1.Организационный этап(1-2 мин) | Приветствие учителя, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания учащихся. Учитель: «Ребята, Тема сегодняшнего урока «Определение синуса, косинуса и тангенса угла». | Включаются в деловой ритм урока. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные: организация своей учебной деятельности Личностные: мотивация на обучение | фронтальная | |
2.Объяснение нового материала.(3-5 мин) | Учитель:»Сегодня мы поднимемся на следующую ступеньку наших знаний «Тригонометрия». Вы узнаете определения синуса, косинуса, тангенса и котангенса угла, научитесь решать простейшие тригонометрические уравнения | Участвуют в работе: 1. в беседе с учителем отвечают на поставленные вопросы. | Познавательные: структурирование собственных знаний. Коммуникативные: организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Личностные: оценивание усваиваемого материала. | 1. фронтальный опрос 2. Мини опрос 3.Работа в парах | 1.Устный опрос 3.Взаимопроверка (в парах) |
3.Изучение нового материала(7-10 мин) | Рассмотрим окружность радиуса, равного 1 единичному отрезку, в прямоугольной системе координат хОу с центром в начале координат. Такую окружность называют Единичной или тригонометрической. Рисунок 1 – точка Р на единичной окружности Точка Р (1; 0) при повороте вокруг начала координат на угол переместилась в точку Рₐ. Определим её координаты. (рис. 2). Определения. Синусом угла называется ордината точки, полученной поворотом точки (1; 0) вокруг начала координат на угол . Обозначается Косинусом угла называется абсцисса точки, полученной поворотом точки (1; 0) вокруг начала координат на угол . Обозначается Угол может выражаться и в градусах и в радианах | Записывают дату в тетрадь, определяют тему, цель, задачи урока. | Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса. | фронтальная | Устный опрос |
4.Закрепление нового материала Решение задач.(21-23 мин) | Пример 1. Точка А(1; 0) при повороте на угол 90 (рис. 1) Ордината точки В равна 1, значит или Абсцисса точки В равна 0, значит Пример 2. Точка А(1; 0) при повороте на угол переместилась в точку ( рис. 1) Найдите и Ответ: = 0; Пример 3. Точка А(1; 0) при повороте на угол переместилась в точку (рис. 1) Найдите и Ответ: = 1 = 0 Рассмотрим ещё два понятия. Определение. Тангенсом угла называется отношение синуса угла к его косинусу. Обозначается tg tg , Пример 4. Найти tg 0. Вычислим по формуле tg = = 0. Определение. Котангенсом угла называется отношение косинуса угла к его синусу. Обозначается сtg сtg Пример 5. Найти сtg . Вычислим по формуле сtg = 2. Меру угла (в радианах) можно рассматривать как действительное число, поэтому и – это числовые выражения. А так как каждая точка единичной окружности имеет координаты х и у такие, что выполняются неравенства -1 ≤ х ≤ 1; -1 ≤ у ≤ 1,то синус и косинус не могут превышать значения, больше . Чтобы решить уравнения = а, нужно считать х неизвестным, число а – заданным. Пример 6. Решить уравнение = 1. Найдем точку с ординатой 1 и запишем, каким числам х она соответствует. На окружности мы видим эту точку: В (0; 1). Она соответствуют числу и всем числам вида Решением уравнения = 1 являются х = . 3. Полезно знать синусы, косинусы, тангенсы некоторых углов. Для этого рассмотрим дугу единичной окружности в I четверти координатной плоскости (рис. 3). Рисунок 2 – 1 четверть единичной окружности Точки А (1; 0) и В (0; 1) нам знакомы. Рассмотрим ещё несколько точек на окружности и найдем их координаты. Точка С является серединой дуги АВ, значит угол АОС равен половине прямого угла, 45 или . Ордината точки С равна её абсциссе. Их значения нетрудно найти по теореме Пифагора из прямоугольного треугольника ОСF, оно равно А значит, , tg 45 Дуга АМ составляет третью часть прямого угла, . Ордината точки М равна , значит , tg30 . Дуга АNсоставляет прямого угла, . Абсцисса точки N равна , поэтому , tg 60 . Чтобы легче запомнить эти значения, придумали мнемоническое правило- правило на ладони (рис. 4). Рисунок 3 - мнемоническое правило- правило на ладони Расположим ладонь так, как на рисунке, пусть мизинцу соответствует угол 0 , следующим пальцам– 30 , 45, 60 и 90 . Так же присвоим им номера: мизинец №0, следующие №1, №2, №3, №4. Чтобы найти синус, используем формулу: = . А для косинуса нумерацию будем вести от большого пальца, выполняя вычисления по той же формуле. = . Например, = , = = . А тангенс можно вычислить по формуле: tg = | Повторяют определения. Выполняют задания. | Познавательные: формирование интереса к данной теме. Коммуникативные: Умение самостоятельно выполнять задание Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата. | Групповая и и ндивидуальная работа | Устный опрос |
5.Рефлексия (подведение итогов урока) (2-3мин) | Подводит итоги работы. 1.Организует работу по эмоциональной окраске 2. Организует работу по закреплению нового материала, запоминанию определений | Учащиеся анализируют свою работу, выражают вслух свои затруднения и обсуждают правильность решения задач. Оценивают свою работу. | Личностные: формирование позитивной самооценки Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Регулятивные: Использование полученных знаний в нестандартных ситуациях, оценивание собственной деятельности на уроке | Индивидуальная работа | |