kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

« Лекарственные растения моего края»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Я работаю учителем математики в маленьком городке республики Саха (Якутия). С целью привлечения учащихся к предмету математика, а  так же привитию любви к природе родного края я разработала серию уроков, посвященных растительности  и лекарственным травам нашего края.  Данные уроки мной проводятся во время декады математики с учащимися 5-6 классов. Дети охотно принимают участие на таких уроках, узнают много нового, полезного о растительности своего края.  Учащиеся вовлекаются и в процесс  подготовки   урока: ищут материал о растительности Якутии,  фотографии цветов, грибов, лекарственных растений, растущих в нашем краю, ищут рецепты салатов, ингредиентами которых являются некоторые из этих растений. Такие занятия воспитывают любовь к родному краю, бережное отношение к его природе . Расширяются   знания о растениях нашего края, средствами математики воспитывается  бережное отношение к природе и понятие о здоровом образе жизни. Такие уроки развивают умение ориентироваться в нестандартных ситуациях, сообразительность.  Воспитывают   бережное отношение  к растительному и животному миру  своего  родного края; любить и беречь природу.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«« Лекарственные растения моего края» »

Аннотация.

Я работаю учителем математики в маленьком городке республики Саха (Якутия). С целью привлечения учащихся к предмету математика, а так же привитию любви к природе родного края я разработала серию уроков, посвященных растительности и лекарственным травам нашего края. Данные уроки мной проводятся во время декады математики с учащимися 5-6 классов. Дети охотно принимают участие на таких уроках, узнают много нового, полезного о растительности своего края. Учащиеся вовлекаются и в процесс подготовки урока: ищут материал о растительности Якутии, фотографии цветов, грибов, лекарственных растений, растущих в нашем краю, ищут рецепты салатов, ингредиентами которых являются некоторые из этих растений. Такие занятия воспитывают любовь к родному краю, бережное отношение к его природе . Расширяются знания о растениях нашего края, средствами математики воспитывается бережное отношение к природе и понятие о здоровом образе жизни. Такие уроки развивают умение ориентироваться в нестандартных ситуациях, сообразительность. Воспитывают бережное отношение к растительному и животному миру своего родного края; любить и беречь природу.

Давлятшина Рафиля Мингалеевна

учитель математики

МКОУ СОШ № 24 г.Удачного Мирнинского района РС(Я)



Урок 1: « Лекарственные растения моего края»

Цель урока: Закрепление практических умений и навыков вычисления процентов.

Развитие познавательного интереса к вычислению процентов.

Расширение знаний о растениях нашего края, воспитание средствами математики бережного отношения к природе и понятия о здоровом образе жизни.


Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Сообщение учителя:

«Человек живет природой – это значит, что природа есть его тело, с которым человек должен оставаться на всю жизнь в процессе постоянного общения, чтобы не умереть» - это высказывание одного из ученых. Ведущая роль в этом принадлежит растениям. Они обеспечивают человека и животных кислородом, пищей, лекарствами, являются основой жизни. Ученые установили, что наша пища должна содержать достаточное количество растений. Особенно ценные питательные и лекарственные свойства имеют свежеприготовленные соки из овощей, фруктов и зеленых растений. В весенний период люди испытывают недостаток витаминов, восполнить которые можно напитками из трав и плодов. Сегодня на уроке мы используем наши знания по математике для того, чтобы научиться получать то, что могут дать нам растения.


  1. Устный счет:

    1. Определите процентное содержание компонентов в каждом из данных витаминных сборов.


Сбор №1 Сбор №2


Малина - Х% Рябина обыкновенная - 0,7

Шиповник - 50% Крапива обыкновенная - 0,3


Сбор №3 Сбор №4 Сбор №5


Шиповник - 45% Шиповник - 0,25 Смородина черная - 10%

Брусника - 15% Малина - 0,25 Крапива двудомная - Х%

Крапива двудомная - Х% Смородина черная -0,5 Шиповник - Х%


    1. Определите процентное содержание каждого вида цветка в букете, если в каждом букете по 100%.

1 букет 2 букет 3 букет

47 – роз 34 - подснежника 57- тюльпанов

39 – ромашек 29 – одуванчиков 26 - нарциссов

Х – васильков Х – гвоздик Х - ирисов.


    1. Выразите обыкновенной дробью:


1 ряд 2 ряд 3 ряд

70% 30% 90%

26% 45% 37%


  1. Из истории исследования полезных растений Якутии и Сибири.


Изучение и применение полезных свойств растений уходит в глубокую древность. Археологические исследования показали, что уже 5000 лет назад на юге Сибири пользовались лекарственными травами. На Руси особенно ценились сибирские травы.

Особенно ценные питательные и лекарственные свойства имеют свежеприготовленные соки из овощей, фруктов, трав. В весенний период люди испытывают недостаток витаминов, восполнить который можно напитками из трав и плодов.

XVII век был временем усиленного сбора сведений о полезных растениях Сибири. По распоряжению Петра I в Сибири в 1719 году был послан данцигский врач Даниил Мессершмид для изыскания трав, кореньев, семян и прочих принадлежащих и лекарственные сборы. Он собрал сведения о 380 лекарственных растениях, указав лечебное применение и время их сбора.

Аптеки в то время были маленькими научными центрами, в них исследовалось действие лекарственного сырья. Первая такая аптека была открыта в Тобольске в 1763 году. При таких аптеках были свои огороды.


  1. Задание:

В XVII веке ревень в Россию завозили из Китая. Вычислите процент от числа, используйте ключ к ответу и назовите фамилию сибирского историка и картографа, указавшего, где в Сибири растет ревень.

Задание выполняется парами:

  1. 6% от 12

  2. 95% от 10

  3. 30% от 25

  4. 25% от 38

  5. 15% от 60

  6. 5% от 72

  7. 2% от 200


Ключ к ответу

9,5 9 0,72 4 7,5 3,6

Е З Р В М О


Ответ: Ремезов.



  1. Самостоятельная работа в группах. (напоминается методика работы в группах).

Информация учащимся:

О важности правильного питания уже сто лет назад говорил мудрый врач Авиценна (Иван Сина). В настоящее время люди едят растительной пищи непростительно мало. Овощей в 3 раза меньше нормы, фруктов - в 4 раза.

Вам предлагается для анализа рецепты блюд из местных растений, которые можно приготовить. ( Используйте свой рецепты из домашнего задания)


Работа в группах.


Задание: Определить массу каждого компонента в рецепте, (можно работать со своим рецептом).


I группа II группа

Щи зеленые из осота огородного 400 г. Салат из одуванчиков 200 г.

Листья осота 50% Листья одуванчика 50%

Картофель 25% Зеленый лук 30%

Репчатый лук 12,5% Петрушка 12,5%

Сливочное масло 5% Растительное масло 7,5 %

Сметана 7,5% (по желанию можно добавить яйцо)


III группа IV группа

Корневище рогозы тушеное с картофелем 375г Суп из листьев лопуха 640 г

Молодые побеги и корневища 56% Листья лопуха 40%

Картофель 36% Репчатый лук 15%

Укроп 2% Рис 10%

Жир 4% Жир 5%

Зеленый лук 2% Картофель 30%

V группа VI группа

Запеканка из щавеля 2000г. Биточки из крапивы 340 г.

Щавель 80% Крапива 34%

Сливочное масло 4,5% Пшеничная каша 59%

Пшеничная мука 1% Жир 5%

Хлеб белый (6 ломт.) 11,5% Петрушка 2%

Сыр тертый 3%


  1. Короткие ообщения учащихся о растениях из рецептов:

Осот огородный

Щавель кислый

Одуванчик лекарственный

Крапива двудомная

Лопух паутинистый

Петрушка, укроп

  1. Самостоятельная работа.

Что вы можете рассказать о растениях Якутии.


  1. Задание:

Выполните вычисления и вы узнаете, на сколько процентов снижается количество микробов в комнате от летучих фитоцитов комнатных растений.


Цветок Вопрос Ответ

1. Папоротник Какой процент составляет число 335 от 500? 67%

2. Хризантема Какой процент составляет число 33 от 50 ? 66%

3.Аспарагус Какой процент составляет число 1,9 от 5 ? 38%

4. Бегония Какой процент составляет число 0,86 от 2 ? 43%


  1. Задание:

Лучшие сообщения о своих любимых комнатных растениях, или летних рецептах салатов.

Некоторые короткие сообщения о растениях:


Осот.

Осот огородный – однолетние травянистое растение с ветвистым стеблем высотой до 1 метра. Молодые листья и стебля используют для приготовления салатов, супов и щей. Для удаления горечи их вымачивают в соленом растворе 25-30 мин. В некоторых районах нашей страны употребляют и корни осота. Вареные они напоминают топинамбург – земляную грушу.

Осот полевой – покрыт комочками, листья охватывают стебель, цветки бледно-желтые.


Лопух паутинистый.

Лопух паутинистый – многолетнее растение высотой до 1,5 метра. Молодые листья и стебли содержат витамин С, эфирные масла и дубильные вещества. Используют для приготовления салатов, винегретов, борщей, супов, бульонов. Корни лопуха употребляют в сыром, печеном или жареном виде (как заменитель картофеля).


Рогоз широколистный.

Рогоз широколистный – многолетние растение высотой до 2 метров. Растет у водоемах и на заливных лугах. Народное название «пухалки». Его цветки собраны в черно-бурых бархатистых соцветиях – молодые побеги подают к столу, заправляя уксусом и специями, маринуют и сушат.


Щавель кислый.

Щавель кислый - растение высотой 30-100 см. Листья сочные, кислые на вкус, содержат витамин С, щавелево-кислые соли, азотистые вещества. Используют щавель как в сыром виде, так и для приготовления супов, щей, зеленых борщей и начинок для пирогов и пельменей.


Крапива двудомная.

Крапива двудомная – многолетние растение высотой до 1 метра, с листьями, усаженными жгучими волосками. Листья крапивы содержат витамин С, А, каротин, минеральные соли и органические кислоты, по питательности не уступает бобам и гороху. Используют для приготовления салатов, супов, щей, соусов и пюре. Молодые, нежные соцветия заваривают вместо чая.


Одуванчик лекарственный.

Одуванчик лекарственный растет на лугах, полях и около дорог. Цветет в апреле, мае. Листья одуванчика содержат витамин С и Е, каротин, соли фосфора, углеводы и другие полезные вещества. В пищу используют почти все растение. Из молодых листьев делают приправы к мясным и рыбным блюдам, варят супы и щи. Более старые употребляют так: чтобы удалить горечь их вымачивают в солевой воде 20-30 минут. Цветочные почки маринуют и заправляют солянки и винегреты, блюда из дичи. Из жаренных корней готовят заменитель кофе.



  1. Задание на дом: Как можно сохранить витамины зимой лесных ягод голубики и брусники.


Итог урока: Выставление оценок за урок, вручение медалей «Лучший знаток лекарственных растений», «Лучший кулинар».


Всем спасибо за урок!


Урок 2: Мир растений родного края.

Цели урока: Повторить изученный материал, решая задачи с экологическим содержанием;

развивать умение ориентироваться в нестандартных ситуациях; сообразительность; прививать любовь к Якутии, используя краеведческий материал.

Воспитывать бережное отношение к растительному и животному миру своего родного края; любить и беречь природу.


Оформление доски: Цитата: Любовь к огромной нашей Родине.

Берет от малой родины начало;

рисунки животных; рисунки растений; гербарии; стенды из фотоальбомов о своем городе Удачный.


Ход урока.

1. Оргмомент

2. Вступительное слово учителя:

Дорогие ребята! Вас окружает хрупкий, чудесный и удивительный мир растений на вечной мерзлоте. Все вы радуетесь тенистому лесу и красочному лугу, наслаждаетесь красотой и ароматом цветов, лакомитесь ягодами и грибами, которые вырастают в короткое северное лето. Но много ли вы знаете о самих растениях, об особенностях их строения, жизни и развития? А ведь здесь столько интересного, неожиданного, подчас даже загадочного. И у каждого растения – свои секреты. У одного «стреляющие» плоды, у другого цветки, меняющие окрасу, точно хамелеоны, у третьего необычно твердый стебель, которым можно поцарапать сталь, и так далее. Более подробно вы знакомитесь на уроках биологии. Хочется напомнить вам ребята о необходимости бережного отношения к природе, в том числе к растительному миру, окружающему нас. Вы знаете, что некоторые наши растения находятся под угрозой полного уничтожения, они занесены в особую Красную книгу. Их надо беречь в первую очередь. Но это не значит, что все остальные растения не нуждаются в защите. Они тоже требуют бережного отношения к себе. Не забывайте, пожалуйста, об этом. А когда отправляетесь на экскурсию в природу, не рвите огромные букеты цветов, старайтесь меньше вредить растениям. Только тогда мы сможем сохранить наш замечательный и удивительно разнообразный растительный мир.

Итак, знакомимся с заданиями и выполняем эти задания, повторив необходимые правила.


  1. В мире растений.


Задание 1. Деревья выделяют кислород и поглощают углекислый газ.

Они “работают” как фильтры, очищая воздух от сажи и пыли. Площадь города, Удачный около 10 га. Аллеи составляют часть этой площади. Сколько квадратных метров земельных насаждений приходится на человека, если считать, что в городе 10.800 человек.

Решение: 1). кв. м.

2). ( га на одного человека )

Задание 2. На трудовой практике ребята собирали для посадки в скверах и клумбах

5 кг семян кровохлебки, ромашки лекарственной, календулы и овсяника. Семена кровохлебки составляют 33 % всего сбора, семена ромашки лекарственной 25 %, календулы 15 % всего сбора, а остальные - семена овсяника. Сколько семян кровохлебки было собрано?

Ответ (1,35 кг).


Задание 3. (Муравьи-санитары леса, причем по данным экологов города Удачный черных муравьёв у нас меньше, чем рыжих).

Муравьиная царица может жить 21 год, рабочий муравей 7 лет. Какое количество насекомых и остатков, животных за свою жизнь поедает семья муравьев, мы узнаем, решив следующую задачу. Восстановите число х34286у, которое делится без остатка на 45. (Вспомните признак деления на 5 и 9).

Ответ: 4342860 (черные).

8342865 (рыжие муравьи).


Задание 4. На 1 га леса должно быть от 2 до 5 муравейников. Достаточно ли 27 муравейников на 5 га леса? (объяснить, почему).

В приполярном городе Удачный в Якутии очень много цветов и трав, которым грозит уничтожение. Находясь в лесу, не набирайте больших букетов. Берегите цветы и травы.


Задание 5. Ребята шестого класса решили подарить букеты цветов своим одноклассникам в связи с окончанием учебного года. Они собрали в лесу 75 подснежников, 50 жарков, 125 иван-чая и составили букеты. Сколько букетов было составлено и какое количество каждого из цветов входит в букет?

(НОД -25 букетов; 3 подснежника, 2 жарков, и 5 иван-чая).


Задание 6. У административного здания Удачнинского ГОКа было высажено 1347 штук астр и 987 штук чернобривцев. На сколько штук астр было высажено больше, чем чернобривцев? На сколько % больше высажено астр или чернобривцев?


II В мире животных:


В нашем лесу водится много соболей. Соболь обитает в лесу, имеет очень красивый мех.

Живет под корягами, делая себе норы. За его мехом охотятся охотники.


Задание № 1. Узнать длину тела соболя. В дециметрах вам поможет учительный квадрат

6,2

5,9

2.4

2,7

0

3,7


1). Из 1-й строки выберите наименьшее число [ ].

2) Из 2-й строки выберите наибольшее число [2,7].

3). Из 3-й строки выберите не наименьшее, не наибольшее числа [1, ].

4). Найти сумму этих чисел:

(дм).

Вы нашли длину тела соболя.


5). найдите сумму чисел по диагонали квадрата

Этот квадрат «пришел к нам» из глубины веков. Его составили жрецы и назвали магическим. Верили, что такие квадраты придавали человеку необычайные способности.


Задание 2. Узнайте массу соболя. Для этого решения примеры. Затем из неизвестного числа примера 4 следует вычесть сумму результатов остальных примеров.

В результате вы получите среднюю массу соболя в килограммах.

  1. Найдите неизвестное число n в уравнении, если корень уравнения равен 2:

5х + 3 = 4х + n (n=5)

  1. Найдите неизвестное число:

х =49

х = 8,25

масса соболя


Задание 3. Постройте «портрет» одного из представителей фауны нашего Мирнинского района по координатам точек: (5;1) (6;1) (8;3) (9;2) (8;2) (7;1) (12;1) (13;3) (12;2) (12;3) (11;5) (9;6) (7;6) (6;7) (9;8) (7;8) (9;9) (8;9) (6;8) (5;8) (4;7) (4;6) (5;6) (6;3) (6;2) (5;1).

[Заяц, масштаб 1 клетка = 1ед ].

13 клеток по оси Х, 9 клеток по оси У.


Задание 4. Найдите наименьшее общее кратное чисел 245 и 370.

Найдите НОК (245,370) = 18130.

Значит 18130 рублей стоит шкурка соболя.


Найдите НОД (245,370) = 5

= НОД (370,245) = 5

Узнаем, сколько лет живет соболь.


Задание на дом. Подберите старинную задачу, по теме данного урока. (решить,

можно решить устно).

Составьте задачу о животном или цветке, сопроводив его решением, загадкой или стихотворением.

Итог урока: Решить пример.


Выставление оценок за урок.


Всем спасибо за урок.

Приложение: Фотографии цветов, растущих на нашей вечной мерзлоте и в клумбах, в которые высаживают цветы. Использовали на уроках эти фотографии.


Как хорош в солнечный день Иван-чай, удаляющий жажду.




Радуя глаз, расцвел подснежник.





Ох, ромашка, подскажи.





Одуванчик золотой, очень нравится нам с тобой.





Гордый Чернобривец, дарит свою красоту.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
« Лекарственные растения моего края»

Автор: Давлятшина Рафиля Мингалеевна

Дата: 29.09.2014

Номер свидетельства: 115382

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Лекарственные растения моего края "
    ["seo_title"] => string(43) "liekarstviennyie-rastieniia-moiegho-kraia-1"
    ["file_id"] => string(6) "115383"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1411972368"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Лекарственные растения Донского края в народной медицине казаков "
    ["seo_title"] => string(74) "liekarstviennyie-rastieniia-donskogho-kraia-v-narodnoi-mieditsinie-kazakov"
    ["file_id"] => string(6) "195915"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427980686"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) "Мероприятие "Лекарственные травы" "
    ["seo_title"] => string(37) "mieropriiatiie-liekarstviennyie-travy"
    ["file_id"] => string(6) "212856"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1431944075"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Занятие с использованием здоровьесберегающих технологий "Люблю тебя, мой край родной""
    ["seo_title"] => string(101) "zaniatiie-s-ispol-zovaniiem-zdorov-iesbierieghaiushchikh-tiekhnologhii-liubliu-tiebia-moi-krai-rodnoi"
    ["file_id"] => string(6) "249786"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446976964"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(54) "Интерактивная игра "Мой край" "
    ["seo_title"] => string(30) "intieraktivnaia-ighra-moi-krai"
    ["file_id"] => string(6) "124538"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1414724959"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1680 руб.
2400 руб.
1360 руб.
1940 руб.
1750 руб.
2500 руб.
1310 руб.
1870 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства