5 класс. Тема: Сложение и вычитание обыкновенных дробей.
Цель: усовершенствовать умения учеников складывать, вычитать, сравнивать обыкновенные дроби; развивать логическое мышление, культуру математической речи и записей. Воспитывать самостоятельность, интерес к математике, взаимное доверие.
Оборудование: карточки самоконтроля, билеты лото, ответы к лото, фигуры многоугольников для контроля, схемы к задачам, магнитная доска .
Ожидаемые результаты:
После урока ученики смогут:
Обобщить и систематизировать свои знания об обыкновенных дробях;
Решать задачи на нахождение дроби от числа, числа по его дроби;
Решать упражнения на сложение, вычитание, сравнение обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями;
Углубить свои знания историческим материалом.
Ход урока
Организационный момент
Сообщение темы, ожидаемых результатов.
Прошлое и будущее… Тайны истории великих открытий и современные достижения науки. Разные области применения знаний… Все хочется увидеть и обо всем узнать. А наилучший способ познания – это путешествие.
Сегодня мы с вами отправляемся в захватывающее путешествие в страну «Знаний». Но, чтобы принять участие в путешествии, следует приобрести путевки, стоимость которых выражается не деньгами, а вашими знаниями.
Аукцион распродажи путевок.
Путевой лист
Фамилия Имя Класс
Оформление билетов | Игра»Верю- не верю»» | Игра «Математическое лото» | Работа в парах | Дополнительный балл | оценка |
| | | | | |
За правильный ответ ученики получают путевку-карточку контроля
В классе 10 учеников. Если поделить один пирог поровну между ними, то какую часть пирога получит каждый ученик? А два ученика вместе? А четыре ученика вместе?
Как называются такие числа?
Из чего состоит дробь?
Что означает черточка дроби?
Что показывает знаменатель дроби?
Что показывает числитель дроби?
Какие бывают дроби?
Какую дробь называют правильной?
На доске записаны дроби: .
Прочитать правильные дроби(записать на доске)
Какую дробь называют неправильной?
Прочитать неправильные дроби(записать на доске)
Чему равняется дробь, числитель и знаменатель которого равные?
Как сравнить дроби с одинаковыми знаменателями?
Записаны ли дроби в порядке возрастания? (записать на доске)
Как сложить дроби с одинаковыми знаменателями?
Как вычесть дроби с одинаковыми знаменателями?
Выделите целую часть из дроби
Превратить в неправильную дробь 2 .
Какое число не может быть знаменателем дроби?
Оформление билетов
Вы доказали, что можете отправиться в путешествие, но сначала нужно оформить билеты на автобус. Учитель раздает карточки-билеты, ученики записывают примеры в тетрадь, а на карточку – лишь ответ. Учитель показывает карточки с правильными ответами после выполнения учениками задач. Проводится самоконтроль.
Примеры карточек:
a | |
b | |
a + b | |
a - b | |
a | |
b | |
a + b | |
a - b | |
Игра «Верю – не верю»
Ну что же , отправляемся в путешествие.
А пока автобус домчит к первой остановке: проводится игра «Верю – не верю». Учитель показывает карточки, а ученики сигнализируют правильную запись кружочком, ошибочный – прямоугольником. Игра начинается на счет «Раз, два, три – начали»
=1 () | () |
() | ( ) |
() | () |
() | () |
() | () |
Заполняется лист контроля
Остановка историческая
Однажды в английском графстве Камберленд началась гроза, сильны йветер вырывал деревья с корнем, образовывая ямы. В одной из таких ям жители увидели какое-то черное вещество. Название этого вещества зашифровано уравнением. Необходимо решить уравнение, кони заменить буквами с помощью таблицы.
; | |
х = ( А) | Х х= |
| |
Х = (т) | Х = (и) |
| |
Х = (р) | Х = 1 (г) |
Дети получают слово «графит».
Кусочками графита пастухи стали намечать овец, а торговцы делали надписи на корзинах и ящиках. Это состоялось 1556 году.
Первые карандаши имели недостаток, они пачкали пальцы и быстро ломались. Куски графита стали обматывать тесьмой или тканью, а для прочности смешивали с серой, смолой. Позднее добавлять глину и все помещали в печь. Современный карандаш появился в конце XVIII века.
Сообщение учеников Автобус отправляется в путь, и пока ученики доедут к следующей остановке, предлагается послушать исторические сведения об обыкновенных дробях, которые подготовили ученики класса
Станция «Биологическая»
Решить задачу. К бабушки четверо внуков. Утром она поделила между ними 2 яблока, в обед – 6 яблок, вечером – 3 яблока. Сколько яблок получил каждый внук?
С учениками целесообразно провести такой анализ задачи
Сколько яблок бабушка поделила между внуками утром? в обед? вечером? Сколько всего яблок бабушка поделила между внуками? (2 + 6 + 3 = 11)
Сколько внуков было у бабущки? ( 4 )
Сколько яблок получил каждый внук?
Выделите целую часть с
Решите задачу. Скорость полета стрижа 1600 м/мин. Скорость полета скворца составляет скорости полета стрижа. Найти скорость полета скворца.
3.Предельный возраст льва – 35 лет, что составляет предельного возраста слона. Какой предельный возраст слона?
4. Решение задач 2 и 3 записывают в тетради.
Игра «Математическое лото»
Снова отправляются в путь и проводится игра «Математическое лото». Карточки разложены на партах. Ученики решают примеры, записывают их в тетрадь, а найдя ответ, накрывают задачу картинками.
Проводится пример одного из вариантов заданий лото и пример картинки к игре «Лото», которую разрезают на 9 частей.
Станция «Географическая»
Задача. Из 640 важнейших культур растений земного шара родом из Азии, - из Северной и Южной Америки, а – из Африки. Сколько культурных растений родом из других частей света?
Работа в парах
Задача. Как изменится значение дроби, если её знаменатель сложить с числом, равным знаменателю.
Интересные задачки ( при наличии времени)
Чтобы снять усталость учеников, пока автобус приедет к станции «Итоговая», учитель предлагает смешинки.
На уроке учительница проверяла, как ученики усвоили дроби. Сколько будет, если целый пирог поделить на две части? - . – А если на четыре? - . – А если на восемь? - . На 16? - Крошки, - дружно ответили дети.
Как поровну между 7 детьми разделить 2 яблока, 3 груши, 8 слив и горсть ягод? – Сварить компот.
Итоги урока и объяснение домашнего задания.
Путешествие заканчивается. Вопрос к ученикам
Понравилось ли вам путешествие в страну «Знаний»?
Что успели сделать за урок?
Работали ли с полной отдачей?
Что из урока наибольше понравилось?
Кто работал лучше всего?
Оцените свое эмоциональное состояние с помощью смайликов(