I. Актуализация знаний (вспоминаем то, что важно для урока). | Здравствуйте, садитесь! Начнем наш урок математики. Открываем тетради, записываем сегодняшнюю дату. 1. Организационный момент. 2. Проверка домашнего задания. Задание № 6, с. 63. Ответ: Ахиллес. Задание № 8, с. 63 Ответ: Денис и Костик сказали правду. Мишка солгал. Победитель Костик. 3. Индивидуальная работа. Изученные случаи сложения и вычитания, умножения и деления. 1. Найди значения выражений. (на доске) 50 : 2=25 96 : 8=12 84 : 6=14 87 : 3= 29 48 : 3= 16 52 : 4=13 2. Реши задачи. а). Каждому ученику нужны 2 тетради. Скольким ученикам хватит 24 тетради? б). В класс принесли 4 пачки книг по 15 книг в каждой. Сколько книг принесли в класс? в). В четырёх коробках по 12 карандашей. Сколько потребуется коробок, чтобы положить все эти карандаши по 8 штук в каждую коробку? 3 2 2 4 4. Работа в группах. Сначала выслушайте задание. «Весёлые примеры». Перед вами задания. Вам необходимо решить примеры и найти ответы на доске. На листочке записывайте ответы. После чего будем проверять. 1 группа: Число ног у паука умножить на количество пальцев на руке у человека. (8 • 5 = 40) Бабушке 54 года, а внук в 9 раз младше. Сколько лет внуку? (54 : 9 = 6) 2 группа: Любимую оценку ученика умножить на самое маленькое двузначное число. (5 • 10 = 50) Тетрадь стоит 23 рубля. Сколько будут стоить 2 таких тетради? (23 • 2 = 46) Продолжительность урока уменьшить в число дней недели без выходных. (40 : 5 = 8) 3 группа: (50 : 10 = 5) А теперь найдите ваши ответы на доске. Молодцы с заданием справились. Выполняя это задание, к какому арифметическому действию мы сегодня всего склонялись? (Деление) На доске: 10/5=2 9/3=3 17/2=8(ост.1) Какое выражение является лишним? Почему? Давайте докажем? (в примере 17/2 нет такого числа, при умножении которого на делитель можно получить делимое) Итак, как вы думаете какая тема урока? (Деление с остатком) Как разделить число с остатком? (найти ближайшее наибольшее число, которое разделится без остатка) А как можно решать примеры на деление с остатком, не выполняя рисунки каждый раз? Как вы думаете, что нам поможет? (Алгоритм решение примеров) Карточки с алгоритмом раздыны детям. Читают алгоритм действия деления с остатком. | Познавательные УУД Развиваем умения: 1- ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. 2. - отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. 3 - добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). 4 - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать математические факты и объекты. 5 - делать выводы на основе обобщения умозаключений. 6 - преобразовывать информацию из одной формы в другую: - представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы. 7. – переходить от условно-схематических моделей к тексту. |
II. Постановка проблемы (знакомимся с основным вопросом урока). | 3 2 2 4 Работа в учебнике. Задание № 1, с. 64 - Прочитайте задание. Что нужно сделать? -Подумайте, что могут обозначать числа под выражениями? (Это остатки от деления? Что необходимо помнить при делении с остатком? (алгоритм) -Как проверить правильность выполнения деления с остатком? 21/5 22/5 23/5 24/5 25/5 26/5 и т.д. 1 2 3 4 0 1 Задание №2, с. 64 19/3= 6 (ост. 1) Найдем самое большое число, которое без остатка делится на 3. Какое это число «21» Найдем частное: 18/3=6 Найдем остаток: 19-18=1 19/3=6 (ост.1) Сделаем проверку -сравним остаток с делителем: 1 меньше 3 -найдем обратным действием делимое: 3*6=18, остаток 1, 18+1=19. Делили число 19 и в результате проверки получили 19. 19/4=4 (ост.3) Остаток 3 меньше 4. Проверка: 4*4+3=19 19/5=3 (ост.4) Остаток 4 меньше 5. Проверка: 3*5+4= 19. Задание 3, с.64 Как найти делимое, если известны делитель, частное и остаток? 22/5=4 (ост.2) 19/3=6 (ост.1) 19/6=2 (ост.7) Чтобы найти делимое, нужно частное умножить на делитель и к полученному результату прибавить остаток. Задание 4, с.64 6/9=0(ост.6) 12/24=0(ост.12) 15/45=0(ост.15) | Регулятивные УУД: Развиваем умения: 1 – самостоятельно формули-ровать цели урока после предварительного обсуждения; 2 – совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; 3 – составлять план решения отдельной учебной задачи совместно с классом; |
III. Открытие нового (узнаём новое). | 3 2 2 4 1. Задание № 5, с. 64. Цель работы: – анализ случаев деления с остатком, когда делимое меньше делителя. - Обсудите в парах и подготовьте ответы на вопросы задания. - Проверьте ответы выражений. - Как при этом надо рассуждать? (Истинные высказывания ищем через алгоритм проверки деления с остатком, введённый на прошлом уроке. Истинными оказываются первое и третье высказывания. У всех этих высказываний в частном получается 0, а остаток равен делимому). - Какие высказывания истинные? ( 6/9=0(ост.6), 15/45=0(ост.15) - Почему в частном этих выражений получился 0? Чему равен остаток? - Сравните своё рассуждение с авторским. (Работа с правилом в рамочке). | 4 – работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью класса; 5 – в диалоге с учителем и другими учащимися учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. Коммуникативные УУД Развиваем умения: 1.- доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи (выражение решения учебной задачи в общепринятых формах) с учётом своих учебных речевых ситуаций; |
V. Тренинг. | 1. Самостоятельная работа. Задание № 8 (1-2 столбики по вариантам). 6 4 5 2. Решение задач. Задача № 7а. - Прочитайте задачу. - Какие данные вы нашли в условии? - Найдите объяснение этих данных. (7 школ - в Чикаго; 5 школ - в Нью-Йорке; всего 48 встреч 4 школы - в Бостоне; - Какой вопрос задачи? - Как смоделировать условие и вопрос задачи? (Краткая запись или схема). - Решите задачу. 1. 7+5+4=16(школ) –всего. 2. 48/16=3 (вст.)- в 1 школе. 3. 3*7=21 (встр.)- в Чикаго. 4. 3*5=15 (встр.)- в Нью-Йорке. 5. 3*4=12 (встр.) – в Бостоне. Проверка решения по алгоритму самооценки. Вопросы к ученикам, выполнявшим работу: – Что вам нужно было сделать в задании? – Удалось ли правильно решить поставленные задачи? – Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты? – Вы решили всё сами или с чьей-то помощью? -- Какого уровня сложности было задание? -- Оцените свою работу. - Есть ли у ребят какие-либо дополнения, замечания? Согласны ли вы с такой самооценкой? | 3 – слушать других, пытаться принимать другую точку зре-ния, быть готовым изменить свою точку зрения; 4 – читать про себя тексты учебников и при этом: ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя; отделять новое от известного; выделять главное; составлять план; 5 – договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). ТОУУ Личностные результаты: 1 – придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе над учебной задачей; 2. – в созданных совместно с педагогом на уроке ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как себя вести. |