№ этапа | Цель | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Время |
I. Организационный момент. | Настроить обучащихся на продуктивную деятельность. | Я рада вас видеть! Здравствуйте ребята! Посмотрите, всё ль в порядке. Книжка, ручки и тетрадки? Прозвенел сейчас звонок. Начинается урок! Сегодня у нас с вами не простой урок, а урок путешествие. Путешествовать мы будем в «волшебное сказочное царство смешанных чисел». Эпиграфом нашего урока будут слова великого древнегреческого математика Пифагора: «Числа правят миром». Ваша задача: показать знания по нашей теме и быстрее добраться до царства. В путешествии мы должны выявить лидеров – самых активных членов класса. Мы должны быть предельно внимательны и дисциплинированы. | Приветствуют учителя. Ответ дежурного об отсутствующих. | 3 мин. |
II. Устный счет. | Вовлечь и заинтересовать обучающихся примерами на быстрое вычисление. | 5 класс к путешествию готов? Однако прямо сейчас отправиться в путешествие мы не можем. Любое путешествие требует подготовки, нужно собрать багаж. Что для нас будет багажом? Давайте проверим всё ли необходимое в порядке? Показывать учащимся карточки с примерами: 49+36= 72+17= 88+22= 75+19= 36-28= 94-32= 86-39= 64-18= 146-39= 377-42= 112+17= 210+90= |
(Необходимые знания.)
Решают устно. 85 89 110 94 8 62 47 46 107 335 129 300 | 3 мин. |
Историческая справка: А знаете ли вы, что название «числитель» и «знаменатель» ввел в употребление греческий ученый – математик, монах Максим Плануд. (портрет на доске) Долгое время дроби считались самым трудным разделом математики. У немцев даже сложилась поговорка «попасть в дроби», что означает попасть в трудное положение. И сегодня мы на уроке докажем, что дроби не смогут нас поставить в трудное положение. | Слушают внимательно. | 2 мин. |
III. Актуализация опорных знаний учащихся. Формулирование темы и цели урока. | Способствовать развитию сообразительности, внимательности, активности. | Ребята, за нашим путешествием следят гости, будьте внимательны, не сбейтесь с курса. Всем членам путешествия приступить к операции по проверке «Блока памяти». Для этого вам потребуется ответить на вопросы. Фронтальный опрос: Какая дробь называется правильной. Приведите пример. Какая дробь называется неправильной? Приведите примеры. Как сравнивают дроби с одинаковыми знаменателями? Пример. Какое число называют смешанным? Пример Как выделить целую часть из неправильной дроби? Пример Как перевести смешанное число в неправильную дробь? Пример Как сложить 2 дроби с одинаковыми знаменателями? Пример Как складывают и вычитают смешанные числа? Примеры | Устно отвечают и приводят примеры. | 3 мин. |
Ребята, откройте свои тетради и запишите число и тему нашего путешествия. | Записывают в тетрадях «Сложение и вычитание смешанных чисел». | 2 мин. |
Ребята, давайте распределим эти дроби: на доске запись Данные дроби распределите так: правильные дроби неправильные дроби
смешанные числа Проверяем: читаем вслух. | По «цепочке» у доски распределяют числа по категориям.
| 4 мин. |
IV. Работа в парах. | Способствовать развитию умения работать в паре, делиться своими знаниями с соседом по парте. | Внимание!!! Мы приближаемся к границе неизведанного леса, а над ним кружит баба - яга. Ребята, будьте внимательны. На доске: висит баба-яга. Ребята, вам письмо. Давайте прочитаем его скорее. ПИСЬМО: «Стойте 5 класс!!! Я хитрая и страшная баба-яга. Никто не может пролезть через мои владения. Разгадаете пословицу, пропущу вас дальше, а если нет то съем!» Без паники, ребята!!! Приготовимся к отражению атаки бабы-яги. Задание №1. Учащихся разбивают на пары и раздают по три карточки. В каждой карточке решая примеры, каждым ответам соответствуют буквы, в итоге получается и составляется слово. Соединив все слова вместе, мы должны получить пословицу, которая и раскрывает смысл нашего урока. Карточка №1 1) 2) 3) 4) 5) 6) Карточка №3 1) 2) 3) 4) 5) 6) 7) Подводим итоги и проставляем в оценочный лист баллы. (5 баллов) | Внимательно слушают и приступают работать в парах по трем карточкам. Карточка №2 1) 2) 3) 4) 5) 6) 7) 8) 9) 10) Пословица: «Знания собираются по капле». | 5 мин. |
V. Практические задания. Решение задачи. | Содействовать развитию практических умений и навыков. | Мы успешно преодолели препятствия от бабы-яги, а впереди новые трудности. Нам нужно пройти через горы, в пещере которой живет злой дракон. Дракон приготовил нам новые испытания. Нам нужно решить задачу, и если правильно решим то пройдем дальше. Код правильного ответа у дракона под хвостом. Задание №2. Задача №1. (Письменно) В первый день турист прошёл 8км, а во второй день – на 2км меньше. Сколько километров прошёл турист за два дня? И это правильный ответ! Ход свободен! Продолжаем путешествие! Дополнительно. Задача №2. Ширина прямоугольника 7дм, длина на 1дм больше ширины. Найдите периметр прямоугольника. | У доски решает 1 ученик. (км) Ответ: километров. Ответ: дециметров. | 6 мин. |
VI. Физминутка. (физическая минутка) | Соблюдение здоровье сберегающей технологии. | Потрудились - отдохнём, Встанем, глубоко вздохнём. Руки в стороны, вперёд, Влево, вправо поворот. Три наклона, прямо встать. Руки вниз и вверх поднять. Руки плавно опустили, Всем улыбки подарили. | Выполняют упражнения, повторяя за учителем. | 3 мин. |
VII. Практические задания. Решение уравнений. | Содействовать развитию практических умений и навыков. | Итак, ребята, нам осталось преодолеть последние трудности. У большой и глубокой реки на пути к царству нас ждет водяное чудовище -огненный змей-динозавр. Мы сможем пройти через мост по реке только в том случае, если справимся с его заданием. Открываем конверт. Решить уравнения. Задание № 3 Проверяем вместе и выставляем баллы в оценочный лист. | Решают у доски (2 учащихся). С обратной стороны доски. | 4 мин. |
VIII. Самостоятельная работа. Тест. | Способствовать развитию умения самостоятельно решать задания без помощи учителя и одноклассников. | Итак, мы на пороге к сказочному царству смешанных чисел. Но здесь оказывается, закрыт вход. Чтобы войти в царство, стать его жителями и подружиться со смешанными числами, нужно выполнить ещё одно задание. Задание №4: тест. Вариант 1 1. Выполните вычитание: а) ; б) ; в) ; г) 4; 2. Выполните сложение: а) ; б) 8; в) ; г) ; 3. Решите уравнение: а) ; б) ; в) ; г) Вариант 2 1. Выполните вычитание: а) ; б) ; в) ; г) ; 2. Выполните сложение: а) ; б) 8; в) 8; г) ; 3. Решите уравнение: а) ; б) ; в) ; г) Поздравляю Вас!!! Вы прибыли в царство смешанных чисел. | Самостоятельно решают на скорость и правильность.
Проверка тестов: 1 вариант: б, а, г. 2 вариант: б, а, г. | 7 мин. |
IX. Индивидуальная работа. (дополнительно) | Содействовать умению применять изученные правила в решении примеров. | Задание №5. «Торопись, да не ошибись». Вариант 1. Выполните действия: 1) = 2) = 3) = 4) = 5) 7 - = | Решают самостоятельно и делают взаимопроверку. Вариант 2. Выполните действия: 1) = 2) = 3) = 4) = 5) = | Резерв |
X. Итог урока. | Организовать завершение урока с подробным объяснением домашнего задания и комментированием оценок. | Рефлексия: УРОК СЕГОДНЯ ЗАВЕРШЕН НО КАЖДЫЙ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ: ПОЗНАНИЕ, УПОРСТВО, ТРУД К УСПЕХУ В ЖИЗНИ ПРИВЕДУТ! 1). Ребята, что Вам понравилось на уроке? 2). Что показалось трудным? 3). Что нового узнали на уроке? Постановка домашнего задания: №1040 страница 34 . Объявление оценок с комментариями. Выставление оценок в дневники. Урок окончен ребята! СПАСИБО ЗА РАБОТУ НА УРОКЕ!!! До свидания! | Лист самоконтроля: № задания | Количество баллов | 1 | | 2 | | 3 | | 4 | | 5 | | Итого баллов: | | Оценка: | | Учащиеся выставляют свою оценку за урок. Отвечают на вопросы учителя. Записывают в дневники домашнее задание. | 3 мин. |