kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Математика в Древней Греции

Нажмите, чтобы узнать подробности

Название: Математика

Автор: Егорова Лидия Арсентьевна

Устный журнал « Математика в   Древней Греции».

Деятельностная цель: формирование у обучающихся способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания и способностей к учебной деятельности.

Содержательная цель: выявление теоретических основ развития содержательно – методических линий и построение обобщенных норм учебной деятельности.

Личностные умения: проявлять желание осваивать учебный материал, используя межпредметные связи для развития кругозора, для решения задач.

Познавательные умения: использовать приобретённые знания при решении задач.

Регулятивные умения: проверять результат выполненного задания.

Коммуникативные умения: комментировать, работая в паре, в группах; согласовывать позиции и находить общее решение при работе в группах.

Оборудование: презентация, рисунки о Греции.

Форма проведения. Устный журнал «Математика в Древней Греции»

.

Тип урока:

Ход урока.

  Орг. момент.

Психологический настрой.

Заливается звонок, начинается урок.

Тут история в  задачах,

Пожелаем всем удачи,

За работу, в добрый час!

Всё получится у вас!

 

   Первая страница.

- Сегодня я предлагаю вам стать соавторами устного математического журнала, название которого нужно разгадать, решив выражения на карточках по группам.

 (Дети в группах выбирают ответственных и решают примеры)

- Какие получились слова на ваших карточках?

(Ответы детей)

- А теперь составьте название устного журнала.

(Ответы детей – «Математика в  Древней Греции» )

Слайд 1.

 

Вторая страница журнала.

Слайд 2.

 

Выступление ученика.

- Древние греки были удивительно талантливым народом, у которого есть чему поучиться даже сейчас. В те времена Греция состояла из многих мелких государств. Каждый раз, когда приходилось решать какой-нибудь важный государственный вопрос, горожане собирались на площади, обсуждали его, спорили, а потом голосовали. Они были хорошими "спорщиками". По преданию, в то время сложилось утверждение: " В споре рождается истина!" Греки отличались трудолюбием и смелостью. Среди них были отличные строители, мореплаватели, купцы и художники. Они внесли большой вклад в развитие культуры и науки, особенно математики.

Третья страница журнала.

- Имя какого великого математика Древней Греции вы знаете?

(Ответы детей)

- Что в математике связано с его именем?

(Ответы детей)

Слайд 3.

- Вашему вниманию предлагаю тоже таблицу, в которой Пифагор установил определённые закономерности. Заполните пустые клетки.

  •  

8

  •  

6

  •  

9

3

5

2

  •  

9

24

35

  •  

90720

Слайд 4.

Выступление ученика.

- Пифагор Самосский организовал школу, которую назвали пифагорейской. В его школе процветала числовая мистика. Пифагорейцы занимались гармонией (теорией музыки), астрономией, арифметикой, геометрией.

 Он организовал школу, которую назвали пифагорейской.

- Давайте, представим себя пифагорейцами, учениками Пифагора и решим следующие геометрические задачи.

Практическая работа в решении задач.

Индивидуальная работа у доски. (С каждой группы по одному обучающемуся)



 

а)

Дано: АСДВ – четырёхугольник

            АВ=СД=?см

            АС=ВД=?см

Найти: S АСДВ - ?

б) В прямоугольнике проведена диагональ. Площадь одного из треугольников равна 25 кв.см. Чему равна площадь прямоугольника? Реши задачу и сделай чертёж.

в) С магией чисел поработает …

- Запишите число 10 пятью девятками и знаками действий.

9 9 9 9 9 = 10

9 9 9 9 9 = 10

9        9 9 9 9 = 10

Четвёртая страница журнала.

Слайд 5.

Выступление ученика.

- Греки развили искусство размышлять. Двое из величайших философов всех времён и народов были Сократ и Платон.

Работа в группах.

- 1 группе предлагаю поразмышлять над следующим заданием (показ рисунка)

Задача. По углам квадратного бассейна растут 4 старых кипариса. Бассейн нужно увеличить, сохраняя квадратную форму. Как это сделать, не трогая деревьев? Изобразите найденное решение на чертеже.

- 2 группе. На доске рисунок – древняя рукопись, запись о том, что древние греки изучали растения.

Слайд 6.

- Как разделить между шестью греками 5 ценных лекарственных листочков белокопытника округлой формы так, чтобы ни одно не разрезать больше, чем на три части.

                                        

-3 группе.

- Разделите круги 3 хордами на 4 части.

Ответы решений в группах, а затем у доски.

Пятая страница журнала.

Слайд 7.

Выступление ученика.

Храм Зевса. В Древней Греции самыми знаменитыми играми стали Олимпийские игры, которые проходили каждые 4 года перед огромным храмом Зевса. Состязались только свободные греки, но не рабы.

В нашей стране впервые зимние олимпийские игры 2014 года прошли в российском городе Сочи с 7 по 23 февраля 2014 года. Столица Олимпийских игр Сочи 2014 была выбрана во время 119-й сессии МОК в городе Гватемала, столице Гватемалы 4 июля 2007 года. На территории России Олимпийские игры прошли во второй раз (до этого в Москве в 1980 году прошли XXII летние Олимпийские игры), и впервые — зимние игры.

Страны-участницы -         88

Количество спортсменов -2800

Разыгрывались  медали   -          98 комплектов

 в 7 видах спорта

 (15 дисциплин)

3) - А теперь будем состязаться в решении логических задач. Какая из групп быстрее рассудит, сообразит, найдя интересные решения.

Слайд 8 и рисунок после него.

Атлет готовится метнуть бронзовый снаряд, который называется диском.

Задание: разместите 45 дисков в 9 ящиках так, чтобы во всех ящиках было разное число дисков.
















 

- Как легче сосчитать?

Шестая страница журнала.

Слайд 9.

Выступление ученика.

- Гипатия – дочь известного греческого математика Теона. Она была первой женщиной – математиком, философом, астрономом и врачом. С её мнением считались все учёные того времени.

Решение задачи у доски.

( С трёх групп вызвать по одному учащемуся к доске, а остальные решают в тетрадях.)

 Задача.

В шкатулке у Гипатии были золотые, серебряные и бронзовые булавки, всего 30 штук. Серебряных было в 5 раз больше, чем золотых, а бронзовых было 6 штук. Сколько было серебряных булавок?

Анализ задачи у доски.

Седьмая страница журнала.

Слайд 10.

Выступление ученика.

- Почти все математики древности занимались уравнениями. Много внимания уделяли им древнегреческие учёные Зенон и Эрастофен. Много интересных способов в их решении внесли они.

Решение уравнений.

- Предлагаю решить данное уравнение разными способами.

( 7 + в ) х 8 = 120

1 группа – свойством равенств

2 группа  -   примените распределительный закон умножения относительно сложения

3 группа – с помощью нахождения неизвестного компонента

Восьмая страница журнала.

Слайд 11.

- Состязания запряжённых четвёркой лошадей колесниц были излюбленной частью Олимпийских игр.

Решение задачи группами на скорость.

- Решите задачу разными способами.

(На доске рисунок к задаче)

Диофант мчится за Героном, находящемся от него в 250 метрах. Диофант проезжает 350 м/мин., а Герон 320 метров. На сколько сократится расстояние между ними через одну минуту?

(Дети в группах решают и у доски анализ решения задачи  разными способами)

Однажды ученики греческого философа Зенона обратились к нему с вопросом: "Учитель! Ты, обладающий знаниями во много раз большими, чем мы, всегда сомневаешься в правильности ответов на вопросы, которые нам кажутся очевидными, ясными. Почему?" Начертив посохом на песке два круга, большой и малый, старец молвил: "площадь большего круга – это познанное мною, а площадь малого круга – это познанное вами. Как видите, знаний у меня действительно больше, чем у вас. Но все, что вне кругов – это не познанное ни мной, ни вами. Согласитесь, что длина большой окружности больше длины малой, а следовательно, и граница моих знаний с непознанным большая, чем у вас. Вот почему у меня больше сомнений."

- А как вы думаете, о чём говорит этот диалог?

(Ответы детей)

- А сколько еще интересных греческих ученых вы еще встретите на уроках. Вот их имена: Платон, Евклид, Архимед, Гипсикл, Герон, Эратосфен. (Показ портретов)

  Итоги урока.

- Понравился урок математики?

- Что нового вы узнали?

- Какие на ваш взгляд были самые интересные задания?

- В чём были трудности?

- О чём могли бы рассказать друзьям, родителям?

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Математика в Древней Греции»

Название: Математика

Автор: Егорова Лидия Арсентьевна

Устный журнал « Математика в Древней Греции».

Деятельностная цель: формирование у обучающихся способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания и способностей к учебной деятельности.

Содержательная цель: выявление теоретических основ развития содержательно – методических линий и построение обобщенных норм учебной деятельности.

Личностные умения: проявлять желание осваивать учебный материал, используя межпредметные связи для развития кругозора, для решения задач.

Познавательные умения: использовать приобретённые знания при решении задач.

Регулятивные умения: проверять результат выполненного задания.

Коммуникативные умения: комментировать, работая в паре, в группах; согласовывать позиции и находить общее решение при работе в группах.


Оборудование: презентация, рисунки о Греции.

Форма проведения. Устный журнал «Математика в Древней Греции»

.


Тип урока:

Ход урока.

Орг. момент.

Психологический настрой.

Заливается звонок, начинается урок.

Тут история в задачах,

Пожелаем всем удачи,

За работу, в добрый час!

Всё получится у вас!


Первая страница.

- Сегодня я предлагаю вам стать соавторами устного математического журнала, название которого нужно разгадать, решив выражения на карточках по группам.

(Дети в группах выбирают ответственных и решают примеры)

- Какие получились слова на ваших карточках?

(Ответы детей)

- А теперь составьте название устного журнала.

(Ответы детей – «Математика в Древней Греции» )

Слайд 1.

Вторая страница журнала.

Слайд 2.

Выступление ученика.

- Древние греки были удивительно талантливым народом, у которого есть чему поучиться даже сейчас. В те времена Греция состояла из многих мелких государств. Каждый раз, когда приходилось решать какой-нибудь важный государственный вопрос, горожане собирались на площади, обсуждали его, спорили, а потом голосовали. Они были хорошими "спорщиками". По преданию, в то время сложилось утверждение: " В споре рождается истина!" Греки отличались трудолюбием и смелостью. Среди них были отличные строители, мореплаватели, купцы и художники. Они внесли большой вклад в развитие культуры и науки, особенно математики.

Третья страница журнала.

- Имя какого великого математика Древней Греции вы знаете?

(Ответы детей)

- Что в математике связано с его именем?

(Ответы детей)

Слайд 3.

- Вашему вниманию предлагаю тоже таблицу, в которой Пифагор установил определённые закономерности. Заполните пустые клетки.

8

6

9

3

5

2

9

24

35

90720


Слайд 4.

Выступление ученика.

- Пифагор Самосский организовал школу, которую назвали пифагорейской. В его школе процветала числовая мистика. Пифагорейцы занимались гармонией (теорией музыки), астрономией, арифметикой, геометрией.

Он организовал школу, которую назвали пифагорейской.

- Давайте, представим себя пифагорейцами, учениками Пифагора и решим следующие геометрические задачи.

Практическая работа в решении задач.

Индивидуальная работа у доски. (С каждой группы по одному обучающемуся)


а)




Дано: АСДВ – четырёхугольник


АВ=СД=?см

АС=ВД=?см

Найти: S АСДВ - ?


б) В прямоугольнике проведена диагональ. Площадь одного из треугольников равна 25 кв.см. Чему равна площадь прямоугольника? Реши задачу и сделай чертёж.

в) С магией чисел поработает …

- Запишите число 10 пятью девятками и знаками действий.

9 9 9 9 9 = 10

9 9 9 9 9 = 10

  1. 9 9 9 9 = 10

Четвёртая страница журнала.

Слайд 5.

Выступление ученика.

- Греки развили искусство размышлять. Двое из величайших философов всех времён и народов были Сократ и Платон.

Работа в группах.

- 1 группе предлагаю поразмышлять над следующим заданием (показ рисунка)

Задача. По углам квадратного бассейна растут 4 старых кипариса. Бассейн нужно увеличить, сохраняя квадратную форму. Как это сделать, не трогая деревьев? Изобразите найденное решение на чертеже.


- 2 группе. На доске рисунок – древняя рукопись, запись о том, что древние греки изучали растения.

Слайд 6.

- Как разделить между шестью греками 5 ценных лекарственных листочков белокопытника округлой формы так, чтобы ни одно не разрезать больше, чем на три части.




-3 группе.

- Разделите круги 3 хордами на 4 части.




Ответы решений в группах, а затем у доски.

Пятая страница журнала.

Слайд 7.

Выступление ученика.

Храм Зевса. В Древней Греции самыми знаменитыми играми стали Олимпийские игры, которые проходили каждые 4 года перед огромным храмом Зевса. Состязались только свободные греки, но не рабы.

В нашей стране впервые зимние олимпийские игры 2014 года прошли в российском городе Сочи с 7 по 23 февраля 2014 года. Столица Олимпийских игр Сочи 2014 была выбрана во время 119-й сессии МОК в городе Гватемала, столице Гватемалы 4 июля 2007 года. На территории России Олимпийские игры прошли во второй раз (до этого в Москве в 1980 году прошли XXII летние Олимпийские игры), и впервые — зимние игры.

Страны-участницы - 88

Количество спортсменов -2800

Разыгрывались медали - 98 комплектов

в 7 видах спорта

(15 дисциплин)


3) - А теперь будем состязаться в решении логических задач. Какая из групп быстрее рассудит, сообразит , найдя интересные решения.

Слайд 8 и рисунок после него.

Атлет готовится метнуть бронзовый снаряд, который называется диском.

Задание: разместите 45 дисков в 9 ящиках так, чтобы во всех ящиках было разное число дисков.








- Как легче сосчитать?

Шестая страница журнала.

Слайд 9.

Выступление ученика.

- Гипатия – дочь известного греческого математика Теона. Она была первой женщиной – математиком, философом, астрономом и врачом. С её мнением считались все учёные того времени.

Решение задачи у доски.

( С трёх групп вызвать по одному учащемуся к доске, а остальные решают в тетрадях.)


Задача.

В шкатулке у Гипатии были золотые, серебряные и бронзовые булавки, всего 30 штук. Серебряных было в 5 раз больше, чем золотых, а бронзовых было 6 штук. Сколько было серебряных булавок?

Анализ задачи у доски.

Седьмая страница журнала.

Слайд 10.

Выступление ученика.

- Почти все математики древности занимались уравнениями. Много внимания уделяли им древнегреческие учёные Зенон и Эрастофен. Много интересных способов в их решении внесли они.

Решение уравнений.


- Предлагаю решить данное уравнение разными способами.

( 7 + в ) х 8 = 120

1 группа – свойством равенств

2 группа - примените распределительный закон умножения относительно сложения

3 группа – с помощью нахождения неизвестного компонента

Восьмая страница журнала.

Слайд 11.

- Состязания запряжённых четвёркой лошадей колесниц были излюбленной частью Олимпийских игр.

Решение задачи группами на скорость.

- Решите задачу разными способами.

(На доске рисунок к задаче)


Диофант мчится за Героном, находящемся от него в 250 метрах. Диофант проезжает 350 м/мин., а Герон 320 метров. На сколько сократится расстояние между ними через одну минуту?

(Дети в группах решают и у доски анализ решения задачи разными способами)


Однажды ученики греческого философа Зенона обратились к нему с вопросом: "Учитель! Ты, обладающий знаниями во много раз большими, чем мы, всегда сомневаешься в правильности ответов на вопросы, которые нам кажутся очевидными, ясными. Почему?" Начертив посохом на песке два круга, большой и малый, старец молвил: "площадь большего круга – это познанное мною, а площадь малого круга – это познанное вами. Как видите, знаний у меня действительно больше, чем у вас. Но все, что вне кругов – это не познанное ни мной, ни вами. Согласитесь, что длина большой окружности больше длины малой, а следовательно, и граница моих знаний с непознанным большая, чем у вас. Вот почему у меня больше сомнений."

- А как вы думаете, о чём говорит этот диалог?

(Ответы детей)

- А сколько еще интересных греческих ученых вы еще встретите на уроках. Вот их имена: Платон, Евклид, Архимед, Гипсикл, Герон, Эратосфен. (Показ портретов)

Итоги урока.

- Понравился урок математики?

- Что нового вы узнали?

- Какие на ваш взгляд были самые интересные задания?

- В чём были трудности?

- О чём могли бы рассказать друзьям, родителям?


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Математика в Древней Греции

Автор: Егорова Лидия Арсентьевна

Дата: 26.03.2016

Номер свидетельства: 310160

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) "Великие математики Древней Греции"
    ["seo_title"] => string(34) "velikie_matematiki_drevnei_gretsii"
    ["file_id"] => string(6) "492571"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1545671417"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "урок игра на тему: " Путешествие по Древней Греции "
    ["seo_title"] => string(57) "urok-ighra-na-tiemu-putieshiestviie-po-drievniei-grietsii"
    ["file_id"] => string(6) "116887"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412623763"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Путешествие по Древней Греции (Повторительно-обобщающий урок) "
    ["seo_title"] => string(75) "putieshiestviie-po-drievniei-grietsii-povtoritiel-no-obobshchaiushchii-urok"
    ["file_id"] => string(6) "169859"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423479850"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(37) "Боги древней греции "
    ["seo_title"] => string(25) "boghi-drievniei-ghrietsii"
    ["file_id"] => string(6) "148773"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419846622"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Роль математики в современном мире. "
    ["seo_title"] => string(37) "rol-matiematiki-v-sovriemiennom-mirie"
    ["file_id"] => string(6) "165322"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422797784"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1470 руб.
2260 руб.
1360 руб.
2090 руб.
1560 руб.
2400 руб.
1380 руб.
2130 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства