kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

« Лекарственные растения моего края»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Я работаю учителем математики в маленьком городке республики Саха (Якутия). С целью привлечения учащихся к предмету математика, а  так же привитию любви к природе родного края я разработала серию уроков, посвященных растительности  и лекарственным травам нашего края.  Данные уроки мной проводятся во время декады математики с учащимися 5-6 классов. Дети охотно принимают участие на таких уроках, узнают много нового, полезного о растительности своего края.  Учащиеся вовлекаются и в процесс  подготовки   урока: ищут материал о растительности Якутии,  фотографии цветов, грибов, лекарственных растений, растущих в нашем краю, ищут рецепты салатов, ингредиентами которых являются некоторые из этих растений. Такие занятия воспитывают любовь к родному краю, бережное отношение к его природе . Расширяются   знания о растениях нашего края, средствами математики воспитывается  бережное отношение к природе и понятие о здоровом образе жизни. Такие уроки развивают умение ориентироваться в нестандартных ситуациях, сообразительность.  Воспитывают   бережное отношение  к растительному и животному миру  своего  родного края; любить и беречь природу.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«« Лекарственные растения моего края» »

Аннотация.

Я работаю учителем математики в маленьком городке республики Саха (Якутия). С целью привлечения учащихся к предмету математика, а так же привитию любви к природе родного края я разработала серию уроков, посвященных растительности и лекарственным травам нашего края. Данные уроки мной проводятся во время декады математики с учащимися 5-6 классов. Дети охотно принимают участие на таких уроках, узнают много нового, полезного о растительности своего края. Учащиеся вовлекаются и в процесс подготовки урока: ищут материал о растительности Якутии, фотографии цветов, грибов, лекарственных растений, растущих в нашем краю, ищут рецепты салатов, ингредиентами которых являются некоторые из этих растений. Такие занятия воспитывают любовь к родному краю, бережное отношение к его природе . Расширяются знания о растениях нашего края, средствами математики воспитывается бережное отношение к природе и понятие о здоровом образе жизни. Такие уроки развивают умение ориентироваться в нестандартных ситуациях, сообразительность. Воспитывают бережное отношение к растительному и животному миру своего родного края; любить и беречь природу.

Давлятшина Рафиля Мингалеевна

учитель математики

МКОУ СОШ № 24 г.Удачного Мирнинского района РС(Я)



Урок 1: « Лекарственные растения моего края»

Цель урока: Закрепление практических умений и навыков вычисления процентов.

Развитие познавательного интереса к вычислению процентов.

Расширение знаний о растениях нашего края, воспитание средствами математики бережного отношения к природе и понятия о здоровом образе жизни.


Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Сообщение учителя:

«Человек живет природой – это значит, что природа есть его тело, с которым человек должен оставаться на всю жизнь в процессе постоянного общения, чтобы не умереть» - это высказывание одного из ученых. Ведущая роль в этом принадлежит растениям. Они обеспечивают человека и животных кислородом, пищей, лекарствами, являются основой жизни. Ученые установили, что наша пища должна содержать достаточное количество растений. Особенно ценные питательные и лекарственные свойства имеют свежеприготовленные соки из овощей, фруктов и зеленых растений. В весенний период люди испытывают недостаток витаминов, восполнить которые можно напитками из трав и плодов. Сегодня на уроке мы используем наши знания по математике для того, чтобы научиться получать то, что могут дать нам растения.


  1. Устный счет:

    1. Определите процентное содержание компонентов в каждом из данных витаминных сборов.


Сбор №1 Сбор №2


Малина - Х% Рябина обыкновенная - 0,7

Шиповник - 50% Крапива обыкновенная - 0,3


Сбор №3 Сбор №4 Сбор №5


Шиповник - 45% Шиповник - 0,25 Смородина черная - 10%

Брусника - 15% Малина - 0,25 Крапива двудомная - Х%

Крапива двудомная - Х% Смородина черная -0,5 Шиповник - Х%


    1. Определите процентное содержание каждого вида цветка в букете, если в каждом букете по 100%.

1 букет 2 букет 3 букет

47 – роз 34 - подснежника 57- тюльпанов

39 – ромашек 29 – одуванчиков 26 - нарциссов

Х – васильков Х – гвоздик Х - ирисов.


    1. Выразите обыкновенной дробью:


1 ряд 2 ряд 3 ряд

70% 30% 90%

26% 45% 37%


  1. Из истории исследования полезных растений Якутии и Сибири.


Изучение и применение полезных свойств растений уходит в глубокую древность. Археологические исследования показали, что уже 5000 лет назад на юге Сибири пользовались лекарственными травами. На Руси особенно ценились сибирские травы.

Особенно ценные питательные и лекарственные свойства имеют свежеприготовленные соки из овощей, фруктов, трав. В весенний период люди испытывают недостаток витаминов, восполнить который можно напитками из трав и плодов.

XVII век был временем усиленного сбора сведений о полезных растениях Сибири. По распоряжению Петра I в Сибири в 1719 году был послан данцигский врач Даниил Мессершмид для изыскания трав, кореньев, семян и прочих принадлежащих и лекарственные сборы. Он собрал сведения о 380 лекарственных растениях, указав лечебное применение и время их сбора.

Аптеки в то время были маленькими научными центрами, в них исследовалось действие лекарственного сырья. Первая такая аптека была открыта в Тобольске в 1763 году. При таких аптеках были свои огороды.


  1. Задание:

В XVII веке ревень в Россию завозили из Китая. Вычислите процент от числа, используйте ключ к ответу и назовите фамилию сибирского историка и картографа, указавшего, где в Сибири растет ревень.

Задание выполняется парами:

  1. 6% от 12

  2. 95% от 10

  3. 30% от 25

  4. 25% от 38

  5. 15% от 60

  6. 5% от 72

  7. 2% от 200


Ключ к ответу

9,5 9 0,72 4 7,5 3,6

Е З Р В М О


Ответ: Ремезов.



  1. Самостоятельная работа в группах. (напоминается методика работы в группах).

Информация учащимся:

О важности правильного питания уже сто лет назад говорил мудрый врач Авиценна (Иван Сина). В настоящее время люди едят растительной пищи непростительно мало. Овощей в 3 раза меньше нормы, фруктов - в 4 раза.

Вам предлагается для анализа рецепты блюд из местных растений, которые можно приготовить. ( Используйте свой рецепты из домашнего задания)


Работа в группах.


Задание: Определить массу каждого компонента в рецепте, (можно работать со своим рецептом).


I группа II группа

Щи зеленые из осота огородного 400 г. Салат из одуванчиков 200 г.

Листья осота 50% Листья одуванчика 50%

Картофель 25% Зеленый лук 30%

Репчатый лук 12,5% Петрушка 12,5%

Сливочное масло 5% Растительное масло 7,5 %

Сметана 7,5% (по желанию можно добавить яйцо)


III группа IV группа

Корневище рогозы тушеное с картофелем 375г Суп из листьев лопуха 640 г

Молодые побеги и корневища 56% Листья лопуха 40%

Картофель 36% Репчатый лук 15%

Укроп 2% Рис 10%

Жир 4% Жир 5%

Зеленый лук 2% Картофель 30%

V группа VI группа

Запеканка из щавеля 2000г. Биточки из крапивы 340 г.

Щавель 80% Крапива 34%

Сливочное масло 4,5% Пшеничная каша 59%

Пшеничная мука 1% Жир 5%

Хлеб белый (6 ломт.) 11,5% Петрушка 2%

Сыр тертый 3%


  1. Короткие ообщения учащихся о растениях из рецептов:

Осот огородный

Щавель кислый

Одуванчик лекарственный

Крапива двудомная

Лопух паутинистый

Петрушка, укроп

  1. Самостоятельная работа.

Что вы можете рассказать о растениях Якутии.


