1. Знание и понимание. Учащимся предлагается выбрать одну из 10 предложенных карточек, для того чтобы разделиться на две группы. Ребята с четными числами на крточках объеденяются в одну группу, а снечетными во вторую группу. «Ребята вы поделились на две группы с четными и не четными числами. Что вы можете сказать посмотрев на ваши карточки? Какую закономерность вы можете выявить для данного множества чисел? (учащиеся вспоминают правило четности и нечетности чисел) Отсюда следует что четные числа состовляют множество четных чисел, и соответственно нечетнае числа составляют множество нечетных чисел, и обозначается (Р)». «Ребята что у вас есть в портфелях?» «Что растет в лесу?» «Кто дает вам знания в школе?» и.т.д. Получив ответы на данные вопросы, у учащихся можно сформулировать навыки понимания таких терминов как множество и элементы множества. Попросить каждого ученика привести свой пример множества, и охарактеризовать ккое оно(конечное или бесконечное). -
Конечное множество (множество чисел, множество рыбок в аквариуме, ... ) Множество Безконечное множество (множество звезд на небе, множество натуральных чисел,... ) Множество представляет собой объединение некоторых объектов или предметов в единую совокупность по каким-либо общим свойствам или законам. Множества состоят из элементов. Множество, которое не содержит ни одного элемента, называется пустым множеством и обозначается (). Например, множество простых чиселмежду числами 74 и 84 –пустое множество. Если элемент a принадлежит множеству В, то записывают: а. Читают: «а-элемет множества В» или «а принадлежит множеству В». Например, число 6 принадлежит множеству натуральных чисел, 6.(рис. 1 ). Если элемент с не принадлежит множеству А, то записывают: с А Читают: с не принадлежит множеству А». Например, число 0 не принадлежит множеству натуральныхчисел N, записывают: 0 N (рис. 2 ). Если каждый элемент множества В является элементом множества А, то множество В называется подмножеством А. Если каждый элемент множества В принадлежит множеству А, то множество В является подмножеством множества А. Обозначение: А Произношение: множество В является подмножеством множества А. Пример: С= и D= C. На третьем рисунке при помощи диаграммы Эйлера-Венна показаано, что множество является подмножеством множества С. Разминка. История происхождения Основы теории конечных и бесконечных множеств были заложены Бернардом Больцано, который сформулировал некоторые из её принципов. С 1872 года по 1897 год (главным образом в 1872—1884 годы) Георг Кантор опубликовал ряд работ, в которых были систематически изложены основные разделы теории множеств. В этих работах он не только ввёл основные понятия теории множеств, но и обогатил математику рассуждениями нового типа, которые применил для доказательства теорем теории множеств. Поэтому общепризнано, что теорию множеств создал Георг Кантор Применение. Групповая работа Задание 1. Выполните задания, используя знаки и : Какие из чисел 18; 97; ; 60; ; 0,4; 100 принадлежат и не принадлежат множеству N? Приложение №1 Задание 2. Даны множества А= ; В= ; С= ; және D= . Какое из них является подмножеством множества F= ? Сделайте соответствующие записи, используя знак «» Парная работа Задание 1. Из множества К составили все его подмножества: а) ; б) в) . Задайте множество К перечислением его элементов. Задание 2 Как называют: 1) множество натуральных чисел, которые имеют только два различных делителя: единицу и само это число. 2) множество чисел, делящихся на 2 без остатка; 3) множество дробей с числителем 1; 4) множество чисел, записанных в десятичной системе и имеющих разряды меньше единицы. Приложение №2 -
Индивидуальная работа Задание 1. Задайте множества перечислением элементов: 1) А – множество букв в слове «математика». 2) В- множество букв в слове «квадрат». 3) С- множество букв в слове «куб». Задание 2 L – множество всех учащихся в классе. К- множество учащихся этого класса, посещающих секцию легкой атлетики. Изобразите с помощью кругов Эйлера-Венна соотношение между множествами К и L. Приложение №3 Формативное оценивание даю на этапе «Индивидуальная работа». Ф.И: Класс: Задания | График оценивания | Задание 1 | | А= | 1 | В= | 1 | С= | 1 | Задание 2 | | Показаны множества с помощью кругов Эйлеров-Венна. | 1 | Всего | 4 | |