Цели: обобщить знания по теме «Деление обыкновенных дробей»; закрепить умения применять правило деления дробей в процессе выполнения упражнений; продолжить формирование навыков самостоятельной работы; развивать вычислительные навыки; расширить кругозор учащихся; способствовать усилению познавательной активности учащихся; способствовать воспитанию самоконтроля и взаимоконтроля учащихся.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, интерактивная презентация, географическая карта с изображением Тихого океана, сигнальные карточки с буквами для устного счета, разноуровневые карточки с самостоятельной работой, карточки с тестами (разных уровней сложности).
Тип: интегрированный урок – путешествие (математика – география);
Ход урока.
Ребята, тема нашего сегодняшнего обобщающего урока «Деление обыкновенных дробей».
Наша цель: обобщить знания по этой теме. Но урок у нас с вами необычный. Мы совершим заочное путешествие по Тихому океану.
Пусть наш класс на некоторое время превратится в корабль.
Значит, мы уже в пути.
Представьте себе, что мы находимся вблизи полуострова Камчатка.
С этого места мы и отправимся в плавание.
Чтобы наше отплытие было удачным, давайте проведем устный счет. Перед вами на столах лежат сигнальные карточки с буквами разных цветов. Буквы соответствуют правильным ответам. Поднимайте ту карточку, на которой , по вашему мнению, буква с правильным ответом.
1. Устный счет
С устным счетом мы справились.
2.Начинаем путешествие по Тихому океану. Размер Тихого океана грандиозный. Он может вместить в себя все материки и острова, которые существуют на Земле, или же, Атлантический и Индийский океаны, вместе взятые. Тихий океан – самый большой на нашей планете.
Решим задачу: Тихий океан занимает 1/3 всей поверхности Земли.Площадь поверхности Земли 510 млн кв. метров. Какова площадь океана?
Дно Тихого океана постоянно сотрясают подземные толчки.
Ежегодно возникают сотни тысяч цунами (большая волна). Но, к счастью, далеко не все они приводят к катастрофам. Волна может двигаться со скоростью 200 м/с и пересекать весь Тихий океан всего за 12 часов. Такие волны могут иметь огромную длину и большую разрушительную силу.
На нашем корабле есть много замечательных приборов. Один из них – это глубоководная видеокамера, которая поможет нам увидеть все великолепие подводного царства. Посмотрите, ребята, что мы с вами видим.
Перед нами обитатели подводного мира.
Некоторых из них мы уже знаем. Назовите их (Дети предлагают варианты
ответов: акула, скат, морская звезда).
А вот этих красивых рыб я не знаю.
Давайте узнаем название этой рыбки.
3.Для этого выполним дифференцированную самостоятельную работу. Все ответы к примерам закодированы буквами. Выписывайте буквы, соответствующие правильным ответам в таблицу и прочитайте полученное слово.
Самостоятельная работа
1 уровень.
2 уровень.
?3 уровень.
Впишите в клетки таблицы буквы (или слоги), соответствующие правильным ответам, прочитайте полученное слово.
Итак, ребята, мы узнали название. Эта рыба называется БАБОЧКА.
4. Продолжаем наш путь дальше. Перед нами важнейшее течение на планете. Оно направлено с востока на запад. У наблюдателя, стоящего на берегу, складывается впечатление, что подвижен не океан, а остров, который плывет в сторону Южной Америки. Это Южное Пассатное течение. Скорость этого течения мы узнаем, решив уравнения.
Уравнения представлены на экране в двух вариантах.
( Решают у доски 2 ученика.)
1 вариант. Ответ: 1.
2 вариант. Ответ:2.
Итак, ребята, мы с вами получили, что скорость этого течения может изменяться от1 км/ч до 2 км/ч. Эта скорость больше , чем скорость многих равнинных рек. Течение состоит из струй холодной и теплой воды. В зоне пены необычайное скопление морских организмов. В некоторых местах они придают воде консистенцию супа.
Решим задачу: Вася Веревкин плывший по Пассатному течению на корабле «Победа» в 120 км от берегов Южной Америки, бросил бутылку с посланием другу. Через сколько суток друг получит послание?
5.Продолжаем наше путешествие. Мы оказываемся на западе Тихого океана, где рассеяны архипелаги коралловых островов. Здесь находится самая грандиозная постройка на Земле, целиком сотворенная живыми существами. Это Большой Барьерный риф Австралии.
6. Следующий пункт нашего путешествия – Марианский желоб или Марианская впадина. Это самое глубокое место на Земле.
С помощью еще одного замечательного прибора – эхолота, мы сможем узнать
глубину этой впадины. В наших расчетах может содержаться небольшая погрешность, но она допустима. Решим задачу.
Задача:
Скорость звука в воде 1484 м/с. Время, за которое звуковая волна, выпущенная эхолотом с нашего корабля, достигла дна и вернулась обратно, составляет 14 и 6/7 секунд.
Найти расстояние до дна Марианской впадины.
Ответ: 11024 м.
Итак, ребята, мы узнали глубину Марианского желоба.
Она равна почти 11километров.
Марианская впадина окружена загадками и мифами, говорят, что в ней обитают некие драконы, чудовища. В марианскую впадину может поместиться самая высокая гора нашей Земли, Эверест. Так же, на глубине 7000 метров обнаружили жизнь. Это очень странно, ведь на такой глубине ужасное давление и температура близка к нулю.
7.Друг Васи Веревкина получил послание.
Здесь какая – то надпись. Но, многие
буквы смыты морской соленой водой.
Посмотрите, что осталось.
Давайте восстановим эту запись.
( 1 ученик пишет на доске)
Ребята, эта запись мне очень напоминает правило деления обыкновенных дробей. Давайте вспомним и проговорим это правило. ( Дети проговаривают правило).
Итак, ребята, наше путешествие подошло к концу. Мы увидели много нового и узнали много интересного. Но пора возвращаться домой. Нас ждут родные берега. Вот мы и дома.
8.Рефлексия (итог урока).
Ребята, давайте подведем итог нашего урока.
При помощи сигнальных карточек, которыми мы пользовались в начале урока, оцените свои знания по теме «Деление».
Если вы оцениваете свои знания как твердые, глубоко осознанные, вы поднимете красную карточку, если у вас все еще возникают трудности при делении дробей, то поднимите зеленую карточку.
Домашнее задание:
Повторить правила по теме «Деление».
Придумать и решить задачу на деление дробей, связанную с Тихим океаном.