Урок-путешествие на планету «Математика»
Первый урок математики в 5-м классе
Кандина Наталья Николаевна ,
учитель математики, 1 категория
Форма проведения: урок-игра «Математическое путешествие»
Задачи урока:
Образовательные: повторение основных понятий курса начальной школы (чтение и запись натуральных чисел, выполнение арифметических действий с натуральными числами).
Развивающие: развитие поисковой, творческой, познавательной деятельности; развитие творчества и инициативы, самостоятельности и неординарности принятия решений, уверенности и твердости в своих силах;
Воспитывающие: воспитание интереса к предмету и любознательности; развитие математической культуры речи; формирование навыков взаимоконтроля.
Оборудование:
План урока:
| Этапы урока |
| Организационный момент |
| Знакомство. Постановка цели урока. |
| Проверка исправности ракеты и подготовки участников. Станции «Познай-ка» Станция «Повторяй-ка» Станция «Закрепляй-ка» Станция «Смекай-ка» Планета «Математика» Подведение итогов урока. Рефлексия. |
Ход урока:
1. Организационный момент
2. Постановка цели урока.
Ребята, сегодня у нас необычный урок, мы отправляемся в математическое путешествие. А путешествие помогут совершить наши знания, взаимовыручка, дружба и находчивость. Я желаю вам, чтобы на нашем уроке каждому из вас было тепло и уютно. Сегодня мы отправимся в путешествие на планету Математика. С виду математика – наука серьёзная, но в душе она, как и все, хочет, чтобы её любили, и любит, чтобы с ней играли. Теперь вы – пассажиры математической ракеты. Девизом нашего путешествия будут слова «В математике есть своя красота, как в живописи и в поэзии»
3. Проверка снаряжения
Прежде чем отправляться в полет, необходимо проверить исправность корабля и устранить все неполадки.
Задание. Запишите математическое выражение и вычислите его значение (ученики записывают в тетради выражения и считают его значение, далее самопроверка).
1. Произведение 7 и 8 7*8=56
2. Разность 89 и 35 89- 35=54
3. Сумма 45 и 47 45+47=92
4. На какое число нельзя делить? 0
5. Частное 125 и 25 125:25=5
Итак все проверено, устранены неполадки и мы отправляемся в путь.
Наше путешествие проходит через станции «Познай-ка», « Повторяй-ка», «Закрепляй-ка» и «Смекай-ка к планете « Математика-5»
4. Отправляясь на планету «Математика» , мы должны познать историю этой древней планеты. Поэтому наша остановка на станции «Познай-ка»
Математика – самая древняя из наук, она была и остается необходимой людям. Слово «математика» греческого происхождения. Оно обозначает «наука», «размышление». Математика, как и все другие науки, возникла из потребностей практической деятельности людей. На очень ранней ступени развития у человека возникла необходимость подсчитывать количество добычи или урожая, измерять земельные участки, определять вместимость сосудов, вести счёт времени. При дальнейшем развитии общества усложнялась практическая деятельность человека, а вместе с ней росли потребности в усовершенствованных приёмах счёта и измерений. Первыми существенными успехами в арифметике стали понятие числа и изобретение четырех основных действий: сложения, вычитания, умножения и деления. С тех пор накопилось большое количество математических знаний, открытий.
Первый отечественный учебник по математике вышел в 1703 год. Леонтий Филиппович Магницкий издал "Арифметику". По ней учился М. В. Ломоносов, называвший этот учебник "вратами учёности". Книга Магницкого являлась скорее энциклопедией математических знаний, чем учебником арифметики, многие помещенные в ней сведения сообщались впервые в русской литературе. "Арифметика" сыграла большую роль в распространении математических знаний в России. Нам с вами предстоит изучать математику по учебнику Н.Я. Виленкина. Мы должны хорошо владеть математическим аппаратом, чтобы нам легче и проще было общаться с жителями этой планеты.
5. Итак, станция «Повторяй-ка». И мы с вами повторяем натуральные числа.
А)– Какие числа называют натуральными?
1, 2, 3, 4, 5, 6,… – натуральные числа (числа, применяемые при счете).
Б)Ноль не относят к натуральным числам.
В) Прочитать числа:
1000000000 9999999 765980 6098650 2000007 9070801
Г) Записать числа в тетрадях:
наименьшее четырехзначное число 1000
наибольшее трехзначное число 999
наибольшее шестизначное число 999 999
наименьшее пятизначное число 10 000
Взаимопроверка по парам.
6. Итак, летим дальше. Следующая станция «Закрепляй-ка»
Задачи:
Составить условия задач по рисункам и решить их.
+ = 466 г
+ = 632 г
+ + = 720 г
груша? апельсин? лимон?
груша 88 г, апельсин 378 г, лимон 254 г.
6. Физкультминутка
Мы решали, мы решали
Мы решали, мы решали.
Что-то очень мы устали.
Мы сейчас потопаем, (Шаги ногами на месте под счет учителя.)
Ручками похлопаем. (Хлопки в ладоши.)
Раз присядем,
(Приседания.)
Быстро встанем, (Повороты туловища. Ходьба на месте.) Улыбнемся, Тихо сядем.
7. Отдохнули и мы летим дальше. Следующая станция «Смекай-ка»
На столе стояло четыре стакана с ягодами. Вова съел из одного стакана ягоды. Сколько стаканов осталось на столе? (Четыре)
В комнате зажгли три свечи. Потом одну из них потушили. Сколько свечей осталось на столе? (Три)
Три человека ждали поезда три часа. Сколько времени ждал каждый из них? (Три часа)
Шёл Кондрат
В Ленинград,
А навстречу – 12 ребят.
У каждого по три лукошка,
В каждом лукошке – кошка,
У каждой кошки – 12 котят,
У каждого котёнка
В зубах по четыре мышонка.
И задумался старый Кондрат:
«Сколько мышат и котят
Ребята несут в Ленинград?»
-Вы поможете Кондрату?
(Нисколько)
Глупый, глупый Кондрат!
Он один шагал в Ленинград.
А ребята с лукошками,
Шли навстречу ему – в Кострому.
И по два тенге нашли.
За ними ещё четыре идут.
Сколько они найдут? (Нисколько)
Кто живёт у нас в квартире?
Папа, мама, брат, сестра,
Кошка Мурка, два котёнка,
Мой щенок, сверчок и я –
Вот и вся моя семья.
Раз, два, три, четыре, пять!
Всех начну считать опять!
Сколько человек живёт в семье? (Пять)
У реки сидит не зря.
Два карасика в ведёрке
И четыре пескаря.
Но смотрите – у ведёрка
Появился хитрый кот…
Сколько рыб домой Егорка
На уху нам принесёт? (Нисколько)
8. Подведение итогов урока. Рефлексия
Молодцы. Мы с вами успешно добрались до острова Математика-5.
Нам предстоит с вами продолжить изучение прекрасной и интересной науки, но надо помнить, что
Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит. М.В. Ломоносов. Замечательные слова, но нам надо подводить итоги нашего урока и называть победителей.
Награждение победителей.
Всем участникам вручаются медальки «Юный математик».
Итог урока: Вам понравился урок? Что вам понравилось на уроке?
Нам с вами расстаться настала пора.
Вы что загрустили? Не надо!
Планета Математики встрече с вами рада,
Ведь вы преодолели все преграды!
До свидания.