Урок-объяснение.
проблемный, частично-поисковый. Место проведения: учебный кабинет Оборудование: компоненты УМК «Сферы. Математика. 5-6», мультимедиа проектор, компьютер, ИД, рабочие тетради учащихся.
Урок «открытия» нового знания |
Этапы урока | Задачи этапа | Визуальный ряд | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности. | Создать благоприятный психологический настрой на работу. Настроить учащихся к изучению новой темы. | | В самом начале урока разминка в виде игры для ввода учащихся мыслительную деятельностьность В начале урока учащимся предлагается логическая задача. Вася и Коля живут в одном доме в одном подъезде. Вася живет на 5 этаже , а Коля на 1 этаже. Мальчики решили пойти гулять и побежали друг к другу. Встретились они на 4 этаже. Во сколько раз скорость одного мальчика больше скорости другого? Ребята, о чем эта задача? К какому типу задач ее можно отнести? Сегодня на уроке мы с вами будем рассматривать задачи на движение. Запишите в тетрадях тему урока. ЗАДАЧИ НА ДВИЖЕНИЕ. | Настрой на работу.
Учащиеся решают ее, предлагают свои идеи, аргументируют. Учитель и учащиеся отрицают (приводят контрпример) или подтверждают решение. | Личностные: самоопределение; Регулятивные: целеполагание; Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникам |
Актуализация знаний | Актуализация опорных знаний и способов действий. |
| Среди всех задач, с которыми вы сталкиваетесь нередко бывают задачи на движение. В них движутся пешеходы, велосипедисты, мотоциклисты, автомобили, самолеты, поезда и т.д. Вы с задачами на движение еще будете сталкиваться и в жизни и на уроках физики. На какие вопросы вы хотели бы найти ответ сегодня на уроке, чему научиться? - виды задач на движение - что общего у них и в чем различие - способы решения Какова цель нашего урока? (Познакомиться с различными видами задач на движение, уметь находить общее и различие, познакомиться со способами решения этих задач) Вспомните, связь между какими величинами существует при решении задач на движение? - скорость, время, расстояние. Как найти скорость (время, расстояние), если известны другие величины? - S=V·t, V=S:t, t=S:V Работа с тренажером в парах сменного состава (см. Приложение 2) Решение задач №1-№3: Задача №1. Скорость движения пешехода 6 км/ч. Какое расстояние он пройдет за 3 часа? Задача №2. Расстояние между населенными пунктами 36 км. Скорость движения пешехода 12км\ч. За какое время он пройдет это расстояние? Задача №3. Расстояние между населенными пунктами 24 км. Пешеход прошел его за 3 часа. Какова скорость пешехода? | воспроизвели и зафиксировали знания, формулировка вопросов, на которые должны дать ответ в ходе изучения темы; активизировали соответствующие мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия и т.д.) и познавательные процессы (внимание, память и т.д.); актуализировали норму пробного учебного действия («знаю» - «хочу узнать» - «узнал»); Повторили пройденный материал, необходимый для успешного освоения темы; | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Актуализация мыслительных операций, необходимых для решения задач урока. |
Фиксация затруднений | Осмысление зависимости результата деятельности от формы и методов ее организации. | | Ребята, какие виды движений вы знаете? - движение в одном направлении и движение в разные стороны; (2 вида) - движение из одного пункта и движение из разных пунктов (2 вида). Как вы думаете, сколько всего видов задач на движения по прямой? Каки е? - четыре (2х2), движение в одном направлении из одного пункта, движение в одном направлении из разных пунктов, движение в разные стороны из одного пункта и движение в разные стороны из разных пунктов. Задача №4. Из одного пункта в противоположных направлениях вышли два пешехода. Скорость одного из них была 6км/ч, а другого – 4км/ч. Какое расстояние будет между ними через3 часа? Задача №5. Из двух пунктов, расстояние между которыми 30 км, навстречу друг другу вышли два пешехода. Скорость одного из них была 6км/ч, а другого – 4км/ч. Через какое время они встретятся? Задача №6. Из дома вышли одновременно и пошли в противоположных направлениях два пешехода. Скорость одного 100м/мин, а второго – 60м/мин. Какое расстояние будет между ними через 4 минуты? Задача №7. Из дома вышли одновременно и пошли в одном направлении два пешехода. Скорость одного 100м/мин, а второго – 60м/мин. Какое расстояние будет между ними через 4 минуты? Проблема Когда скорость сближения и удаления равна сумме скоростей участников движения? Когда разности скоростей? От чего это зависит? | попытались самостоятельно выполнить индивидуальное задание на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке; зафиксировали возникшее затруднение в выполнении пробного действия или его обосновании. Ответы детей 1 способ 1) 6·3=18 (км) 2) 4·3=12 (км) 3) 18+12=30(км) 2 способ 1) 6+4=10 (км/ч) –скорость удаления? 2) 10∙3=30 (км) Ответ. 30км 1)6+4=10(км/ч) скорость сближения 2) 30:10=3 (ч) Ответ. через 3часа 1 способ 1) 60·4=240(м) - расстояние, которое пройдет 1 пешеход; 2)100·4=400 (м)- расстояние, которое пройдет 2 пешеход; 3) 400-240=160(м)- расстояние между пешеходами через 4 мин 2 способ 1) 100-60=40(м/мин) – скорость удаления второго пешехода от первого; 2)40·4=160 (м)- расстояние между пешеходами через 4 минуты Ответ. 160 м. | Выбор наиболее эффектвных способов решения задач в зависимости от конкретных условий Формулирование проблемы; анализ обьектов с целью выделения признака |
Физкультурная минутка | | | | Приложение 5 к СанПиН 2.4.2.2821-10 Рекомендуемый комплекс упражнений гимнастики глаз: Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно Крепко зажмурить глаза (Считать до 3, открыть их и посмотреть вдаль). Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1-4, потом перенести взор вдаль на счет 1-6. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. | |
Построение проекта выхода из затруднения | Выявление степени свободы в понимании и использовании понятий темы обобщения. | | Групповая работа: Ребята, сейчас вам предстоит побывать в роли исследователей. Вы должны порешать предложенные задачи и ответить на поставленные вопросы: Когда скорость сближения и удаления равна сумме скоростей участников движения? Когда разности скоростей? От чего это зависит? Задача 1. Антон и Иван отправились навстречу друг другу из двух пунктов, расстояние между которыми равно 72 км. а) На какое расстояние они сблизятся за 1ч, 2ч? б) Через сколько часов они встретятся? 4 + 20 = 24 (км/ч) – за 1 час – скорость сближения 24 * 2 = 48 (км) – будут через 2 часа 72 : 24 = 3 (ч) – они встретятся Задача 2. От места встречи Иван и Антон отправились одновременно в противоположных направлениях друг от друга. На какое расстояние они удалятся друг от друга за 1 ч, за 2 ч? За каждый час расстояние между ними будет увеличиваться на 4 + 20 = 24 (км/ч) – скорость удаления 24 *2 = 48 (км) – расстояние через 2 часа. Задача 3. Антон и Иван отправились одновременно из двух пунктов, расстояние между которыми 72 км., движутся в одном направлении так, что Иван догоняет Антона. На какое расстояние они сблизятся за 1 ч, 2 ч? Расстояние каждый час будет уменьшаться на 20 – 4 = 16 (км/ч) – скорость сближения 16 * 2 = 32 (км) – расстояние через 2 часа – Иван догонит Антона Задача 4. После того как Иван догнал Антона, они продолжали движение в одном направлении, так что Иван удаляется от Антона. На какое расстояние они удалятся друг от друга за 1 ч, за 2 ч, за 3 ч? 20 – 4 = 16 (км/ч) – скорость удаления 16 * 2 = 32 (км) – расстояние через 2 часа 16 * 3 = 48 (км) – расстояние через 3 часа | Рассматриваются идеи решили (фронтально, в группах, в парах) несколько типовых заданий на новый способ действия; при этом проговаривали вслух выполненные шаги и их обоснование - определения, алгоритмы, свойства и т.д Ответы детей
Вывод: при движении в разных направлениях
Вывод: при движении в одном направлении
| Формирование навыков построения математических моделей и решения практических задач Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Моделирование, решение проблемы, построение логических цепей, анализ, умение структурировать знания |
Первичное закрепление | Показать практическое применение теоретических знаний через их применение в решении практических задач. | | Какие виды движения в задачах? Устно определить как вычислить скорость сближения? Задача №8. Из дома и школы, расстояние между которыми 160м, вышли и одновременно пошли навстречу друг другу мальчик и девочка. Скорость мальчика 100м/мин, девочки – 60м/мин. Через сколько минут они встретятся? Задача №9. Из дома и магазина, расстояние между которыми 160м, вышли и одновременно пошли в одном направлении мальчик и девочка. Скорость мальчика 100м/мин, девочки – 60м/мин, причем, мальчик догоняет девочку. Через сколько минут они встретятся | Решили несколько типовых заданий фронтально на новый способ действий; При этом проговаривали вслух выполненные шаги – определения, алгоритмы решения | Выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению. |
Самостоятельная работа с самопроверкой | Побуждение учащихся к самостоятельному анализу полученных знаний. Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | | самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия; организовывается самопроверка учащимися своих решений по эталону; 1 вариант №196 2 вариант №197 Домашнее задание пункт 13-читать, №198, 199 (для учащихся, допустивших ошибки, предоставляет возможность выявления причин ошибок и их исправления) | Самостоятельно выполняют типовые задания на новый способ действия Выполняют самопроверку по эталону Выявляют причины ошибок и их исправление | Уметь планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; контроль, оценка |
Рефлексия учебной деятельности | Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционал ьного состояния, мотивации, их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе | | организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке; учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия; Что называется скоростью сближения? Скоростью удаления? 1. Ребята, какие виды движений вы знаете? - движение в одном направлении и движение в разные стороны; (2 вида) - движение из одного пункта и движение из разных пунктов (2 вида). 2. Сколько всего видов задач на движения по прямой? Какие? - Сегодня все работали хорошо. - Оцените свое состояние на се-годняшнем уроке. Насколько комфортно вы себя чувствовали, работая в группе. Все ли было вам понятно. - Изобразите, в зависимости от вашей самооценки, в своих тет-радях один из вариантов «смай-лика». Спасибо за урок. | Учащиеся осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Намечают перспективу последующей работы | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Регулятивные: планирование, контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению Познавательные: умение структурировать знания:самостоятельное выделение познавательной цели Личностные: смыслообразование; проведение самооценки учениками работы на уроке, на основе критерия успешности учебной деятельности. |