kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по теме: «Задачи на движение»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-объяснение.

  Тема урока:  «Задачи на движение»

Класс: 5

Тема раздела№3 «Действия с натуральными числами»

Цели урока по содержанию:

  • учебные:  формировать умение решения задач на встречное движение и движение в одну сторону,
  • развивающие: формирование умения сравнивать, анализировать, осмысливать текст задачи; формирование умения вести диалог, высказывать свои мысли, строить логическую цепочку рассуждений;
  • воспитательные: расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы: сотрудничество, общение, взаимовыручка, товарищество;побуждение учеников к самоанализу своей деятельности;

Планируемые результаты:

  • личностные: повышение потребности у учащихся быть активными участниками образовательного процесса;
  • метапредметные: формирования умения оценивать свою деятельность (успех, неуспех, ошибки, принятие мнения одноклассников) высказывать свои суждения, предложения, аргументы;  формирование способности быстро переключаться, корректировать свою деятельность в ходе урока; использовать изученный материал для решения задач в курсе физики
  • предметные: понимать термины «скорость сближения» и «скорость удаления»; проводить классификацию задач по виду движения (в одном направлении, в разных направлениях); научиться составить схему по тексту задачи, решать простейшие задачи на движение в одном направлении и в разных направлениях; имеет возможность научиться выбирать более рациональный способ решения задач.

Методы:

По источникам знаний: практические, наглядные;

По степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа;

Относительно дидактических задач: формирование умений;

Относительно характера познавательной деятельности: проблемный, частично-поисковый.

Место проведения: учебный кабинет

Оборудование: компоненты УМК «Сферы. Математика. 5-6», мультимедиа проектор, компьютер, ИД, рабочие тетради учащихся.
 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме: «Задачи на движение»»

Урок-объяснение.

Тема урока: «Задачи на движение»


Класс: 5

Тема раздела№3 «Действия с натуральными числами»


Цели урока по содержанию:

  • учебные: формировать умение решения задач на встречное движение и движение в одну сторону,

  • развивающие: формирование умения сравнивать, анализировать, осмысливать текст задачи; формирование умения вести диалог, высказывать свои мысли, строить логическую цепочку рассуждений;

  • воспитательные: расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы: сотрудничество, общение, взаимовыручка, товарищество;

побуждение учеников к самоанализу своей деятельности;


Планируемые результаты:

  • личностные: повышение потребности у учащихся быть активными участниками образовательного процесса;

  • метапредметные: формирования умения оценивать свою деятельность (успех, неуспех, ошибки, принятие мнения одноклассников) высказывать свои суждения, предложения, аргументы; формирование способности быстро переключаться, корректировать свою деятельность в ходе урока; использовать изученный материал для решения задач в курсе физики

  • предметные: понимать термины «скорость сближения» и «скорость удаления»; проводить классификацию задач по виду движения (в одном направлении, в разных направлениях); научиться составить схему по тексту задачи, решать простейшие задачи на движение в одном направлении и в разных направлениях; имеет возможность научиться выбирать более рациональный способ решения задач.

Методы: По источникам знаний: практические, наглядные; По степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа; Относительно дидактических задач: формирование умений; Относительно характера познавательной деятельности: проблемный, частично-поисковый. Место проведения: учебный кабинет Оборудование: компоненты УМК «Сферы. Математика. 5-6», мультимедиа проектор, компьютер, ИД, рабочие тетради учащихся.




















Технологическая карта урока математики 5 класс по теме «Задачи на движение»


Урок «открытия» нового знания

Этапы урока

Задачи этапа

Визуальный ряд

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

Создать благоприятный психологический настрой на работу. Настроить учащихся к изучению новой темы.


В самом начале урока разминка в виде игры для ввода учащихся мыслительную деятельностьность


В начале урока учащимся предлагается логическая задача.

Вася и Коля живут в одном доме в одном подъезде. Вася живет на 5 этаже , а Коля на 1 этаже. Мальчики решили пойти гулять и побежали друг к другу. Встретились они на 4 этаже. Во сколько раз скорость одного мальчика больше скорости другого?

Ребята, о чем эта задача? К какому типу задач ее можно отнести?

  • Это задача на движение.

Сегодня на уроке мы с вами будем рассматривать задачи на движение. Запишите в тетрадях тему урока.

ЗАДАЧИ НА

ДВИЖЕНИЕ.

Настрой на работу.



Учащиеся решают ее, предлагают свои идеи, аргументируют. Учитель и учащиеся отрицают (приводят контрпример) или подтверждают решение.


Личностные: самоопределение;

Регулятивные: целеполагание;

Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникам

Актуализация знаний

Актуализация опорных знаний и способов действий.















Среди всех задач, с которыми вы сталкиваетесь нередко бывают задачи на движение. В них движутся пешеходы, велосипедисты, мотоциклисты, автомобили, самолеты, поезда и т.д. Вы с задачами на движение еще будете сталкиваться и в жизни и на уроках физики. На какие вопросы вы хотели бы найти ответ сегодня на уроке, чему научиться?

- виды задач на движение

- что общего у них и в чем различие

- способы решения

Какова цель нашего урока?

(Познакомиться с различными видами задач на движение, уметь находить общее и различие, познакомиться со способами решения этих задач)

Вспомните, связь между какими величинами существует при решении задач на движение?

- скорость, время, расстояние.

Как найти скорость (время, расстояние), если известны другие величины?

- S=V·t, V=S:t, t=S:V

Работа с тренажером в парах сменного состава (см. Приложение 2)

Решение задач №1-№3:

Задача №1. Скорость движения пешехода 6 км/ч. Какое расстояние он пройдет за 3 часа?

Задача №2. Расстояние между населенными пунктами 36 км. Скорость движения пешехода 12км\ч. За какое время он пройдет это расстояние?

Задача №3. Расстояние между населенными пунктами 24 км. Пешеход прошел его за 3 часа. Какова скорость пешехода?

воспроизвели и зафиксировали знания, формулировка вопросов, на которые должны дать ответ в ходе изучения темы;


активизировали соответствующие мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия и т.д.) и познавательные процессы (внимание, память и т.д.);


актуализировали норму пробного учебного действия
(«знаю» - «хочу узнать» - «узнал»);










Повторили пройденный материал, необходимый для успешного освоения темы;



Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Актуализация мыслительных операций, необходимых для решения задач урока.

Фиксация затруднений

Осмысление зависимости результата деятельности от формы и методов ее организации.

































Ребята, какие виды движений вы знаете?

- движение в одном направлении и движение в разные стороны; (2 вида)

- движение из одного пункта и движение из разных пунктов (2 вида).

Как вы думаете, сколько всего видов задач на движения по прямой? Каки е?

- четыре (2х2), движение в одном направлении из одного пункта, движение в одном направлении из разных пунктов, движение в разные стороны из одного пункта и движение в разные стороны из разных пунктов.

Задача №4. Из одного пункта в противоположных направлениях вышли два пешехода. Скорость одного из них была 6км/ч, а другого – 4км/ч. Какое расстояние будет между ними через3 часа?

Задача №5. Из двух пунктов, расстояние между которыми 30 км, навстречу друг другу вышли два пешехода. Скорость одного из них была 6км/ч, а другого – 4км/ч. Через какое время они встретятся?

Задача №6. Из дома вышли одновременно и пошли в противоположных направлениях два пешехода. Скорость одного 100м/мин, а второго – 60м/мин. Какое расстояние будет между ними через 4 минуты?

Задача №7. Из дома вышли одновременно и пошли в одном направлении два пешехода. Скорость одного 100м/мин, а второго – 60м/мин. Какое расстояние будет между ними через 4 минуты?

Проблема

  1. Когда скорость сближения и удаления равна сумме скоростей участников движения?

  2. Когда разности скоростей?

  3. От чего это зависит?

попытались самостоятельно выполнить индивидуальное
задание на применение нового знания, запланированного для
изучения на данном уроке;

зафиксировали возникшее затруднение в выполнении пробного действия или его обосновании.











Ответы детей
1 способ 1) 6·3=18 (км)

2) 4·3=12 (км)

3) 18+12=30(км)

2 способ 1) 6+4=10 (км/ч) –скорость удаления?

2) 10∙3=30 (км)

Ответ. 30км


1)6+4=10(км/ч) скорость сближения

2) 30:10=3 (ч)

Ответ. через 3часа





1 способ

1) 60·4=240(м) - расстояние, которое пройдет 1 пешеход;

2)100·4=400 (м)- расстояние, которое пройдет 2 пешеход;

3) 400-240=160(м)- расстояние между пешеходами через 4 мин

2 способ

1) 100-60=40(м/мин) – скорость удаления второго пешехода от первого;

2)40·4=160 (м)- расстояние между пешеходами через 4 минуты

Ответ. 160 м.


Выбор наиболее эффектвных способов решения задач в зависимости от конкретных условий


Формулирование проблемы; анализ обьектов с целью выделения признака


Физкультурная минутка




Приложение 5 к СанПиН 2.4.2.2821-10

Рекомендуемый комплекс упражнений гимнастики глаз:

  1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно

  2. Крепко зажмурить глаза (Считать до 3, открыть их и посмотреть вдаль).

  3. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1-4, потом перенести взор вдаль на счет 1-6.

  4. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6.


Построение проекта выхода из затруднения

Выявление степени свободы в понимании и использовании понятий темы обобщения.


Групповая работа:

Ребята, сейчас вам предстоит побывать в роли исследователей. Вы должны порешать предложенные задачи и ответить на поставленные вопросы:

  1. Когда скорость сближения и удаления равна сумме скоростей участников движения?

  2. Когда разности скоростей?

  3. От чего это зависит?

Задача 1.

Антон и Иван отправились навстречу друг другу из двух пунктов, расстояние между которыми равно 72 км.

а) На какое расстояние они сблизятся за 1ч, 2ч?

б) Через сколько часов они встретятся?

4 + 20 = 24 (км/ч) – за 1 час – скорость сближения


24 * 2 = 48 (км) – будут через 2 часа


72 : 24 = 3 (ч) – они встретятся


Задача 2.

От места встречи Иван и Антон отправились одновременно в противоположных направлениях друг от друга. На какое расстояние они удалятся друг от друга за 1 ч, за 2 ч?

За каждый час расстояние между ними будет увеличиваться на


4 + 20 = 24 (км/ч) – скорость удаления

24 *2 = 48 (км) – расстояние через 2 часа.


Задача 3.

Антон и Иван отправились одновременно из двух пунктов, расстояние между которыми 72 км., движутся в одном направлении так, что Иван догоняет Антона.

На какое расстояние они сблизятся за 1 ч, 2 ч?

Расстояние каждый час будет уменьшаться на

20 – 4 = 16 (км/ч) – скорость сближения

16 * 2 = 32 (км) – расстояние через 2 часа

– Иван догонит Антона

Задача 4.

После того как Иван догнал Антона, они продолжали движение в одном направлении, так что Иван удаляется от Антона. На какое расстояние они удалятся друг от друга за 1 ч, за 2 ч, за 3 ч?

20 – 4 = 16 (км/ч) – скорость удаления

16 * 2 = 32 (км) – расстояние через 2 часа

16 * 3 = 48 (км) – расстояние через 3 часа


Рассматриваются идеи

решили (фронтально, в группах, в парах) несколько типовых заданий на новый способ действия;

при этом проговаривали вслух выполненные шаги и их обоснование - определения, алгоритмы, свойства и т.д



Ответы детей





Вывод: при движении в разных направлениях



































Вывод: при движении в одном направлении














Формирование навыков построения математических моделей и решения практических задач

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Моделирование, решение проблемы, построение логических цепей, анализ, умение структурировать знания


Первичное закрепление

Показать практическое применение теоретических знаний

через их применение в решении практических задач.







  1. Какие виды движения в задачах?

  2. Устно определить как вычислить скорость сближения?

Задача №8. Из дома и школы, расстояние между которыми 160м, вышли и одновременно пошли навстречу друг другу мальчик и девочка. Скорость мальчика 100м/мин, девочки – 60м/мин. Через сколько минут они встретятся?

Задача №9. Из дома и магазина, расстояние между которыми 160м, вышли и одновременно пошли в одном направлении мальчик и девочка. Скорость мальчика 100м/мин, девочки – 60м/мин, причем, мальчик догоняет девочку. Через сколько минут они встретятся

Решили несколько типовых заданий фронтально на новый способ действий;


При этом проговаривали вслух выполненные шаги – определения, алгоритмы решения

Выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению.


Самостоятельная работа с самопроверкой

Побуждение учащихся к самостоятельному анализу полученных знаний.

Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

самостоятельное выполнение учащимися
типовых
заданий на новый способ действия;

организовывается самопроверка учащимися своих решений по эталону;

1 вариант

№196

2 вариант

№197

Домашнее задание

пункт 13-читать, №198, 199


(для учащихся, допустивших ошибки, предоставляет возможность выявления причин ошибок и их исправления)

Самостоятельно выполняют типовые задания на новый способ действия

Выполняют самопроверку по эталону

Выявляют причины ошибок и их исправление

Уметь планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей;

уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; контроль, оценка


Рефлексия учебной деятельности

Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционал ьного состояния, мотивации, их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе


организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке;

учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия;

  1. Что называется скоростью сближения? Скоростью удаления?

1. Ребята, какие виды движений вы знаете?

- движение в одном направлении и движение в разные стороны; (2 вида)

- движение из одного пункта и движение из разных пунктов (2 вида).

2. Сколько всего видов задач на движения по прямой? Какие?


- Сегодня все работали хорошо.

- Оцените свое состояние на се-годняшнем уроке. Насколько комфортно вы себя чувствовали, работая в группе.

Все ли было вам понятно.

- Изобразите, в зависимости от вашей самооценки, в своих тет-радях один из вариантов «смай-лика».


Спасибо за урок.








Учащиеся осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Намечают перспективу последующей работы

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Регулятивные: планирование, контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению

Познавательные: умение структурировать знания:самостоятельное выделение познавательной цели

Личностные: смыслообразование; проведение самооценки учениками работы на уроке, на основе критерия успешности учебной деятельности.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по теме: «Задачи на движение»

Автор: Киченина Илона Евгеньевна

Дата: 08.12.2016

Номер свидетельства: 367528

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Конспект урока "Решение задач по теме «Фотоэффект»" "
    ["seo_title"] => string(56) "konspiekt-uroka-rieshieniie-zadach-po-tiemie-fotoeffiekt"
    ["file_id"] => string(6) "183801"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425931604"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "Конспект урока  тема: Задачи на движения. "
    ["seo_title"] => string(44) "konspiekt-uroka-tiema-zadachi-na-dvizhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "139823"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417798685"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Конспект на тему "Задачи на движение в противоположных направлениях""
    ["seo_title"] => string(77) "konspiekt-na-tiemu-zadachi-na-dvizhieniie-v-protivopolozhnykh-napravlieniiakh"
    ["file_id"] => string(6) "310208"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458976164"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "КОНСПЕКТ УРОКА ТЕМА: ВЕДЕНИЕ МЯЧА НА МЕСТЕ И В ДВИЖЕНИИ С ИЗМЕНЕНИЕМ НАПРАВЛЕНИЯ. "
    ["seo_title"] => string(95) "konspiekt-uroka-tiema-viedieniie-miacha-na-miestie-i-v-dvizhienii-s-izmienieniiem-napravlieniia"
    ["file_id"] => string(6) "149412"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420187182"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Конспект урока «Спринтерский бег» (5 класс) "
    ["seo_title"] => string(43) "konspiekt-uroka-sprintierskii-biegh-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "182522"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425547456"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства