Просмотр содержимого документа
«Конспект урока математики в 1 классе по теме "Прибавление и вычитание чисел 7, 8, 9".»
Урок математики в 1 В классе.
(УМК «Начальная школа XXI века»)
Канаева Наталья Николаевна,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
МБОУ «Тетюшская СОШ №1 им. Ханжина П.С.»
Тема урока: «Прибавление и вычитание чисел 7, 8, 9».
Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений.
Цели: организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний в рамках темы «Прибавление и вычитание чисел 7, 8, 9»; обеспечить применение учащимися знаний и способов действий в разнообразных учебных ситуациях; воспитывать самостоятельность, формировать у детей желание сотрудничать с учителем и друг с другом.
Планируемые результаты обучения: знать состав чисел 7, 8, 9; уметь прибавлять и вычитать числа 7, 8, 9, используя для этого изученные способы вычислений; применять полученные знания при решении различных учебных задач.
Формируемые УУД:
Познавательные
Умение ориентироваться в системе знаний: работать с наглядным материалом, показывая состав числа, складывать и вычитать числа в пределах 20, следуя изученному алгоритму действий; применять полученные знания в новых ситуациях.
Регулятивные
Целеполагание, умение формулировать и удерживать учебную задачу, планировать свою учебную деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль учебных действий, по необходимости, при помощи учителя; выделять и осознавать то, что уже усвоено, и то, что ещё нужно усвоить, осуществлять самооценку своей деятельности. Коммуникативные
умение вести учебный диалог, используя полученные на уроке знания; проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; использовать речь для регуляции своего действия.
Личностные
умение адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; понимание значимости математических знаний для практической деятельности в жизни.
Ресурсы, оборудование: В.Н. Рудницкая. Математика. Учебник для 1 класса. Часть 2. ИЦ «Вентана-Граф», 2011 г. (УМК «Начальная школа XXI века»); интерактивная доска SMART Notebook; презентация SMART Notebook 10; нетбуки (для учащихся), ноутбук ( для учителя); рабочие тетради в клетку; карточки с домиками для состава числа (2 варианта); бумажные монеты для игры «Магазин»; карточки с числами; символы для самооценки.
Формы оценочной деятельности
- взаимопроверка (на этапе актуализации знаний);
- «Светофор» - оценивание выполнения заданий с помощью цветовых сигналов (кружков): зеленый – я научился и умею, красный – допускаю ошибки, нужно еще потренироваться (на этапе актуализации знаний и на этапе завершения, рефлексии);
- «Волшебная линеечка» (авторы методики Т.В. Дембо, С.Я. Рубинштейн, литература: Г.А. Цукерман «Оценка без отметки», М., 1999)- на полях тетради дети чертят шкалу и отмечают крестиком, на каком уровне, по их мнению, выполнена работа: крестик внизу – мне трудно, я не умею, крестик вверху – я знаю и умею, крестик в середине – умею, но допускаю ошибки (на этапе обобщения и систематизации знаний);
- экзамен в программе Classroom Management с использованием нетбуков: экзамен в тестовой форме состоит из 5 примеров, для каждого примера три варианта ответа, нужно выделить правильный ответ. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Продолжительность работы - 5 мин (на этапе контроля усвоения знаний).
Сценарий урока.
I Организационный момент. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Цель: создать условия для включения учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.
- Настроение бодрое, рабочее у всех.
На уроке ждет нас радость и успех!
В каждом деле нам нужны
Терпение, удача,
И тогда получим мы
Знания в придачу!
Повторим материал, закрепим умения,
Чтобы каждый мог сказать:
«Это всё умею я!» (произносят хором)
- Ребята, чтобы всё уметь, как надо работать на уроке? (Быть активными, внимательными, доброжелательными, смекалистыми.)
- Давайте подготовимся к работе и проведем «Гимнастику для ума». Внимательно слушайте задания, записывайте только ответы (один ученик работает у доски).
1) Какое число дополняет 3 до 10? (7)
2) Сколько нужно вычесть из 18, чтобы получилось 10? (8)
3) Самое большое однозначное число. (9)
- Проверим, какие числа вы записали? Что заметили? Как вы думаете, почему я взяла именно эти числа? (Это будет связано с темой нашего урока. Мы будем работать с этими числами.)
- Тема нашего урока «Прибавление и вычитание чисел 7, 8, 9» (на доске).
II Постановка целей и задач урока.
Цель: определить цели учебной деятельности на уроке.
- Знакома ли вам эта тема? (Знакома.)
- Предположите, чем мы будем заниматься на уроке? (Будем закреплять знания, повторять.)
- Какую цель поставим перед собой? (Повторить и обобщить знания по теме «Прибавление и вычитание чисел 7,8,9»)
- Кроме этого, на уроке вы узнаете, какой сегодня день, а в конце урока вас ждет сюрприз!
III Актуализация знаний.
Цель:подготовить мышление учащихся и организовать осознание ими внутренней потребности к построению учебных действий, повторить состав чисел 7,8,9.
- Что нужно знать, чтобы уметь прибавлять и вычитать эти числа? (Знать состав этих чисел).
Игра «Засели дом».
- У вас на партах карточки с домиками № 7 и №8. Задание по вариантам: 1 вариант – заселить дом №7, а 2 вариант – дом №8. (Работают самостоятельно по вариантам.)
- А теперь поменяйтесь карточками и проверьте работу своего соседа по парте. (Взаимопроверка.)
- Проверим, 7 - это сколько? 8 – это сколько?
Игра «Живые числа».
- Теперь повторим состав числа 9. Возьмите карточку с числом (на парте). Объединитесь в пары так, чтобы одно число дополняло другое до 9. (Выходят к доске, объединяются в пары, показывая состав числа 9.)
- Оцените уровень своих знаний состава чисел 7, 8, 9 с помощью цвета «Светофора». Покажите карточку зеленого цвета, если вы уверены в своих знаниях и хорошо знаете состав этих чисел, красного цвета – допускаете ошибки. (Показывают карточку.)
IV Обобщение и систематизация знаний.
Цель: организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся.
Систематизировать и обобщить вычислительные приемы прибавления и вычитания чисел 7,8,9. Подвести к осознанию места и причины собственных затруднений в выполнении изученных способов действий.
1) Подготовка учащихся к обобщенной деятельности.
Игра «Помоги Крошу».
- Ребята, давайте поможем Крошу решить примеры, заодно и сами повторим, как мы умеем прибавлять и вычитать эти числа.
(Решение примеров с подробным комментированием своих действий.)
- 8 + 7
- Расскажите, как будете к 8 прибавлять 7. (Можно прибавить по частям: сначала прибавить 2, чтобы получилось 10, а потом еще 5 и получится 15.)
- 16 – 8
(Можно вычесть число 8 по частям: сначала вычесть 6, чтобы получилось 10, а потом вычесть 2 и получится 8.)
- Оцените свои умения выполнять сложение и вычитание этих чисел по «Волшебной линеечке». (На полях тетради.)
2) - Ребята, кто знает, какой сегодня день?
- Загадка :
Ни начала, ни конца, Ни затылка, ни лица. Знают все, и млад и стар, Что она – большущий шар. (Земля.)
- 22 апреля – международный День Земли. День нашего общего уютного дома. Нашей планете примерно 4,5 миллиарда лет. Основной целью этой всемирной акции является привлечение внимания общества и каждого человека планеты к проблемам Земли, к проблемам ее окружающей среды.
- Давайте немного отдохнем под песенку о нашей планете.
Физминутка. (Под «Круглую песенку» из м/ф про Смешариков.)
3) Воспроизведение знаний на новом уровне.
- Совунья и Ежик предлагают нам поиграть в магазин. Посмотрите, какой товар есть в магазине. О чем он вам говорит? (В магазине продаются саженцы деревьев (сосна, туя, ель, береза), семена, луковицы, рассада цветов (астры, тюльпаны, петуньи).)
- Какую пользу приносят растения?
( Растения делают воздух на нашей планете чище, украшают нашу планету.)
Игра «Магазин».
- У вас на партах лежат бумажные монеты (по одной на парте). Будете работать в парах. Договоритесь в паре, что бы вы купили. Кто готов к покупке, поднимите руку. Итак, кто желает быть первым покупателем? (Ребята делают покупки, объясняя, сколько денег они потратят на покупку и сколько получат сдачи.)
- У тебя 15 рублей, что ты можешь купить? Какую сдачу ты получишь?
- Что ты можешь купить, потратив все эти деньги?
- Сколько денег тебе нужно, чтобы купить 2 пакетика семян?
- Понравилась вам игра? Какую пользу для нашего урока она дала? (Мы закрепили умение прибавлять и вычитать числа 7, 8, 9.)
V Применение знаний и умений в новой ситуации.
Цель: организовать применение изученных способов действий в новой ситуации.
- А сейчас нас ждут «Машины Самоделкина».
Работа с учебником.
1) № 30, с. 121. (устно)
- Что означает условный знак около номера? («Обсудим вместе»)
- Как можно вычислить число, которое ввели в машину? (Нужно выполнить действие, обратное тому, которое выполняет машина.)
2) № 31, с. 121 ( Объяснение выполнения задания: в машину ввели неизвестное число, вычли из него 7, получилось 5. Выполним обратное действие к 5 прибавим 7 получится 12. Проверим, 12 – 7 = 5. Значит, в машину ввели число 12.)
Запись в тетради:
5 + 7 = 12 15 – 9 = 6 2 + 8 = 10 11 – 7 = 4
12 – 7 = 5 6 + 9 = 15 10 – 8 = 2 4 + 7 = 11
3) Обобщение.
- Над какой темой мы сегодня работаем? Какую цель перед собой поставили?
- Как мы прибавляли, вычитали числа 7, 8, 9? (Прибавляли по частям, вычитали по частям и с опорой на таблицу сложения.)
VI Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
Цель: организовать самостоятельное выполнение заданий учащимися на применение изученных знаний, осуществление контроля своей деятельности, коррекции допущенных ошибок.
- Проверим свои знания, для этого поработаем с нетбуками, проведем экзамен. (Учитель и учащиеся работают в программе ClassroomManagement. Экзамен в тестовой форме состоит из 5 примеров, для каждого примера три варианта ответа, нужно выделить правильный ответ. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Продолжительность работы - 5 мин.)
9 + 8 16 – 9 7 + 7 13 – 7 9 + 9
- Подведем итоги экзамена. (Итоги работы видны на интерактивной доске. Ученики получают от учителя файл с выполненной работой и допущенными в ней ошибками.)
- Ребята (обращаясь к тем, кто выполнил без ошибок и получил 5 баллов), что помогло вам решить примеры без ошибок?
- Как ты думаешь, почему ты допустил ошибку? Что нужно сделать, чтобы не было ошибок? Какой пример вызвал затруднение? Кто желает объяснить решение?
VII Подведение итогов. Рефлексия.
Цель: организовать осознание учащимися своей учебной деятельности, анализ проделанной работы на уроке. Дать оценку успешности достижения цели, осуществить самооценку результатов своей деятельности и всего класса.
- Над какой темой мы сегодня работали?
- К какой цели стремились? Достигли ее?
- Какие качества нам помогли достичь цели?
- Кто на уроке был очень активным?
- Оцените уровень своих знаний по этой теме цветом «Светофора». Если вы можете сказать: «Я научился и умею прибавлять и вычитать числа 7,8,9», то покажите зеленый кружок. А если вы можете сказать о себе: «Я допускаю ошибки, мне нужно еще потренироваться», то покажите красный кружок. (Учащиеся дают оценку своим знаниям.)
- А что вы узнали о сегодняшнем дне? (Сегодня День Земли.)
- Как мы можем помочь нашей планете? (Очищать от мусора, озеленять территории, собирать макулатуру. Правильно вести себя в природе.)
- А вот и обещанный сюрприз! Чтобы вы помнили об этом дне, о нашем уроке, я приготовила вам закладки для книг (Раздаю закладки с изображением символа Дня Земли и словами «Сохраним нашу Землю!»)