  1. Задание:

Выполните вычисления и вы узнаете, на сколько процентов снижается количество микробов в комнате от летучих фитоцитов комнатных растений.


Цветок Вопрос Ответ

1. Папоротник Какой процент составляет число 335 от 500? 67%

2. Хризантема Какой процент составляет число 33 от 50 ? 66%

3.Аспарагус Какой процент составляет число 1,9 от 5 ? 38%

4. Бегония Какой процент составляет число 0,86 от 2 ? 43%


  1. Задание:

Лучшие сообщения о своих любимых комнатных растениях, или летних рецептах салатов.

Некоторые короткие сообщения о растениях:


Осот.

Осот огородный – однолетние травянистое растение с ветвистым стеблем высотой до 1 метра. Молодые листья и стебля используют для приготовления салатов, супов и щей. Для удаления горечи их вымачивают в соленом растворе 25-30 мин. В некоторых районах нашей страны употребляют и корни осота. Вареные они напоминают топинамбург – земляную грушу.

Осот полевой – покрыт комочками, листья охватывают стебель, цветки бледно-желтые.


Лопух паутинистый.

Лопух паутинистый – многолетнее растение высотой до 1,5 метра. Молодые листья и стебли содержат витамин С, эфирные масла и дубильные вещества. Используют для приготовления салатов, винегретов, борщей, супов, бульонов. Корни лопуха употребляют в сыром, печеном или жареном виде (как заменитель картофеля).


Рогоз широколистный.

Рогоз широколистный – многолетние растение высотой до 2 метров. Растет у водоемах и на заливных лугах. Народное название «пухалки». Его цветки собраны в черно-бурых бархатистых соцветиях – молодые побеги подают к столу, заправляя уксусом и специями, маринуют и сушат.


Щавель кислый.

Щавель кислый - растение высотой 30-100 см. Листья сочные, кислые на вкус, содержат витамин С, щавелево-кислые соли, азотистые вещества. Используют щавель как в сыром виде, так и для приготовления супов, щей, зеленых борщей и начинок для пирогов и пельменей.


Крапива двудомная.

Крапива двудомная – многолетние растение высотой до 1 метра, с листьями, усаженными жгучими волосками. Листья крапивы содержат витамин С, А, каротин, минеральные соли и органические кислоты, по питательности не уступает бобам и гороху. Используют для приготовления салатов, супов, щей, соусов и пюре. Молодые, нежные соцветия заваривают вместо чая.


Одуванчик лекарственный.

Одуванчик лекарственный растет на лугах, полях и около дорог. Цветет в апреле, мае. Листья одуванчика содержат витамин С и Е, каротин, соли фосфора, углеводы и другие полезные вещества. В пищу используют почти все растение. Из молодых листьев делают приправы к мясным и рыбным блюдам, варят супы и щи. Более старые употребляют так: чтобы удалить горечь их вымачивают в солевой воде 20-30 минут. Цветочные почки маринуют и заправляют солянки и винегреты, блюда из дичи. Из жаренных корней готовят заменитель кофе.



  1. Задание на дом: Как можно сохранить витамины зимой лесных ягод голубики и брусники.


Итог урока: Выставление оценок за урок, вручение медалей «Лучший знаток лекарственных растений», «Лучший кулинар».


Всем спасибо за урок!


Урок 2: Мир растений родного края.

Цели урока: Повторить изученный материал, решая задачи с экологическим содержанием;

развивать умение ориентироваться в нестандартных ситуациях; сообразительность; прививать любовь к Якутии, используя краеведческий материал.

Воспитывать бережное отношение к растительному и животному миру своего родного края; любить и беречь природу.


Оформление доски: Цитата: Любовь к огромной нашей Родине.

Берет от малой родины начало;

рисунки животных; рисунки растений; гербарии; стенды из фотоальбомов о своем городе Удачный.


Ход урока.

1. Оргмомент

2. Вступительное слово учителя:

Дорогие ребята! Вас окружает хрупкий, чудесный и удивительный мир растений на вечной мерзлоте. Все вы радуетесь тенистому лесу и красочному лугу, наслаждаетесь красотой и ароматом цветов, лакомитесь ягодами и грибами, которые вырастают в короткое северное лето. Но много ли вы знаете о самих растениях, об особенностях их строения, жизни и развития? А ведь здесь столько интересного, неожиданного, подчас даже загадочного. И у каждого растения – свои секреты. У одного «стреляющие» плоды, у другого цветки, меняющие окрасу, точно хамелеоны, у третьего необычно твердый стебель, которым можно поцарапать сталь, и так далее. Более подробно вы знакомитесь на уроках биологии. Хочется напомнить вам ребята о необходимости бережного отношения к природе, в том числе к растительному миру, окружающему нас. Вы знаете, что некоторые наши растения находятся под угрозой полного уничтожения, они занесены в особую Красную книгу. Их надо беречь в первую очередь. Но это не значит, что все остальные растения не нуждаются в защите. Они тоже требуют бережного отношения к себе. Не забывайте, пожалуйста, об этом. А когда отправляетесь на экскурсию в природу, не рвите огромные букеты цветов, старайтесь меньше вредить растениям. Только тогда мы сможем сохранить наш замечательный и удивительно разнообразный растительный мир.

Итак, знакомимся с заданиями и выполняем эти задания, повторив необходимые правила.


  1. В мире растений.


Задание 1. Деревья выделяют кислород и поглощают углекислый газ.

Они “работают” как фильтры, очищая воздух от сажи и пыли. Площадь города, Удачный около 10 га. Аллеи составляют часть этой площади. Сколько квадратных метров земельных насаждений приходится на человека, если считать, что в городе 10.800 человек.

Решение: 1). кв. м.

2). ( га на одного человека )

Задание 2. На трудовой практике ребята собирали для посадки в скверах и клумбах

5 кг семян кровохлебки, ромашки лекарственной, календулы и овсяника. Семена кровохлебки составляют 33 % всего сбора, семена ромашки лекарственной 25 %, календулы 15 % всего сбора, а остальные - семена овсяника. Сколько семян кровохлебки было собрано?

Ответ (1,35 кг).


Задание 3. (Муравьи-санитары леса, причем по данным экологов города Удачный черных муравьёв у нас меньше, чем рыжих).

Муравьиная царица может жить 21 год, рабочий муравей 7 лет. Какое количество насекомых и остатков, животных за свою жизнь поедает семья муравьев, мы узнаем, решив следующую задачу. Восстановите число х34286у, которое делится без остатка на 45. (Вспомните признак деления на 5 и 9).

Ответ: 4342860 (черные).

8342865 (рыжие муравьи).


Задание 4. На 1 га леса должно быть от 2 до 5 муравейников. Достаточно ли 27 муравейников на 5 га леса? (объяснить, почему).

В приполярном городе Удачный в Якутии очень много цветов и трав, которым грозит уничтожение. Находясь в лесу, не набирайте больших букетов. Берегите цветы и травы.


Задание 5. Ребята шестого класса решили подарить букеты цветов своим одноклассникам в связи с окончанием учебного года. Они собрали в лесу 75 подснежников, 50 жарков, 125 иван-чая и составили букеты. Сколько букетов было составлено и какое количество каждого из цветов входит в букет?

(НОД -25 букетов; 3 подснежника, 2 жарков, и 5 иван-чая).


Задание 6. У административного здания Удачнинского ГОКа было высажено 1347 штук астр и 987 штук чернобривцев. На сколько штук астр было высажено больше, чем чернобривцев? На сколько % больше высажено астр или чернобривцев?


II В мире животных:


В нашем лесу водится много соболей. Соболь обитает в лесу, имеет очень красивый мех.

Живет под корягами, делая себе норы. За его мехом охотятся охотники.


Задание № 1. Узнать длину тела соболя. В дециметрах вам поможет учительный квадрат

6,2

5,9

2.4

2,7

0

3,7


1). Из 1-й строки выберите наименьшее число [ ].

2) Из 2-й строки выберите наибольшее число [2,7].

3). Из 3-й строки выберите не наименьшее, не наибольшее числа [1, ].

4). Найти сумму этих чисел:

(дм).

Вы нашли длину тела соболя.


5). найдите сумму чисел по диагонали квадрата

Этот квадрат «пришел к нам» из глубины веков. Его составили жрецы и назвали магическим. Верили, что такие квадраты придавали человеку необычайные способности.


Задание 2. Узнайте массу соболя. Для этого решения примеры. Затем из неизвестного числа примера 4 следует вычесть сумму результатов остальных примеров.

В результате вы получите среднюю массу соболя в килограммах.

  1. Найдите неизвестное число n в уравнении, если корень уравнения равен 2:

5х + 3 = 4х + n (n=5)

  1. Найдите неизвестное число:

х =49

х = 8,25

масса соболя


Задание 3. Постройте «портрет» одного из представителей фауны нашего Мирнинского района по координатам точек: (5;1) (6;1) (8;3) (9;2) (8;2) (7;1) (12;1) (13;3) (12;2) (12;3) (11;5) (9;6) (7;6) (6;7) (9;8) (7;8) (9;9) (8;9) (6;8) (5;8) (4;7) (4;6) (5;6) (6;3) (6;2) (5;1).

[Заяц, масштаб 1 клетка = 1ед ].

13 клеток по оси Х, 9 клеток по оси У.


Задание 4. Найдите наименьшее общее кратное чисел 245 и 370.

Найдите НОК (245,370) = 18130.

Значит 18130 рублей стоит шкурка соболя.


Найдите НОД (245,370) = 5

= НОД (370,245) = 5

Узнаем, сколько лет живет соболь.


Задание на дом. Подберите старинную задачу, по теме данного урока. (решить,

можно решить устно).

Составьте задачу о животном или цветке, сопроводив его решением, загадкой или стихотворением.

Итог урока: Решить пример.


Выставление оценок за урок.


Всем спасибо за урок.

Приложение: Фотографии цветов, растущих на нашей вечной мерзлоте и в клумбах, в которые высаживают цветы. Использовали на уроках эти фотографии.


Как хорош в солнечный день Иван-чай, удаляющий жажду.




Радуя глаз, расцвел подснежник.





Ох, ромашка, подскажи.





Одуванчик золотой, очень нравится нам с тобой.





Гордый Чернобривец, дарит свою красоту.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
« Лекарственные растения моего края»

Автор: Давлятшина Рафиля Мингалеевна

Дата: 29.09.2014

Номер свидетельства: 115382

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Лекарственные растения моего края "
    ["seo_title"] => string(43) "liekarstviennyie-rastieniia-moiegho-kraia-1"
    ["file_id"] => string(6) "115383"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1411972368"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Лекарственные растения Донского края в народной медицине казаков "
    ["seo_title"] => string(74) "liekarstviennyie-rastieniia-donskogho-kraia-v-narodnoi-mieditsinie-kazakov"
    ["file_id"] => string(6) "195915"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427980686"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) "Мероприятие "Лекарственные травы" "
    ["seo_title"] => string(37) "mieropriiatiie-liekarstviennyie-travy"
    ["file_id"] => string(6) "212856"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1431944075"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Занятие с использованием здоровьесберегающих технологий "Люблю тебя, мой край родной""
    ["seo_title"] => string(101) "zaniatiie-s-ispol-zovaniiem-zdorov-iesbierieghaiushchikh-tiekhnologhii-liubliu-tiebia-moi-krai-rodnoi"
    ["file_id"] => string(6) "249786"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446976964"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(54) "Интерактивная игра "Мой край" "
    ["seo_title"] => string(30) "intieraktivnaia-ighra-moi-krai"
    ["file_id"] => string(6) "124538"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1414724959"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства