Разработка итогового урока по математике в 6 классе по теме "Отношение и пропорции" в форме смотра знаний. На данном уроке обучающиеся знакомятся спрактическими применениями изученной темы в жизни.анный урок носит интегрированный характер. Ребята решают задачи по таким предметам, как биология (медицина), экология, химия, технология, география. На уроке активно используется исследование и групповая работа.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Обобщающий урок по теме "Отношения и пропорции" »
Методическая разработка урока математики.
Автор урока: Козлова Н.В., учитель математики ГБОУ СОШ № 1387
Класс: 6 класс
Тема: Обобщающий урок по теме: «Отношения и пропорции»
Цели урока:
образовательная:
повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков учащихся по теме «Отношения и пропорции»,
формирование умений составлять умозаключения, обосновывая свои действия ссылками на правила,
учиться видеть межпредметную связь математики с другими школьными дисциплинами – географией, черчением, трудовым обучением, химией, экологией, медициной
проверить степень усвоения учащимися знаний, полученных при изучении данной темы;
развивающая:
развивать логическое мышление, умение обобщать, систематизировать полученные знания по теме «Пропорция»,
Знать/понимать понятия:что такое пропорция, определение пропорции, основное свойство пропорции, что такое масштаб
Уметь:находить неизвестный член пропорции, применяя определение пропорции и основное свойство пропорции, анализировать условие задач, уметь применять полученные знания на других уроках. Анализировать текст задачи, моделировать условие с помощью схем, рисунков, реальных предметов; строить логическую цепочку рассуждений
Личностные:
Проявлять интерес к креативной деятельности, активности при подготовке творческих отчетов (выступление с докладом, графические организаторы и др.)
Метапредметные (Универсальные учебные действия):
Познавательные:
Анализировать (в т.ч. выделяют главное, разделяют на части) и обобщать
Регулятивные:
Критически оцениватт полученный ответ, осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию
Коммуникативные:
Осуществлять контроль, коррекцию, оценку собственных действий и действий партнёра
Тип урока: Обобщение и систематизация знаний (урок комплексного применения знаний, умений и навыков).
Форма урока: Урок-исследование.
Методы обучения: наглядные, практические, словесные, репродуктивные.
Оборудование: учебник, раздаточный материал, компьютер, проектор для демонстрации презентации, экран. Компьютерная презентация в Microsoft PowerPoint
Межпредметные связи: география, технология, химия, экология, биология (медицина)
Литература:
Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. Математика, 6класс: учебник для общеобразовательных учреждений . - 16-е изд., перераб. – М.: Мнемозина, 2013, §4, п.20-23.
Жохов В.И. Математика 5-6. Разработки уроков, нормативные и контрольно-методические материалы. – М.: Илекса, 2009г.
А.П. Ершова, В.В. Голобородько. Самостоятельные и контрольные работы. Математика 6. - М.: Илекса, 2010 г.
Ходурока:
№ этапа
Содержание урока:
Время
I.
Организационный момент (мотивация учебной деятельности)
1 мин
II.
Актуализация опорных знаний
8 мин.
III.
Применение знаний, умений и навыков в решении задач. Физминутка
23 мин.
IV.
Самостоятельная работа. Работа в группах
4 мин.
V.
Инструктаж домашнего задания
1 мин.
VI.
Подведение итогов. Рефлексия
3 мин.
I. Организационный момент (мотивация учебной деятельности).
Приветствие учителя.
Сегодня мы с вами проведем необычный урок «Урок - исследование», но еще на этом уроке вы покажете свои знания нашим гостям, а они оценят как хорошо вы знаете данную тему. При выполнении заданий разминки я предлагаю вам самостоятельно определить тему урока и сформулировать цели, которых мы должны достичь к концу урока. Для этого давайте повторим пройденный материал.
II. Актуализация опорных знаний.
1. Устные упражнения (лист с заданиями лежит у учащихся на парте Приложение 4).
4 от 5 (Отв.80%) 12от 8 (Отв.150%) 72 от 24 (Отв.300%)
в) Найдите отношение:
5 к 20 (6/20= 30%) 8 к 40 (8/40 = 20%) 0,25 к 0,55 (5/11)
г) На одной ферме aптиц, а на другой на 20% больше. Сколько птиц на второй ферме? Сколько птиц на двух фермах?
Ответ: 120% = 1,2; 1,2 на второй ферме; 2,2а на двух фермах?
д) В 4-литровую кастрюлю с водой хозяйка бросила три столовых ложки соли, а в 3-литровую – две. В какой кастрюле раствор оказался крепче?.
Ответ: во второй.
2. Учитель: Итак, по какой теме были задания разминки?
(Все задания по теме «Отношения и пропорции». Делается вывод, что тема данного урока «Отношения и пропорции»).
Учитель: Тема «Пропорции» рассматривается только в 6 классе, но данный материал используется и в старших классах., даже при сдаче ОГЭ и ЕГЭ встречаются задачи по данной теме. Пропорции способны объединить между собой движение транспорта и кулинарию, изготовление сплавов и малярные работы, вычерчивание карт и рассматривание микробов под микроскопом.
А для того чтобы увидеть, как математика помогает с помощью пропорции решать
задачи по химии, работать с чертежами и географическими картами, мы проведем с вами небольшое исследование.
А кто сможет сформулировать цели нашего урока? (Ребята формулируют цели урока. Учитель старается подвести ребят к тому, что основной целью урока является показать практическую значимость пропорции в жизни человека).
Сообщаются цели и задачи урока .
III. Применение знаний, умений и навыков в решении задач.
Учитель: Итак, для того чтобы нам более оперативно провести исследование, давайте еще раз повторим понятия связанные с отношением и пропорцией:
Что называется отношением? (…частное двух чисел)
Что показывает отношение двух чисел? (…какую часть одно число составляет от другого или во сколько раз одно число больше другого).
Дайте определение пропорции (…равенство двух отношений). (слайд 5презентации).
Как называются члены пропорции? (…крайние и средние).
Каким основным свойством обладают члены пропорции?(…произведение крайних членов пропорции равно произведению средних членов пропорции). (слайд 6 презентации).
Какие бывают пропорциональности? (…прямая и обратная). (слайд 7 презентации).
Какие две величины называют прямо пропорциональными? (привести примеры прямо пропорциональных величин).
Какие две величины называют обратно пропорциональными?
Указать вид пропорциональной зависимости:
а) Отношение съеденного варенья из банки к оставшемуся варенью в банке.
б) Чем выше пень, тем выше тень.
в) Чем больше народа (в помещении), тем меньше кислорода.
г) Какова зависимость пути от времени при постоянной скорости?
Что называется масштабом? (…масштабом картыназывают отношение длины отрезка на карте к длине соответствующего отрезка на местности). (слайд 8 презентации).
Учитель: Хорошо, и считать умеете и правила вы знаете. А теперь проверим ваше внимание.
Задача№1: Найди ошибку.
Незнайка решил найти отношение массы мышки к массе слона. Мышка весит 50 грамм, а слон – 5 тонн.
«Составим отношение 50 : 5, - сказал Незнайка. - Мышка в 10 раз тяжелее слона».
Верно ли, ребята? (Обучающиеся записывают и проверяют решение задачи, высказывают свое мнение).
Какое основное условие составления отношений? (Отношение величин находят, если они выражены в одних единицах измерения).
Решение (в тетради и на доске):
5 т = 5 000 кг = 5 000 000 г
50 : 5 000 000 = 1 : 100 000
Ответ: мышка в 100 000 раз легче слона.
Учитель: Молодцы ребята. А теперь давайте применим ваши знания на практике.
Математический диктант – физминутка.
А сейчас наши гости наглядно посмотрят, как хорошо вы усвоили данную тему. Я буду показывать вам утверждение. Если оно верно, то вы встаете и поднимаете руки вверх, а если – нет, то делаете приседание. Но задания вы выполняете с закрытыми глазами и строго по моей команде.
(Учитель показывает карточки с заданиями (Приложение 3), а дети выполняют задания. При данной проверке учитель сразу выделяет учащихся, которые плохо усвоили данную тему).
Учитель: Поднимите руку, кто ни разу не ошибся? Они получают «5». Кто допустил 1-2 ошибки? Эти ребята получают «4».
Учитель: С таким багажом знаний вы можете смело исследовать применение данной темы в различных науках, а затем применять полученные знания в жизни.
IV. Самостоятельная работа по решению задач. Творческая работа в группах.
Учитель:Вы разделены на группы. Сейчас каждая группа получит задания из какой-то области наук. Каждая группа должна будет решить данные задачи, показать как применяется данная тема при решении задач из этой области и выполнить творческое оформление решения задачи на листе с дальнейшей защитой у доски. При защите своих решений необходимо показать применение темы «Отношения и пропорции».
1 группа – Медики
2 группа – Химики
3 группа – Технологи
4 группа – Географы
5 группа – Экологи.
Ребята, скажите с представителями профессии какой группы вы не знакомы?
Учитель объясняет обучающимся в чем заключаются основные обязанности работы технолога. Далее обучающиеся получают листы с заданиями и решают поставленные перед ними задачи. Приложение 1.
Проверка выполненных работ осуществляется в виде публичной защиты решения одной из задач (по выбору группы) с творческим оформлением.
V. Инструктаж домашнего задания
Учитель: Наш урок подходит к концу. Дома вы самостоятельно можете его продолжить и решить задачи на применение пропорции. Предлагаемые для (дифференцированной) домашней работы задания есть у каждого из вас на парте (задание распечатано для каждого ученика. Приложение 2.). Дома вы должны будете «взвесить» свои возможности и определить для себя уровень задания. Для тех, кто хочет творчески подойти к теме «Отношения и пропорции» предлагаю составить сборник задач собственного сочинения по данной теме с интеграцией в различные науки.
Домашнее задание:
На оценку «3»- задачи №1, №2, №3.
На оценку «4» - задачи №3, №4, №5.
3. На оценку «5» №5, №6 и составить и решить задачу на применение пропорции в жизни человека.
VI. Подведение итогов урока, рефлексия.
Итак, вы узнали, что пропорция - не только математическая величина.
- А где еще можно применить пропорцию?
- Сможете ли вы на практике применить полученные знания?
- Какие затруднения вы испытывали при решении задач?
(Учащиеся рассказывают о том, где они смогут применить полученные знания, какие умения у них развиты хорошо, какие задания вызвали затруднения.)
И в завершении нашего необычного путешествия, я хочу, чтобы каждый из вас дал оценку своей работе на уроке. Нарисуйте у себя в тетради того человечка, который соответствует вашему восприятию урока.
Ребята сдают тетради на проверку.
Приложение №1
Задачи для группы «Медики»
Задача №1: Курящие дети сокращают себе жизнь на 12,5%. Определите, какова предположительная продолжительность жизни нынешних курящих детей, если средняя продолжительность жизни в России 56 лет.
Задача № 2: После курения происходит уменьшение диаметра мельчайших артерий на 30%. На сколько микрон уменьшился диаметр артерий, если он был равен 20 микронам?
Задача № 3: Одна сигарета разрушает 25 мг витамина С. Дневная норма приема витамина С 500 мг. Сколько витамина ворует у себя тот, кто выкуривает 14 сигарет в день? Сколько витамин у него остается?
Задача № 4: Известно, что человек пробыл в накуренном помещении 1 час, то это равноценно 4 выкуренным сигаретам. Сколько человек потерял витамина «С», если он пробыл в накуренном помещении 2 часа?
Задачи для группы «Химики»
Задача№1: В сосуд налили 240 г воды и положили 10 г соли. Найдите процентное содержание соли в растворе?
Задача № 2: На выработку 2,4 т синтетического каучука расходуется 4,8 т спирта. Хватит ли 28 т спирта для получения 14,4 т каучука?
Задача № 3: Содержание соли в растворе составляет 16%.
1) Сколько килограммов соли содержится в 75 кг раствора?
2) Сколько килограммов такого раствора можно приготовить из 8,8 кг соли?
Задачи для группы «Экологи»
Задача №1: Родиной белого журавля является наша страна. Из общего числа белых журавлей 60% обитает в Якутии и 0,4 – на реке Оби. Сколько всего сохранилось белых журавлей, если их в Якутии на 15 пар больше, чем на реке Оби?
Задача № 2: Известно, что в среднем 80% курящих страдают заболеванием легких. Найдите количество больных, если курят 500 человек.
Задача № 3 Вес самки одного из видов летучих мышей, питающейся насекомыми, не превышает 5г. Вес каждого из ее новорожденных детенышей - 1г. За месяц выкармливания детенышей молоком вес каждого из них достигает 4,5г. Зная правило 10% определите, какую массу насекомых должна потребить самка за это время, чтобы выкормить свое потомство в количестве 5 штук?
(Правило 10%- усваивается только 10% от съеденной массы).
Задачи для группы «Географы»
Задача №6: Расстояние на карте от Земли до Луны 38,4 см. Найти расстояние между ними, если масштаб карты 1:1 000 000 000.
Задача № 2: Отрезку на карте, длина которого 3,6 см, соответствует расстояние на местности в 72 км. Каково расстояние между городами, если на этой карте расстояние между ними 12,6 см?
Задачи для группы «Технологи»
Задача №1- для девочек: Длина изделия на выкройке 75см. Вычислите масштаб чертежа, если на нем длина сарафана будет равна 15см.
Задача №1- для мальчиков: Длина детали 300мм. Какой использовали масштаб, если на чертеже ее длина равна 60мм?
Задача № 2: На чертеже длина прямоугольника равна 2см, ширина 3см. В действительности длина прямоугольника 8см. Чему равна ширина прямоугольника?
Задача № 3: Для изготовления 18 одинаковых приборов потребовалось 27 г платины. Хватит ли 35 г платины на изготовление 28 таких приборов?
Задача № 4: На чертеже длина прямоугольника равна 2см, ширина 3см. В действительности длина прямоугольника 8см. Чему равна ширина прямоугольника?
Задача № 5: Для изготовления 18 одинаковых приборов потребовалось 27 г платины. Хватит ли 35 г платины на изготовление 28 таких приборов?
Приложение 2.
Задачи для домашней работы:
№1. Принтер печатает одну страницу за 4 с. Сколько страниц можно распечатать на этом принтере за t мин?
№2. 1. В 2,5 кг сиропа содержится 1,2 кг сахара. Сколько сахара содержится в 3 кг такого же сиропа?
№3. Отрезку на карте, длина которого 3,6 см, соответствует расстояние на местности в 72 км. Каково расстояние между городами, если на этой карте расстояние между ними 12,6 см?
№4.Содержание соли в растворе составляет 16%.
1) Сколько килограммов соли содержится в 75 кг раствора?
2) Сколько килограммов такого раствора можно приготовить из 8,8 кг соли?
№5. На чертеже длина прямоугольника равна 2 см, ширина 3 см. В действительности длина прямоугольника 8 см. Чему равна ширина прямоугольника?
№6.Одна сигарета разрушает 25 мг витамина С. Дневная норма приема витамина С 500 мг. Сколько витамина ворует у себя тот, кто выкуривает 14 сигарет в день? Сколько витамин у него остается?
Приложение 3
= 0,25 = 25%
3 : 5 = 0,6
= 0,2
1 : =
если as=mb, то a : m=b : s
11 : 2=3 : 5
2 : 9=4 : 18
х=4 -
корень уравнения х : 5 = 20 : 25
х=33 -
корень уравнения 3 : 5 = 21 : х
Приложение 4.
а) Выразите в процентах числа:
0,7= 0,45= 1/4= 3/4= 1/20=
б) Сколько процентов составляет:
4 от 5
12от 8
72 от 24
в) Найдите отношение и, если возможно, выразите его в процентах:
5 к 20
8 к 40
0,25 к 0,55
г) На одной ферме aптиц, а на другой на 20% больше. Сколько птиц на второй ферме? Сколько птиц на двух фермах?
д) В 4-литровую кастрюлю с водой хозяйка бросила три столовых ложки соли, а в 3-литровую – две. В какой кастрюле раствор оказался крепче?.