Я работаю учителем математики в маленьком городке республики Саха (Якутия). С целью привлечения учащихся к предмету математика, а так же привитию любви к природе родного края я разработала серию уроков, посвященных растительности и лекарственным травам нашего края. Данные уроки мной проводятся во время декады математики с учащимися 5-6 классов. Дети охотно принимают участие на таких уроках, узнают много нового, полезного о растительности своего края. Учащиеся вовлекаются и в процесс подготовки урока: ищут материал о растительности Якутии, фотографии цветов, грибов, лекарственных растений, растущих в нашем краю, ищут рецепты салатов, ингредиентами которых являются некоторые из этих растений. Такие занятия воспитывают любовь к родному краю, бережное отношение к его природе . Расширяются знания о растениях нашего края, средствами математики воспитывается бережное отношение к природе и понятие о здоровом образе жизни. Такие уроки развивают умение ориентироваться в нестандартных ситуациях, сообразительность. Воспитывают бережное отношение к растительному и животному миру своего родного края; любить и беречь природу.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«« Лекарственные растения моего края» »
Аннотация.
Я работаю учителем математики в маленьком городке республики Саха (Якутия). С целью привлечения учащихся к предмету математика, а так же привитию любви к природе родного края я разработала серию уроков, посвященных растительности и лекарственным травам нашего края. Данные уроки мной проводятся во время декады математики с учащимися 5-6 классов. Дети охотно принимают участие на таких уроках, узнают много нового, полезного о растительности своего края. Учащиеся вовлекаются и в процесс подготовки урока: ищут материал о растительности Якутии, фотографии цветов, грибов, лекарственных растений, растущих в нашем краю, ищут рецепты салатов, ингредиентами которых являются некоторые из этих растений. Такие занятия воспитывают любовь к родному краю, бережное отношение к его природе . Расширяются знания о растениях нашего края, средствами математики воспитывается бережное отношение к природе и понятие о здоровом образе жизни. Такие уроки развивают умение ориентироваться в нестандартных ситуациях, сообразительность. Воспитывают бережное отношение к растительному и животному миру своего родного края; любить и беречь природу.
Давлятшина Рафиля Мингалеевна
учитель математики
МКОУ СОШ № 24 г.Удачного Мирнинского района РС(Я)
Урок 1: « Лекарственные растения моего края»
Цель урока: Закрепление практических умений и навыков вычисления процентов.
Развитие познавательного интереса к вычислению процентов.
Расширение знаний о растениях нашего края, воспитание средствами математики бережного отношения к природе и понятия о здоровом образе жизни.
Ход урока.
Организационный момент.
Сообщение учителя:
«Человек живет природой – это значит, что природа есть его тело, с которым человек должен оставаться на всю жизнь в процессе постоянного общения, чтобы не умереть» - это высказывание одного из ученых. Ведущая роль в этом принадлежит растениям. Они обеспечивают человека и животных кислородом, пищей, лекарствами, являются основой жизни. Ученые установили, что наша пища должна содержать достаточное количество растений. Особенно ценные питательные и лекарственные свойства имеют свежеприготовленные соки из овощей, фруктов и зеленых растений. В весенний период люди испытывают недостаток витаминов, восполнить которые можно напитками из трав и плодов. Сегодня на уроке мы используем наши знания по математике для того, чтобы научиться получать то, что могут дать нам растения.
Устный счет:
Определите процентное содержание компонентов в каждом из данных витаминных сборов.
Определите процентное содержание каждого вида цветка в букете, если в каждом букете по 100%.
1 букет 2 букет 3 букет
47 – роз 34 - подснежника 57- тюльпанов
39 – ромашек 29 – одуванчиков 26 - нарциссов
Х – васильков Х – гвоздик Х - ирисов.
Выразите обыкновенной дробью:
1 ряд 2 ряд 3 ряд
70% 30% 90%
26% 45% 37%
Из истории исследования полезных растений Якутии и Сибири.
Изучение и применение полезных свойств растений уходит в глубокую древность. Археологические исследования показали, что уже 5000 лет назад на юге Сибири пользовались лекарственными травами. На Руси особенно ценились сибирские травы.
Особенно ценные питательные и лекарственные свойства имеют свежеприготовленные соки из овощей, фруктов, трав. В весенний период люди испытывают недостаток витаминов, восполнить который можно напитками из трав и плодов.
XVII век был временем усиленного сбора сведений о полезных растениях Сибири. По распоряжению Петра I в Сибири в 1719 году был послан данцигский врач Даниил Мессершмид для изыскания трав, кореньев, семян и прочих принадлежащих и лекарственные сборы. Он собрал сведения о 380 лекарственных растениях, указав лечебное применение и время их сбора.
Аптеки в то время были маленькими научными центрами, в них исследовалось действие лекарственного сырья. Первая такая аптека была открыта в Тобольске в 1763 году. При таких аптеках были свои огороды.
Задание:
В XVII веке ревень в Россию завозили из Китая. Вычислите процент от числа, используйте ключ к ответу и назовите фамилию сибирского историка и картографа, указавшего, где в Сибири растет ревень.
Задание выполняется парами:
6% от 12
95% от 10
30% от 25
25% от 38
15% от 60
5% от 72
2% от 200
Ключ к ответу
9,5 9 0,72 4 7,5 3,6
Е З Р В М О
Ответ: Ремезов.
Самостоятельная работа в группах. (напоминается методика работы в группах).
Информация учащимся:
О важности правильного питания уже сто лет назад говорил мудрый врач Авиценна (Иван Сина). В настоящее время люди едят растительной пищи непростительно мало. Овощей в 3 раза меньше нормы, фруктов - в 4 раза.
Вам предлагается для анализа рецепты блюд из местных растений, которые можно приготовить. ( Используйте свой рецепты из домашнего задания)
Работа в группах.
Задание: Определить массу каждого компонента в рецепте, (можно работать со своим рецептом).
I группа II группа
Щи зеленые из осота огородного 400 г. Салат из одуванчиков 200 г.
Листья осота 50% Листья одуванчика 50%
Картофель 25% Зеленый лук 30%
Репчатый лук 12,5% Петрушка 12,5%
Сливочное масло 5% Растительное масло 7,5 %
Сметана 7,5% (по желанию можно добавить яйцо)
III группа IV группа
Корневище рогозы тушеное с картофелем 375г Суп из листьев лопуха 640 г
Молодые побеги и корневища 56% Листья лопуха 40%
Картофель 36% Репчатый лук 15%
Укроп 2% Рис 10%
Жир 4% Жир 5%
Зеленый лук 2% Картофель 30%
V группа VI группа
Запеканка из щавеля 2000г. Биточки из крапивы 340 г.
Щавель 80% Крапива 34%
Сливочное масло 4,5% Пшеничная каша 59%
Пшеничная мука 1% Жир 5%
Хлеб белый (6 ломт.) 11,5% Петрушка 2%
Сыр тертый 3%
Короткие ообщения учащихся о растениях из рецептов:
Осот огородный
Щавель кислый
Одуванчик лекарственный
Крапива двудомная
Лопух паутинистый
Петрушка, укроп
Самостоятельная работа.
Что вы можете рассказать о растениях Якутии.
Задание:
Выполните вычисления и вы узнаете, на сколько процентов снижается количество микробов в комнате от летучих фитоцитов комнатных растений.
Цветок Вопрос Ответ
1. Папоротник Какой процент составляет число 335 от 500? 67%
2. Хризантема Какой процент составляет число 33 от 50 ? 66%
3.Аспарагус Какой процент составляет число 1,9 от 5 ? 38%
4. Бегония Какой процент составляет число 0,86 от 2 ? 43%
Задание:
Лучшие сообщения о своих любимых комнатных растениях, или летних рецептах салатов.
Некоторые короткие сообщения о растениях:
Осот.
Осот огородный – однолетние травянистое растение с ветвистым стеблем высотой до 1 метра. Молодые листья и стебля используют для приготовления салатов, супов и щей. Для удаления горечи их вымачивают в соленом растворе 25-30 мин. В некоторых районах нашей страны употребляют и корни осота. Вареные они напоминают топинамбург – земляную грушу.
Осот полевой – покрыт комочками, листья охватывают стебель, цветки бледно-желтые.
Лопух паутинистый.
Лопух паутинистый – многолетнее растение высотой до 1,5 метра. Молодые листья и стебли содержат витамин С, эфирные масла и дубильные вещества. Используют для приготовления салатов, винегретов, борщей, супов, бульонов. Корни лопуха употребляют в сыром, печеном или жареном виде (как заменитель картофеля).
Рогоз широколистный.
Рогоз широколистный – многолетние растение высотой до 2 метров. Растет у водоемах и на заливных лугах. Народное название «пухалки». Его цветки собраны в черно-бурых бархатистых соцветиях – молодые побеги подают к столу, заправляя уксусом и специями, маринуют и сушат.
Щавель кислый.
Щавель кислый - растение высотой 30-100 см. Листья сочные, кислые на вкус, содержат витамин С, щавелево-кислые соли, азотистые вещества. Используют щавель как в сыром виде, так и для приготовления супов, щей, зеленых борщей и начинок для пирогов и пельменей.
Крапива двудомная.
Крапива двудомная – многолетние растение высотой до 1 метра, с листьями, усаженными жгучими волосками. Листья крапивы содержат витамин С, А, каротин, минеральные соли и органические кислоты, по питательности не уступает бобам и гороху. Используют для приготовления салатов, супов, щей, соусов и пюре. Молодые, нежные соцветия заваривают вместо чая.
Одуванчик лекарственный.
Одуванчик лекарственный растет на лугах, полях и около дорог. Цветет в апреле, мае. Листья одуванчика содержат витамин С и Е, каротин, соли фосфора, углеводы и другие полезные вещества. В пищу используют почти все растение. Из молодых листьев делают приправы к мясным и рыбным блюдам, варят супы и щи. Более старые употребляют так: чтобы удалить горечь их вымачивают в солевой воде 20-30 минут. Цветочные почки маринуют и заправляют солянки и винегреты, блюда из дичи. Из жаренных корней готовят заменитель кофе.
Задание на дом: Как можно сохранить витамины зимой лесных ягод голубики и брусники.
Цели урока: Повторить изученный материал, решая задачи с экологическим содержанием;
развивать умение ориентироваться в нестандартных ситуациях; сообразительность; прививать любовь к Якутии, используя краеведческий материал.
Воспитывать бережное отношение к растительному и животному миру своего родного края; любить и беречь природу.
Оформление доски: Цитата: Любовь к огромной нашей Родине.
Берет от малой родины начало;
рисунки животных; рисунки растений; гербарии; стенды из фотоальбомов о своем городе Удачный.
Ход урока.
1. Оргмомент
2. Вступительное слово учителя:
Дорогие ребята! Вас окружает хрупкий, чудесный и удивительный мир растений на вечной мерзлоте. Все вы радуетесь тенистому лесу и красочному лугу, наслаждаетесь красотой и ароматом цветов, лакомитесь ягодами и грибами, которые вырастают в короткое северное лето. Но много ли вы знаете о самих растениях, об особенностях их строения, жизни и развития? А ведь здесь столько интересного, неожиданного, подчас даже загадочного. И у каждого растения – свои секреты. У одного «стреляющие» плоды, у другого цветки, меняющие окрасу, точно хамелеоны, у третьего необычно твердый стебель, которым можно поцарапать сталь, и так далее. Более подробно вы знакомитесь на уроках биологии. Хочется напомнить вам ребята о необходимости бережного отношения к природе, в том числе к растительному миру, окружающему нас. Вы знаете, что некоторые наши растения находятся под угрозой полного уничтожения, они занесены в особую Красную книгу. Их надо беречь в первую очередь. Но это не значит, что все остальные растения не нуждаются в защите. Они тоже требуют бережного отношения к себе. Не забывайте, пожалуйста, об этом. А когда отправляетесь на экскурсию в природу, не рвите огромные букеты цветов, старайтесь меньше вредить растениям. Только тогда мы сможем сохранить наш замечательный и удивительно разнообразный растительный мир.
Итак, знакомимся с заданиями и выполняем эти задания, повторив необходимые правила.
В мире растений.
Задание 1. Деревья выделяют кислород и поглощают углекислый газ.
Они “работают” как фильтры, очищая воздух от сажи и пыли. Площадь города, Удачный около 10 га. Аллеи составляют часть этой площади. Сколько квадратных метров земельных насаждений приходится на человека, если считать, что в городе 10.800 человек.
Решение: 1). кв. м.
2). ( га на одного человека )
Задание 2. На трудовой практике ребята собирали для посадки в скверах и клумбах
5 кг семян кровохлебки, ромашки лекарственной, календулы и овсяника. Семена кровохлебки составляют 33 % всего сбора, семена ромашки лекарственной 25 %, календулы 15 % всего сбора, а остальные - семена овсяника. Сколько семян кровохлебки было собрано?
Ответ (1,35 кг).
Задание 3. (Муравьи-санитары леса, причем по данным экологов города Удачный черных муравьёв у нас меньше, чем рыжих).
Муравьиная царица может жить 21 год, рабочий муравей 7 лет. Какое количество насекомых и остатков, животных за свою жизнь поедает семья муравьев, мы узнаем, решив следующую задачу. Восстановите число х34286у, которое делится без остатка на 45. (Вспомните признак деления на 5 и 9).
Ответ: 4342860 (черные).
8342865 (рыжие муравьи).
Задание 4. На 1 га леса должно быть от 2 до 5 муравейников. Достаточно ли 27 муравейников на 5 га леса? (объяснить, почему).
В приполярном городе Удачный в Якутии очень много цветов и трав, которым грозит уничтожение. Находясь в лесу, не набирайте больших букетов. Берегите цветы и травы.
Задание 5. Ребята шестого класса решили подарить букеты цветов своим одноклассникам в связи с окончанием учебного года. Они собрали в лесу 75 подснежников, 50 жарков, 125 иван-чая и составили букеты. Сколько букетов было составлено и какое количество каждого из цветов входит в букет?
(НОД -25 букетов; 3 подснежника, 2 жарков, и 5 иван-чая).
Задание 6. У административного здания Удачнинского ГОКа было высажено 1347 штук астр и 987 штук чернобривцев. На сколько штук астр было высажено больше, чем чернобривцев? На сколько % больше высажено астр или чернобривцев?
II В мире животных:
В нашем лесу водится много соболей. Соболь обитает в лесу, имеет очень красивый мех.
Живет под корягами, делая себе норы. За его мехом охотятся охотники.
Задание № 1. Узнать длину тела соболя. В дециметрах вам поможет учительный квадрат
6,2
5,9
2.4
2,7
0
3,7
1). Из 1-й строки выберите наименьшее число [ ].
2) Из 2-й строки выберите наибольшее число [2,7].
3). Из 3-й строки выберите не наименьшее, не наибольшее числа [1, ].
4). Найти сумму этих чисел:
(дм).
Вы нашли длину тела соболя.
5). найдите сумму чисел по диагонали квадрата
Этот квадрат «пришел к нам» из глубины веков. Его составили жрецы и назвали магическим. Верили, что такие квадраты придавали человеку необычайные способности.
Задание 2. Узнайте массу соболя. Для этого решения примеры. Затем из неизвестного числа примера 4 следует вычесть сумму результатов остальных примеров.
В результате вы получите среднюю массу соболя в килограммах.
Найдите неизвестное число nв уравнении, если корень уравнения равен 2:
5х + 3 = 4х +n (n=5)
Найдите неизвестное число:
х =49
х = 8,25
масса соболя
Задание 3. Постройте «портрет» одного из представителей фауны нашего Мирнинского района по координатам точек: (5;1) (6;1) (8;3) (9;2) (8;2) (7;1) (12;1) (13;3) (12;2) (12;3) (11;5) (9;6) (7;6) (6;7) (9;8) (7;8) (9;9) (8;9) (6;8) (5;8) (4;7) (4;6) (5;6) (6;3) (6;2) (5;1).
[Заяц, масштаб 1 клетка = 1ед ].
13 клеток по оси Х, 9 клеток по оси У.
Задание 4. Найдите наименьшее общее кратное чисел 245 и 370.
Найдите НОК (245,370) = 18130.
Значит 18130 рублей стоит шкурка соболя.
Найдите НОД (245,370) = 5
= НОД (370,245) = 5
Узнаем, сколько лет живет соболь.
Задание на дом. Подберите старинную задачу, по теме данного урока. (решить,
можно решить устно).
Составьте задачу о животном или цветке, сопроводив его решением, загадкой или стихотворением.
Итог урока: Решить пример.
Выставление оценок за урок.
Всем спасибо за урок.
Приложение: Фотографии цветов, растущих на нашей вечной мерзлоте и в клумбах, в которые высаживают цветы. Использовали на уроках эти фотографии.
Как хорош в солнечный день Иван-чай, удаляющий жажду.