Выполнила: учитель начальных классов Головина Л.А.
2023г.
План-конспект урока по математике. 4 класс.
Тема: «Устные и письменные приемы вычислений»
Цель: Задачи:
1. Способствовать формированию экономического образа мышления.
Воспитывать ответственность и нравственное поведение в области экономических отношений в быту.
Формировать опыт применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области финансовой грамотности учащихся.
Формирование у учащихся навыков индивидуальной и групповой работы.
Развитие мыслительной деятельности, самостоятельной работы, творческих возможностей и расширение кругозора учащихся
Планируемые результаты:
Личностные:
осознание себя как части семьи, общества;
овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;
развитие самостоятельности;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях.
Метапредметные:
Регулятивные:
развивать умение работать в группе,
умения выбирать действия в соответствии с поставленной задачей,
выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально.
Познавательные:
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные:
развитие коммуникативной культуры учащихся;
выражать свои мысли и идеи, обсуждать в рабочей группе информацию.
- повторить основные свойства сложения, алгоритмы сложения и вычитания многозначных чисел;
- познакомить с устными и письменными приемами вычислений.
- способствовать развитию умений применять переместительное и сочетательное свойства сложения;
- выбирать удобный способ для устных и письменных вычислений;
- решать текстовые задачи, определять верные и неверные равенства.
Предметные:
повторять нумерацию многозначных чисел;
совершенствовать вычислительные навыки сложения и вычитания многозначных чисел, умение выполнять действия с величинами;
развивать умение решать задачи.
Личностные:
принимать и осваивать социальную роль обучающегося;
проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
осознавать личностный смысл учения.
Задачи: научатся устным и письменным приемам вычислений многозначных чисел.
Образовательные: совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи; учить использовать свойства сложения для рационализации устных и письменных вычислений.
Развивающие: развитие математической речи; познавательных способностей; развивать умение составлять и решать задачи; закрепить знания о переместительном и сочетательном свойствах сложения; - выбирать удобный способ для устных и письменных вычислений
Воспитательные: воспитывать внимание, интерес к математике.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: научатся применять переместительное и сочетательное свойства сложения, выбирать удобный способ для устных и письменных вычислений, решать текстовые задачи, определять верные и неверные равенства.
Метапредметные: овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником.
Личностные: проявляют интерес, переходящий в потребность к расширению знаний, к применению поисковых и творческих подходов к выполнению заданий,методы и формы обучения:
- Доброе утро, друзья! У нас сегодня не совсем обычный урок, на нем сегодня присутствуют гости, пожалуйста, повернитесь, поприветствуйте их и садитесь за парты!
-Вы готовы к уроку математики? (ответы детей)
-Готовы, тогда начинаем и для работы нам сегодня понадобятся:
Чуткие уши, внимательные глаза, сообразительные головы и, конечно же ,хорошее настроение! А какое у вас сегодня настроение – покажите! (дети поднимают палец вверх или вниз). Хорошее настроение – у всех!
-Давайте повернемся к соседу по парте, и ему улыбнемся, и пожелаем отличной работы на уроке. . Психологический настрой. Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:
желаю (соприкасаются большими пальцами); успеха (указательными); большого (средними); во всём (безымянными); и везде (мизинцами); Здравствуй! (прикосновение всей ладонью)
-Молодцы, а теперь все посмотрели на меня, сели правильно, руки положили перед собой и приготовились работать. Я тоже вам желаю больших успехов на уроке!
Я хочу, чтобы вы улыбались,
Работой своею довольны остались,
Чтоб каждый из вас ощутил свой успех!
Чтоб этот урок порадовал всех!
«Вы талантливые, дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению…» (слайд)
Французский философ Жан Жак Руссо (1712-1778гг.)
-Сейчас мы отправимся в увлекательное путешествие по стране – Математика! –1.Математика начинается с устного счёта 6 – 8 мин.
-Плетём пальчиками, лисичка-зайчик и продолжаем работать.
-Игра -«Верите ли вы» (если да – МОЖЕТ ХЛОПАТЬ , если нет - качаем головой)
- знак вычитания в математике -это минус;
- знак сложения -это плюс;
- компоненты сложения- это слагаемое, слагаемое, сумма;
- в часе 600 минут;
- в 1 км 1000 метров;
- если 999 увеличить на 1, будет 1000;
- 20 000 прибавить 800, будет 20 800;
- мм, см, дм, м, км - это единицы массы;
Блиц-опрос «Горячая двадцатка».
Как называются числа при сложении?
Как называются числа при вычитании?
Как называются числа при умножении? (множители, произведение)
Как называются числа при делении? (делимое, делитель, частное)
Как узнать, насколько одно число больше или меньше другого?
Как узнать во сколько раз одно число больше или меньше другого?
Что такое периметр?
Как найти площадь? – В каких единицах измеряем площадь?
Что такое квадрат?
Что такое прямоугольник?
Если к числу прибавить 0,то…(то число не изменится)?
Если из числа вычесть 0,то…(число не изменится)?
Разность двух одинаковых чисел равна…(0)
Какое число получится при делении на 0?
Сколько дней в году?
сколько кг в1 т.?
сколько ушей в классе у присутствующих?(шутка)
- ПРОДОЛЖАЕМ Разминку для ума НА ДОСКЕ 1. Числа: 987…989,… 991, 992…994,…996,997…999.
-Можно ли назвать числовым рядом? – Почему? – Назовите пропущенные цифры.
-Что объединяет эти числа?
-Какое число предшествует числу 991?
- Назовите самое маленькое число из этих чисел.
-Какое число самое большое? 999 -Назовите соседей этого числа.
-Какое число следует за числом 994?
- Как получили это число 995? (увеличили на 1) -Что вы можете о нем рассказать? (многозначное, состоит из 9 сотен, 9 десятков и 5 единиц.)
-соседи ? - разрядные слагаемые? -относится к классу ( 1 классу, к классу единиц) .-Определите, сколько единиц каждого разряда в этом числе:
Какое число самое большое? 999 число назовите соседей
- Назовите разряды…? - -А сколько цифр понадобилось для записи этого ч?
-Назовите
-Как получили число 1000? – Что это за число. – Дайте ему характеристику.
Самоопределение к деятельности, подведение к теме урока.
-Молодцы! - Мы провели устный счёт и отталкиваясь от него, кто может сказать тему урока? ( сложение и вычитание многозначных чисел)
-Откройте тетради. Отступите 4 кл от предыдущей записи. Запишите число, классная работа .
На доске примеры (№ 260) 2+96+98+904 48+530+70+52
- Вычисли наиболее лёгким способом!_______________________
-Для этого нам надо что вспомнить? (св-ва) – Как будем решать?
( применять сочетательное св-во).
-А еще какое свойство вы знаете? (переместительное)
- Приведите устно пример, подходящий под это св-во.
-Как вы думаете, для чего мы сегодня вспомнили эти свойства? Для чего нам эти свойства нужны и нужны ли вообще? (Наверное эти свойства мы будем применять при изучении новой темы и это облегчает вычисления,)
- Всегда ли мы можем вычислять выражения устно? (нет)
- Почему? ( есть большие числа, которые посчитать в уме очень сложно)
- Правильно. ( Подвожу к цели урока.) – Так, значит, какова будет цель нашего урока? ( будем учиться складывать и вычитать многозначные числа столбиком)
-Как вы думаете, письменное сложение и вычитание любых многозначных чисел выполняется так же, как и сложение и вычитание двузначных и трехзначных чисел? (Да, наверное, одинаково)- Вы выдвинули гипотезу. Что такое гипотеза?
- Правильно. Это предположение, которое мы должны доказать или опровергнуть.
- Посмотрите на доску НА ДОСКЕ ПРИМЕРЫ: - Чем отличаются примеры? (количеством цифр в числах)
- Давайте вспомним алгоритм действий трехзначных чисел при сложении и вычитании столбиком.
- Объясните решение первого примера, выполнив запись столбиком.(в тетради)
345+345=690 _________________________ - Решаем в соответствии алгоритмом
И открываю карточку
3.656+2.256= 5.912 - что, в этом примере, вы увидели? (добавились единицы тысяч)
- Складывали ли мы уже четырехзначные числа столбиком? (нет)
- Как будем записывать этот пример? (в соответствии алгоритмом) (И открываю карточку)
- Кто сможет объяснить, как решить второй пример? (Желающий ученик решает пример на доске с объяснением)
- Кто сможет сложить пятизначные числа столбиком? (Желающий ученик решает пример на доске с объяснением) 74.803 +1.560=76.393
И открываю карточку
А как узнать, правильно ли мы решили пример? –
- Кто уже может сформулировать тему урока. О чем мы сегодня будем говорить?
- Выполнять устные и письменные приемы вычислений.
- Какие задачи на урок поставим? ( совершенствовать навыки устных и письменных вычислений, вспоминать алгоритм сложения и вычитания многозначных чисел)
- Сложение мы проверяем? – как ? ( если из суммы вычесть одно из слаг….)
- А теперь проверьте решение последнего примера вычитанием.
- Кто сможет это сделать? (Желающий ученик решает пример на доске с объяснением)
- Какой вывод можно сделать? (многозначные числа складывают и вычитают столбиком так же, как трехзначные) ,
-т.е. мы доказали гипотезу, что письменное сложение и вычитание любых многозначных чисел выполняется так же, как и сложение и вычитание двузначных и трехзначных чисел? - И открываю карточку
- А как вы думаете, нам в жизни может это все пригодиться? Вот вычисления таких многозначных чисел?
- И где, если да?
2. - Теперь давайте попробуем письменно решать выражения на сложение и вычитание с многозначными числами.
- Ещё раз вернемся к моему вопросу, письменное сложение и вычитание любых многозначных чисел выполняется так же, как и сложение и вычитание двузначных и трехзначных чисел? (да)
- Молодцы!
- Ну, что, пробуем самостоятельно решить примеры?
-Выполним № 262. Прочитаем задание (читает один ученик)
-Первый пример выполним вместе (коллективно) с подробным объяснением у доски ( 1 ученик работает у доски, другие, в тетради)
1. Пишу единицы под единицами, десятки под десятками, сотни под сотнями.
2. Складываю единицы
3. Складываю десятки Карточки у Альфии
4. Складываю сотни
5. Складываю единицы тысяч
6. Складываю десятки тысяч
7. Складываю сотни тысяч
8. Читаю ответ
- а второй пример выполним самостоятельно (потом проверим)
385 746 + 23 352 = 409098
409 098 – 385 746 = 23 352
Физминутка
- А теперь немного отдохнём
- Я прочитаю стихотворение, а вы будьте внимательны, ведь вам нужно следить за количеством, а потом ответить на мои вопросы
Вот жаворонок с ивушки Взлетел и полетел. Вы слышите, как весело Он песенку запел? Три лодочки по озеру Широкому плывут. Гребцы сидят на лодочках И весело гребут. Пять зайцев от охотника Прыжками в лес бегут. Скорей, скорее, зайчики, В лесу вас не найдут! Четыре скачут лошади, Во весь опор летят, И слышно, как по камушкам Подковы их стучат.
Сколько было жаворонков на ивушке? 1
Сколько лодочек плыло по озеру? – 3
Сколько зайцев спряталось от охотника? – 5
Сколько скакало лошадей? – 4
А теперь поиграем. Я буду вам повторно читать стихотворение, а вы будете изображать то жаворонка, то зайцев и т.д. Когда вы услышите слова о жаворонке, вы полетите (руки в стороны), а когда я скажу о зайцах, вы будете стучать ногами, когда услышите слова про лошадей, то будете издавать такие звуки –цок, цок, цок и т. д. Дети выполняют соответствующие движения.
Как живёшь? –Вот так!
Как идёшь? – Вот так!
Как бежишь ? – Вот так!
Как плывёшь? – Вот так!
Как летишь? – Вот так!
Как шалишь? – Вот так!
Как сидишь? – Вот так!
и садитесь за парты!
_________
Запишите в тетради № № 263 ??????
- - Прочтите задачу самостоятельно.
- О ком или о чем говорится в задаче?
-- Что известно? -Какие семьи участвовали? ( где по з человека в семье и где по 2 человека в семье)
- Вслух читает ещё раз ______________и после прочтения ответьте на вопрос – в виде чего правильно и удобно кратко записать задачу?
( Таблица, кр. запись, схематич. Рисунок, а может чертёж?)
- К доске идёт составлять краткую запись____________________
- Сразу можем ответить на главный вопрос (нет) - Почему?
_ Значит, что сначала узнаем? - Потом?
–Теперь можем ответить на главный вопрос задачи?
-Каким действием?
-Какой тип этой задачи? ( на нахождение слагаемого)
- Хорошая работа! Умники и умницы!
- (ПЕРЕХОДИМ к финансовой грамотности)
- Мы решали задачу, в которой, говорилось о ком или о чём? (задача была про семью, которая участвовала в соревнованиях. У нас в классе тоже есть семьи, которые постоянно , ни один год уже принимают участие в разных соревнованиях, это Карповы) ПОКАЗАТЬ КАРТИНКИ МЕБЕЛИ. Многие выезжают на отдых (Барановы),по туристическим путёвкам. У АЛЬФИИ
- Конечно, семья для вас –это самое главное в вашей жизни. И надо беречь родителей, почаще их обнимать, благодарить за их любовь и заботу о вас.
Сегодня у нас окончание урока будет необычным. Нам предстоит поработать в фирмах, а именно, в туристических. (Дети находят значение слова «фирма» в толковом словаре)..
Сегодня на уроке будут работать турфирмы по странам.
Президентом турфирмы «Байкалтур» является: Никитин С.
Турфирмы «Моринтур»(), и турфирмы «Абсолют»(),
Они будут моими непосредственными помощниками. Я являюсь генеральным директором главного предприятия.
Вручаю вам пакет с деловыми бумагами на ближайший период времени.(задания в файлах - напечатанные). Будущее фирм будет зависеть от того, как вы справитесь с поставленными задачами. Сегодня вам пригодятся ваши знания, умения и старания.
-Проверим, чья фирма умеет хорошо считать. Умение считать для фирм - это очень важно.
А сейчас у нас Очень важный клиент.
Клиент: Здравствуйте, я с родителями хотел бы посетить такие страны, как Египет, Греция, Франция и Германия.
Я, как генеральный директор, прошу помочь вам подобрать клиенту выгодные путевки.
1 турфирма «Байкал тур»: КАРТОЧКА С НАЗВАНИЕМ
Путевка в страну Египет
Город Каир: количество дней – 5, стоимость путевки на взрослого – 21. 452 р.
На ребенка – 16 .723 р ( 21 452+21452+16723 = 59. 627)
Город Хелуан:
Количество дней – 5, стоимость путевки на взрослого – 23. 895 р.
На ребенка – 16. 789р (64. 579)
Город Кена: количество дней – 5, стоимость путевки на взрослого – 20 983 р.
На ребенка – 15 725 р (57. 691 р)
(Самый выгодный тур – в город Кена -57. 691 р)
2 турфирма «Моринтур» - Греция: - Мы можем Вам предложить посетить 3 города
Город Афины: (56. 279 р )
-5 дней на взрослого – 19. 778 р.
-На ребенка – 16 .723 р
Город: Нафплион ( 51. 116 р. )
5 дней на взрослого – 17. 591 р.
На ребенка – 15 .934 р.
И город: СалОники (60. 357 р)
5 дней на взрослого – 21. 561 р.
На ребенка – 17 .235 р.
(Самый выгодный тур в город – Нафплион – 51. 116 р)
3 турфирма «Абсолют» :Франция (78 208 р. )
Город: Париж 5 дней на взрослого – 27.315 р.
На ребенка – 23 578 р
Город: Марсель ( 72 331 р.)
5 дней на взрослого – 24.210 р.
На ребенка – 23 911 р
Город: Лилль ( 51 997 р. )
5 дней на взрослого – 18.215 р.
На ребенка – 15 567 р
Самый выгодный тур в город - Лилль -51 997 р
4 группа «Байкалинтур» страна: Германия
Город Мюнхен (54. 839 р.)
5 дней на взрослого – 19. 564 р.
На ребенка – 15. 711 р
Город Берлин ( 62. 988 р )
5 дней на взрослого – 23. 219 р.
На ребенка – 16. 550 р
Город Кёльн: ( 55 .059 р)
5 дней на взрослого – 19. 373 р.
На ребенка – 16. 313 р
Самый выгодный тур в город - Мюнхен - 54. 839 р
-Итак, представитель каждой турфирмы должен выйти и показать, какой тур самый выгодный для клиента.
На интерактивной доске записывают город и стоимость тура.
Вывод: посредством использования на этом этапе интересных сведений и занимательных заданий организована ситуация для закрепления следующих знаний:
алгоритма выполнения сложения и вычитания многозначных чисел,
воспитания умения работать в парах, группах.
Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося.
С опорой на имеющиеся знания дети учатся анализировать, применять вычислительные приёмы для решения проблемных задач, логически мыслить и делать выводы о целесообразности своих действий.
-Хорошая работа, уважаемые коллеги.
-Я , думаю, клиент будет доволен!
Клиент: скажите, пожалуйста, а проезд входит в стоимость тура?
Глава: к сожалению, нет.
А теперь время подвести итоги. Мы плодотворно поработали. Президенты должны отметить своих подчиненных и прокомментировать оценку. В сводной ведомости выставьте оценки. Спасибо вам за проделанную работу.
Рефлексия. - Предлагаю поделиться впечатлениями от урока.
-Чему мы сегодня продолжали учиться на уроке?
(сложению и вычитанию многозначных чисел)
-Что нового узнали? (кроме знаний по математике, мы узнали примерные суммы для отдыха семьей, открыли для себя страны, новые города)
- Т.е делаем вывод: - Математика наука точная, нужна везде и всегда .
- Кому понравилось и было интересно на уроке похлопайте.
- Кто испытал успех в сегодняшней работе – поднимите зеленый кружок.
- Кто испытывал какие-нибудь затруднения – желтый кружок.
- У кого остались проблемы, кому нужно поработать дополнительно над опорной схемой или разрядным составом многозначных чисел – поднимите красный кружок.
- Прикрепите кружки на доску. -Урок закончен. Вы молодцы. Спасибо за урок.