kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Математика в Древней Греции

Нажмите, чтобы узнать подробности

Название: Математика

Автор: Егорова Лидия Арсентьевна

Устный журнал « Математика в   Древней Греции».

Деятельностная цель: формирование у обучающихся способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания и способностей к учебной деятельности.

Содержательная цель: выявление теоретических основ развития содержательно – методических линий и построение обобщенных норм учебной деятельности.

Личностные умения: проявлять желание осваивать учебный материал, используя межпредметные связи для развития кругозора, для решения задач.

Познавательные умения: использовать приобретённые знания при решении задач.

Регулятивные умения: проверять результат выполненного задания.

Коммуникативные умения: комментировать, работая в паре, в группах; согласовывать позиции и находить общее решение при работе в группах.

Оборудование: презентация, рисунки о Греции.

Форма проведения. Устный журнал «Математика в Древней Греции»

.

Тип урока:

Ход урока.

  Орг. момент.

Психологический настрой.

Заливается звонок, начинается урок.

Тут история в  задачах,

Пожелаем всем удачи,

За работу, в добрый час!

Всё получится у вас!

 

   Первая страница.

- Сегодня я предлагаю вам стать соавторами устного математического журнала, название которого нужно разгадать, решив выражения на карточках по группам.

 (Дети в группах выбирают ответственных и решают примеры)

- Какие получились слова на ваших карточках?

(Ответы детей)

- А теперь составьте название устного журнала.

(Ответы детей – «Математика в  Древней Греции» )

Слайд 1.

 

Вторая страница журнала.

Слайд 2.

 

Выступление ученика.

- Древние греки были удивительно талантливым народом, у которого есть чему поучиться даже сейчас. В те времена Греция состояла из многих мелких государств. Каждый раз, когда приходилось решать какой-нибудь важный государственный вопрос, горожане собирались на площади, обсуждали его, спорили, а потом голосовали. Они были хорошими "спорщиками". По преданию, в то время сложилось утверждение: " В споре рождается истина!" Греки отличались трудолюбием и смелостью. Среди них были отличные строители, мореплаватели, купцы и художники. Они внесли большой вклад в развитие культуры и науки, особенно математики.

Третья страница журнала.

- Имя какого великого математика Древней Греции вы знаете?

(Ответы детей)

- Что в математике связано с его именем?

(Ответы детей)

Слайд 3.

- Вашему вниманию предлагаю тоже таблицу, в которой Пифагор установил определённые закономерности. Заполните пустые клетки.

  •  

8

  •  

6

  •  

9

3

5

2

  •  

9

24

35

  •  

90720

Слайд 4.

Выступление ученика.

- Пифагор Самосский организовал школу, которую назвали пифагорейской. В его школе процветала числовая мистика. Пифагорейцы занимались гармонией (теорией музыки), астрономией, арифметикой, геометрией.

 Он организовал школу, которую назвали пифагорейской.

- Давайте, представим себя пифагорейцами, учениками Пифагора и решим следующие геометрические задачи.

Практическая работа в решении задач.

Индивидуальная работа у доски. (С каждой группы по одному обучающемуся)



 

а)

Дано: АСДВ – четырёхугольник

            АВ=СД=?см

            АС=ВД=?см

Найти: S АСДВ - ?

б) В прямоугольнике проведена диагональ. Площадь одного из треугольников равна 25 кв.см. Чему равна площадь прямоугольника? Реши задачу и сделай чертёж.

в) С магией чисел поработает …

- Запишите число 10 пятью девятками и знаками действий.

9 9 9 9 9 = 10

9 9 9 9 9 = 10

9        9 9 9 9 = 10

Четвёртая страница журнала.

Слайд 5.

Выступление ученика.

- Греки развили искусство размышлять. Двое из величайших философов всех времён и народов были Сократ и Платон.

Работа в группах.

- 1 группе предлагаю поразмышлять над следующим заданием (показ рисунка)

Задача. По углам квадратного бассейна растут 4 старых кипариса. Бассейн нужно увеличить, сохраняя квадратную форму. Как это сделать, не трогая деревьев? Изобразите найденное решение на чертеже.

- 2 группе. На доске рисунок – древняя рукопись, запись о том, что древние греки изучали растения.

Слайд 6.

- Как разделить между шестью греками 5 ценных лекарственных листочков белокопытника округлой формы так, чтобы ни одно не разрезать больше, чем на три части.

                                        

-3 группе.

- Разделите круги 3 хордами на 4 части.

Ответы решений в группах, а затем у доски.

Пятая страница журнала.

Слайд 7.

Выступление ученика.

Храм Зевса. В Древней Греции самыми знаменитыми играми стали Олимпийские игры, которые проходили каждые 4 года перед огромным храмом Зевса. Состязались только свободные греки, но не рабы.

В нашей стране впервые зимние олимпийские игры 2014 года прошли в российском городе Сочи с 7 по 23 февраля 2014 года. Столица Олимпийских игр Сочи 2014 была выбрана во время 119-й сессии МОК в городе Гватемала, столице Гватемалы 4 июля 2007 года. На территории России Олимпийские игры прошли во второй раз (до этого в Москве в 1980 году прошли XXII летние Олимпийские игры), и впервые — зимние игры.

Страны-участницы -         88

Количество спортсменов -2800

Разыгрывались  медали   -          98 комплектов

 в 7 видах спорта

 (15 дисциплин)

3) - А теперь будем состязаться в решении логических задач. Какая из групп быстрее рассудит, сообразит, найдя интересные решения.

Слайд 8 и рисунок после него.

Атлет готовится метнуть бронзовый снаряд, который называется диском.

Задание: разместите 45 дисков в 9 ящиках так, чтобы во всех ящиках было разное число дисков.
















 

- Как легче сосчитать?

Шестая страница журнала.

Слайд 9.

Выступление ученика.

- Гипатия – дочь известного греческого математика Теона. Она была первой женщиной – математиком, философом, астрономом и врачом. С её мнением считались все учёные того времени.

Решение задачи у доски.

( С трёх групп вызвать по одному учащемуся к доске, а остальные решают в тетрадях.)

 Задача.

В шкатулке у Гипатии были золотые, серебряные и бронзовые булавки, всего 30 штук. Серебряных было в 5 раз больше, чем золотых, а бронзовых было 6 штук. Сколько было серебряных булавок?

Анализ задачи у доски.

Седьмая страница журнала.

Слайд 10.

Выступление ученика.

- Почти все математики древности занимались уравнениями. Много внимания уделяли им древнегреческие учёные Зенон и Эрастофен. Много интересных способов в их решении внесли они.

Решение уравнений.

- Предлагаю решить данное уравнение разными способами.

( 7 + в ) х 8 = 120

1 группа – свойством равенств

2 группа  -   примените распределительный закон умножения относительно сложения

3 группа – с помощью нахождения неизвестного компонента

Восьмая страница журнала.

Слайд 11.

- Состязания запряжённых четвёркой лошадей колесниц были излюбленной частью Олимпийских игр.

Решение задачи группами на скорость.

- Решите задачу разными способами.

(На доске рисунок к задаче)

Диофант мчится за Героном, находящемся от него в 250 метрах. Диофант проезжает 350 м/мин., а Герон 320 метров. На сколько сократится расстояние между ними через одну минуту?

(Дети в группах решают и у доски анализ решения задачи  разными способами)

Однажды ученики греческого философа Зенона обратились к нему с вопросом: "Учитель! Ты, обладающий знаниями во много раз большими, чем мы, всегда сомневаешься в правильности ответов на вопросы, которые нам кажутся очевидными, ясными. Почему?" Начертив посохом на песке два круга, большой и малый, старец молвил: "площадь большего круга – это познанное мною, а площадь малого круга – это познанное вами. Как видите, знаний у меня действительно больше, чем у вас. Но все, что вне кругов – это не познанное ни мной, ни вами. Согласитесь, что длина большой окружности больше длины малой, а следовательно, и граница моих знаний с непознанным большая, чем у вас. Вот почему у меня больше сомнений."

- А как вы думаете, о чём говорит этот диалог?

(Ответы детей)

- А сколько еще интересных греческих ученых вы еще встретите на уроках. Вот их имена: Платон, Евклид, Архимед, Гипсикл, Герон, Эратосфен. (Показ портретов)

  Итоги урока.

- Понравился урок математики?

- Что нового вы узнали?

- Какие на ваш взгляд были самые интересные задания?

- В чём были трудности?

- О чём могли бы рассказать друзьям, родителям?

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Математика в Древней Греции»

Название: Математика

Автор: Егорова Лидия Арсентьевна

Устный журнал « Математика в Древней Греции».

Деятельностная цель: формирование у обучающихся способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания и способностей к учебной деятельности.

Содержательная цель: выявление теоретических основ развития содержательно – методических линий и построение обобщенных норм учебной деятельности.

Личностные умения: проявлять желание осваивать учебный материал, используя межпредметные связи для развития кругозора, для решения задач.

Познавательные умения: использовать приобретённые знания при решении задач.

Регулятивные умения: проверять результат выполненного задания.

Коммуникативные умения: комментировать, работая в паре, в группах; согласовывать позиции и находить общее решение при работе в группах.


Оборудование: презентация, рисунки о Греции.

Форма проведения. Устный журнал «Математика в Древней Греции»

.


Тип урока:

Ход урока.

Орг. момент.

Психологический настрой.

Заливается звонок, начинается урок.

Тут история в задачах,

Пожелаем всем удачи,

За работу, в добрый час!

Всё получится у вас!


Первая страница.

- Сегодня я предлагаю вам стать соавторами устного математического журнала, название которого нужно разгадать, решив выражения на карточках по группам.

(Дети в группах выбирают ответственных и решают примеры)

- Какие получились слова на ваших карточках?

(Ответы детей)

- А теперь составьте название устного журнала.

(Ответы детей – «Математика в Древней Греции» )

Слайд 1.

Вторая страница журнала.

Слайд 2.

Выступление ученика.

- Древние греки были удивительно талантливым народом, у которого есть чему поучиться даже сейчас. В те времена Греция состояла из многих мелких государств. Каждый раз, когда приходилось решать какой-нибудь важный государственный вопрос, горожане собирались на площади, обсуждали его, спорили, а потом голосовали. Они были хорошими "спорщиками". По преданию, в то время сложилось утверждение: " В споре рождается истина!" Греки отличались трудолюбием и смелостью. Среди них были отличные строители, мореплаватели, купцы и художники. Они внесли большой вклад в развитие культуры и науки, особенно математики.

Третья страница журнала.

- Имя какого великого математика Древней Греции вы знаете?

(Ответы детей)

- Что в математике связано с его именем?

(Ответы детей)

Слайд 3.

- Вашему вниманию предлагаю тоже таблицу, в которой Пифагор установил определённые закономерности. Заполните пустые клетки.

8

6

9

3

5

2

9

24

35

90720


Слайд 4.

Выступление ученика.

- Пифагор Самосский организовал школу, которую назвали пифагорейской. В его школе процветала числовая мистика. Пифагорейцы занимались гармонией (теорией музыки), астрономией, арифметикой, геометрией.

Он организовал школу, которую назвали пифагорейской.

- Давайте, представим себя пифагорейцами, учениками Пифагора и решим следующие геометрические задачи.

Практическая работа в решении задач.

Индивидуальная работа у доски. (С каждой группы по одному обучающемуся)


а)




Дано: АСДВ – четырёхугольник


АВ=СД=?см

АС=ВД=?см

Найти: S АСДВ - ?


б) В прямоугольнике проведена диагональ. Площадь одного из треугольников равна 25 кв.см. Чему равна площадь прямоугольника? Реши задачу и сделай чертёж.

в) С магией чисел поработает …

- Запишите число 10 пятью девятками и знаками действий.

9 9 9 9 9 = 10

9 9 9 9 9 = 10

  1. 9 9 9 9 = 10

Четвёртая страница журнала.

Слайд 5.

Выступление ученика.

- Греки развили искусство размышлять. Двое из величайших философов всех времён и народов были Сократ и Платон.

Работа в группах.

- 1 группе предлагаю поразмышлять над следующим заданием (показ рисунка)

Задача. По углам квадратного бассейна растут 4 старых кипариса. Бассейн нужно увеличить, сохраняя квадратную форму. Как это сделать, не трогая деревьев? Изобразите найденное решение на чертеже.


- 2 группе. На доске рисунок – древняя рукопись, запись о том, что древние греки изучали растения.

Слайд 6.

- Как разделить между шестью греками 5 ценных лекарственных листочков белокопытника округлой формы так, чтобы ни одно не разрезать больше, чем на три части.




-3 группе.

- Разделите круги 3 хордами на 4 части.




Ответы решений в группах, а затем у доски.

Пятая страница журнала.

Слайд 7.

Выступление ученика.

Храм Зевса. В Древней Греции самыми знаменитыми играми стали Олимпийские игры, которые проходили каждые 4 года перед огромным храмом Зевса. Состязались только свободные греки, но не рабы.

В нашей стране впервые зимние олимпийские игры 2014 года прошли в российском городе Сочи с 7 по 23 февраля 2014 года. Столица Олимпийских игр Сочи 2014 была выбрана во время 119-й сессии МОК в городе Гватемала, столице Гватемалы 4 июля 2007 года. На территории России Олимпийские игры прошли во второй раз (до этого в Москве в 1980 году прошли XXII летние Олимпийские игры), и впервые — зимние игры.

Страны-участницы - 88

Количество спортсменов -2800

Разыгрывались медали - 98 комплектов

в 7 видах спорта

(15 дисциплин)


3) - А теперь будем состязаться в решении логических задач. Какая из групп быстрее рассудит, сообразит , найдя интересные решения.

Слайд 8 и рисунок после него.

Атлет готовится метнуть бронзовый снаряд, который называется диском.

Задание: разместите 45 дисков в 9 ящиках так, чтобы во всех ящиках было разное число дисков.








- Как легче сосчитать?

Шестая страница журнала.

Слайд 9.

Выступление ученика.

- Гипатия – дочь известного греческого математика Теона. Она была первой женщиной – математиком, философом, астрономом и врачом. С её мнением считались все учёные того времени.

Решение задачи у доски.

( С трёх групп вызвать по одному учащемуся к доске, а остальные решают в тетрадях.)


Задача.

В шкатулке у Гипатии были золотые, серебряные и бронзовые булавки, всего 30 штук. Серебряных было в 5 раз больше, чем золотых, а бронзовых было 6 штук. Сколько было серебряных булавок?

Анализ задачи у доски.

Седьмая страница журнала.

Слайд 10.

Выступление ученика.

- Почти все математики древности занимались уравнениями. Много внимания уделяли им древнегреческие учёные Зенон и Эрастофен. Много интересных способов в их решении внесли они.

Решение уравнений.


- Предлагаю решить данное уравнение разными способами.

( 7 + в ) х 8 = 120

1 группа – свойством равенств

2 группа - примените распределительный закон умножения относительно сложения

3 группа – с помощью нахождения неизвестного компонента

Восьмая страница журнала.

Слайд 11.

- Состязания запряжённых четвёркой лошадей колесниц были излюбленной частью Олимпийских игр.

Решение задачи группами на скорость.

- Решите задачу разными способами.

(На доске рисунок к задаче)


Диофант мчится за Героном, находящемся от него в 250 метрах. Диофант проезжает 350 м/мин., а Герон 320 метров. На сколько сократится расстояние между ними через одну минуту?

(Дети в группах решают и у доски анализ решения задачи разными способами)


Однажды ученики греческого философа Зенона обратились к нему с вопросом: "Учитель! Ты, обладающий знаниями во много раз большими, чем мы, всегда сомневаешься в правильности ответов на вопросы, которые нам кажутся очевидными, ясными. Почему?" Начертив посохом на песке два круга, большой и малый, старец молвил: "площадь большего круга – это познанное мною, а площадь малого круга – это познанное вами. Как видите, знаний у меня действительно больше, чем у вас. Но все, что вне кругов – это не познанное ни мной, ни вами. Согласитесь, что длина большой окружности больше длины малой, а следовательно, и граница моих знаний с непознанным большая, чем у вас. Вот почему у меня больше сомнений."

- А как вы думаете, о чём говорит этот диалог?

(Ответы детей)

- А сколько еще интересных греческих ученых вы еще встретите на уроках. Вот их имена: Платон, Евклид, Архимед, Гипсикл, Герон, Эратосфен. (Показ портретов)

Итоги урока.

- Понравился урок математики?

- Что нового вы узнали?

- Какие на ваш взгляд были самые интересные задания?

- В чём были трудности?

- О чём могли бы рассказать друзьям, родителям?


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Математика в Древней Греции

Автор: Егорова Лидия Арсентьевна

Дата: 26.03.2016

Номер свидетельства: 310160

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) "Великие математики Древней Греции"
    ["seo_title"] => string(34) "velikie_matematiki_drevnei_gretsii"
    ["file_id"] => string(6) "492571"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1545671417"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "урок игра на тему: " Путешествие по Древней Греции "
    ["seo_title"] => string(57) "urok-ighra-na-tiemu-putieshiestviie-po-drievniei-grietsii"
    ["file_id"] => string(6) "116887"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412623763"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Путешествие по Древней Греции (Повторительно-обобщающий урок) "
    ["seo_title"] => string(75) "putieshiestviie-po-drievniei-grietsii-povtoritiel-no-obobshchaiushchii-urok"
    ["file_id"] => string(6) "169859"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423479850"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(37) "Боги древней греции "
    ["seo_title"] => string(25) "boghi-drievniei-ghrietsii"
    ["file_id"] => string(6) "148773"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419846622"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Роль математики в современном мире. "
    ["seo_title"] => string(37) "rol-matiematiki-v-sovriemiennom-mirie"
    ["file_id"] => string(6) "165322"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422797784"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства