Математические представления (счёт) Рабочая программа 1 класс для детей с ТМНР
Математические представления (счёт) Рабочая программа 1 класс для детей с ТМНР
Недоразвитие всех психических функций у ребенка с выраженной умственной отсталостью приводит к тому, что без специально разработанной системы работы он не может обучаться даже элементарным основам математики.
В связи с этим все разделы программы на всех этапах обучения будет называться, как «Формирование элементарных математических представлений», считая, что это оно больше соответствует тому содержанию, которое предлагается для изучения детьми с выраженной умственной отсталостью.
Обучение элементарным математическим представлениям должно носить, прежде всего ярко выраженную практическую направленность. Занятие по развитию элементарных математических представлений проводится 1 раз в неделю. На них ведущая роль принадлежит учителю.
В процессе обучения элементарным математическим представлениям ребёнка с выраженной умственной отсталостью используются следующие методы и приемы:
• совместные действия ребёнка и взрослого;
• действия по подражанию действиям учителя;
• действия по образцу, по словесной инструкции;
• приемы наложения и приложения, обводки шаблонов, трафаретов для закрепления представлений о форме, величине и количестве предметов;
• элементарные счетные действия с множествами предметов на основе слухового, тактильного и зрительного восприятия;
• воспроизведение величины, формы предметов, цифры с помощью пантомимических средств (показ руками), на основе предварительного тактильного и зрительного обследования предметов и изображений цифр;
• соотнесение натуральных предметов с объемными и плоскостными изображениями.
Формирование элементарных математических представлений ведется в игровой форме, с активным использованием дидактических игр и разнообразных игровых упражнений.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Одни из самых сложных знаний, умений и навыков, включенных в содержание общественного опыта, которым овладевают дети, являются математические. Они носят отвлеченный характер, и оперирование ими требует выполнения системы сложных умственных действий.
Под математическим развитием мы понимаем количественные и качественные изменения в познавательных процессах ребенка, происходящие под влиянием специально организованного обучения, обеспечивающие овладение математическим содержанием, умением использовать его в различных ситуациях.
Дети с выраженной умственной отсталостью обнаруживают большие трудности в освоении математических представлений в связи с глубоким недоразвитием познавательной деятельности. Без специального обучения они не могут овладеть даже элементарными математическими представлениями. Но при длительной, целенаправленной, специальным образом организованной коррекционной работе формирование математических представлений происходит очень медленно, с большими сложностями.
Трудности особенно ярко проявляются в имеющих математическое содержание действиях с предметами, игрушками. Возникновение этих трудностей в значительной мере связано с особенностями психофизического развития данной категории детей. В частности, недоразвитие сенсорно-перцептивных процессов и двигательных функций влияет на выполнение практических действий по перемещению, наложению и приложению предметов, объемных и плоскостных моделей.
Нарушения общей моторики значительно сковывают действия учащихся в процессе овладения ими пространственной ориентировки. Они испытывают сложности при перемещении в пространстве класса, игровой комнаты и т. п., выполнении двигательных упражнений, в подвижных играх, определении направлений движения, нахождении частей собственного тела, ориентировке на плоскости стола и листа бумаги (в двухмерном пространстве).
Как показывают исследования, у детей с выраженной умственной отсталостью практически не наблюдается ориентировочный этап при решении различных математических заданий. Стереотипные действия с одними предметами механически переносятся на действия с другими. Учащиеся испытывают значительные трудности в понимании обращенной речи и формулировании собственных высказываний. Бедность словаря, непонимание значений слов и выражений значительно осложняет формирование математических представлений, а в некоторых случаях делает это практически невозможным.
Недоразвитие всех психических функций у ребенка с выраженной умственной отсталостью приводит к тому, что без специально разработанной системы работы он не может обучаться даже элементарным основам математики.
В связи с этим все разделы программы на всех этапах обучения будет называться, как «Формирование элементарных математических представлений», считая, что это оно больше соответствует тому содержанию, которое предлагается для изучения детьми с выраженной умственной отсталостью.
Обучение элементарным математическим представлениям должно носить, прежде всего ярко выраженную практическую направленность. Занятие по развитию элементарных математических представлений проводится 1 раз в неделю. На них ведущая роль принадлежит учителю.
В процессе обучения элементарным математическим представлениям ребёнка с выраженной умственной отсталостью используются следующие методы и приемы:
• совместные действия ребёнка и взрослого;
• действия по подражанию действиям учителя;
• действия по образцу, по словесной инструкции;
• приемы наложения и приложения, обводки шаблонов, трафаретов для закрепления представлений о форме, величине и количестве предметов;
• элементарные счетные действия с множествами предметов на основе слухового, тактильного и зрительного восприятия;
• воспроизведение величины, формы предметов, цифры с помощью пантомимических средств (показ руками), на основе предварительного тактильного и зрительного обследования предметов и изображений цифр;
• соотнесение натуральных предметов с объемными и плоскостными изображениями.
Формирование элементарных математических представлений ведется в игровой форме, с активным использованием дидактических игр и разнообразных игровых упражнений.
В течение всего пропедевтического периода обучения, который осуществляется в нулевом классе, занятия по формированию элементарных математических представлений проводятся на дочисловом уровне. Эти занятия строятся на комплексной основе и включают игровую, изобразительную, конструктивную и музыкальную деятельность. Эти уроки-занятия направлены на:
• выявление уровня сформированности элементарных математических представлений у учащегося;
• формирование у ребёнка положительного эмоционального отношения к урокам по развитию элементарных математических представлений;
• развитие интереса и положительного отношения к играм и игрушкам;
• формирование умения адекватно использовать простые игрушки в соответствии с их функциональным назначением (совместно со взрослым, по подражанию действиям взрослого);
• развитие интереса и потребности к эмоциональному общению с педагогом по ходу занятия (с использованием вербальных и невербальных средств);
• формирование и закрепление у ребёнка социально-бытовых навыков, связанных с использованием элементарных математических представлений;
— привлечение внимания ребёнка к свойствам и отношениям окружающих предметов.
Предполагаемые результаты обучения — наличие у ребёнка на фоне положительных эмоциональных реакций на действия с игрушками и изображениями, выполняемыми в контексте математического содержания, следующих умений:
• осуществлять действия с множествами на дочисловом уровне (совместно с учителем, по подражанию, по образцу);
• понимать названия используемых игрушек и словесного обозначения выполняемых действий с ними;
• выделять один предмет из множества и собирать множество предметов по подражанию и образцу действия взрослого;
• осуществлять выбор геометрических фигур (шар) по подражанию действиям педагога, по образцу и по словесной инструкции;
• перемещаться в пространстве комнаты с помощью взрослого, по словесной инструкции и самостоятельно;
• показывать на себе и на кукле основные части тела и лица (руки, ноги, голова, глаза, нос, уши и т. п.);
• перемещать различные предметы вперед и назад по полу, по поверхности стола по подражанию действиям взрослого, по образцу и по словесной инструкции;
• узнавать и называть на основе наиболее характерных признаков (по наблюдениям в природе, по изображениям на картинках) время года (зима).
Рабочая программа разработана и составлена на основе программы: Программно-методические материалы / под ред. И.М. Бгажноковой. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007г.
Календарно-тематическое планирование по предмету «Математические представления»
№ п\п
Тема
К-во часов
Дата
Практическая часть
Вид деятельности учащегося
НРК источник
План.
Факт.
1.
Количественные представления.
Выделение одного предмета из множества и группировка предметов в единое множество (много предметов).
1
Игра в кубики.
Слушает, собирает.
2.
Выделение одного предмета из множества и группировка предметов в единое множество (много предметов).
1
Игра в кубики.
Слушает, собирает.
3.
Объединение одинаковых по форме, цвету предметов в различные множества (один-много, много-мало).
1
Игра в игрушки.
Слушает, играет.
4.
Объединение одинаковых по форме, цвету предметов в различные множества (один-много, много-мало).
1
Игра в игрушки.
Слушает, играет.
5.
Выделение одного (много) предметов, ориентируясь на величину.
1
Игра: один большой мяч — много маленьких мячей, один маленький мяч — много больших мячей.
Слушает, играет.
6.
Выделение одного (много) предметов, ориентируясь на величину.
1
Игра: один большой мяч — много маленьких мячей, один 1маленький мяч — много больших мячей.
Слушает, играет.
7.
Выполнение различных действий.
1
Один — много хлопков, ударов молоточком или барабанной палочкой, совместно со взрослым, подражая действиям учителя или ориентируясь на словесную инструкцию.
Слушает, выполняет совместно с учителем.
8.
Выполнение различных действий.
1
Один — много хлопков, ударов молоточком или барабанной палочкой, совместно со взрослым, подражая действиям учителя или ориентируясь на словесную инструкцию
Слушает, выполняет совместно с учителем.
9.
Выделение на основе тактильного обследования одного — много предметов.
1
Игра: «Чудесный мешочек».
Слушает, играет.
10.
Представления о форме.
Выделение формы (шар).
1
Игра: «Летит по небу шар»
Слушает, играет.
11.
Выделение формы (шар).
1
Игра: «Летит по небу шар»
Слушает, играет.
12.
Дифференциация шара от любого многоугольника.
1
Сравнение геометрических фигур.
Слушает, рассматривает.
13.
Дифференциация шара от любого многоугольника.
1
Сравнение геометрических фигур.
Слушает, рассматривает.
14.
Прокатывание предметов круглой формы по полу, по столу, по желобку.
1
Прокатывание шаров, мячей, клубков и т. п.
Прокатывает.
15.
Прокатывание предметов круглой формы по полу, по столу, по желобку.
1
Прокатывание шаров, мячей, клубков и т. п.
Прокатывает.
16.
Представления о величине.
Большой – маленький, больше – меньше.
1
Большая кукла — маленькая кукла; большой гриб — маленький гриб в различных игровых ситуациях, в изобразительной и конструктивной деятельности
Слушает, играет.
17.
Большой – маленький, больше – меньше.
1
Большая кукла — маленькая кукла; большой гриб — маленький гриб в различных игровых ситуациях, в изобразительной и конструктивной деятельности
Слушает, играет.
18.
Большой – маленький, больше – меньше.
1
Выполнение действий с предметами и игрушками различной величины, использование величины в практических действиях
( поставить маленькую машину в маленький гараж, а большую машину — в большой гараж; собрать игрушки в большую корзину, прикрепить прищепки к большому-маленькому кругу, прикрепить прищепки к краям большой корзины и краям маленькой корзины).
Слушает, играет, выполняет действия совместно.
19.
Большой – маленький, больше – меньше.
1
Выполнение действий с предметами и игрушками различной величины, использование величины в практических действиях
(вложить большие втулки в большие пазы, а маленький втулки — в маленькие пазы и т. п.).
Слушает, играет, выполняет действия совместно.
20.
Представления о пространстве.
Первый, последний, впереди, следом, сзади.
1
Перемещение в пространстве комнаты с помощью взрослого, по словесной инструкции и самостоятельно.
Перемещается совместно с учителем.
21.
Первый, последний, впереди, следом, сзади.
1
Перемещение в пространстве комнаты с помощью взрослого, по словесной инструкции и самостоятельно.
Перемещается совместно с учителем.
22.
Справа, слева, выше, ниже.
1
Игра «Оглянись вокруг!»
Слушает, играет.
23.
Справа, слева, выше, ниже.
1
Игра «Оглянись вокруг!»
Слушает, играет.
24.
Показ на себе основных частей тела и лица.
1
Игра «Зеркало».
Играет, показывает.
25.
Нахождение, показ основных частей тела и лица на кукле.
1
Использование куклы крупного размера.
Слушает, показывает.
26.
Нахождение, показ основных частей тела и лица на кукле.
1
Использование куклы меньшего размера, мягкие игрушки: кота, собаку, медведя и т. п.
Слушает, показывает.
27.
Обведение по контурам ладони и пальцев карандашом.
1
Обведение по контурам ладони и пальцев карандашом совместно с учителем.
Обводит.
28.
Показ и соотнесение руки с контурным изображением в процессе игровых упражнений.
1
Игры: «Где мой пальчик?», «Пальчики здороваются» и т. п.
Играет.
29.
Временные представления.
Изменения в природе.
1
Узнавание и называние простейших явлений погоды (холодно, тепло, идет дождь, идет снег) в процессе наблюдений за изменениями в природе.
Слушает.
30.
Изображение соответствующих явлений природы с помощью имитационных действий.
1
Изображение соответствующих явлений природы с помощью имитационных действий.
Изображает совместно с учителем.
31.
Изображение соответствующих явлений природы с помощью имитационных действий.
1
Изображение соответствующих явлений природы с помощью имитационных действий.
Изображает совместно с учителем.
32.
Солнце и луна в природе.
1
Узнавание солнца и луны в природе и по иллюстрациям.
Слушает.
33.
Солнце и луна в природе.
1
Узнавание солнца и луны в природе и по иллюстрациям.