воспитывать стремление к непрерывному совершенствованию; воспитывать чувство прекрасного;
формировать отношения взаимной ответственности при совместной работе.
Тип урока: отработка умений и навыков, применение знаний при решении вероятностных задач.
Ход урока.
Организационный момент
Сообщение целей и задач урока
Проверка домашнего задания (Один человек выписывают на доске формулы вероятности равновозможных и противоположных событий, три человека записывают решение домашних задач №1 , №2 и №3.)
Проверка теоретического материала.
Р(А)=N(A)/N – формула вероятности наступления события А, где
Р(А) - вероятность наступления события А,
N(A) – число исходов, при которых наступает событие А,
N – общее количество исходов
Р(Ā)=1-Р(А) - формула вероятности наступления события, противоположного событию А
№1. В урне 15 белых и 25 черных шаров. Из урны наугад вынимают один шар. Какова вероятность того, что он будет белым?
Решение:
Р(А)=N(A)/N
N=15+25=40(шаров) – всего
N(A)=15(шаров) - белых
P(A)=15/40=3/8=0,375
Ответ: 0,375
№2. Решите задачу двумя способами.
Для лотереи отпечатали 500 билетов, из них 25 выигрышных. Какова вероятность вытянуть невыигрышный билет?
Решение:
1способ.
1)Р(А)=N(A)/N
2)N=500 (билетов) – всего
3)N(A)=500-25=475(билетов) - невыигрышных
4)P(A)=475/500=0,95- вероятность проигрыша
Ответ: 0,95
2способ.
1)Р(А)=1-Р(Ā)
2)N=500 (билетов) – всего
3)N(Ā)=25(билетов) - выигрышных
4)P(Ā)=25/500=0,05 – вероятность выигрыша
5)Р(А)=1-0,05=0,95 - вероятность проигрыша
Ответ: 0,95
№3. Мама дала маленькой девочке, не умеющей читать кубики с буквами «о», «к», «т» и предложила сложить из них какое-нибудь слово. Какова вероятность того, что у девочки случайным образом получится слово КОТ?
1)Р(А)=N(A)/N
2)N=3ǃ=6 (вариантов) – всего слов
3)N(A)=1(вариант) – если получится слово КОТ
4)P(A)=1/6- вероятность события
Ответ: 1/6
Исторические сведения.
Как наука, теория вероятностей зародилась в середине XVII века, в романтическое время королей и мушкетеров, прекрасных дам и благородных рыцарей. Вероятностные закономерности были впервые обнаружены в азартных играх, таких как карты и кости, когда начали применять в них количественные подсчеты и прогнозирование шансов на успех.
Другим толчком для развития теории вероятностей послужило страховое дело, а именно с конца XVII века на научной основе стало производится страхование от несчастных случаев и стихийных бедствий. В XVI-XVII веках во всех странах Западной Европы получило распространение страхование судов и страхование от пожаров. В XVII веке были созданы многочисленные страховые компании и лотереи в Италии, Фландрии, Нидерландах. Затем методы теории вероятностей стали широко применять в демографии, например, при ведении статистики рождения и смерти.
Первооткрывателями теории вероятностей считаются французские ученые Б. Паскаль и П. Ферма. Стала зарождаться новая наука, вырисовываться ее специфика и методология: определения, теоремы, методы. Также теория вероятностей связана с именами известных математиков: швейцарца Якоба Бернулли (1654-1705г. г.), француза П. С. Лапласа, англичанина А. Муавра (1667-1754г. г.) и другие. Вклад в развитие теории вероятностей внесли русские и советские ученые П. Л. Чебышев, А. А. Марков, А. М Ляпунов и многие другие.
5.Решение задач.
№4 Наугад выбирают трехзначное число. Какова вероятность, что оно окажется:
а) кратным 5; б) меньше 105?
а) Решение:
1)Р(А)=N(A)/N
2)N=999-99=900(чисел) – всего
3)N(A)= 9*10*2=180(чисел) – кратных 5
1 цифра- любая из 9 (кроме 0)
2 цифра- любая из 10
3 цифра- любая из 2 (5 или 0)
4)P(A)=180/900=1/5=0,2
Ответ: 0,2
б) Решение:
Р(А)=N(A)/N
N=999-99=900(чисел) – всего
N(A)=5(чисел) – меньше 105 (100, 101, 102, 103, 104)
P(A)=5/900=1/180
Ответ: 1/180
№5. Наудачу выбирают число от 1 до 70000. Какова вероятность того, что оно не делится на 10?
Решение:
1)Р(А)=1-Р(Ā)
2)N=70000 (чисел) – всего
3)N(Ā)=7000(чисел) – делятся на 10 (каждое десятое)
4)P(Ā)=7000/70000=0,1 – вероятность того, что выбранное число делится на 10
5)Р(А)=1-0,1=0,9 - вероятность того, что не делится на 10
Ответ: 0,9
Динамическая пауза.
№6. Какова вероятность того, что при трех бросаниях монеты:
а) получившееся четырехзначное число будет больше 5300;
б) получившееся число будет четным?
Решение:
1)Р(А)=N(A)/N
2)N=4*3*2*1=24(числа) – всего
1 цифра- любая из 4
2 цифра- любая из 3 оставшихся
3 цифра- любая из 2 оставшихся
4 цифра – оставшаяся одна
а)
3)N(A)= 1*1*2*1=2(числа) – больше 5300
1 цифра- только одна (цифра 5)
2 цифра- только одна (цифра 4)
3 цифра- любая из 2 (1 или 2)
4 цифра – оставшаяся одна
4)P(A)=2/24=1/12
Ответ: 1/12
б)
3)N(A)= 3*2*1*2=12(чисел) – четных
1 цифра- любая из 3 оставшихся
2 цифра- любая из 2 оставшихся
3 цифра- оставшаяся одна
4 цифра – любая из 2 (2 или 4)
4)P(A)=12/24=0,5
Ответ: 0,5
6. Домашнее задание.
№8. Петя забыл номер телефона Кати (семизначный) и поэтому стал набирать телефон наудачу с закрытыми глазами. Какова вероятность того, что он с первой же попытки дозвонится до Кати?
№9 В лототроне находятся шары с номерами от 1 до 100. Шары были тщательно перемешаны, после чего один шар выпал. Какова вероятность того, что:
а) выпавший номер окажется двузначным;
б) выпавший номер кратен 3;
в) выпавший номер не делится на 4;
г) выпавший номер не содержит цифру 5?
7. Подведение итогов урока.
Релаксация.
На уроке я работал активно/ пассивно.
Своей работой на уроке я доволен /не доволен.
Урок для меня показался коротким/ длинным.
Мое настроение стало лучше/ хуже.
Материал урока мне был понятен/ не понятен.
Содержание урока для меня интересно/ не интересно.
Закончить урок хочу словами Мориса Клайна:
«Музыка может возвышать или умиротворять душу,
Поэзия- пробуждать чувства,
Философия - удовлетворять потребности разума,
Интересное дело – совершенствовать материальную сторону жизни людей,
Математика - способна достичь всех этих целей»
Литература.
Алгебра 8 класс. Авторы: Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк и другие. Издательство «Просвещение», 2014
Алгебра 8 класс. Авторы: С.М. Никольский, М, К. Потапов и другие.
Издательство «Просвещение», 2013
Алгебра 8 класс. Авторы: А Г. Мордкович, Л.А. Александрова и другие.