. Ширина интервала определяется по формуле Стерджеса

  3. Интервалы вычисляются следующим образом

  4. Математическое ожидание

  5. Дисперсия

  6. Среднее квадратическое отклонение Ϭ

Рассмотрим пример: Ежедневное количество студентов, посещающих методический кабинет на протяжении ряда дней, следующее: 15, 17, 16, 18, 20, 21, 18, 17, 20, 15, 18, 17, 16, 19, 17, 16, 18, 19, 18, 19.

Задание: Составить статистическое распределение выборки, построить гистограмму и вычислить основные характеристики.

Решение: Статистическое распределение выборки оформим в виде таблицы. Всего n=20 посещений. В первой строке таблицы, выбирая варианты из выборки и располагая их в порядке возрастания, получим вариационный ряд (т.е. указываем встречающиеся посещения). Во второй строке таблицы подсчитываем для каждой варианты частоту mi её повторения в выборке (число повторений). В третьей строке относительную частоту fi. В четвертой строке для построения гистограммы определим интервалы.


Варианты выборки xi

15

16

17

18

19

20

21

Частота mi

2

3

4

5

3

2

1

Относительная частота fi

0,1

0,15

0,2

0,25

0,15

0,1

0,05

Интервалы

14,5-15,5

15,5-16,5

16,5-17,5

17,5-18,5

18,5-19,5

19,5-20,5

20,5-21,5


Замечание: Значения относительной частоты округлять до сотых и помнить, что сумма относительных частот равна 1.

  1. и т.д.

  2. Найдем ширину интервала . Желательно округлять до целых или десятых.

  3. Найдем интервалы для гистограммы. При x1=15 получаем или (14,5-15,5). Остальные получим аналогично или прибавлением h.

  4. Построим гистограмму. Выбираем соответствующий масштаб, учитывая значения переменных (для xi две клетки за единицу, а для fi одна клетка- 0,05).

Замечание: Если требуется построить полигон, то необходимо соединить точки с координатами (xi; fi).

  1. Среднее арифметическое ряда чисел

Вывод: в среднем 18 студентов ежедневно посещают методический кабинет.

  1. Размах ряда 21-15=6

  2. Мода

М0(Х)=18, т.к. fi(18)=0,25 самая наибольшая относительная частота или частота mi=5.

  1. Медиана. Для её определения сначала ранжируют выборки, т.е. располагают в порядке возрастания(15,16,…21). Т.к. у нас ряд с чётным числом членов, возьмем два числа, записанных посередине и найдем их среднее арифметическое. Это будет х10=18 и х11=18, тогда Ме(Х)=.

  2. Математическое ожидание

М(Х)=15*0,1+16*0,15+17*0,2+18*0,25+19*0,15+20*0,1+21*0,05=17,7

  1. Дисперсия. Помним, что fi=pi.

  2. D(X)=M[X-M(X)]2= p1 (x1M(X))2+p2 (x2M(X))2+…+pn (xnM(X))2=0,1*(15-17,7)2+0,15*(16-17,7)2+0,2*(17-17,7)2+0,25*(18-17,7)2+0,15*(19-17,7)2+0,1*(20-17,7)2+0,05*(21-17,7)2=0,729+0,4335+0,098+0,0225+0,2535+0,529+0,5445≈2,61

  3. Среднее квадратическое отклонение Ϭ1,61.


Домашнее задание: Составить статистическое распределение выборки, построить гистограмму и вычислить основные характеристики для ряда чисел

14,16,15,17,19,20,17,16,19,14,18,16,15,18,16,15,17,18,17,18.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект занятия на тему: Основы математической статистики

Автор: Каманина Анна Владимировна

Дата: 28.08.2016

Номер свидетельства: 341204

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Конспект занятия "Теория графов. Деревья" "
    ["seo_title"] => string(47) "konspiekt-zaniatiia-tieoriia-ghrafov-dieriev-ia"
    ["file_id"] => string(6) "156984"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421513351"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Конспект  урока  на тему "Биотические связи в природе" "
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekt-uroka-na-tiemu-biotichieskiie-sviazi-v-prirodie"
    ["file_id"] => string(6) "186666"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426404061"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства