Просмотр содержимого документа
«Математика и математики в годы Великой Отечественной войны.»
Вклад математики в историю.
Математика и математики в годы
Великой Отечественной войны.
Сальск
2015 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Введение
2. Без науки армию построить нельзя.
3. Они защищали Родину.
4. Наука – фронту.
5. Война в цифрах.
6. Заключение.
Литература.
ПЛАН УРОКА:
Введение.
Заставка
Стихотворение.
Слайд 1.
Слово преподавателя.
Слайд 2.
Актуальность урока
Слайд 3.
2. Без науки армию построить нельзя.
Преподаватель.
Слайд 4.
2. 1. История военных лет.
2.2. Обратимся к фактам.
Слайд5.
2.3. Математический институт Академии Наук.
2.4. Сообщение учащихся:
С.Н. Бернштейне и его вклад в Победу.
Слайд 6.
2.5. Сообщение учащихся:
А.Н. Колмогорове и его вклад в Победу.
Слайд 7.
2.6. Сообщение учащихся:
М.В. Остроградском и его вкладе в Победу.
Слайд 8-9.
Преподаватель: Математика в артиллерии и авиации.
Слайд 10- 11
2.7. Сообщение учащихся:
Н.Е. Жуковский и его вклад в Победу.
Слайд 11
2.8. Сообщение учащихся:
М.В. Келдыши его вклад в Победу.
Слайд 12-13
2.9. Сообщение учащихся:
В.В. Голубев и его вклад в Победу
Слайд 13 , 14, 15.
Преподаватель : Математика и морской флот.
Слайд 16.17.
2.10. Сообщение учащихся:
А.Н. Крылов и его вклад в Победу
Слайд 18.
3. Они защищали Родину!
Слайды 15, 16, 18,
3.1 Сообщение учащихся:
А.А.Ляпунов ,Г.М. Бавли, М.В. Бебутова, Н.В. Веденисова, В.Н. Засухина, А.А.Погорелов., Ю.В.Линник. И. С. Бровиков, И. В. Баранова и многих, многих других, слушатели Академии Жуковского, Московская Академия Наук и их вклад в Победу.
4. Наука – фронту!
4.1. Стихотворение.
Слайд 19.
4.2. Работа ученых и их внедрение в военное время.
5. Война в цифрах: Шифры неоспоримая вещь, это факты…они могут рассказать о многом!!!
Слайд 20 .
5. 1. Задачи.
Слайд 21 -28.
5.2. Стихотворение.
6. Заключение.
Слайд 29 -36.
Математики и математика в Великой Отечественной войне.
Цель урока:
определить вклад математики и математиков в победу в Великой Отечественной
Войне.
Задачи урока:
Изучить теоретический материал по данной теме;
Раскрыть роль науки математики в научных изобретениях для превосходства армии;
Раскрыть личный вклад математиков, внесенный в Победу в ВОВ;
Доказать, что математики внесли огромный вклад в победу русского народа в Великой Отечественной войне.
1. Введение.
Я не участник боевых сражений, И не свидетель тех военных лет, Но для меня нет ничего страшнее, Войны и принесенных ею бед.
Она уничтожает беспощадно, Не разделяет взрослых и детей. Сердце войны невыносимо хладно, К страданиям и мукам всех людей.
Преподаватель: Двадцать второго июня 1941 года на нашу страну обрушилась самая тяжёлая и кровопролитная война в истории России. Великая Отечественная война принесла огромные страдания и тяготы нашему народу. Прошло почти 70 лет со дня победы советского народа в Великой Отечественной войне.
Актуальность данного разговора состоит в том, что реальных участников тех событий почти не осталось в жизни, мои ровесники знают о войне лишь из рассказов родных, книг и кинофильмов. А, что будете знать Вы и ваши дети, поколение будущих потомков???
Я, считаю, что долг каждого интересоваться историей войны и фактами, которые помогли одержать победу советскому народу. Оказывается, огромная роль в победе нашего народа принадлежит науке, в частности, математике. Достижения учёных-математиков в области военной техники являются значимой частью победы. Они работали, не смотря на жёсткость, которая происходила вокруг, проявляя мужество наравне с бойцами, погибая в боях, в плену под пытками…
2. Без науки армию построить нельзя.
Преподаватель:
История военных лет показала, что физика сыграла большую роль в осуществлении оборонной мощи нашей страны во время Великой Отечественной войны и играет огромную роль в повышении оборонной мощи нашей страны теперь. А что можно сказать про математику? Роль математики в военном деле возрастает, её роль неоценима, без знания математики невозможно рассчитать любое открытие….
Обратимся к фактам. Великая Отечественная война. 23 июня 1941 года состоялось внеочередное расширенное заседание Президиума Академии наук СССР. Советские ученые заявили, что отдадут «все свои знания, все свои силы, энергию и свою жизнь за дело нашего великого народа, за победу над врагом и полный разгром фашистских бандитов, осмелившихся нарушить священную границу нашей социалистической Родины».
Математический институт Академии наук СССР разрабатывает штурманские таблицы. Уже в 1943 году они находят широкое применение в боевой практике авиации дальнего действия. Какая их ценность? Расчеты всех дальних полетов, выполняемые по этим таблицам, значительно повысили точность самолетовождения. Идет жестокая война.
Сообщение : С.Н. Бернштейн его вклад в
Победу.
Фронт требует увеличения эффективности огня артиллерии, повышения меткости стрельбы. Важная проблема. Ее успешно решает академик Андрей Николаевич Колмогоров.
Сообщение : Андрей Николаевич Колмогоров его вклад в Победу.
По заданию Главного артиллерийского управления он, используя свои работы по математике в области теории вероятностей, дал определение наивыгоднейшего рассеяния артиллерийских снарядов. Это еще не все.
Математическая теория вероятностей использовалась во время Великой Отечественной войны и для определения наилучших методов нахождения самолетов, подводных лодок противника, и для указания путей, позволяющих избежать встречи с подлодками врага.
Возьмем задачу.
Как лучше провести караван военных судов по водной акватории, в которой действуют вражеские подводные лодки? Задача не из легких. Если составить караваны из большого числа судов, то можно будет обойтись меньшим числом караванов, благодаря чему вероятность встречи с подводными лодками противника будет меньшей. Это одно. Но нельзя забывать другого. Увеличится убыток, если встреча большого каравана осуществится с подводными лодками противника. Вот тут и математика пришла на помощь. Она указала, какие должны быть размеры караванов судов и та частота их отправления, чтобы потери были наименьшими.
* Математика помогала рассчитывать, сколько нужно сделать одновременных выстрелов по самолету противника для того, чтобы иметь наибольшую вероятность сбить его.Во всем этом большая заслуга математической школы академика
А. Н. Колмогорова.
Сообщение : М.В. Остроградский - его вклад в Победу.
Только во время операций на Курской дуге было израсходовано несколько миллионов патронов для пулеметов и многие миллионы артиллерийских снарядов. Их нужно было не только изготовить, но и проверить качество. Проверка же порой занимает больше времени, чем изготовление. Методы проверки качества боеприпасов были предложены математиком М.В. Остроградским, и широко применялись в период Великой Отечественной войны. Активное участие в этой работе принял академик А.Н. Колмогоров и его ученики.
Во время Великой Отечественной войны появилась и такая важная проблема, как обеспечение кучности боя и устойчивости снарядов при полете.
Эту сложную математическую задачу успешно решил член-корреспондент АН СССР Н.Г.Четаев. Он предложил наивыгоднейшую крутизну нарезки стволов орудий, что позволило обеспечить кучность боя и устойчивость снарядов при полете.
Война требовала от авиации больших скоростей самолетов. Но, увы! При освоении больших скоростей авиация столкнулась с внезапным разрушением самолетов из-за вибрации особого рода флаттера. Опять новая проблема, которую немедленно надо решать. И тут на помощь приходит математика. За решение данной проблемы берется группа ученых во главе с М.В.Кельдышем. Она разработала сложную математическую теорию флаттера.
Сделано большое дело. Самолеты обеспечены надежной защитой от появления вибраций. Благодаря немедленному использованию в производстве теоретических исследований виднейших наших ученых-академиков М.В.Кельдыша, .А.Дородницына и других - стали возможны большие темпы выпуска боевых самолетов.
Переоценить результаты исследований этих ученых невозможно, поскольку они помогли не только сохранить жизнь летчиков и самолеты, но и позволили летать на больших скоростях.
Стрельба с самолета по самолету и по наземным целям также привела к математическим задачам, которые нужно было срочно решать.
Видная роль в деле обороны нашей Родины принадлежит выдающемуся математику академику А.Н. Крылову, чьи труды по теории непотопляемости и качки корабля были использованы нашими славными Военно – Морскими Силами. Он создал таблицы непотопляемости, в которых было рассчитано как повлияет на корабль затопление тех или других отсеков, какие номера отсеков нужно затопить, чтобы ликвидировать крен корабля и улучшить его устойчивость. Эти таблицы помогли спасти жизни многих людей. Эти таблицы дали возможность спасти жизни многих людей, сберечь большие материальные ценности.
По многим параметрам к концу войны наши танки, самолеты артиллерийские
орудия стали совершеннее тех, которые противопоставлял нам враг.
Нельзя забывать о том, что подвиг народа в Великой Отечественной Войне не ограничивается только славными делами фронтовиков, что основы победы ковались и в тылу, где руками и разумом рабочих, инженеров и ученых, создавались и совершенствовалась военная техника.
3. Они защищали Родину.
Роль математиков велика не только в научных изобретениях для превосходства армии, но и в личном вкладе в Победу.
Отложив свои привычные дела, многие математики возводили оборонительные сооружения, с оружием в руках сражались на фронтах в частях действующей армии, соединениях народного ополчения, партизанских отрядах.
Они храбро воевали и честно исполняли свой гражданский долг. Несомненно, что при этом страна потеряла огромное число талантливой молодежи, которая могла бы стать гордостью отечественной науки. Каждый из университетов потерял многих молодых ученых, уже сумевших проявить себя и обещавших в будущем очень многое, но не вернувшихся с войны.
Так, Московский университет потерял талантливых молодых математиков Г.М. Бавли, М.В. Бебутова, Н.В. Веденисова, В.Н. Засухина и многих, многих других. Они могли бы стать гордостью нашей науки, но воина прервала и зачеркнула развитие так славно начатого ими научного пути.
Помимо преподавателей, аспирантов и студентов, получивших мобилизационные извещения уже впервые дни войны и попавших в регулярные воинские части, механико-математический факультет Московского университета дал 213 человек в 8-ю Краснопресненскую дивизию народного ополчения. Все они были зачислены в 975-и артиллерийский полк этой дивизии и после короткого обучения уже в августе заняли оборонительный рубеж на ржевско-вяземском направлении.
Добровольцем ушел на фронт и участвовал в боях выдающийся математик и педагог, член- корреспондент АН А.А.Ляпунов.
Вместе с другими слушателями Академии имени Жуковского не раз принимал участие в боевых операциях нашей авиации выдающийся геометр академик АН А.А.Погорелов.
Храбрым воином был известный математик академик, директор артиллерии на Пулковских высотах воевал выдающийся специалист в области теории чисел, теории вероятностей академик Ю.В.Линник.
Иван Семенович Бровиков – доктор физико-математических наук. Участвовал в боях под Москвой, Старой Руссой, на Курской дуге, на Украине, в Румынии, Польше, Германии и Чехословакии, за что награжден орденом Красной Звезды и многими медалями.
Николай Владимирович Метельский будучи студентом физико-математического факультета Белорусского университета был подпольным работником, партизанским связным, а затем в составе гвардейской части принимал участие в освобождении Белоруссии и Польши, в боях в Германии, был ранен и контужен, имеет боевые награды.
Ирина Владимировна Баранова – доцент кафедры методики преподавания математики, декан математического факультета Ленинградского педагогического института им. А.И. Герцена. Её труд в годы ВОВ отмечен медалью «За доблестный труд в ВОВ».
Научный работник Алексей Иванович Бородин нелегкие армейские дороги прошел зенитчиком, командиром отделения, старшиной отдельной фугасной огнеметной роты. Воевал в составе отряда морской пехоты, работал в штабах Азовской и Дунайской военных флотилий. Ратный труд Алексея Ивановича отмечен орденом Отечественной войны и боевыми медалями. И многие, многие другие…
4. Наука – фронту
«На миг представь себя ты среди них,
Средь тех, кто вырывал окопы.
Кто слышал, что свист пуль ещё не стих,
А руки в кровь… И шли, солдаты ротой.
А в тех строях все милые такие
Отцы, родные братья, сыновья…
И прикрывали грудью всю Россию,
Отечеств, о обороняя для тебя!
И шли они тогда навстречу смерти,
Оставив страх - пусть замирает кровь.
Уж много лет минуло после той войны кровавой,
Но, призываю, связь не утеряй!
И положи на памятник цветок ты алый,
И о цене Победы знай, не забывай!»
В годы войны в Казань были эвакуированы президиумы Академии наук СССР и Академии наук Белоруссии, около 20 научно-исследовательских институтов. В городе вели исследования в основном по военной тематике более 100 академиков и членов-корреспондентов Академии наук. Среди них были ученые с мировым именем - Отто Шмидт, Сергей Вавилов, Александр Несмеянов, Евгений Тарле, Игорь Курчатов, Петр Капица и другие. Ряд их научных открытий стал весомым вкладом в укрепление обороноспособности страны.
Не прекращалась работа и над фундаментальными проблемами.
Как правило, результаты научного поиска, рассчитанные с помощью математиков, с ходу поступали для практического использования на предприятия и затем попадали на фронт.
5. Война в цифрах: Шифры неоспоримая вещь, это факты…они могут рассказать о многом!!!
Вопрос: Когда началась ВОВ? Какова её продолжительность? (ответы учащихся)
- Да, 22 июня, 1941 года, 4 часа утра- начало войны, которая продолжалась 1418 дней и ночей.
Задание №1(фронтальная работа)
Подсчитайте, сколько это лет? Сколько месяцев?
1418:365=3( 328 ост) ≈ 4 года. ( без 37 дней)
3∙ 12+11=36+11≈47 месяцев.
Задание №2 Всмотритесь и постарайтесь запомнить эти цифры.
11 944 100 ( погибло всего)
6 885 000 ( на полях сражений)
4 559 000 ( в плену и без вести пропавших)
13 7000 ( из мирного населения)
26 600 000 ( общая сложность потерь граждан Советского Союза за время ВОВ)
Началом Сталинградской битвы, её первым днём в историографии принято считать 17 июля 1942 года. Завершением битвы, её последним днём , считается 2 февраля 1943 года.
Задание №3 Сколько дней продолжалась защита Сталинграда?
Решение:
июль 1942 года -14 дней
август -31
сентябрь - 30
октябрь - 31
ноябрь - 30
декабрь - 31
январь 1943года- 31день
февраль - 2
Всего- 200 дней.
Задание №4 ( работа в парах) Это таблица о соотношении сил и средств сторон на Сталинградском направлении
Силы и средства
СССР
Германия
Личный состав (тыс. чел.)
160
Около 270
Орудия и миномёты
2200
3000
танки
Около 400
Около 500
Боевые самолёты
454
До 1200
Сравнить числовые данные, сделать вывод.
( ответы учащихся)
- Да, перевес сил был на стороне противника. И всё же германская армия под командованием генерала- фельдмаршала Паулюса была разгромлена, что потрясло Германию. Сталинградская битва окончательно разрушила миф о непобедимости армии Гитлера.
-Как вы думаете, почему наша армия одержала победу под Сталинградом?
( ответы учащихся, комментарии учителя)
Учитель:
Много горьких цифр описывают эту войну, но Ленинградская блокада стала одним из страшнейших моментов ВОВ. Она длилась 880 дней и была прорвана 27 января 1944 года.
- Что такое блокада? ( ответы учащихся)
- В блокированном Ленинграде оставались приблизительно 2 400 000 жителей, и в период фашистской блокады от голода умерли не менее 800 жителей.
Задание №5 (самостоятельная работа)
Во время блокады ежедневная норма хлеба для рабочих составляла всего 250 г, для служащих, иждивенцев и детей – вдвое меньше. Сколько грамм составляла норма хлеба для нерабочего населения? ( 125 г) Какую часть буханки хлеба весом 1 кг составляет эта норма? (восьмую)
(рассказ учителя о составе блокадного хлеба)
Вопросы:
- В каком городе закончилась война над армией Вермахта?
- Кто победил в этой войне?
- Верно, ребята, и победители за храбрость и героизм при защите своей земли и освобождении всего человечества от фашизма были отмечены орденами и медалями:
каждый пятый , воевавший на полях ВОВ отмечен наградой, всего же звание Героя Советского Союза присвоено 11 681 воину, а 2 532 человека являются полными кавалерами ордена Славы.
Учащиеся читают стихи:
-Опять весна взрывает почки,
И зелень стелется ковром.
О, эти майские денёчки
Пылают памяти костром!
Солдаты плакали как дети,
Воспоминания тесня,
И сколько б ни прожил на свете,
Нельзя забыть такого дня!
6. Заключение
Со времени Победы прошло почти 70 лет. Вторая мировая война оказалась, прежде всего, войной танков, соревнования моторов, огня и брони, и от того, чья конструкторская мысль оказывалась точнее и глубже, зависел исход многих сражений. Советские математики многое сделали для восстановления и развития народного хозяйства. За годы войны, в нечеловеческих условиях, наблюдался прогресс в теоретической математике. До сих пор нет сводного труда, который бы показал, как много математики дали фронту для победы, как их исследования помогали совершенствовать оружие, которое использовали воины в боях.
Этот пробел следует восполнить как можно быстрее, поскольку многих из тех, кто это делал, уже нет в живых, поскольку человеческая память несовершенна и многое забывается.
А нам никак нельзя забывать о том, что подвиг народа в Великой Отечественной войне не ограничивается только славными делами фронтовиков, что основы победы ковались и в тылу, где руками рабочих и их разумом, руками и разумом инженеров и ученых создавалась и совершенствовалась военная техника.
Нельзя нам забывать и того, что по многим параметрам к концу войны наши танки, самолеты, артиллерийские орудия стали совершеннее тех, которые противопоставлял нам враг.
К сожалению, и теперь положение в мире таково, что страны, а вместе с ней и математики, вынуждены уделять внимание разработке проблем обороны. Однако это не самоцель, а вынужденная необходимость. Каждый же из нас мечтает о том времени, когда человечество забудет о войнах и о подготовке к ним.
Вклад математиков и математики в победу в Великой Отечественной войне огромен:
Подготовка боевых операций нуждалась в большом количестве расчётов, которые требовали хорошего знания математики.
Учёные приближали Победу своим умом, талантом, самоотверженным трудом.
Развитие математики тесно связано с историей нашей страны.
Математика тесно связана со всеми отраслями науки.
Приближает математику к истории моей страны, к жизни.
Показывает, что это не просто сухие цифры, это история, человеческие судьбы. Ведь от точности расчетов зависели человеческие жизни.
Помогает понять, что изучение математики необходимо, она соприкасается со всеми отраслями науки. И чем бы мы в дальнейшем ни занимались, что бы мы ни выбрали, знания математики нам будут необходимы.
6. Литература
1)Гнеденко Б.В. Математика и оборона страны, - М.: 1978.
2)Гнеденко Б. В. Математика и контроль качества продукции М.: Знание, 1984.
3)Левшин Б.В. Советская наука в годы Великой Отечественной Войны - М.: Наука, 1983.
4)Оружие Победы.-2-е изд., перераб. И доп. - М: Машиностроение, 1986.