kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Математические представления (счёт) Рабочая программа 1 класс для детей с ТМНР

Нажмите, чтобы узнать подробности

Недоразвитие всех психических функций у ребенка с выраженной умственной отсталостью приводит к тому, что без специально разработанной системы работы он не может обучаться даже элементарным основам математики.

В связи с этим все разделы программы на всех этапах обучения будет называться, как  «Формирование элементарных математических представлений», считая, что это оно больше соответствует тому содержанию, которое предлагается для изучения детьми с выраженной умственной отсталостью.

Обучение элементарным математическим представлениям должно носить, прежде всего ярко выраженную практическую направленность. Занятие по развитию элементарных математических представлений проводится 1 раз в неделю. На них ведущая роль принадлежит учителю.

В процессе обучения элементарным математическим представлениям ребёнка с выраженной умственной отсталостью используются следующие методы и приемы:

•        совместные действия ребёнка и взрослого;

•        действия по подражанию действиям учителя;

•        действия по образцу, по словесной инструкции;

•        приемы наложения и приложения, обводки шаблонов, трафаретов для закрепления представлений о форме, величине и количестве предметов;

•        элементарные счетные действия с множествами предметов на основе слухового, тактильного и зрительного восприятия;

•        воспроизведение величины, формы предметов, цифры с помощью пантомимических средств (показ руками), на основе предварительного тактильного и зрительного обследования предметов и изображений цифр;

•        соотнесение натуральных предметов с объемными и плоскостными изображениями.

Формирование элементарных математических представлений ведется в игровой форме, с активным использованием дидактических игр и разнообразных игровых упражнений.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Математические представления (счёт) Рабочая программа 1 класс для детей с ТМНР»

Казенное образовательное учреждение Омской области

«Шербакульская адаптивная школа-интернат»


«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»

МС школы Зам.директора по УВР Директор школы

Кузина О.Р.___________ Сазонов С.М.___________

«__»_____________2015г «__»_____________2015г «__»_____________2015г.





Рабочая программа

по предмету «Математические представления»

1 класс

(домашнее обучение, 33 часа в год)




Составила: Щербакова Н.В.







Пояснительная записка.

Одни из самых сложных знаний, умений и навыков, включенных в содержание общественного опыта, которым овладевают дети, являются математические. Они носят отвлеченный характер, и оперирование ими требует выполнения системы сложных умственных действий.

Под математическим развитием мы понимаем количественные и качественные изменения в познавательных процессах ребенка, происходящие под влиянием специально организованного обучения, обеспечивающие овладение математическим содержанием, умением использовать его в различных ситуациях.

Дети с выраженной умственной отсталостью обнаруживают большие трудности в освоении математических представлений в связи с глубоким недоразвитием познавательной деятельности. Без специального обучения они не могут овладеть даже элементарными математическими представлениями. Но при длительной, целенаправленной, специальным образом организованной коррекционной работе формирование математических представлений происходит очень медленно, с большими сложностями.

Трудности особенно ярко проявляются в имеющих математическое содержание действиях с предметами, игрушками. Возникновение этих трудностей в значительной мере связано с особенностями психофизического развития данной категории детей. В частности, недоразвитие сенсорно-перцептивных процессов и двигательных функций влияет на выполнение практических действий по перемещению, наложению и приложению предметов, объемных и плоскостных моделей.

Нарушения общей моторики значительно сковывают действия учащихся в процессе овладения ими пространственной ориентировки. Они испытывают сложности при перемещении в пространстве класса, игровой комнаты и т. п., выполнении двигательных упражнений, в подвижных играх, определении направлений движения, нахождении частей собственного тела, ориентировке на плоскости стола и листа бумаги (в двухмерном пространстве).

Как показывают исследования, у детей с выраженной умственной отсталостью практически не наблюдается ориентировочный этап при решении различных математических заданий. Стереотипные действия с одними предметами механически переносятся на действия с другими. Учащиеся испытывают значительные трудности в понимании обращенной речи и формулировании собственных высказываний. Бедность словаря, непонимание значений слов и выражений значительно осложняет формирование математических представлений, а в некоторых случаях делает это практически невозможным.

Недоразвитие всех психических функций у ребенка с выраженной умственной отсталостью приводит к тому, что без специально разработанной системы работы он не может обучаться даже элементарным основам математики.

В связи с этим все разделы программы на всех этапах обучения будет называться, как «Формирование элементарных математических представлений», считая, что это оно больше соответствует тому содержанию, которое предлагается для изучения детьми с выраженной умственной отсталостью.

Обучение элементарным математическим представлениям должно носить, прежде всего ярко выраженную практическую направленность. Занятие по развитию элементарных математических представлений проводится 1 раз в неделю. На них ведущая роль принадлежит учителю.

В процессе обучения элементарным математическим представлениям ребёнка с выраженной умственной отсталостью используются следующие методы и приемы:

• совместные действия ребёнка и взрослого;

• действия по подражанию действиям учителя;

• действия по образцу, по словесной инструкции;

• приемы наложения и приложения, обводки шаблонов, трафаретов для закрепления представлений о форме, величине и количестве предметов;

• элементарные счетные действия с множествами предметов на основе слухового, тактильного и зрительного восприятия;

• воспроизведение величины, формы предметов, цифры с помощью пантомимических средств (показ руками), на основе предварительного тактильного и зрительного обследования предметов и изображений цифр;

• соотнесение натуральных предметов с объемными и плоскостными изображениями.

Формирование элементарных математических представлений ведется в игровой форме, с активным использованием дидактических игр и разнообразных игровых упражнений.

В течение всего пропедевтического периода обучения, который осуществляется в нулевом классе, занятия по формированию элементарных математических представлений проводятся на дочисловом уровне. Эти занятия строятся на комплексной основе и включают игровую, изобразительную, конструктивную и музыкальную деятельность. Эти уроки-занятия направлены на:

• выявление уровня сформированности элементарных математических представлений у учащегося;

• формирование у ребёнка положительного эмоционального отношения к урокам по развитию элементарных математических представлений;

• развитие интереса и положительного отношения к играм и игрушкам;

• формирование умения адекватно использовать простые игрушки в соответствии с их функциональным назначением (совместно со взрослым, по подражанию действиям взрослого);

• развитие интереса и потребности к эмоциональному общению с педагогом по ходу занятия (с использованием вербальных и невербальных средств);

• формирование и закрепление у ребёнка социально-бытовых навыков, связанных с использованием элементарных математических представлений;

— привлечение внимания ребёнка к свойствам и отношениям окружающих предметов.

Предполагаемые результаты обучения — наличие у ребёнка на фоне положительных эмоциональных реакций на действия с игрушками и изображениями, выполняемыми в контексте математического содержания, следующих умений:

• осуществлять действия с множествами на дочисловом уровне (совместно с учителем, по подражанию, по образцу);

• понимать названия используемых игрушек и словесного обозначения выполняемых действий с ними;

• выделять один предмет из множества и собирать множество предметов по подражанию и образцу действия взрослого;

• осуществлять выбор геометрических фигур (шар) по подражанию действиям педагога, по образцу и по словесной инструкции;

• перемещаться в пространстве комнаты с помощью взрослого, по словесной инструкции и самостоятельно;

• показывать на себе и на кукле основные части тела и лица (руки, ноги, голова, глаза, нос, уши и т. п.);

• перемещать различные предметы вперед и назад по полу, по поверхности стола по подражанию действиям взрослого, по образцу и по словесной инструкции;

• узнавать и называть на основе наиболее характерных признаков (по наблюдениям в природе, по изображениям на картинках) время года (зима).

Рабочая программа разработана и составлена на основе программы: Программно-методические материалы / под ред. И.М. Бгажноковой. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007г.



Календарно-тематическое планирование по предмету «Математические представления»



п\п

Тема

К-во часов

Дата

Практическая часть

Вид деятельности учащегося

НРК источник

План.

Факт.

1.

Количественные представления.

Выделение одного предмета из множества и группировка предметов в единое множество (много предметов).

1



Игра в кубики.

Слушает, собирает.


2.

Выделение одного предмета из множества и группировка предметов в единое множество (много предметов).

1



Игра в кубики.

Слушает, собирает.


3.

Объединение одинаковых по форме, цвету предметов в различные множества (один-много, много-мало).

1



Игра в игрушки.

Слушает, играет.


4.

Объединение одинаковых по форме, цвету предметов в различные множества (один-много, много-мало).

1



Игра в игрушки.

Слушает, играет.


5.

Выделение одного (много) предметов, ориентируясь на величину.

1



Игра: один большой мяч — много маленьких мячей, один маленький мяч — много больших мячей.

Слушает, играет.


6.

Выделение одного (много) предметов, ориентируясь на величину.

1



Игра: один большой мяч — много маленьких мячей, один 1маленький мяч — много больших мячей.

Слушает, играет.


7.

Выполнение различных действий.

1



Один — много хлопков, ударов молоточком или барабанной палочкой, совместно со взрослым, подражая действиям учителя или ориентируясь на словесную инструкцию.

Слушает, выполняет совместно с учителем.


8.

Выполнение различных действий.

1



Один — много хлопков, ударов молоточком или барабанной палочкой, совместно со взрослым, подражая действиям учителя или ориентируясь на словесную инструкцию

Слушает, выполняет совместно с учителем.


9.

Выделение на основе тактильного обследования одного — много предметов.

1



Игра: «Чудесный мешочек».

Слушает, играет.


10.

Представления о форме.

Выделение формы (шар).

1



Игра: «Летит по небу шар»

Слушает, играет.


11.

Выделение формы (шар).

1



Игра: «Летит по небу шар»

Слушает, играет.


12.

Дифференциация шара от любого многоугольника.

1



Сравнение геометрических фигур.

Слушает, рассматривает.


13.

Дифференциация шара от любого многоугольника.

1



Сравнение геометрических фигур.

Слушает, рассматривает.


14.

Прокатывание предметов круглой формы по полу, по столу, по желобку.

1



Прокатывание шаров, мячей, клубков и т. п.

Прокатывает.


15.

Прокатывание предметов круглой формы по полу, по столу, по желобку.

1



Прокатывание шаров, мячей, клубков и т. п.

Прокатывает.


16.

Представления о величине.

Большой – маленький, больше – меньше.

1



Большая кукла — маленькая кукла; большой гриб — маленький гриб в различных игровых ситуациях, в изобразительной и конструктивной деятельности

Слушает, играет.


17.

Большой – маленький, больше – меньше.

1



Большая кукла — маленькая кукла; большой гриб — маленький гриб в различных игровых ситуациях, в изобразительной и конструктивной деятельности

Слушает, играет.


18.

Большой – маленький, больше – меньше.

1



Выполнение действий с предметами и игрушками различной величины, использование величины в практических действиях

( поставить маленькую машину в маленький гараж, а большую машину — в большой гараж; собрать игрушки в большую корзину, прикрепить прищепки к большому-маленькому кругу, прикрепить прищепки к краям большой корзины и краям маленькой корзины).

Слушает, играет, выполняет действия совместно.


19.

Большой – маленький, больше – меньше.

1



Выполнение действий с предметами и игрушками различной величины, использование величины в практических действиях

(вложить большие втулки в большие пазы, а маленький втулки — в маленькие пазы и т. п.).

Слушает, играет, выполняет действия совместно.


20.

Представления о пространстве.

Первый, последний, впереди, следом, сзади.

1



Перемещение в пространстве комнаты с помощью взрослого, по словесной инструкции и самостоятельно.

Перемещается совместно с учителем.


21.

Первый, последний, впереди, следом, сзади.

1



Перемещение в пространстве комнаты с помощью взрослого, по словесной инструкции и самостоятельно.

Перемещается совместно с учителем.


22.

Справа, слева, выше, ниже.

1



Игра «Оглянись вокруг!»

Слушает, играет.


23.

Справа, слева, выше, ниже.

1



Игра «Оглянись вокруг!»

Слушает, играет.


24.

Показ на себе основных частей тела и лица.

1



Игра «Зеркало».

Играет, показывает.


25.

Нахождение, показ основных частей тела и лица на кукле.

1



Использование куклы крупного размера.

Слушает, показывает.


26.

Нахождение, показ основных частей тела и лица на кукле.

1



Использование куклы меньшего размера, мягкие игрушки: кота, собаку, медведя и т. п.

Слушает, показывает.


27.

Обведение по контурам ладони и пальцев карандашом.

1



Обведение по контурам ладони и пальцев карандашом совместно с учителем.

Обводит.


28.

Показ и соотнесение руки с контурным изображением в процессе игровых упражнений.

1



Игры: «Где мой пальчик?», «Пальчики здороваются» и т. п.

Играет.


29.

Временные представления.

Изменения в природе.

1



Узнавание и называние простейших явлений погоды (холодно, тепло, идет дождь, идет снег) в процессе наблюдений за изменениями в природе.

Слушает.


30.

Изображение соответствующих явлений природы с помощью имитационных действий.

1



Изображение соответствующих явлений природы с помощью имитационных действий.

Изображает совместно с учителем.


31.

Изображение соответствующих явлений природы с помощью имитационных действий.

1



Изображение соответствующих явлений природы с помощью имитационных действий.

Изображает совместно с учителем.


32.

Солнце и луна в природе.

1



Узнавание солнца и луны в природе и по иллюстрациям.

Слушает.


33.

Солнце и луна в природе.

1



Узнавание солнца и луны в природе и по иллюстрациям.

Слушает.







































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Математические представления (счёт) Рабочая программа 1 класс для детей с ТМНР

Автор: Щербакова Наталья Владимировна

Дата: 23.11.2015

Номер свидетельства: 257059


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства