kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по теме: «Задачи на движение»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-объяснение.

  Тема урока:  «Задачи на движение»

Класс: 5

Тема раздела№3 «Действия с натуральными числами»

Цели урока по содержанию:

  • учебные:  формировать умение решения задач на встречное движение и движение в одну сторону,
  • развивающие: формирование умения сравнивать, анализировать, осмысливать текст задачи; формирование умения вести диалог, высказывать свои мысли, строить логическую цепочку рассуждений;
  • воспитательные: расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы: сотрудничество, общение, взаимовыручка, товарищество;побуждение учеников к самоанализу своей деятельности;

Планируемые результаты:

  • личностные: повышение потребности у учащихся быть активными участниками образовательного процесса;
  • метапредметные: формирования умения оценивать свою деятельность (успех, неуспех, ошибки, принятие мнения одноклассников) высказывать свои суждения, предложения, аргументы;  формирование способности быстро переключаться, корректировать свою деятельность в ходе урока; использовать изученный материал для решения задач в курсе физики
  • предметные: понимать термины «скорость сближения» и «скорость удаления»; проводить классификацию задач по виду движения (в одном направлении, в разных направлениях); научиться составить схему по тексту задачи, решать простейшие задачи на движение в одном направлении и в разных направлениях; имеет возможность научиться выбирать более рациональный способ решения задач.

Методы:

По источникам знаний: практические, наглядные;

По степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа;

Относительно дидактических задач: формирование умений;

Относительно характера познавательной деятельности: проблемный, частично-поисковый.

Место проведения: учебный кабинет

Оборудование: компоненты УМК «Сферы. Математика. 5-6», мультимедиа проектор, компьютер, ИД, рабочие тетради учащихся.
 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме: «Задачи на движение»»

Урок-объяснение.

Тема урока: «Задачи на движение»


Класс: 5

Тема раздела№3 «Действия с натуральными числами»


Цели урока по содержанию:

  • учебные: формировать умение решения задач на встречное движение и движение в одну сторону,

  • развивающие: формирование умения сравнивать, анализировать, осмысливать текст задачи; формирование умения вести диалог, высказывать свои мысли, строить логическую цепочку рассуждений;

  • воспитательные: расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы: сотрудничество, общение, взаимовыручка, товарищество;

побуждение учеников к самоанализу своей деятельности;


Планируемые результаты:

  • личностные: повышение потребности у учащихся быть активными участниками образовательного процесса;

  • метапредметные: формирования умения оценивать свою деятельность (успех, неуспех, ошибки, принятие мнения одноклассников) высказывать свои суждения, предложения, аргументы; формирование способности быстро переключаться, корректировать свою деятельность в ходе урока; использовать изученный материал для решения задач в курсе физики

  • предметные: понимать термины «скорость сближения» и «скорость удаления»; проводить классификацию задач по виду движения (в одном направлении, в разных направлениях); научиться составить схему по тексту задачи, решать простейшие задачи на движение в одном направлении и в разных направлениях; имеет возможность научиться выбирать более рациональный способ решения задач.

Методы: По источникам знаний: практические, наглядные; По степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа; Относительно дидактических задач: формирование умений; Относительно характера познавательной деятельности: проблемный, частично-поисковый. Место проведения: учебный кабинет Оборудование: компоненты УМК «Сферы. Математика. 5-6», мультимедиа проектор, компьютер, ИД, рабочие тетради учащихся.




















Технологическая карта урока математики 5 класс по теме «Задачи на движение»


Урок «открытия» нового знания

Этапы урока

Задачи этапа

Визуальный ряд

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

Создать благоприятный психологический настрой на работу. Настроить учащихся к изучению новой темы.


В самом начале урока разминка в виде игры для ввода учащихся мыслительную деятельностьность


В начале урока учащимся предлагается логическая задача.

Вася и Коля живут в одном доме в одном подъезде. Вася живет на 5 этаже , а Коля на 1 этаже. Мальчики решили пойти гулять и побежали друг к другу. Встретились они на 4 этаже. Во сколько раз скорость одного мальчика больше скорости другого?

Ребята, о чем эта задача? К какому типу задач ее можно отнести?

  • Это задача на движение.

Сегодня на уроке мы с вами будем рассматривать задачи на движение. Запишите в тетрадях тему урока.

ЗАДАЧИ НА

ДВИЖЕНИЕ.

Настрой на работу.



Учащиеся решают ее, предлагают свои идеи, аргументируют. Учитель и учащиеся отрицают (приводят контрпример) или подтверждают решение.


Личностные: самоопределение;

Регулятивные: целеполагание;

Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникам

Актуализация знаний

Актуализация опорных знаний и способов действий.















Среди всех задач, с которыми вы сталкиваетесь нередко бывают задачи на движение. В них движутся пешеходы, велосипедисты, мотоциклисты, автомобили, самолеты, поезда и т.д. Вы с задачами на движение еще будете сталкиваться и в жизни и на уроках физики. На какие вопросы вы хотели бы найти ответ сегодня на уроке, чему научиться?

- виды задач на движение

- что общего у них и в чем различие

- способы решения

Какова цель нашего урока?

(Познакомиться с различными видами задач на движение, уметь находить общее и различие, познакомиться со способами решения этих задач)

Вспомните, связь между какими величинами существует при решении задач на движение?

- скорость, время, расстояние.

Как найти скорость (время, расстояние), если известны другие величины?

- S=V·t, V=S:t, t=S:V

Работа с тренажером в парах сменного состава (см. Приложение 2)

Решение задач №1-№3:

Задача №1. Скорость движения пешехода 6 км/ч. Какое расстояние он пройдет за 3 часа?

Задача №2. Расстояние между населенными пунктами 36 км. Скорость движения пешехода 12км\ч. За какое время он пройдет это расстояние?

Задача №3. Расстояние между населенными пунктами 24 км. Пешеход прошел его за 3 часа. Какова скорость пешехода?

воспроизвели и зафиксировали знания, формулировка вопросов, на которые должны дать ответ в ходе изучения темы;


активизировали соответствующие мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия и т.д.) и познавательные процессы (внимание, память и т.д.);


актуализировали норму пробного учебного действия
(«знаю» - «хочу узнать» - «узнал»);










Повторили пройденный материал, необходимый для успешного освоения темы;



Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Актуализация мыслительных операций, необходимых для решения задач урока.

Фиксация затруднений

Осмысление зависимости результата деятельности от формы и методов ее организации.

































Ребята, какие виды движений вы знаете?

- движение в одном направлении и движение в разные стороны; (2 вида)

- движение из одного пункта и движение из разных пунктов (2 вида).

Как вы думаете, сколько всего видов задач на движения по прямой? Каки е?

- четыре (2х2), движение в одном направлении из одного пункта, движение в одном направлении из разных пунктов, движение в разные стороны из одного пункта и движение в разные стороны из разных пунктов.

Задача №4. Из одного пункта в противоположных направлениях вышли два пешехода. Скорость одного из них была 6км/ч, а другого – 4км/ч. Какое расстояние будет между ними через3 часа?

Задача №5. Из двух пунктов, расстояние между которыми 30 км, навстречу друг другу вышли два пешехода. Скорость одного из них была 6км/ч, а другого – 4км/ч. Через какое время они встретятся?

Задача №6. Из дома вышли одновременно и пошли в противоположных направлениях два пешехода. Скорость одного 100м/мин, а второго – 60м/мин. Какое расстояние будет между ними через 4 минуты?

Задача №7. Из дома вышли одновременно и пошли в одном направлении два пешехода. Скорость одного 100м/мин, а второго – 60м/мин. Какое расстояние будет между ними через 4 минуты?

Проблема

  1. Когда скорость сближения и удаления равна сумме скоростей участников движения?

  2. Когда разности скоростей?

  3. От чего это зависит?

попытались самостоятельно выполнить индивидуальное
задание на применение нового знания, запланированного для
изучения на данном уроке;

зафиксировали возникшее затруднение в выполнении пробного действия или его обосновании.











Ответы детей
1 способ 1) 6·3=18 (км)

2) 4·3=12 (км)

3) 18+12=30(км)

2 способ 1) 6+4=10 (км/ч) –скорость удаления?

2) 10∙3=30 (км)

Ответ. 30км


1)6+4=10(км/ч) скорость сближения

2) 30:10=3 (ч)

Ответ. через 3часа





1 способ

1) 60·4=240(м) - расстояние, которое пройдет 1 пешеход;

2)100·4=400 (м)- расстояние, которое пройдет 2 пешеход;

3) 400-240=160(м)- расстояние между пешеходами через 4 мин

2 способ

1) 100-60=40(м/мин) – скорость удаления второго пешехода от первого;

2)40·4=160 (м)- расстояние между пешеходами через 4 минуты

Ответ. 160 м.


Выбор наиболее эффектвных способов решения задач в зависимости от конкретных условий


Формулирование проблемы; анализ обьектов с целью выделения признака


Физкультурная минутка




Приложение 5 к СанПиН 2.4.2.2821-10

Рекомендуемый комплекс упражнений гимнастики глаз:

  1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно

  2. Крепко зажмурить глаза (Считать до 3, открыть их и посмотреть вдаль).

  3. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1-4, потом перенести взор вдаль на счет 1-6.

  4. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6.


Построение проекта выхода из затруднения

Выявление степени свободы в понимании и использовании понятий темы обобщения.


Групповая работа:

Ребята, сейчас вам предстоит побывать в роли исследователей. Вы должны порешать предложенные задачи и ответить на поставленные вопросы:

  1. Когда скорость сближения и удаления равна сумме скоростей участников движения?

  2. Когда разности скоростей?

  3. От чего это зависит?

Задача 1.

Антон и Иван отправились навстречу друг другу из двух пунктов, расстояние между которыми равно 72 км.

а) На какое расстояние они сблизятся за 1ч, 2ч?

б) Через сколько часов они встретятся?

4 + 20 = 24 (км/ч) – за 1 час – скорость сближения


24 * 2 = 48 (км) – будут через 2 часа


72 : 24 = 3 (ч) – они встретятся


Задача 2.

От места встречи Иван и Антон отправились одновременно в противоположных направлениях друг от друга. На какое расстояние они удалятся друг от друга за 1 ч, за 2 ч?

За каждый час расстояние между ними будет увеличиваться на


4 + 20 = 24 (км/ч) – скорость удаления

24 *2 = 48 (км) – расстояние через 2 часа.


Задача 3.

Антон и Иван отправились одновременно из двух пунктов, расстояние между которыми 72 км., движутся в одном направлении так, что Иван догоняет Антона.

На какое расстояние они сблизятся за 1 ч, 2 ч?

Расстояние каждый час будет уменьшаться на

20 – 4 = 16 (км/ч) – скорость сближения

16 * 2 = 32 (км) – расстояние через 2 часа

– Иван догонит Антона

Задача 4.

После того как Иван догнал Антона, они продолжали движение в одном направлении, так что Иван удаляется от Антона. На какое расстояние они удалятся друг от друга за 1 ч, за 2 ч, за 3 ч?

20 – 4 = 16 (км/ч) – скорость удаления

16 * 2 = 32 (км) – расстояние через 2 часа

16 * 3 = 48 (км) – расстояние через 3 часа


Рассматриваются идеи

решили (фронтально, в группах, в парах) несколько типовых заданий на новый способ действия;

при этом проговаривали вслух выполненные шаги и их обоснование - определения, алгоритмы, свойства и т.д



Ответы детей





Вывод: при движении в разных направлениях



































Вывод: при движении в одном направлении














Формирование навыков построения математических моделей и решения практических задач

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Моделирование, решение проблемы, построение логических цепей, анализ, умение структурировать знания


Первичное закрепление

Показать практическое применение теоретических знаний

через их применение в решении практических задач.







  1. Какие виды движения в задачах?

  2. Устно определить как вычислить скорость сближения?

Задача №8. Из дома и школы, расстояние между которыми 160м, вышли и одновременно пошли навстречу друг другу мальчик и девочка. Скорость мальчика 100м/мин, девочки – 60м/мин. Через сколько минут они встретятся?

Задача №9. Из дома и магазина, расстояние между которыми 160м, вышли и одновременно пошли в одном направлении мальчик и девочка. Скорость мальчика 100м/мин, девочки – 60м/мин, причем, мальчик догоняет девочку. Через сколько минут они встретятся

Решили несколько типовых заданий фронтально на новый способ действий;


При этом проговаривали вслух выполненные шаги – определения, алгоритмы решения

Выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению.


Самостоятельная работа с самопроверкой

Побуждение учащихся к самостоятельному анализу полученных знаний.

Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

самостоятельное выполнение учащимися
типовых
заданий на новый способ действия;

организовывается самопроверка учащимися своих решений по эталону;

1 вариант

№196

2 вариант

№197

Домашнее задание

пункт 13-читать, №198, 199


(для учащихся, допустивших ошибки, предоставляет возможность выявления причин ошибок и их исправления)

Самостоятельно выполняют типовые задания на новый способ действия

Выполняют самопроверку по эталону

Выявляют причины ошибок и их исправление

Уметь планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей;

уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; контроль, оценка


Рефлексия учебной деятельности

Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционал ьного состояния, мотивации, их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе


организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке;

учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия;

  1. Что называется скоростью сближения? Скоростью удаления?

1. Ребята, какие виды движений вы знаете?

- движение в одном направлении и движение в разные стороны; (2 вида)

- движение из одного пункта и движение из разных пунктов (2 вида).

2. Сколько всего видов задач на движения по прямой? Какие?


- Сегодня все работали хорошо.

- Оцените свое состояние на се-годняшнем уроке. Насколько комфортно вы себя чувствовали, работая в группе.

Все ли было вам понятно.

- Изобразите, в зависимости от вашей самооценки, в своих тет-радях один из вариантов «смай-лика».


Спасибо за урок.








Учащиеся осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Намечают перспективу последующей работы

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Регулятивные: планирование, контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению

Познавательные: умение структурировать знания:самостоятельное выделение познавательной цели

Личностные: смыслообразование; проведение самооценки учениками работы на уроке, на основе критерия успешности учебной деятельности.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по теме: «Задачи на движение»

Автор: Киченина Илона Евгеньевна

Дата: 08.12.2016

Номер свидетельства: 367528

Похожие файлы

object(ArrayObject)#867 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Конспект урока "Решение задач по теме «Фотоэффект»" "
    ["seo_title"] => string(56) "konspiekt-uroka-rieshieniie-zadach-po-tiemie-fotoeffiekt"
    ["file_id"] => string(6) "183801"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425931604"
  }
}
object(ArrayObject)#889 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "Конспект урока  тема: Задачи на движения. "
    ["seo_title"] => string(44) "konspiekt-uroka-tiema-zadachi-na-dvizhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "139823"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417798685"
  }
}
object(ArrayObject)#867 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Конспект на тему "Задачи на движение в противоположных направлениях""
    ["seo_title"] => string(77) "konspiekt-na-tiemu-zadachi-na-dvizhieniie-v-protivopolozhnykh-napravlieniiakh"
    ["file_id"] => string(6) "310208"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458976164"
  }
}
object(ArrayObject)#889 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "КОНСПЕКТ УРОКА ТЕМА: ВЕДЕНИЕ МЯЧА НА МЕСТЕ И В ДВИЖЕНИИ С ИЗМЕНЕНИЕМ НАПРАВЛЕНИЯ. "
    ["seo_title"] => string(95) "konspiekt-uroka-tiema-viedieniie-miacha-na-miestie-i-v-dvizhienii-s-izmienieniiem-napravlieniia"
    ["file_id"] => string(6) "149412"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420187182"
  }
}
object(ArrayObject)#867 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Конспект урока «Спринтерский бег» (5 класс) "
    ["seo_title"] => string(43) "konspiekt-uroka-sprintierskii-biegh-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "182522"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425547456"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1450 руб.
2070 руб.
1650 руб.
2350 руб.
1850 руб.
2640 руб.
1390 руб.
1980 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства