– Ученые считают, что люди научились считать 10 тысяч лет тому назад. Но овладение людьми все большими числами в истории человечества происходило долго и медленно. До сих пор путешественники находят иногда отсталые племена, которые не знают чисел, больших 10.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ОБОЗНАЧЕНИЕ НАТУРАЛЬНЫХ ЧИСЕЛ 5 класс»
Обозначение натуральных чисел (п. 1)
Цели: систематизировать и обобщить сведения о натуральных числах.
Оборудование: на доске нарисовать вычислительные цепочки.
Ход урока
I. Итоги предыдущего тестирования.
Анализ ошибок учащихся.
1. Вычислительные ошибки:
а) при вычитании чисел;
б) при умножении;
в) при делении.
2. Ошибки при определении порядка действий.
3. Ошибки на нахождение:
а) площади прямоугольника;
б) периметра квадрата;
4. Ошибки при нахождении времени движения, если известны скорость и расстояние.
II. Устные упражнения (на доске записаны вычислительные цепочки).
1. Выполните вычисления и заполните пропуски.
2. Из учебника решить № 14, 13, 16.
III. Изучение нового материала.
1. Как называются числа, которые мы сейчас складывали, вычитали, умножали и делили? (Натуральные числа.)
2. Для чего используют натуральные числа?
Учитель: Назовите самое маленькое натуральное число, самое большое натуральное число.
– Ученые считают, что люди научились считать 10 тысяч лет тому назад. Но овладение людьми все большими числами в истории человечества происходило долго и медленно. До сих пор путешественники находят иногда отсталые племена, которые не знают чисел, больших 10.
3. Сколько цифр использует человек, чтобы записать любое натуральное число? Назовите их.
4. Как называют запись чисел? (Десятичной.)
Учитель: Первобытный человек пользовался при счете предметов числом пальцев на двух руках – 10 пальцев. Отсюда и пошла десятичная система исчисления.
5. Рассмотрим числа: 234, 542, 471. Что обозначает цифра «4» в каждом числе?
Пусть мы должны прочитать число: 385 647 409 129 (читается и обсуждается соответствующий обзац учебника).
9. Прочитать числа (на доске записаны заранее) 43 621 015 000, 57 241 346 189.
10. Рассмотреть таблицу на с. 6.
IV. Физкультминутка («истинно–ложно»).
Учитель: Я скажу несколько математических предложений. Если предположение верное, то вы сидите, если оно ложное, вы встаёте и кто-то из вас объясняет, почему ложное.
1. В записи числа «Одна тысяча» три нуля.
2. В записи числа «Один миллион» пять нулей.
3. Для записи натуральных чисел употребляются одиннадцать цифр.
4. Последующее натуральное число отличается от предыдущего на единицу.
5. В записи числа «Один миллиард» девять нулей.
6. Вам известно только три класса многозначных чисел.
V. Закрепление.
Решить № 1 (устно), № 2, 3, 4 (устно).
VI. Подвести итог урока.
Учитель: Что нового узнали на уроке? Чему научились?
VII. Домашнее задание.
П. 1, № 23–26. Записать в математический словарь: натуральные числа, миллион, миллиард.
Примечание. Объяснить учащимся, что обозначает каждая рубрика учебника, а также, как должна выполняться домашняя работа. Обратить внимание на то, что следует начинать выполнение домашней работы с чтения учебного материала, ответа на вопросы, которые даны в конце пункта, выучивания правил, а затем приступать к решению. Выученные правила несколько раз повторить с промежутками в 1–2 часа.
Урок № 4
Обозначение натуральных чисел (п. 1)
Цели: закрепить навыки в чтении и записи натуральных чисел, закрепить понятия числа и цифры.
Примечание: если работа проводится в нескольких направлениях одновременно, то в плане это отражено проведением вертикальных прямых.
У доски по карточкам
Учащиеся за первыми партами (два варианта)
Беседа с классом по вопросам.
Содержание карточек учащихся у доски.
Записать цифрами число:
а) пятьдесят семь миллиардов восемь миллионов семьсот тысяч тридцать;
б) 405 тыс;
Прочитать число: 3 048 504 325. Назвать класс тысяч.
Что обозначает цифра 4 в записи этого числа?
Записать цифрами число:
а) четыре миллиарда шестьдесят миллионов пятнадцать тысяч;
б) 5432 млн;
Прочитать число 300 100 234 129. Сколько классов в этом числе? Назвать классы. Сколько различных цифр использовано для записи числа?
Записать цифрами число:
а) сто девяносто миллиардов сорок миллионов пятьсот тысяч три;
б) 2602 тыс;
Прочитать число: 21 085 000 000. Назвать классчисел, о котором вы узнали в 5 классе. Что обозначает каждый нуль?
Записать цифрами число:
а) триста семьдесят миллиардов шестьдесят миллионов восемьсот тысяч четыре;
б) 60065 млн;
Прочитать число: 46 172 230 577. Назвать не полный класс и разряды, входящие в этот класс.
Два варианта заданий для учащихся первых парт (можно эти задания заранее написать на доске; выполняются на листочках, а затем сдаются).
Вариант I
1. Записать цифрами число:
а) двадцать миллиардов двадцать миллионов двадцать тысяч двадцать;
б) 433 млн.
2. Сколько тысяч в миллионе?
3. Сколько различных цифр использовано для записи числа 751057?
Вариант II
1. Записать цифрами число:
а) четыре миллиарда шестьдесят четыре тысячи;
б) 2341 тыс.
2. Сколько десятков в тысяче?
3. Назовите число, на единицу большее числа 8999.
Беседа с классом по вопросам.
1) Какие числа называются натуральными?
2) Сколько цифр используется для записи натуральных чисел? Назвать эти цифры.
3) Для чего употребляется цифра «нуль»?
4) 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11… Какой ряд чисел я написала? Это называется «натуральный ряд чисел». Назвать наименьшее число, наибольшее. Назвать число, предшествующее 120; назвать число, следующее за числом 120. (Если учащиеся будут затрудняться в понимании слов «предшествующее» и «следующее» – объяснить).
6) «Надо смекнуть»: найдите правило нахождения чисел, помещенных в «голове». Заполните свободный кружок.
Учащиеся, которые писали за партами, сдают работы, весь класс слушает ответы учащихся, которые работали по карточкам у доски.
II. Работа по теме урока.
Выполнить № 5 устно, № 6–11.
Разобрать решение задачи.
На нефтебазе было 6340 т бензина. В первый день база отпустила 834 т, во второй – на 423 т больше, чем в первый, а в третий – на 204 т меньше чем во второй день. Сколько тонн бензина осталось на базе?
На доске записать краткое условие задачи:
III. Физкультминутка.
IV. Самостоятельная работа.
(На откидных досках заранее записать задачи.)
Вариант I
Вариант II
Три доярки надоили 127886 л молока. Первая надоила 38804 л, вторая – на 2409 л больше, чем первая. Сколько литров молока надоила третья доярка?
На складе было 6340 ц картофеля. Сколько центнеров картофеля осталось на складе после того, как одному магазину отпустили 2956 ц, а другому – на 568 ц меньше, чем первому?
V. Домашнее задание: п. 1, № 28, 29, 30 (г). Принести на следующий урок: циркуль, линейку, карандаш, резинку.