Просмотр содержимого документа
«Конспект урока: «Деление с остатком»»
Тема: «Деление с остатком».
Предмет: Математика.
Класс: 5 класс.
Цель урока: учить решать практические задачи.
Задачи:
- обучающие учить решать практические задачи;
- развивающие развивать логическое мышление, интерес к математическому творчеству и математические способности;
- воспитательные воспитывать устойчивый познавательный интерес к математике.
Планируемые результаты обучения:
-личностные: ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, проявлять инициативу и находчивость при решении задач, расширить представление о математической науке как сфере человеческой деятельности. -метапредметные: моделировать, видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в окружающей жизни; находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем; планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач, сотрудничать в группах и парах. -предметные: решать задачи с применением деления с остатком, округлять результат по недостатку или по избытку в зависимости от смысла задачи.
Тип урока: урок закрепления новых знаний с элементами проблемной деятельности
Формы работы учащихся фронтальная, индивидуальная, групповая, парами.
Доклад дежурного об отсутствующих. Приветствие учителя.
Долгожданный дан звонок
Начинается урок
Тут затеи и задачи
Игры, шутки, все для вас
Пожелаю вам удачи
За работу в добрый час.
Давайте улыбнемся друг другу и с хорошим настроением начнем наш урок. А девизом к нашему уроку могут стать слова французского писателя Анатоля Франца «Учиться можно только весело, чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом». Так давайте сегодня на уроке последуем совету писателя и будем активны, внимательны и будем поглощать знания с большим аппетитом.
2. Актуализация знаний.(3 мин.)
Происходит фронтальная работа учителя с классом.
Вопросы учителя
Предполагаемые ответы учеников
1.Приведите примеры деления, которое проводить нельзя.
Нельзя делить на ноль
2.Можно ли поделить 18 конфет между пятью друзьями?
Можно. Можно раздать по 3 конфеты каждому из друзей и три конфеты будут в остатке, их можно поделить на части.
3.Итак, какова тема урока? (слайд№1)
ДЕЛЕНИЕ С ОСТАТКОМ.
4.Как называются компоненты при делении с остатком?
Делимое, делитель, неполное частное, остаток.
5.Как найти делимое при делении с остатком?
Чтобы найти делимое при делении с остатком, необходимо делитель умножить на неполное частное и прибавить остаток.
6.Напишите формулу нахождения делимого при делении с остатком.
a= b*c+q
3.Проверка выполнения домашнего задания. (3 мин.)
а) (слайд№2) Проверить № 522
б)(слайд№3) Проверить № 530.
4.Устная фронтальная работа.(3 мин)
На доске расположена «ромашка», на лепестках которой указаны натуральные числа 38, 28, 62, 48, 26, 72, 58, 46.
Задание: Найдите сумму чисел при делении, которых на 6 остаток равен 2.
Ответ: 38+62+26=126
5. Основной этап занятия. Самостоятельная работа в парах.
Вопросы учителя
Предполагаемые ответы учеников
(слайд №4) Задача Пирожное стоит 34 рубля. Какое наибольшее количество пирожных можно купить на 265 рублей?
(слайд №5)Решение: 265:34= 7(ост.27)
Можно ли купить 8 пирожных? Почему?
Какой вопрос еще можно задать в задаче?
Нет, 8 пирожных купить нельзя, не хватит денег.
Сколько сдачи получит покупатель?
Обратите внимание, чтобы ответить на вопрос задачи, мы должны округлить результат с недостатком, потому что на восьмое пирожное денег не хватит. Остаток при делении показывает сколько сдачи получит покупатель.
Ответ: можно купить 7 пирожных и получить 27 рублей сдачи.
(слайд №6 )Задача: В автобусе 42 места. Сколько таких автобусов потребуется, чтобы перевести 360 учеников?
(слайд №7)Решение: 360:42 = 8(ост.24)
Хватит ли 8 автобусов для перевозки пассажиров? Почему?
Нет. 24 человека не поместятся
Ответ: потребуется 9 автобусов, иначе 24 человека не поместятся.
Обратите внимание, что в этой задаче, чтобы ответить на вопрос необходимо округлить с избытком, увеличивая неполное частное на единицу, потому что восьми автобусов не хватит для перевозки 360 пассажиров, остаток показывает сколько пассажиров не поместится, поэтому необходимо 9 автобусов.
6.Физкультминутка.(1 мин.)
А теперь всем детям встать,
Руки медленно поднять
Пальцы сжать, потом разжать
Руки вниз и так стоять
Отдохнули все немножко
И отправились в дорожку.
7. Закрепление знаний и способов действий.
Вопросы учителя
Предполагаемые ответы учеников
(слайд №8 )Задача: В вагоне 36 мест, по 4 места в каждом купе. Заполни таблицу:
Номер купе
Номер места
18
21
27
32
Как найти в каком купе место №18
Надо 18:4 =4(ост.2) Это значит, что четыре купе полностью заполнены, а места 17, 18, 19, 20 в пятом купе
Выполнить задание самостоятельно.
(слайд №9)
Номер купе
5
6
7
8
Номер места
18
21
27
32
(слайд №10) В каком купе находится место № 14? Какие еще места находятся в этом купе?
(слайд №11)Решение: 14:4=3(ост.2)
Ответ: место № 14 находится в четвертом купе.
8. Дифференцированная самостоятельная работа. (учащиеся получают оценку за выполнение этой работы)
Учащиеся распределены на три группы.
1 группа. (слабые учащиеся) получают карточки с заданиями на деление с остатком.
Выполните деление с остатком:
а) 394:24
б) 2456:47
в) 7521:28
г) 12376:206
2 группа. (средние учащиеся) получают задание на решение практических задач, где необходимо округлить результат с недостатком или с избытком.
1) Теплоход рассчитан на 850 пассажиров и 25 членов команды. Одна спасательная шлюпка может вместить 80 человек. Сколько спасательных шлюпок должно быть на теплоходе, чтобы в случае необходимости в них можно было разместить всех пассажиров и членов команды.
2) Шоколадка стоит 32 рубля. Какое наибольшее количество шоколадок может купить Марина на 300 рублей и сколько денег она получит сдачи?
3) В моем доме 252 квартиры, в каждом подъезде 36 квартир. Я живу в квартире № 186. В каком подъезде я живу?
3 группа (сильные учащиеся) получают творческое задание.
Творческое задание:
1)Придумать и решить задачу, в которой необходимо округление по недостатку.
2)Придумать и решить задачу, в которой необходимо округление с избытком.
После того, как учащиеся сдадут работы, проверить самостоятельные работы у 2 группы, прокомментировать решение задач.
(слайд №12)
1) Теплоход рассчитан на 850 пассажиров и 25 членов команды. Одна шлюпка может вместить 80 человек. Сколько спасательных шлюпок должно быть на теплоходе, чтобы в случае необходимости в них можно было разместить всех пассажиров и членов команды?
Решение: 1)850+25=875
2)875:80=10 (ост.75)
Ответ: необходимо 11 шлюпок
(слайд №13)
2) Шоколадка стоит 32 рубля. Какое наибольшее количество шоколадок может купить Марина на 300 рублей и сколько денег она получит сдачи?
Решение: 300:32=9(ост.12)
Ответ: марина может купить 9 шоколадок и получит сдачи 12 рублей.
(слайд №14)
3)В моем доме 252 квартиры, в каждом подъезде 36 квартир. Я живу в квартире №186. В каком подъезде я живу?
Решение: 186:36=5(ост 6)
Ответ: я живу в 6 подъезде.
9. Рефлексия. Подведем итоги.
(слайд №15)
Ответьте на вопросы:
1. Чему ты научился на уроке?
2.Доволен ли ты своей работой на уроке
(слайд №16)
10. Домашняя работа
(слайд №17)
Домашнее задание:
№527
№528
№529
Творческое задание: (по желанию на дополнительную оценку)
Составить условие задачи, в которой необходимо округление по недостатку и округление по избытку и решить ее.
Карточки с индивидуальными заданиями.
1 группа:
Выполните деление с остатком:
а) 394:24
б) 2456:47
в) 7521:28
г) 12376:206
2 группа:
1) Теплоход рассчитан на 850 пассажиров и 25 членов команды. Одна спасательная шлюпка может вместить 80 человек. Сколько спасательных шлюпок должно быть на теплоходе, чтобы в случае необходимости в них можно было разместить всех пассажиров и членов команды.
2) Шоколадка стоит 32 рубля. Какое наибольшее количество шоколадок может купить Марина на 300 рублей и сколько денег она получит сдачи?
3) В моем доме 252 квартиры, в каждом подъезде 36 квартир. Я живу в квартире № 186. В каком подъезде я живу?
3 группа:
Творческое задание:
1) Придумать задачу, в которой необходимо округление по недостатку.
2) Придумать задачу, в которой необходимо округление с избытком.