Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по ФЭМП "Это случилось в стране Математике"»
Конспект занятия
по формированию элементарных математических представлений
в старшей группе на тему:
«Это случилось в стране Математике»
Цель: Закрепление математических представлений
Задачи:
Повышать интерес к изучению математики;
Учить понимать поставленную задачу и выполнять ее самостоятельно и с помощью товарищей;
Уточнить представления в геометрических фигурах; уметь их сопоставлять с предметами соответствующей формы;
Уточнить знания о цифрах и сопоставлять их с количеством предметов;
Закрепить знание дней недели, упражнять в назывании их последовательно;
Воспитывать умение слушать друг друга, общаться, чувство коллективизма, взаимопомощи.
Участники: дети старшей группы.
Возраст обучающихся: 5-6 лет
Оборудование и материалы:
Мультимедийная презентация; экран, проектор, логические таблицы, игра «Сложи квадрат», заготовки для изображения кораблика, фломастеры, конверт с письмом.
Предварительная работа: работа с логическими таблицами, игры «Живая неделька», «Первый, второй, третий…», рисование по точкам.
Воспитатель. Ребята, сегодня утром почтальон принес нам письмо. Я предлагаю открыть конверт и узнать, что же там написано.
«Здравствуйте, ребята!
Пишут Вам жители страны «Математики». У нас случилась беда. Злой колдун похитил наши весёлые цифры и спрятал их в своём замке.
Чтобы освободить цифры необходимо собрать пять ключей, которые откроют дверь замка. Каждый ключ – это геометрическая фигура. Колдун разбросал все ключи по разным островам нашей страны. Чтобы найти их, надо побывать на каждом острове и выполнить задание колдуна.
Мы думаем, что Вы справитесь со всеми заданиями, получите ключи, откроете дверь замка и освободите цифры. В помощь Вам посылаем карту страны «Математики» и загадки-подсказки, которые помогут Вам в пути.
Удачи! Жители страны «Математики».
Основная часть
1.
Воспитатель. Дети, вы хотите помочь жителям? А как вы думаете, мы сможем? Тогда в путь.
А вот и карта страны (Слайд №2).
На чем же мы будем путешествовать? (ответы детей). Садитесь за столы. Сейчас мы узнаем, на чём отправимся в страну «Математику».
(Дети садятся за столы)
Воспитатель. На столах находятся листочки с точками (Приложение 1). Если вы соедините точки по-порядку от 1 до 7, то узнаете, на чем мы будем путешествовать.
Воспитатель. Ребята, что у вас получилось? (Кораблик).
Правильно путешествовать мы будем на кораблике (на слайд №2, появляется анимационный кораблик).
Воспитатель. Что же, можно отправляться в путь. Посмотрите на карту. Здесь много островов. Куда же нам плыть? Давайте воспользуемся первой подсказкой:
ЗАГАДКА_ПРЯМОУГОЛЬНИК
Растянули мы квадрат И представили на взгляд, На кого он стал похожим Или с чем-то очень схожим? Не кирпич, не треугольник - Стал квадрат… (прямоугольник).
Молодцы! Значит, нам надо плыть к прямоугольному острову (на слайде №2 появляется стрелка к прямоугольнику). Тогда полный вперед!
Воспитатель. Пока мы плывем, ответьте на вопросы:
Сколько дней в неделе?
Какой день недели стоит за вторником?
Который день по счету пятница?
Сколько выходных дней?
Назовите все дни недели
Воспитатель. Вот мы и на острове (на слайде №2 кораблик подплывает к прямоугольнику). Это остров сравнений (Слайд №3). Посмотрите на экран, что здесь изображено (цветы, на них сидят бабочки).
Воспитатель. Правильно. А теперь, пожалуйста, ответьте на вопросы: На каком цветке бабочек больше? На каком – меньше? На сколько меньше? Можно ли сразу легко ответить на этот вопрос? (нет). Что нужно сделать, чтобы ответить точно? (Провести линии между бабочками на разных цветках). (Приложение 2)
Тогда давайте подойдем к столам и выполним это задание, а Маша выполнит это же задание на мольберте.
Дети выполняют. Далее идет проверка: на слайде №3.
Воспитатель. Молодцы! Вы справились с первым заданием, и получаете первый ключ. Какой он по форме? (прямоугольный). Дети получают синий прямоугольник.
2.
Воспитатель. Что же, пора плыть дальше (возвращаемся на слайд №2).
Я фигура – хоть куда, Очень ровная всегда, Все углы во мне равны И четыре стороны. Кубик – мой любимый брат, Потому что я…. (квадрат). Воспитатель. Правильно, мы поплывем на остров-квадрат (на слайде № 2 появляется стрелка к квадрату). А чтобы вы не скучали, пока мы плывем, давайте выполним небольшое задание: из нескольких частей составим квадраты. Нам это пригодится в дальнейшем, а сейчас тренировка.
(На столах конверты с игрой «Составь квадрат» (по Никитиным) (Приложение 3)
Воспитатель. Вот и остров (на слайде №2 кораблик подплывает к квадрату). Это остров логических таблиц (Слайд №4).
Подойдите к столам. На столах у вас есть таблицы, но не все клеточки заполнены (Приложение 4). Вам необходимо в пустые клеточки вставить недостающие кораблики. Если вы выполните задание правильно, кораблики появятся на экране в пустых клетках.
(Дети выполняют задание и делают проверку, получают еще один ключ – голубой квадрат, возвращаемся на слайд №2).
Воспитатель. Куда же нам плыть дальше? Послушаем следующую подсказку:
Он похожий на яйцо Или даже на лицо. Вот такая есть окружность - Очень странная наружность: Круг приплюснутым стал. Получился вдруг…. (овал)
Воспитатель. Правильно, нам нужен остров в виде треугольника (на слайде №2 появляется стрелка к овалу). Пока наш кораблик плывет, я предлагаю выйти на ковер и поиграть
(проводится физкультминутка, затем дети проходят на места)
Физминутка:
«Кораблик»
Что там чудится в тумане? (Дети вытягивают руки вперёд.)
Волны плещут в океане. (Дети машут руками, изображая волны.)
Это мачты кораблей. (Дети вытягивают руки вверх.)
Пусть плывут сюда скорей! (Дети приветственно машут руками.)
Мы по берегу гуляем, Мореходов поджидаем, (Ходьба на месте.)
Ищем ракушки в песке (Наклоны.)
И сжимаем в кулаке. (Дети сжимают кулачки.)
Чтоб побольше их собрать, — Надо чаще приседать. (Приседания.)
(на слайде №2 кораблик подплывает к овалу).
3.
Воспитатель. Вот и остров «Считай-ка» (Слайд №5). Вам необходимо сосчитать геометрические фигуры и поставить к ним соответствующие цифры.
(Дети выполняют задание и получают еще один ключ – зеленый овал, возвращаемся на слайд №2)
Воспитатель. Давайте послушаем еще одну подсказку и узнаем, куда плыть дальше:
На фигуру посмотри И в альбоме начерти Три угла. Три стороны Меж собой соедини. Получился не угольник, А красивый… (треугольник).
Воспитатель. Молодцы! (на слайде № 2 появляется стрелка к кругу).
Пока мы плывем, решим задачку-шутку:
“У девочки живет две кошки и одна собака. Сколько лап у двух кошек?”
(На слайде №2 кораблик подплывает к треугольнику)
Воспитатель.Вот и остров «Все по-порядку» (Слайд №6)
Давайте вспомним известную сказку «Репка». Вам необходимо поставить всех персонажей по-порядку. Кто будет стоять первым? Какой по счету будет бабка? Кто будет третьим? Дети называют персонажей, ставят их на положенное место и называют порядковый счет.
Задание было простым, поэтому нас не пропускают дальше. Нам предлагается самим встать по-порядку и найти свое место согласно номеркам, которые вы возьмете в тарелочке на столе.
(Дети выполняют задание и получают еще один ключ – красный круг, возвращаемся на слайд №2)
Воспитатель. Вот еще одна подсказка: Слушаем следующую подсказку: Прикатилось колесо, Ведь похожее оно, Как наглядная натура Лишь на круглую фигуру. Догадался, милый друг? Ну, конечно, это … (круг). Воспитатель. Правильно, и мы плывем к круглому острову (на слайде №2 появляется стрелка к кругу).
Чтобы нам не было скучно ответьте на следующие вопросы:
Сколько месяцев в году?
Какие вы знаете весенние месяцы?
Какие вы знаете летние месяцы?
(На слайде №2 кораблик подплывает к кругу)
Воспитатель. Мы подплыли к острову фигур (Слайд №7). Посмотрите внимательно на экран и найдите «родственников» данных фигур.
(Дети выполняют задание и получают последний ключ – красный круг, возвращаемся на слайд №2)
Воспитатель. Осталась последняя подсказка и последний остров:
(На слайде №2 появляется стрелка к кругу и подплывает кораблик)
Воспитатель. Вот и остров (Слайд №8), на котором находится замок колдуна. Мы собрали все ключи, теперь надо открыть дверь замка, а для этого необходимо все ключи – геометрические фигуры сложить так, чтобы получился прямоугольник. У вас на столах лежат эти фигуры, соберите прямоугольник.
(Дети выполняют задание, затем проверяем наслайде №9)
Воспитатель. Молодцы! Вы справились с этим заданием и открыли дверь замка (Слайд №10).
Заключительная часть.
Воспитатель: Как вы думаете мы смогли помочь жителям страны «Математики»? Трудно ли было выполнять задания? А как вы думаете жители довольны нами? (ответы детей)