Харина Галия Бирмахановна, учитель математики Челгашинской средней школы Карасуского района Костанайской области.
Данный урок опирается на внедрение идей семи модулей Программы, каждый из которых помогает отрабатывать отдельные этапы урока.
| Тема занятия | Производная |
| Цели: | Обобщить и оценить знания учащихся по данной теме. Проверить умения учащихся применять формулы дифференцирования и правила вычисления производных при решении задач. Уметь применять эти знания при решении задач. Развить и совершенствовать имеющиеся знания в новых ситуациях, развивать самостоятельность. Воспитывать навыки контроля и самоконтроля, внимание, логику рассуждения. Воспитывать чувство дружбы, взаимовыручки, умения работать в группе и ответственность за результат совместной работы. |
| Ожидаемый результат | С-знает и умеет применять правила дифференцирования, формулы вычисления производной степенной функции, решать примеры на применение этих формул. В-знает и умеет применять правила дифференцирования степенной, сложной функции, производные тригонометрических функции, решать примеры на применение этих формул. А-знает и умеет применять все формулы производных функции при решении примеров повышенной сложности, а также решать неравенства и уравнение касательной к графику функции. |
| Ключевые идеи: | Функция, определение производной, степенная функция, тригонометрическая функция, аргумент. |
| Стратегии | Ресурсы | Содержание урока | |
| | | Деятельность учителя: что я буду делать? | Деятельность учащихся |
| Вызов | | 1. Организационный момент. | Оценивают свое настроение |
| | | Тренинг «Какой я?» Цель тренинга: поднятие настроения, положительный настрой на урок, воспитание чувства дружбы, уважения. Итак, первый ученик говорит свое. имя и называет, что означает первая буква имени, затем второй ученик повторяет имя соседа с тем, что оно значит и называет свое имя и так далее… А последний ученик повторяет все имена и называет свое имя по принципу снежного кома, затем желают друг другу хорошего настроения, удачи, отличных оценок! | Психологический настрой учащихся на дальнейшую деятельность. |
| | Конфеты, медали, табличка №1 «Поток», табличка №2 «Идея» | Деление на группы: конфеты-группа «Поток», медали- группа «Идея» Выбрать спикера в группе. | Делятся на 2 группы. Выбирают спикера группы. Спикер вносит имена учеников в оценочный лист и далее оценки (приложение) |
| | Компьютерная презентация Флипчарт (ИКТ), Постеры, маркеры, стикеры | 2. Проверка домашнего задания. Фронтальная работа Повторение формул производных функции: Определение производной Правила дифференцирования Производная сложной функции Производная тригонометрических функции Уравнение касательной к графику функции | Работают над постером. Выступают и слушают выступление других. Группы оценивают друг друга (формативное оценивание- «Три хлопка», «Большой палец») |
| | Постеры, ножницы, клей, карточки с заданиями | 3.Исследовать примеры (пазлы). Устная работа. В группе обсудить и найти правильное решение. Вычислить производные функций для 1 группы: 1) у(х)=х2-3х+4 2) f(х)=3х4-7х3+2х2+17 3) h(х)=(2х+1)2 4) у(х)=(1-х)3 5) у(х)= Вычислить производные функции для 2 группы: 1. у=2х-3 2. у=х2-3х+4 3. у=3 4. у= 5. у=(3-4х)2 Дополнительное задание для групп: Дана функция: f(х)=4х2. Вычислить f '(1), f '(-2). Дана функции: f(х)=х3. Решите уравнение: f (х)= f '(х). | Разрезать примеры и ответы на полоски и расположить правильные ответы к заданиям. Спикер оценивает работу каждого в группе. Критическое мышление Новые подходы (обучение через диалог) Кумулятивная беседа |
| Осмысление | Карточки с заданиями различной степени трудности | 4. Самостоятельная работа. Дифференцированные задания. Работа в паре. 1.Найдите производную функции: у=3х7-12х. 2. Найдите значение производной функции у = , в точке х0=3. 3. Решите уравнение f '(х)=0, если f (х)=(х2-2)( х2+2). 4. Найдите значение производной функции у=4х-5х2, в точке х0=1. 5. Найдите производную функции: у= - | Выполняют задания, обсуждают решение в паре. Задания составлены с учетом возрастных особенностей. Спикер оценивает работу каждого в группе. Оценивание суммативное. |
| | Карточки с индивидуальными заданиями различной сложности | 5. Разноуровневые задания. Групповая работа. Задания для 1 группы: Спикер группы распределяет задания между учениками. В результате каждый объясняет решение задачи в группе и записывает себе решение других задач. Карточка №1 Напишите уравнение касательной к графику функции у=х4-3х3, в точке х0=2. Карточка №2 Решите неравенство: f '(х)0, если f (х)=-х3+х2+3х Карточка №3 Вычислите f '(1)-?, если f (х)= Карточка №4 у=8х-2 Карточка №5 у= (х-3)2 Задания для 2 группы: Карточка №1 Вычислите у '), если у(х)=- Карточка №2 Решите уравнение f '(х)=0, если f (х)= х3-х2+1 Карточка №4 Найдите производную функции у= в точке х0=2. Карточка №4 Найдите производную функции у=5-7х, у '(-7). Карточка №5 Найдите производную функции у= (х-5)(2 х-5) 6. Тест. Индивидуальная работа Взаимопроверка I-вариант Вычислите производные функции: 1. у=7х5 А. 12х4 Б. 35х6 В. 35х4 2. у=0,5х4+х А. 2х3+1 Б. 4,5х3+1 В. 2х3+1 3. у= А. х3 Б. 16х4 В. 4. у= +1 А. +1 Б. В. 5. у=х6+3 А. 6х5+ Б. 6х5+ В. 6х5+ 6 6. у= А. - Б.- В. 7. у= 5 А. 15 Б. 15 В. 5 8. у=х3 А. 3х2 Б. 3х2 В. 3х2 II-вариант Вычислите производные функции: 1. у=3х9 А. 27х9 Б. 27х8 В. 12х8 2. у=3х5-2х А. 8х4-2 Б. 15х4-2х В. 15х4-2 3. у= А. Б. 81х8 В. х8 4. у=2+ А. 2х+ Б. 2 - В. - 5. у= х4 + 2 А. 4х3 + Б. 4х3 + В. 4х3 + 4 6. у = А. Б. - В. 7. у= 2 А. 2 Б. 8 В. – 8 8. у= х4 А. 4х3 х4 Б. 4х3 В. 4х3 + х4 | 1 вариант | 2 вариант | | 1.В | 1.Б | | 2.А | 2.В | | 3.А | 3.В | | 4.В | 4.В | | 5. Б | 5.А | | 6. А | 6.Б | | 7 Б | 7.В | | 8. В | 8.А | Ключ к ответам теста. Критерии оценивания теста: | 1-2 б «2» | | 3-4 б «3» | | 5-6 б «4» | | 7-8 б «5» | 7. Рефлексия. Обратная связь. Синквейн. Формула ПОПС, ТПП. Достигли ли вы цели сегодняшнего урока? Напишите на стикере две звезды (два момента урока, которые понравились больше всего) и одно пожелание (что хотели бы изменить). | Выполняют задания, обсуждают решение в группе (исследовательская работа) Талантливые и одаренные Управление и лидерство Спикер вносит оценку в оценочный лист Выполняют тестовые задания. Критериальное оценивание Суммативное оценивание Учащиеся подсчитывают количество баллов. Спикер группы выставляет оценки в оценочный лист. Спикер выставляет итоговую оценку комментируя ее группе |