kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока математики в 10 классе "Исследование функции на монотонность"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка содержит полный конспект урока по теме "Исследование функции на монотонность" для 10 класса, составленный в технорлогии деятельстного метода. Урок подходит для изучения данной темы по учебнику А.Г.Мордковича "Алгебра и начала математического анализа 10-11 класс" 2013 г.издания. Тип урока : "открытие новог знания". В разработке находятся полное описание всех этапов урока, подробная деятельность учителя и учащихся, раздаточный материал.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока математики в 10 классе "Исследование функции на монотонность"»

Урок алгебры и начала анализа. 10 класс.

(УМК А.Г. Мордковича и др. «Алгебра и начала анализа» 10-11 класс

М. «Мнемозина»,2013 года )

Тип урока: ОНЗ.

Тема урока: Исследование функции на монотонность .

Учитель: Александра Вячеславовна Евдокимова, I квалификационной категории, МОУ СОШ №43 им. А.С.Пушкина, города Ярославля.

Цели:

  • ознакомить учащихся со способом нахождения промежутков монотонности функции с помощью производной..

  • повторить и закрепить навык нахождения производной; тренировать вычислительные навыки.

  • развивать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение, аналогия.

Ход урока.


1. Мотивация к учебной деятельности

1) Организовать актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности(«надо»).

2) Организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок («могу»)

3) Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность(«хочу»)


- Какую тему изучаем? (Производная.)

-Где научились её применять? (при составлении уравнения касательной, скорости движения.)

-А как вы думаете, при исследовании функции можем мы использовать производную? (Возможно.)

-О чём будем говорить сегодня? (О применении произведении производной к исследованию функции.)


2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

1) Организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания.

2) Зафиксировать актуализированные способы действий в речи.

3) Зафиксировать актуализированные способы действий в знаках (эталоны).

4) Организовать обобщение актуализированных способов действий.

5) Организовать актуализацию мыслительных операций, достаточных для построения нового знания.

6) Мотивировать к пробному действию («надо» - «могу» - «хочу»).

7) Организовать самостоятельное выполнение пробного учебного действия.

8) Организовать фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении учащимися пробного учебного действия или в его обосновании.


- Для повторения выполним № 854: Определите, какой знак имеет производная функции у = f(х) в точках с абсциссами а,в,с,d, если график функции изображен на заданном рисунке.

- Какие функции называются возрастающей и убывающей?

-№855: Определите промежутки возрастания и убывания функции, график которой изображён на заданном рисунке.

-Определите, промежутки возрастания и убывания функции у = х2 – 6х + 1

( на промежутке () убывает, на () возрастает)

- Определите, возрастающей или убывающей является функция у = х3 + 9х?

У учащихся возникает затруднение.

3.Выявление места и причин затруднения.

1) Организовать восстановление выполненных операций.

2) Организовать фиксацию места (шага, операции), где возникло затруднение.

3) Организовать соотнесение своих действий с используемыми эталонами(алгоритмом, понятием и т.д.)

4) На этой основе организовать выявление и фиксацию во внешней речи причины затруднения- тех конкретных знаний, умений или способностей, которых недостаёт для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

- Чем вы пользовались для выяснения монотонности функции у = х2 – 6х + 1?

(Свойствами квадратичной функции)

- Что не смогли сделать? (Не смогли сделать пробное действие: выяснить возрастающей или убывающей является функция у = х3 + 9х.)

- В чём затруднение? (Мы не знаем правила, для нахождения промежутков возрастания и убывания функции заданной аналитическим способом.)


4. Построение проекта выхода из затруднения.

Организовать построение проекта выхода из затруднения:

1) Учащиеся ставят цель проекта (целью всегда является устранение причины возникшего затруднения).

2) Учащиеся уточняют и согласовывают причины возникшего затруднения.

3) Учащиеся определяют средства (алгоритмы, модели, справочники и т.д.)

4) Учащиеся формулируют шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели.


-Какова же цель урока? (Вывести правило для нахождения промежутков возрастания и убывания функции заданной аналитическим способом.)

-Какова тема урока? (Исследование функции на монотонность.)

-Какой способ вы предлагаете использовать (Формулирование правила на основе сравнении, наблюдения и анализа.)

-Для построения плана ваших действий предлагаю разбиться на группы.


задание для групп № 1,2,3


1. Какая эта функция: возрастающая или убывающая?

2. Проведите касательные в точках х1 И х2.

3. Что общего у построенных прямых?

4. Чему равен угловой коэффициент касательных?

5. Сделайте вывод о значении производной в т. х1 И х2

6. Проведите касательные в точках х3 . Как она

расположена?

х1 х3 х2 7. Чему равна производная у = f(х) в точке х3?

8. Сделайте вывод о значении производной в любой

точке промежутка.

















задание для групп № 4,5


1. Какая эта функция: возрастающая или убывающая?

2. Проведите касательные в точках х1 И х2.

3. Что общего у построенных прямых?

4. Чему равен угловой коэффициент касательных?

5. Сделайте вывод о значении производной в т. х1 И х2

6. Проведите касательные в точках х3 . Как она

расположена?

х1 х3 х2 7. Чему равна производная у = f(х) в точке х3?

8. Сделайте вывод о значении производной в любой

точке промежутка.

















Учащиеся работают в группах. Результаты работы фиксируются на листах и вывешиваются на доску. Группы защищают проекты.

Результатом работы групп являются два вывода:

В любой точке х из области определения возрастающей дифференцируемой функции выполняется неравенство f/(х) ≥0

В любой точке х из области определения убывающей дифференцируемой функции выполняется неравенство f/(х) ≤0









-Эти рассуждения показывают, что между характером монотонности функции и знаком её производной есть определённая связь. Для практики важнее то, что верны и обратные теоремы, показывающие, как по знаку производной можно установить характер монотонности функции на промежутке. Сформулируйте обратные утверждения для выводов, сделанных группами.

Учащиеся формулируют обратные утверждения, на доску вывешиваются теоремы в уточнённом виде:

Теорема 1.

Если во всех точках открытого промежутка Х выполняется неравенство f/(х) ≥0(причём равенство f/(х) =0 выполняется лишь в отдельных точках и не выполняется ни на каком сплошном промежутке), то функция у = f(х) возрастает на промежутке Х

Теорема 2.

Если во всех точках открытого промежутка Х выполняется неравенство f/(х) ≤0(причём равенство f/(х) =0 выполняется лишь в отдельных точках и не выполняется ни на каком сплошном промежутке), то функция у = f(х) убывает на промежутке Х












- Составим правило, для нахождения промежутков возрастания и убывания функции.

Оформление доски.


1. Найти производную функции.




2. Сравнить производную с нулём:

если f/(х) ≥0, то функция возрастает;

если f/(х) ≤0, то функция

убывает









5.Реализация построенного проекта.

1) Организовать реализацию построенного проекта в соответствии с планом.

2) Организовать фиксацию нового способа действия в речи.

3) Организовать фиксацию нового способа действия в знаках ( с помощью эталона).

4) Организовать фиксацию преодоления затруднения.

5) Организовать уточнение общего характера нового знания (возможность применения нового способа действий для решения всех заданий данного типа)


-Вернёмся к пробному действию: определите, возрастающей или убывающей является функция у = х3 + 9х?

1 шаг. Находим производную у = х3 + 9х: у/ = 3х2 +9.

2 шаг. Сравниваем производную с нулём: 3х2 +9 ≥0, при любых х, у/ ≥0, функция у = х3 + 9х возрастает.

- Вы справились с вашим планом работы? (Да.)

- Озвучьте результат вашей деятельности. Учащиеся ещё раз формулируют правило.

6. Первичное закрепление во внешней речи.

Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи.



№856. По графику производной, изображённому на заданном рисунке, определите, на каких промежутках функция у = f(х) возрастает, а на каких убывает.


№ 857. На каком из указанных промежутков функция у = f(х) убывает, если график её производной представлен на рисунке.


№864 (а,б). Докажите, что функция монотонна на всей числовой прямой; укажите характер монотонности: у=х5+6х3 -7 ; у=sin х – 2х – 15 .


7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

1) Организовать выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия;

2) Организовать соотнесение работы с подробным образцом;

3) Организовать вербальное сопоставление работы с подробным образцом;

4) По результатам выполнения самостоятельной работы организовать рефлексию деятельности по применению нового способа действия.


Докажите, что функция монотонна на всей числовой прямой; укажите характер монотонности: 1. у=sin х – 15х;

2. у= соs х +2х -7.


8.Включение в систему знаний и повторение.

1) Организовать выявление типов заданий, где используется новый способ действия.

2) Организовать повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.


№866(а) Определите промежутки монотонности функции у = х2 – 5х +4.


9. Рефлексия учебной деятельности.


1) Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке.

2) Организовать рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения.

3) Выполнения требований, известных учащимся.

4) Организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке.

5) Организовать обсуждение и запись домашнего задания.


- Что нового узнали на уроке?

- Достигли цель, поставленную в начале урока?

-Где может пригодиться новое знание?

- Как вы оцените свою работу на уроке? (……………………………………)

-Для чего нам необходимо выполнять домашнее задание? (Чтобы закрепить умение решать данный вид уравнений).

- Предлагаю записать обязательное домашнее задание: № 870, № 864 (б), 865(а) и по желанию №8989(аб).



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока математики в 10 классе "Исследование функции на монотонность"

Автор: Евдокимова Александра Вячеславовна

Дата: 11.03.2016

Номер свидетельства: 304281

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "конспект урока математики по теме  "Признаки возрастания и убывания функции". "
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt-uroka-matiematiki-po-tiemie-priznaki-vozrastaniia-i-ubyvaniia-funktsii"
    ["file_id"] => string(6) "116382"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412439795"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(236) "Конспект открытого урока по математике 10 класса "Применение производной для исследования функций на монотонность и экстремумы" "
    ["seo_title"] => string(136) "konspiekt-otkrytogho-uroka-po-matiematikie-10-klassa-primienieniie-proizvodnoi-dlia-issliedovaniia-funktsii-na-monotonnost-i-ekstriemumy"
    ["file_id"] => string(6) "124820"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414790423"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства