Тема: «Площадь прямоугольника»
Класс: 8
Учитель: Буторова Дина Михайловна, учитель математики 1 кв. категории МБОУ «Воронокская СОШ»
Учебник: Л.С. Атанасян и др.Геометрия 7-9
Цели: Содержательная цель: доказать формулу площади прямоугольника, познакомиться с понятием равновеликих фигур;
Деятельностная цель: закрепить формулы площади прямоугольника и квадрата при решении различного вида учебных задач.
Формируемые УУД:
предметные: выводят формулу площади пряямоугольника,формулируют определение равновеликих фигур, применяют формулы для нахождения площадей квадрата и прямоугольника при решении задач;
познавательные: формулируют проблемы, самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели, ориентируются в своей системе знаний (отличают новое от уже известного с помощью учителя); добывают новые знания (находят ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке), владеют общими приемами выполнения заданий и вычислений;
регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале, оценивают правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
коммуникативные: грамотно оформляют свои мысли в устной и письменной речи с учетом речевых ситуаций, высказывают свою точку зрения, аргументируют и отстаивают её, слушают учителя, друг друга при работе в парах.
личностные: проводят самооценку, адекватно воспринимают причины успеха (неуспеха), формируют внимательность, аккуратность, культуру учебного труда.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Оборудование: компьютер, проектор, раздаточный материал: текст сказки «Король четырехугольников».
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Самоопределение к учебной деятельности
Цель этапа:
1) включить учащихся в учебную деятельность;
2) определить содержательные рамки урока: перевод с русского языка на математический язык.
– Добрый день!
Приветствую всех, кто время нашел
И сегодня на урок к нам пришел!
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности
Цель этапа: 1) актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала: понятие площади,свойства площадей, площадь квадрата;
2) актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: сравнение, анализ, классификация;
3) зафиксировать все повторяемые понятия и алгоритмы в виде схем и символов: в виде свойств;
4) зафиксировать индивидуальное затруднение в деятельности.
- О чем мы вели разговор на прошлом уроке? Действительно, мы начали изучать тему «Площади фигур». Многие слова в русском языке имеют несколько значений, например слово “площадь”.
Все зависит от того, какие слова стоят рядом (показываю фотографии:Красная площадь, площадь Партизан, поля прямоугольной формы).
Когда мы говорим: Красная площадь, площадь Партизан в Брянске, мы имеем ввиду определенное место в городе, поселке с таким названием.
Но, когда мы говорим: площадь комнаты, зала, доски, поля, мы имеем ввиду совсем другое, а именно – сколько единиц площади размещается на поверхности пола (потолка) комнаты, зала, на поверхности доски и т.д. Т.е. , площадь – это величина(то, что можно измерить). Хотя, конечно, и Красную площадь, и площадь Партизан мы тоже можем измерить с помощью единиц площади.
-Какие мы знаем единицы площади:
Что мыя ещё выяснили на прошлом уроке? (Свойства площадей). Давайте их вспомним( по слайдам сформулировать свойство).(Работа в парах)
Задание на усвоение свойств (работа в парах) с последующей проверкой и коррекцией ошибок
Площади каких фигур вы уже умеете вычислять?(прямоугольник, квадрат)
Сегодны мы продолжим изучение темы «Площади фигур, а конкретно – мы должны вывести формулу площади прямоугольника.
3. Постановка цели деятельности
Цель этапа: 1) организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется свойство задания;
2) согласовать цель и тему урока.
– Площади каких фигур вы уже умеете вычислять?(прямоугольник, квадрат)
Сегодны мы продолжим изучение темы «Площади фигур, а конкретно – мы должны вывести формулу площади прямоугольника.
Предлагаю послушать геометрическую сказку и тветть гна вопросы (работа в парах):
Собрались все четырехугольники на лесной поляне и стали обсуждать вопрос о выборе своего короля. Долго спорили и не могли прийти к единому мнению. И вот один старый параллелограмм сказал: « Давайте все отправимся в царство четырехугольников. Кто первым придет, тот и будет королем!» Все согласились. Рано утром все отправились в далекое путешествие. На пути фигур встретилась река, которая сказала: «Переплывут меня только те, у кого диагонали пересекаются, и точкой пересечения делятся пополам.Остальные благополучно переплыли и пошли дальше.
На пути им встретилась высокая гора, которая сказала, что даст пройти только тем, у кого диагонали равны. Остальные пошли дальше. Дошли до большого обрыва, где был узкий мост. Мост сказал, что пропустит тех, у кого диагонали пересекаются под прямым углом. По мосту прошел только один четырехугольник, который первым добрался до царства и был провозглашен королем.
4.Построение проекта выхода из затруднения
Цель этапа: 1) организовать коммуникативное взаимодействие для успешного выполнения учебного задания;
2) зафиксировать вывод формулы её применение в вербальной форме и с помощью эталона.
Что такое квадрат? С помощью квадрата мы выведем формулу площади прямоугольника.
Ученик у доски проводит алгебраические преобразования и выводит формулу.
5.Физкультминутка.
7. Первичное закрепление. Решение задач по готовым чертежам, заданийф ОГЭ ( работа с Открытым банком заданий сайта math100).
Вводится понятие равновеликих фигур. Обучающие самостоятельно формулируют определение.
8. Самостоятельная работа с самопроверкой
9. Рефлексия деятельности на уроке
Цель этапа: 1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;
2) оценить собственную деятельность на уроке;
3) поблагодарить одноклассников, которые помогли получить результат урока;
4) зафиксировать неразрешённые затруднения как направления будущей учебной деятельности;
5) обсудить и записать домашнее задание
Наш урок подошел к концу. О каких геометрических фигурах шел разговор на уроке? Что нужно знать, чтобы найти площади прямоугольника, квадрата? Пригодятся ли вам в жизни полученные знания? Где? Что на уроке было самым сложным, простым?
Понравился урок?
Что особенно запомнилось?
Домашнее задание
А еще, ребята, чтобы сохранить свое здоровье и здоровье окружающих, нам всем необходима доброта. Давайте хором пожелаем друг другу: " Будьте здоровы!”
Вы сегодня хорошо работали, помогали друг другу и справились со всеми заданиями. Я всех благодарю за активную работу на уроке.
Урок окончен!
6