kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока математики в 10 классе "Исследование функции на монотонность"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка содержит полный конспект урока по теме "Исследование функции на монотонность" для 10 класса, составленный в технорлогии деятельстного метода. Урок подходит для изучения данной темы по учебнику А.Г.Мордковича "Алгебра и начала математического анализа 10-11 класс" 2013 г.издания. Тип урока : "открытие новог знания". В разработке находятся полное описание всех этапов урока, подробная деятельность учителя и учащихся, раздаточный материал.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока математики в 10 классе "Исследование функции на монотонность"»

Урок алгебры и начала анализа. 10 класс.

(УМК А.Г. Мордковича и др. «Алгебра и начала анализа» 10-11 класс

М. «Мнемозина»,2013 года )

Тип урока: ОНЗ.

Тема урока: Исследование функции на монотонность .

Учитель: Александра Вячеславовна Евдокимова, I квалификационной категории, МОУ СОШ №43 им. А.С.Пушкина, города Ярославля.

Цели:

  • ознакомить учащихся со способом нахождения промежутков монотонности функции с помощью производной..

  • повторить и закрепить навык нахождения производной; тренировать вычислительные навыки.

  • развивать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение, аналогия.

Ход урока.


1. Мотивация к учебной деятельности

1) Организовать актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности(«надо»).

2) Организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок («могу»)

3) Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность(«хочу»)


- Какую тему изучаем? (Производная.)

-Где научились её применять? (при составлении уравнения касательной, скорости движения.)

-А как вы думаете, при исследовании функции можем мы использовать производную? (Возможно.)

-О чём будем говорить сегодня? (О применении произведении производной к исследованию функции.)


2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

1) Организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания.

2) Зафиксировать актуализированные способы действий в речи.

3) Зафиксировать актуализированные способы действий в знаках (эталоны).

4) Организовать обобщение актуализированных способов действий.

5) Организовать актуализацию мыслительных операций, достаточных для построения нового знания.

6) Мотивировать к пробному действию («надо» - «могу» - «хочу»).

7) Организовать самостоятельное выполнение пробного учебного действия.

8) Организовать фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении учащимися пробного учебного действия или в его обосновании.


- Для повторения выполним № 854: Определите, какой знак имеет производная функции у = f(х) в точках с абсциссами а,в,с,d, если график функции изображен на заданном рисунке.

- Какие функции называются возрастающей и убывающей?

-№855: Определите промежутки возрастания и убывания функции, график которой изображён на заданном рисунке.

-Определите, промежутки возрастания и убывания функции у = х2 – 6х + 1

( на промежутке () убывает, на () возрастает)

- Определите, возрастающей или убывающей является функция у = х3 + 9х?

У учащихся возникает затруднение.

3.Выявление места и причин затруднения.

1) Организовать восстановление выполненных операций.

2) Организовать фиксацию места (шага, операции), где возникло затруднение.

3) Организовать соотнесение своих действий с используемыми эталонами(алгоритмом, понятием и т.д.)

4) На этой основе организовать выявление и фиксацию во внешней речи причины затруднения- тех конкретных знаний, умений или способностей, которых недостаёт для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

- Чем вы пользовались для выяснения монотонности функции у = х2 – 6х + 1?

(Свойствами квадратичной функции)

- Что не смогли сделать? (Не смогли сделать пробное действие: выяснить возрастающей или убывающей является функция у = х3 + 9х.)

- В чём затруднение? (Мы не знаем правила, для нахождения промежутков возрастания и убывания функции заданной аналитическим способом.)


4. Построение проекта выхода из затруднения.

Организовать построение проекта выхода из затруднения:

1) Учащиеся ставят цель проекта (целью всегда является устранение причины возникшего затруднения).

2) Учащиеся уточняют и согласовывают причины возникшего затруднения.

3) Учащиеся определяют средства (алгоритмы, модели, справочники и т.д.)

4) Учащиеся формулируют шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели.


-Какова же цель урока? (Вывести правило для нахождения промежутков возрастания и убывания функции заданной аналитическим способом.)

-Какова тема урока? (Исследование функции на монотонность.)

-Какой способ вы предлагаете использовать (Формулирование правила на основе сравнении, наблюдения и анализа.)

-Для построения плана ваших действий предлагаю разбиться на группы.


задание для групп № 1,2,3


1. Какая эта функция: возрастающая или убывающая?

2. Проведите касательные в точках х1 И х2.

3. Что общего у построенных прямых?

4. Чему равен угловой коэффициент касательных?

5. Сделайте вывод о значении производной в т. х1 И х2

6. Проведите касательные в точках х3 . Как она

расположена?

х1 х3 х2 7. Чему равна производная у = f(х) в точке х3?

8. Сделайте вывод о значении производной в любой

точке промежутка.

















задание для групп № 4,5


1. Какая эта функция: возрастающая или убывающая?

2. Проведите касательные в точках х1 И х2.

3. Что общего у построенных прямых?

4. Чему равен угловой коэффициент касательных?

5. Сделайте вывод о значении производной в т. х1 И х2

6. Проведите касательные в точках х3 . Как она

расположена?

х1 х3 х2 7. Чему равна производная у = f(х) в точке х3?

8. Сделайте вывод о значении производной в любой

точке промежутка.

















Учащиеся работают в группах. Результаты работы фиксируются на листах и вывешиваются на доску. Группы защищают проекты.

Результатом работы групп являются два вывода:

В любой точке х из области определения возрастающей дифференцируемой функции выполняется неравенство f/(х) ≥0

В любой точке х из области определения убывающей дифференцируемой функции выполняется неравенство f/(х) ≤0









-Эти рассуждения показывают, что между характером монотонности функции и знаком её производной есть определённая связь. Для практики важнее то, что верны и обратные теоремы, показывающие, как по знаку производной можно установить характер монотонности функции на промежутке. Сформулируйте обратные утверждения для выводов, сделанных группами.

Учащиеся формулируют обратные утверждения, на доску вывешиваются теоремы в уточнённом виде:

Теорема 1.

Если во всех точках открытого промежутка Х выполняется неравенство f/(х) ≥0(причём равенство f/(х) =0 выполняется лишь в отдельных точках и не выполняется ни на каком сплошном промежутке), то функция у = f(х) возрастает на промежутке Х

Теорема 2.

Если во всех точках открытого промежутка Х выполняется неравенство f/(х) ≤0(причём равенство f/(х) =0 выполняется лишь в отдельных точках и не выполняется ни на каком сплошном промежутке), то функция у = f(х) убывает на промежутке Х












- Составим правило, для нахождения промежутков возрастания и убывания функции.

Оформление доски.


1. Найти производную функции.




2. Сравнить производную с нулём:

если f/(х) ≥0, то функция возрастает;

если f/(х) ≤0, то функция

убывает









5.Реализация построенного проекта.

1) Организовать реализацию построенного проекта в соответствии с планом.

2) Организовать фиксацию нового способа действия в речи.

3) Организовать фиксацию нового способа действия в знаках ( с помощью эталона).

4) Организовать фиксацию преодоления затруднения.

5) Организовать уточнение общего характера нового знания (возможность применения нового способа действий для решения всех заданий данного типа)


-Вернёмся к пробному действию: определите, возрастающей или убывающей является функция у = х3 + 9х?

1 шаг. Находим производную у = х3 + 9х: у/ = 3х2 +9.

2 шаг. Сравниваем производную с нулём: 3х2 +9 ≥0, при любых х, у/ ≥0, функция у = х3 + 9х возрастает.

- Вы справились с вашим планом работы? (Да.)

- Озвучьте результат вашей деятельности. Учащиеся ещё раз формулируют правило.

6. Первичное закрепление во внешней речи.

Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи.



№856. По графику производной, изображённому на заданном рисунке, определите, на каких промежутках функция у = f(х) возрастает, а на каких убывает.


№ 857. На каком из указанных промежутков функция у = f(х) убывает, если график её производной представлен на рисунке.


№864 (а,б). Докажите, что функция монотонна на всей числовой прямой; укажите характер монотонности: у=х5+6х3 -7 ; у=sin х – 2х – 15 .


7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

1) Организовать выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия;

2) Организовать соотнесение работы с подробным образцом;

3) Организовать вербальное сопоставление работы с подробным образцом;

4) По результатам выполнения самостоятельной работы организовать рефлексию деятельности по применению нового способа действия.


Докажите, что функция монотонна на всей числовой прямой; укажите характер монотонности: 1. у=sin х – 15х;

2. у= соs х +2х -7.


8.Включение в систему знаний и повторение.

1) Организовать выявление типов заданий, где используется новый способ действия.

2) Организовать повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.


№866(а) Определите промежутки монотонности функции у = х2 – 5х +4.


9. Рефлексия учебной деятельности.


1) Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке.

2) Организовать рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения.

3) Выполнения требований, известных учащимся.

4) Организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке.

5) Организовать обсуждение и запись домашнего задания.


- Что нового узнали на уроке?

- Достигли цель, поставленную в начале урока?

-Где может пригодиться новое знание?

- Как вы оцените свою работу на уроке? (……………………………………)

-Для чего нам необходимо выполнять домашнее задание? (Чтобы закрепить умение решать данный вид уравнений).

- Предлагаю записать обязательное домашнее задание: № 870, № 864 (б), 865(а) и по желанию №8989(аб).



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока математики в 10 классе "Исследование функции на монотонность"

Автор: Евдокимова Александра Вячеславовна

Дата: 11.03.2016

Номер свидетельства: 304281

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "конспект урока математики по теме  "Признаки возрастания и убывания функции". "
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt-uroka-matiematiki-po-tiemie-priznaki-vozrastaniia-i-ubyvaniia-funktsii"
    ["file_id"] => string(6) "116382"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412439795"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(236) "Конспект открытого урока по математике 10 класса "Применение производной для исследования функций на монотонность и экстремумы" "
    ["seo_title"] => string(136) "konspiekt-otkrytogho-uroka-po-matiematikie-10-klassa-primienieniie-proizvodnoi-dlia-issliedovaniia-funktsii-na-monotonnost-i-ekstriemumy"
    ["file_id"] => string(6) "124820"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414790423"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1720 руб.
2640 руб.
1630 руб.
2500 руб.
1530 руб.
2350 руб.
1360 руб.
2090 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства