Конспект урока математики в 10 классе "Исследование функции на монотонность"
Конспект урока математики в 10 классе "Исследование функции на монотонность"
Разработка содержит полный конспект урока по теме "Исследование функции на монотонность" для 10 класса, составленный в технорлогии деятельстного метода. Урок подходит для изучения данной темы по учебнику А.Г.Мордковича "Алгебра и начала математического анализа 10-11 класс" 2013 г.издания. Тип урока : "открытие новог знания". В разработке находятся полное описание всех этапов урока, подробная деятельность учителя и учащихся, раздаточный материал.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
1) Организовать актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности(«надо»).
2) Организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок («могу»)
3) Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность(«хочу»)
- Какую тему изучаем? (Производная.)
-Где научились её применять? (при составлении уравнения касательной, скорости движения.)
-А как вы думаете, при исследовании функции можем мы использовать производную? (Возможно.)
-О чём будем говорить сегодня? (О применении произведении производной к исследованию функции.)
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
1) Организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания.
2) Зафиксировать актуализированные способы действий в речи.
3) Зафиксировать актуализированные способы действий в знаках (эталоны).
4) Организовать обобщение актуализированных способов действий.
5) Организовать актуализацию мыслительных операций, достаточных для построения нового знания.
6) Мотивировать к пробному действию («надо» - «могу» - «хочу»).
7) Организовать самостоятельное выполнение пробного учебного действия.
8) Организовать фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении учащимися пробного учебного действия или в его обосновании.
- Для повторения выполним № 854: Определите, какой знак имеет производная функции у = f(х) в точках с абсциссами а,в,с,d, если график функции изображен на заданном рисунке.
- Какие функции называются возрастающей и убывающей?
-№855: Определите промежутки возрастания и убывания функции, график которой изображён на заданном рисунке.
-Определите, промежутки возрастания и убывания функции у = х2 – 6х + 1
( на промежутке () убывает, на () возрастает)
- Определите, возрастающей или убывающей является функция у = х3 + 9х?
У учащихся возникает затруднение.
3.Выявление места и причин затруднения.
1) Организовать восстановление выполненных операций.
2) Организовать фиксацию места (шага, операции), где возникло затруднение.
3) Организовать соотнесение своих действий с используемыми эталонами(алгоритмом, понятием и т.д.)
4) На этой основе организовать выявление и фиксацию во внешней речи причины затруднения- тех конкретных знаний, умений или способностей, которых недостаёт для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.
- Чем вы пользовались для выяснения монотонности функции у = х2 – 6х + 1?
(Свойствами квадратичной функции)
- Что не смогли сделать? (Не смогли сделать пробное действие: выяснить возрастающей или убывающей является функция у = х3 + 9х.)
- В чём затруднение? (Мы не знаем правила, для нахождения промежутков возрастания и убывания функции заданной аналитическим способом.)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Организовать построение проекта выхода из затруднения:
1) Учащиеся ставят цель проекта (целью всегда является устранение причины возникшего затруднения).
2) Учащиеся уточняют и согласовывают причины возникшего затруднения.
3) Учащиеся определяют средства (алгоритмы, модели, справочники и т.д.)
4) Учащиеся формулируют шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели.
-Какова же цель урока? (Вывести правило для нахождения промежутков возрастания и убывания функции заданной аналитическим способом.)
-Какова тема урока? (Исследование функции на монотонность.)
-Какой способ вы предлагаете использовать (Формулирование правила на основе сравнении, наблюдения и анализа.)
-Для построения плана ваших действий предлагаю разбиться на группы.
задание для групп № 1,2,3
1. Какая эта функция: возрастающая или убывающая?
2. Проведите касательные в точках х1 И х2.
3. Что общего у построенных прямых?
4. Чему равен угловой коэффициент касательных?
5. Сделайте вывод о значении производной в т. х1 И х2
6. Проведите касательные в точках х3 . Как она
расположена?
х1 х3 х2 7. Чему равна производная у = f(х) в точке х3?
8. Сделайте вывод о значении производной в любой
точке промежутка.
задание для групп № 4,5
1. Какая эта функция: возрастающая или убывающая?
2. Проведите касательные в точках х1 И х2.
3. Что общего у построенных прямых?
4. Чему равен угловой коэффициент касательных?
5. Сделайте вывод о значении производной в т. х1 И х2
6. Проведите касательные в точках х3 . Как она
расположена?
х1 х3 х2 7. Чему равна производная у = f(х) в точке х3?
8. Сделайте вывод о значении производной в любой
точке промежутка.
Учащиеся работают в группах. Результаты работы фиксируются на листах и вывешиваются на доску. Группы защищают проекты.
Результатом работы групп являются два вывода:
В любой точке х из области определения возрастающей дифференцируемой функции выполняется неравенство f/(х) ≥0
В любой точке х из области определения убывающей дифференцируемой функции выполняется неравенство f/(х) ≤0
-Эти рассуждения показывают, что между характером монотонности функции и знаком её производной есть определённая связь. Для практики важнее то, что верны и обратные теоремы, показывающие, как по знаку производной можно установить характер монотонности функции на промежутке. Сформулируйте обратные утверждения для выводов, сделанных группами.
Учащиеся формулируют обратные утверждения, на доску вывешиваются теоремы в уточнённом виде:
Теорема 1.
Если во всех точках открытого промежутка Х выполняется неравенство f/(х) ≥0(причём равенство f/(х) =0 выполняется лишь в отдельных точках и не выполняется ни на каком сплошном промежутке), то функция у = f(х) возрастает на промежутке Х
Теорема 2.
Если во всех точках открытого промежутка Х выполняется неравенство f/(х) ≤0(причём равенство f/(х) =0 выполняется лишь в отдельных точках и не выполняется ни на каком сплошном промежутке), то функция у = f(х) убывает на промежутке Х
- Составим правило, для нахождения промежутков возрастания и убывания функции.
Оформление доски.
1. Найти производную функции.
2. Сравнить производную с нулём:
если f/(х) ≥0, то функция возрастает;
если f/(х) ≤0, то функция
убывает
5.Реализация построенного проекта.
1) Организовать реализацию построенного проекта в соответствии с планом.
2) Организовать фиксацию нового способа действия в речи.
3) Организовать фиксацию нового способа действия в знаках ( с помощью эталона).
4) Организовать фиксацию преодоления затруднения.
5) Организовать уточнение общего характера нового знания (возможность применения нового способа действий для решения всех заданий данного типа)
-Вернёмся к пробному действию: определите, возрастающей или убывающей является функция у = х3 + 9х?