Харина Галия Бирмахановна, учитель математики Челгашинской средней школы Карасуского района Костанайской области.
Данный урок опирается на внедрение идей семи модулей Программы, каждый из которых помогает отрабатывать отдельные этапы урока.
Тема занятия | Производная |
Цели: | Обобщить и оценить знания учащихся по данной теме. Проверить умения учащихся применять формулы дифференцирования и правила вычисления производных при решении задач. Уметь применять эти знания при решении задач. Развить и совершенствовать имеющиеся знания в новых ситуациях, развивать самостоятельность. Воспитывать навыки контроля и самоконтроля, внимание, логику рассуждения. Воспитывать чувство дружбы, взаимовыручки, умения работать в группе и ответственность за результат совместной работы. |
Ожидаемый результат | С-знает и умеет применять правила дифференцирования, формулы вычисления производной степенной функции, решать примеры на применение этих формул. В-знает и умеет применять правила дифференцирования степенной, сложной функции, производные тригонометрических функции, решать примеры на применение этих формул. А-знает и умеет применять все формулы производных функции при решении примеров повышенной сложности, а также решать неравенства и уравнение касательной к графику функции. |
Ключевые идеи: | Функция, определение производной, степенная функция, тригонометрическая функция, аргумент. |
Стратегии | Ресурсы | Содержание урока | |
| | Деятельность учителя: что я буду делать? | Деятельность учащихся |
Вызов | | 1. Организационный момент. | Оценивают свое настроение |
| | Тренинг «Какой я?» Цель тренинга: поднятие настроения, положительный настрой на урок, воспитание чувства дружбы, уважения. Итак, первый ученик говорит свое. имя и называет, что означает первая буква имени, затем второй ученик повторяет имя соседа с тем, что оно значит и называет свое имя и так далее… А последний ученик повторяет все имена и называет свое имя по принципу снежного кома, затем желают друг другу хорошего настроения, удачи, отличных оценок! | Психологический настрой учащихся на дальнейшую деятельность. |
| Конфеты, медали, табличка №1 «Поток», табличка №2 «Идея» | Деление на группы: конфеты-группа «Поток», медали- группа «Идея» Выбрать спикера в группе. | Делятся на 2 группы. Выбирают спикера группы. Спикер вносит имена учеников в оценочный лист и далее оценки (приложение) |
| Компьютерная презентация Флипчарт (ИКТ), Постеры, маркеры, стикеры | 2. Проверка домашнего задания. Фронтальная работа Повторение формул производных функции: Определение производной Правила дифференцирования Производная сложной функции Производная тригонометрических функции Уравнение касательной к графику функции | Работают над постером. Выступают и слушают выступление других. Группы оценивают друг друга (формативное оценивание- «Три хлопка», «Большой палец») |
| Постеры, ножницы, клей, карточки с заданиями | 3.Исследовать примеры (пазлы). Устная работа. В группе обсудить и найти правильное решение. Вычислить производные функций для 1 группы: 1) у(х)=х2-3х+4 2) f(х)=3х4-7х3+2х2+17 3) h(х)=(2х+1)2 4) у(х)=(1-х)3 5) у(х)= Вычислить производные функции для 2 группы: 1. у=2х-3 2. у=х2-3х+4 3. у=3 4. у= 5. у=(3-4х)2 Дополнительное задание для групп: Дана функция: f(х)=4х2. Вычислить f '(1), f '(-2). Дана функции: f(х)=х3. Решите уравнение: f (х)= f '(х). | Разрезать примеры и ответы на полоски и расположить правильные ответы к заданиям. Спикер оценивает работу каждого в группе. Критическое мышление Новые подходы (обучение через диалог) Кумулятивная беседа |
Осмысление | Карточки с заданиями различной степени трудности | 4. Самостоятельная работа. Дифференцированные задания. Работа в паре. 1.Найдите производную функции: у=3х7-12х. 2. Найдите значение производной функции у = , в точке х0=3. 3. Решите уравнение f '(х)=0, если f (х)=(х2-2)( х2+2). 4. Найдите значение производной функции у=4х-5х2, в точке х0=1. 5. Найдите производную функции: у= - | Выполняют задания, обсуждают решение в паре. Задания составлены с учетом возрастных особенностей. Спикер оценивает работу каждого в группе. Оценивание суммативное. |
| Карточки с индивидуальными заданиями различной сложности | 5. Разноуровневые задания. Групповая работа. Задания для 1 группы: Спикер группы распределяет задания между учениками. В результате каждый объясняет решение задачи в группе и записывает себе решение других задач. Карточка №1 Напишите уравнение касательной к графику функции у=х4-3х3, в точке х0=2. Карточка №2 Решите неравенство: f '(х)0, если f (х)=-х3+х2+3х Карточка №3 Вычислите f '(1)-?, если f (х)= Карточка №4 у=8х-2 Карточка №5 у= (х-3)2 Задания для 2 группы: Карточка №1 Вычислите у '), если у(х)=- Карточка №2 Решите уравнение f '(х)=0, если f (х)= х3-х2+1 Карточка №4 Найдите производную функции у= в точке х0=2. Карточка №4 Найдите производную функции у=5-7х, у '(-7). Карточка №5 Найдите производную функции у= (х-5)(2 х-5) 6. Тест. Индивидуальная работа Взаимопроверка I-вариант Вычислите производные функции: 1. у=7х5 А. 12х4 Б. 35х6 В. 35х4 2. у=0,5х4+х А. 2х3+1 Б. 4,5х3+1 В. 2х3+1 3. у= А. х3 Б. 16х4 В. 4. у= +1 А. +1 Б. В. 5. у=х6+3 А. 6х5+ Б. 6х5+ В. 6х5+ 6 6. у= А. - Б.- В. 7. у= 5 А. 15 Б. 15 В. 5 8. у=х3 А. 3х2 Б. 3х2 В. 3х2 II-вариант Вычислите производные функции: 1. у=3х9 А. 27х9 Б. 27х8 В. 12х8 2. у=3х5-2х А. 8х4-2 Б. 15х4-2х В. 15х4-2 3. у= А. Б. 81х8 В. х8 4. у=2+ А. 2х+ Б. 2 - В. - 5. у= х4 + 2 А. 4х3 + Б. 4х3 + В. 4х3 + 4 6. у = А. Б. - В. 7. у= 2 А. 2 Б. 8 В. – 8 8. у= х4 А. 4х3 х4 Б. 4х3 В. 4х3 + х4 1 вариант | 2 вариант | 1.В | 1.Б | 2.А | 2.В | 3.А | 3.В | 4.В | 4.В | 5. Б | 5.А | 6. А | 6.Б | 7 Б | 7.В | 8. В | 8.А | Ключ к ответам теста. Критерии оценивания теста: 1-2 б «2» | 3-4 б «3» | 5-6 б «4» | 7-8 б «5» | 7. Рефлексия. Обратная связь. Синквейн. Формула ПОПС, ТПП. Достигли ли вы цели сегодняшнего урока? Напишите на стикере две звезды (два момента урока, которые понравились больше всего) и одно пожелание (что хотели бы изменить). | Выполняют задания, обсуждают решение в группе (исследовательская работа) Талантливые и одаренные Управление и лидерство Спикер вносит оценку в оценочный лист Выполняют тестовые задания. Критериальное оценивание Суммативное оценивание Учащиеся подсчитывают количество баллов. Спикер группы выставляет оценки в оценочный лист. Спикер выставляет итоговую оценку комментируя ее группе |