kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Математический счёт в игровой форме

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан в соответствии с ФГОС.Материал разнообразен, интересен и доступен.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Математический счёт в игровой форме»





Урок-деловая игра по математике в 4 классе с элементами финансовой грамотности











Тема: «Устные и письменные приемы вычислений»

Учебно-методический комплект: «Школа России», 4 класс.









Выполнила: учитель начальных классов Головина Л.А.





















2023г.

План-конспект урока по математике. 4 класс.

Тема: «Устные и письменные приемы вычислений»

Цель:   Задачи:

1. Способствовать формированию экономического образа мышления.

  1. Воспитывать ответственность и нравственное поведение в области экономических отношений в быту.

  2. Формировать опыт применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области финансовой грамотности учащихся.

  3. Формирование у учащихся навыков индивидуальной и групповой работы.

  4. Развитие мыслительной деятельности, самостоятельной работы, творческих возможностей и расширение кругозора учащихся

Планируемые результаты:

Личностные:

  • осознание себя как части семьи, общества;

  • овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;

  • развитие самостоятельности;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях.

Метапредметные:

Регулятивные:

  • развивать умение работать в группе,

  • умения выбирать действия в соответствии с поставленной задачей,

  • выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально.

Познавательные:

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные:

  • развитие коммуникативной культуры учащихся;

  • выражать свои мысли и идеи, обсуждать в рабочей группе информацию.

     

- повторить основные свойства сложения, алгоритмы сложения и вычитания многозначных чисел;

- познакомить с устными и письменными приемами вычислений. 

- способствовать развитию умений применять переместительное и сочетательное свойства сложения;

- выбирать удобный способ для устных и письменных вычислений;

- решать текстовые задачи, определять верные и неверные равенства.

Предметные:

  • повторять нумерацию многозначных чисел;

  • совершенствовать вычислительные навыки сложения и вычитания многозначных чисел, умение выполнять действия с величинами;

  • развивать умение решать задачи.

Личностные:

  • принимать и осваивать социальную роль обучающегося;

  • проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

  • осознавать личностный смысл учения.

Задачи: научатся устным и письменным приемам вычислений многозначных чисел. 

Образовательные: совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи; учить использовать свойства сложения для рационализации устных и письменных вычислений.

Развивающие: развитие математической речи; познавательных способностей; развивать умение составлять и решать задачи; закрепить знания о переместительном и сочетательном свойствах сложения; - выбирать удобный способ для устных и письменных вычислений

Воспитательные: воспитывать внимание, интерес к математике.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: научатся применять переместительное и сочетательное свойства сложения, выбирать удобный способ для устных и письменных вычислений, решать текстовые задачи, определять верные и неверные равенства.

Метапредметные: овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные: проявляют интерес, переходящий в потребность к расширению знаний, к применению поисковых и творческих подходов к выполнению заданий,методы и формы обучения:

Формы: фронтальная, индивидуальная. Методы: словесный, наглядный, практический.

Оборудование: Экран, компьютер, проектор.



Ход урока:

  1. Орг. момент 4 мин.

- Доброе утро, друзья! У нас сегодня не совсем обычный урок, на нем сегодня присутствуют гости, пожалуйста, повернитесь, поприветствуйте их и садитесь за парты!

-Вы готовы к уроку математики? (ответы детей)

-Готовы, тогда начинаем и для работы нам сегодня понадобятся:

Чуткие уши, внимательные глаза, сообразительные головы и, конечно же ,хорошее настроение! А какое у вас сегодня настроение – покажите! (дети поднимают палец вверх или вниз). Хорошее настроение – у всех!

-Давайте повернемся к соседу по парте, и ему улыбнемся, и пожелаем отличной работы на уроке.
    1. . Психологический настрой.
Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:
  • желаю (соприкасаются большими пальцами);
  • успеха (указательными);
  • большого (средними);
  • во всём (безымянными);
  • и везде (мизинцами);
  • Здравствуй! (прикосновение всей ладонью)

-Молодцы, а теперь все посмотрели на меня, сели правильно, руки положили перед собой и приготовились работать. Я тоже вам желаю больших успехов на уроке!

Я хочу, чтобы вы улыбались,

Работой своею довольны остались,

Чтоб каждый из вас ощутил свой успех!

Чтоб этот урок порадовал всех!

«Вы талантливые, дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению…» (слайд)

Французский философ Жан Жак Руссо (1712-1778гг.)

-Сейчас мы отправимся в увлекательное путешествие по стране – Математика! –1.Математика начинается с устного счёта 6 – 8 мин.

-Плетём пальчиками, лисичка-зайчик и продолжаем работать.

-Игра -«Верите ли вы» (если да – МОЖЕТ ХЛОПАТЬ , если нет - качаем головой)

- знак вычитания в математике -это минус;

- знак сложения -это плюс;

- компоненты сложения- это слагаемое, слагаемое, сумма;

- в часе 600 минут;

-  в 1 км 1000 метров;

- если 999 увеличить на 1, будет 1000;

- 20 000 прибавить 800, будет 20 800;

-  мм, см, дм,  м, км - это единицы массы;

Блиц-опрос «Горячая двадцатка».
  • Как называются числа при сложении?

  • Как называются числа при вычитании?

  • Как называются числа при умножении? (множители, произведение)

  • Как называются числа при делении? (делимое, делитель, частное)

  • Как узнать, насколько одно число больше или меньше другого?

  • Как узнать во сколько раз одно число больше или меньше другого?

  • Что такое периметр?

  • Как найти площадь? – В каких единицах измеряем площадь?

  • Что такое квадрат?

  • Что такое прямоугольник?

  • Если к числу прибавить 0,то…(то число не изменится)?

  • Если из числа вычесть 0,то…(число не изменится)?

  • Разность двух одинаковых чисел равна…(0)

  • Какое число получится при делении на 0?

  • Сколько дней в году?

  • сколько кг в1 т.?

  • сколько ушей в классе у присутствующих?(шутка)

- ПРОДОЛЖАЕМ Разминку для ума НА ДОСКЕ 1. Числа: 987…989,… 991, 992…994,…996,997…999.

-Можно ли назвать числовым рядом? – Почему? – Назовите пропущенные цифры.

-Что объединяет эти числа?

-Какое число предшествует числу 991?

- Назовите самое маленькое число из этих чисел.

-Какое число самое большое? 999 -Назовите соседей этого числа.

-Какое число следует за числом 994?

- Как получили это число 995? (увеличили на 1) -Что вы можете о нем рассказать? (многозначное, состоит из 9 сотен, 9 десятков и 5 единиц.)

-соседи ? - разрядные слагаемые? -относится к классу ( 1 классу, к классу единиц) .-Определите, сколько единиц каждого разряда в этом числе:

Какое число самое большое? 999 число назовите соседей

- Назовите разряды…? - -А сколько цифр понадобилось для записи этого ч?

-Назовите

-Как получили число 1000? – Что это за число. – Дайте ему характеристику.

Самоопределение к деятельности, подведение к теме урока.



- Молодцы! - Мы провели устный счёт и отталкиваясь от него, кто может сказать тему урока? ( сложение и вычитание многозначных чисел)

-Откройте тетради. Отступите 4 кл от предыдущей записи. Запишите число, классная работа .

На доске примеры (№ 260) 2+96+98+904 48+530+70+52

- Вычисли наиболее лёгким способом!_______________________

-Для этого нам надо что вспомнить? (св-ва) – Как будем решать?

( применять сочетательное св-во).

-А еще какое свойство вы знаете? (переместительное)

- Приведите устно пример, подходящий под это св-во.

-Как вы думаете, для чего мы сегодня вспомнили эти свойства? Для чего нам эти свойства нужны и нужны ли вообще? (Наверное эти свойства мы будем применять при изучении новой темы и это облегчает вычисления,)

- Всегда ли мы можем вычислять выражения устно? (нет)

- Почему? ( есть большие числа, которые посчитать в  уме очень сложно)

- Правильно. ( Подвожу к цели урока.) – Так, значит, какова будет цель нашего урока? ( будем учиться складывать и вычитать многозначные числа столбиком)

-Как вы думаете, письменное сложение и вычитание любых многозначных чисел выполняется так же, как и сложение и вычитание двузначных и трехзначных чисел? (Да, наверное, одинаково)- Вы выдвинули гипотезу. Что такое гипотеза?

- Правильно. Это предположение, которое мы должны доказать или опровергнуть.

- Посмотрите на доску НА ДОСКЕ ПРИМЕРЫ: - Чем отличаются примеры? (количеством цифр в числах)

- Давайте вспомним алгоритм действий трехзначных чисел при сложении и вычитании столбиком.

- Объясните решение первого примера, выполнив запись столбиком.(в тетради)

345+345=690 _________________________ - Решаем в соответствии алгоритмом

И открываю карточку

3.656+2.256= 5.912 - что, в этом примере, вы увидели? (добавились единицы тысяч)

- Складывали ли мы уже четырехзначные числа столбиком? (нет)

- Как будем записывать этот пример? (в соответствии алгоритмом) (И открываю карточку)

- Кто сможет объяснить, как решить второй пример? (Желающий ученик решает пример на доске с объяснением)

- Кто сможет сложить пятизначные числа столбиком? (Желающий ученик решает пример на доске с объяснением) 74.803 +1.560=76.393

И открываю карточку

А как узнать, правильно ли мы решили пример? –

- Кто уже может сформулировать тему урока.  О чем мы сегодня будем говорить?

- Выполнять устные и письменные приемы вычислений.

- Какие задачи на урок  поставим? ( совершенствовать навыки устных и письменных вычислений, вспоминать алгоритм сложения и вычитания многозначных чисел)

- Сложение мы проверяем? – как ? ( если из суммы вычесть одно из слаг….)

- А теперь проверьте решение последнего примера вычитанием.

- Кто сможет это сделать? (Желающий ученик решает пример на доске с объяснением)

- Какой вывод можно сделать? (многозначные числа складывают и вычитают столбиком так же, как трехзначные) ,

-т.е. мы доказали гипотезу, что письменное сложение и вычитание любых многозначных чисел выполняется так же, как и сложение и вычитание двузначных и трехзначных чисел? - И открываю карточку

- А как вы думаете, нам в жизни может это все пригодиться? Вот вычисления таких многозначных чисел?

- И где, если да?

2. - Теперь давайте попробуем письменно  решать выражения на сложение и вычитание с многозначными числами.

- Ещё раз вернемся к моему вопросу, письменное сложение и вычитание любых многозначных чисел выполняется так же, как и сложение и вычитание двузначных и трехзначных чисел? (да)

- Молодцы!

- Ну, что, пробуем самостоятельно решить примеры?

-Выполним № 262. Прочитаем задание (читает один ученик)

-Первый пример выполним вместе (коллективно) с подробным объяснением у доски ( 1 ученик работает у доски, другие, в тетради)

528 047 + 106 875 = 634 922 -Сложение проверяем чем ? ВЫЧИТАНИЕМ.

Проверка: 634 922 – 528 047 = 106 875

1. Пишу единицы под единицами, десятки под десятками, сотни под сотнями.

2. Складываю единицы

3. Складываю десятки Карточки у Альфии

4. Складываю сотни

5. Складываю единицы тысяч

6. Складываю десятки тысяч

7. Складываю сотни тысяч

8. Читаю ответ



- а второй пример выполним самостоятельно (потом проверим)

385 746 + 23 352 = 409098

409 098 – 385 746 = 23 352

Физминутка

- А теперь немного отдохнём

- Я прочитаю стихотворение, а вы будьте внимательны, ведь вам нужно следить за количеством, а потом ответить на мои вопросы

Вот жаворонок с ивушки
Взлетел и полетел.
Вы слышите, как весело
Он песенку запел?
Три лодочки по озеру
Широкому плывут.
Гребцы сидят на лодочках
И весело гребут.
Пять зайцев от охотника
Прыжками в лес бегут.
Скорей, скорее, зайчики,
В лесу вас не найдут!
Четыре скачут лошади,
Во весь опор летят,
И слышно, как по камушкам
Подковы их стучат.

  • Сколько было жаворонков на ивушке? 1

  • Сколько лодочек плыло по озеру? – 3

  • Сколько зайцев спряталось от охотника? – 5

  • Сколько скакало лошадей? – 4

А теперь поиграем. Я буду вам повторно читать стихотворение, а вы будете изображать то жаворонка, то зайцев и т.д. Когда вы услышите слова о жаворонке, вы полетите (руки в стороны), а когда я скажу о зайцах, вы будете стучать ногами, когда услышите слова про лошадей, то будете издавать такие звуки –цок, цок, цок и т. д. Дети выполняют соответствующие движения.

Как живёшь? –Вот так!

Как идёшь? – Вот так!

Как бежишь ? – Вот так!

Как плывёшь? – Вот так!

Как летишь? – Вот так!

Как шалишь? – Вот так!

Как сидишь? – Вот так!

и садитесь за парты!

_________

Запишите в тетради № № 263 ??????

- - Прочтите задачу самостоятельно.

- О ком или о чем говорится в задаче?

-- Что известно? -Какие семьи участвовали? ( где по з человека в семье и где по 2 человека в семье)

- Вслух читает ещё раз ______________и после прочтения ответьте на вопрос – в виде чего правильно и удобно кратко записать задачу?

( Таблица, кр. запись, схематич. Рисунок, а может чертёж?)

- К доске идёт составлять краткую запись____________________

- Сразу можем ответить на главный вопрос (нет) - Почему?

_ Значит, что сначала узнаем? - Потом?

Теперь можем ответить на главный вопрос задачи?

-Каким действием?

-Какой тип этой задачи? ( на нахождение слагаемого)

- Хорошая работа! Умники и умницы!

- (ПЕРЕХОДИМ к финансовой грамотности)

- Мы решали задачу, в которой, говорилось о ком или о чём? (задача была про семью, которая участвовала в соревнованиях. У нас в классе тоже есть семьи, которые постоянно , ни один год уже принимают участие в разных соревнованиях, это Карповы) ПОКАЗАТЬ КАРТИНКИ МЕБЕЛИ. Многие выезжают на отдых (Барановы),по туристическим путёвкам. У АЛЬФИИ

- Конечно, семья для вас –это самое главное в вашей жизни. И надо беречь родителей, почаще их обнимать, благодарить за их любовь и заботу о вас.

  • Сегодня у нас окончание урока будет необычным. Нам предстоит поработать в фирмах, а именно, в туристических. (Дети находят значение слова «фирма» в толковом словаре)..

  • Сегодня на уроке будут работать турфирмы по странам.

  • Президентом турфирмы «Байкалтур» является: Никитин С.

Турфирмы «Моринтур»(), и турфирмы «Абсолют»(),

  • Они будут моими непосредственными помощниками. Я являюсь генеральным директором главного предприятия.

  • Вручаю вам пакет с деловыми бумагами на ближайший период времени.(задания в файлах - напечатанные). Будущее фирм будет зависеть от того, как вы справитесь с поставленными задачами. Сегодня вам пригодятся ваши знания, умения и старания.

  • -Проверим, чья фирма умеет хорошо считать. Умение считать для фирм - это очень важно.

А сейчас у нас Очень важный клиент.


Клиент: Здравствуйте, я с родителями хотел бы посетить такие страны, как Египет, Греция, Франция и Германия.

Я, как генеральный директор, прошу помочь вам подобрать клиенту выгодные путевки.

1 турфирма «Байкал тур»: КАРТОЧКА С НАЗВАНИЕМ

Путевка в страну Египет


Город Каир: количество дней – 5, стоимость путевки на взрослого – 21. 452 р.

На ребенка – 16 .723 р ( 21 452+21452+16723 = 59. 627)


Город Хелуан:

Количество дней – 5, стоимость путевки на взрослого – 23. 895 р.

На ребенка – 16. 789р (64. 579)


Город Кена: количество дней – 5, стоимость путевки на взрослого – 20 983 р.

На ребенка – 15 725 р (57. 691 р)


(Самый выгодный тур – в город Кена -57. 691 р)


2 турфирма «Моринтур» - Греция: - Мы можем Вам предложить посетить 3 города

Город Афины: (56. 279 р )

-5 дней на взрослого – 19. 778 р.

-На ребенка – 16 .723 р


Город: Нафплион ( 51. 116 р. )

5 дней на взрослого – 17. 591 р.

На ребенка – 15 .934 р.


И город: СалОники (60. 357 р)

5 дней на взрослого – 21. 561 р.

На ребенка – 17 .235 р.

(Самый выгодный тур в город – Нафплион – 51. 116 р)



3 турфирма «Абсолют» :Франция (78 208 р. )

Город: Париж 5 дней на взрослого – 27.315 р.

На ребенка – 23 578 р


Город: Марсель ( 72 331 р.)

5 дней на взрослого – 24.210 р.

На ребенка – 23 911 р


Город: Лилль ( 51 997 р. )

5 дней на взрослого – 18.215 р.

На ребенка – 15 567 р

Самый выгодный тур в город - Лилль -51 997 р


4 группа «Байкалинтур» страна: Германия

Город Мюнхен (54. 839 р.)

5 дней на взрослого – 19. 564 р.

На ребенка – 15. 711 р

Город Берлин ( 62. 988 р )

5 дней на взрослого – 23. 219 р.

На ребенка – 16. 550 р

Город Кёльн: ( 55 .059 р)

5 дней на взрослого – 19. 373 р.

На ребенка – 16. 313  р

Самый выгодный тур в город - Мюнхен - 54. 839 р

-Итак, представитель каждой турфирмы должен выйти и показать, какой тур самый выгодный для клиента.


На интерактивной доске записывают город и стоимость тура.


Вывод: посредством использования на этом этапе интересных сведений и занимательных заданий организована ситуация для закрепления следующих знаний:

  • алгоритма выполнения сложения и вычитания многозначных чисел,

  • воспитания умения работать в парах, группах.

  • Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося.

С опорой на имеющиеся знания дети учатся анализировать, применять вычислительные приёмы для решения проблемных задач, логически мыслить и делать выводы о целесообразности своих действий.


-Хорошая работа, уважаемые коллеги.

-Я , думаю, клиент будет доволен!

Клиент: скажите, пожалуйста, а проезд входит в стоимость тура?

Глава: к сожалению, нет.

  • А теперь время подвести итоги. Мы плодотворно поработали. Президенты должны отметить своих подчиненных и прокомментировать оценку. В сводной ведомости выставьте оценки. Спасибо вам за проделанную работу.

Рефлексия. - Предлагаю поделиться впечатлениями от урока.

-Чему мы сегодня продолжали учиться на уроке?

(сложению и вычитанию многозначных чисел)

-Что нового узнали? (кроме знаний по математике, мы узнали примерные суммы для отдыха семьей, открыли для себя страны, новые города)

- Т.е делаем вывод: - Математика наука точная, нужна везде и всегда .

- Кому понравилось и было интересно на уроке похлопайте.

- Кто  испытал успех в сегодняшней работе – поднимите зеленый кружок.

- Кто испытывал какие-нибудь затруднения – желтый кружок.

- У кого остались проблемы, кому нужно поработать дополнительно над опорной схемой или разрядным составом многозначных чисел – поднимите красный кружок.

- Прикрепите кружки на доску. -Урок закончен. Вы молодцы. Спасибо за урок.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Математический счёт в игровой форме

Автор: Головина Лариса АНатольевна

Дата: 10.07.2023

Номер свидетельства: 634799

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Статья "Особенности использования игровых технологий на уроках математике в начальной школе "
    ["seo_title"] => string(104) "stat-ia-osobiennosti-ispol-zovaniia-ighrovykh-tiekhnologhii-na-urokakh-matiematikie-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "163430"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1422472278"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(35) "Игровая технология"
    ["seo_title"] => string(24) "ighrovaia-tiekhnologhiia"
    ["file_id"] => string(6) "300555"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1456753099"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Математический брейн-ринг для 5-9 классов коррекционной школы VIII вида"
    ["seo_title"] => string(70) "matiematichieskiibrieinringhdlia59klassovkorriektsionnoishkolyviiivida"
    ["file_id"] => string(6) "331871"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1464766720"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Математические представления (счёт) Рабочая программа 1 класс для детей с ТМНР"
    ["seo_title"] => string(81) "matiematichieskiiepriedstavlieniiaschiotrabochaiaproghramma1klassdliadietieistmnr"
    ["file_id"] => string(6) "257059"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1448270406"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Внеклассное мероприятие по математике на тему:  «Математическое сражение» "
    ["seo_title"] => string(84) "vnieklassnoie-mieropriiatiie-po-matiematikie-na-tiemu-matiematichieskoie-srazhieniie"
    ["file_id"] => string(6) "165621"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1422844317"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства