Цель: расширить дошкольные представления детей о многоугольниках, сформировать представление о прямом угле, познакомить детей с многоугольником и его элементами (углы, вершины, стороны); всю работу провести на основе исследований и практической работы; развивать наглядно-образное и логическое мышление; воспитывать стремление к точности и аккуратности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по математике: "Многоугольники"»
Тема урока: Многоугольники.
Цель: расширить дошкольные представления детей о многоугольниках, сформировать представление о прямом угле, познакомить детей с многоугольником и его элементами (углы, вершины, стороны); всю работу провести на основе исследований и практической работы; развивать наглядно-образное и логическое мышление; воспитывать стремление к точности и аккуратности.
Ход урока:
I Организационный момент
II Сообщение темы и цели урока
- Сегодня, ребята, мы продолжаем необычное путешествие в страну Геометрию. В этот сказочный рейс нас повезет знакомый нам поезд. Билеты достанутся сегодня тем туристам, которые смогут быстро решить цепочку примеров.
+1 +1
+1 –1 +1
+1 –1 +1 +1 –1 –1
+1 +1 –1 –1 +2
+1 +1 –1 +2
II Повторение изученного о числах
- Работа с рядом чисел 1-5
а) счет в прямом направлении
б) счет в обратном направлении
в) Что происходит с числами, считая справа налево?
г) Что происходит с числами, считая слева направо?
д) назвать числа на 15, на 1
III Повторение изученного геометрического материала
- Итак, в дорогу, друзья-туристы. Но поезд не трогается с места. Попробуем узнать у начальника поезда Знайки, в чем дело. Он советует свернуть маршрутные листы и выполнить в них несколько заданий из повторения.
1. Выполняется задание в маршрутных листах
- Найдите на чертеже похожие линии.
- Обведите линии каждой группы одним цветом.
- Что знаете про прямую линию?
Задание успешно выполнено, и поезд трогается с мета.
2. Из первого вагона видна такая картина
- Что это такое?
- Что вы знаете об отрезке?
- Учитель ставит в середине (.)
- Сколько здесь отрезков?
Раз, два, три, четыре, пять.
Вышли точки погулять
Друг резинка выбегает
И одну из них стирает.
Что тут делать? Как тут быть?
Как названья раздарить?
Отрезок Луч
IV Практическая работа
- Выполнить модели отрезка и луча из палочек и пластилина
- Чем отличается отрезок от луча?
V Закрепление изученного материала
Выполняется задание в маршрутном листе.
- Обвести рамки чертежей, на которых отрезки начерчены верно
- Из 2 вагона видна картина
- Что нарисовано между двумя лучами?
VII Знакомство с новым материалом
- Ребята, а вы узнали, кто сегодня к нам на урок пришел. Конечно, это точка-мастерица рассказывать геометрические сказки. Вы помните, на чем остановились в последний раз? (Ножницы разрезали прямую на отрезок и несколько лучей). Хотите продолжение сказки?
- Значит, из прямой вот что получилось: мой отрезок, - сказала Точка, - и два луча. А прямой не стало. Ножницы, миленькие, сделайте, пожалуйста, прямую снова. Нет, сказали ножницы, здесь тебе поможет мой друг, Циркуль. Как это? – удивилась точка. – А вот давай посмотрим. Циркуль подтянул лучи друг другу и вот что получилось, соединил их концами. Да, - воскликнула точка, это не прямая. Здесь прямо не пройдешь, придется поворачивать.
- Что же это такое? Как называется?
- Это угол, - сказал Циркуль.
- Угол, угол – несколько раз повторила Точка.
Правило
Два луча исходящих из одной начальной точки, образуют угол
- Циркуль, а как называется то место, где соединяются лучи?
- Догадайся сама! Куда идет турист-скалолаз?
- На вершину, вверх. Это называется вершина. Развернем треугольник так, чтобы скалолаз поочередно двигался к каждой вершине.
- Сколько всего вершин у треугольника?
От вершины по лучу,
Словно с горки покачу.
Только луч теперь «она» -
Он зовется сторона.
- Сколько сторон треугольника, сколько углов?
VII Практическая работа
1) – Взять лист бумаги, дважды сложить пополам (уголком), сравнить путем наложения друг на друга.
Вывод: Все углы равны независимо от того, в каком направлении мы перегибали листы. Полученный угол называется прямым.
2) Углы на чертеже имеют имена
А
О
М К
- Слово угол в математике заменяют значком
3) Ребята, углы бывают разные.
- Найдите на чертеже прямой угол.
- Как он называется?
- Что вы можете сказать о двух других
-
-
- С помощью угольника находим прямые, острые и тупые углы.
VIII Практическая работа
- Определение прямых углов у четырехугольников: прямоугольника и квадрата.
- Что вы можете сказать об углах всех этих фигур?
IX Сказка. Полезный прямоугольник
- Прямоугольники бывают разные «толстые», «тонкие», «хмурые» и «веселые». Посмотрите вокруг! Каких только нет геометрических фигур! И все они полезные, играют важную роль в человеческой деятельности. Об этом и рассказывается в истории, которая произошла с прямоугольником и квадратом.
Полезный прямоугольник
Прямоугольник все время завидовал Квадрату.
- Я такой неуклюжий, – жаловался он. – Если поднимусь во весь рост, то стану длинным и узким. Вот таким. А если лягу на бок, то буду низким и толстым. Вот таким.
- А ты всегда останешься одинаковым, – продолжал он, обращаясь к квадрату. И стоя, и сидя, и лежа!
- Да уже, - с гордостью говорил важный квадрат. У меня все стороны равны. Не то, что у некоторых: то дылда-дылдой, то блин-блином.
И Квадрат переворачивался с боку на бок, но его рост и ширина от этого не менялись.
- Все эти фигуры многоугольники.
- Назови многоугольники с меньшим числом углов.
- Ты узнаешь их название? Это треугольники:
- Почему их так назвали?
- Какие названия дашь другим многоугольникам на рисунке? Почему?
Работа с учебником
3. Работа в маршрутном листе
2 . 2 . . 3 2 . . 3
. 4
1 . . 3 1 . . 4 1 .
5 .
- Дать названия многоугольникам
X Получение многоугольников
Жили-были два брата:
Треугольник с Квадратом.
Старший – квадратный
Добродушный, приятный.
Младший – треугольный,
Вечно недовольный.
Стал спрашивать Квадрат:
«Почему ты злишься, брат?»
Тот кричит ему: «Смотри,
Ты полней меня и шире,
У меня углов лишь три,
У тебя же их четыре».
Но Квадрат ответил: «Брат!
Я же старше, я – Квадрат!»
И сказал еще нежней:
«Неизвестно, кто нужней!»
Но настала ночь, и к брату,
Натыкаясь на столы,
Младший лезет воровато
Срезать старшему углы.
Уходя сказал: «Приятных
Я тебе желаю снов!»
Спать ложился ты квадратным,
А проснешься без углов!»
Но наутро младший брат
Страшной мести был не рад.
Поглядел он, нет Квадрата,
Онемел, стоял без слов…
Вот так месть! Теперь у брата
Восемь новеньких углов.
- Что у нас получилось?
- Сколько у фигуры углов? Сторон?
- Какое название дадите этой фигуре?
XI Знакомство с свойствами квадрата
- Поезд подошел к морю. Как вы думаете переправиться через него? Лодку построить занятие трудоемкое и отнимает много времени. Что будем строить? Плоты! А из чего узнаете, отгадав геометрическую загадку:
Он давно знакомый мой
Каждый угол в нем прямой.
Все четыре стороны одинаковой длины
Вам его представить рад:
А зовут его… квадрат
Квадрат в дорогу собирается
И брата он с собой зовет
Чтоб в путешествие отправиться
Давай с тобой построим плот!
- Возьмем 6 маленьких квадратов и сконструируем из них плоты.
- У всех плоты получились разные.
- Как вы думаете, на каком плоту поместятся больше всего туристов?
- Почему?
XII Обобщение
- Мы подошли к городу Геометрии. Вход зашифрован. Разгадав его и продолжив ряд чисел, мы узнаем код.
1 2 3
- Мы вошли в город Геометрию. Жители этого города рады вам и благодарят вас за дружбу и хорошие ответы. Они дарят вам транспортиры.