6. К графику функции у = f(x) в точке абсциссой х0 = -3 проведена касательная. Определите коэффициент касательной, если на рис. изображен график производной данной функции.
4 2)0 3) 3 4) 1
На рис. изображен график производной некоторой функции. Укажите интервал, на котором функция убывает.
(-3; 0] 2) (-2;2) 3) (; 0] 4) [0;)
Функция у = f(x) определена на промежутке [-7;7]. На рисунке изображен график ее производной. Найдите точку х0, в которой функция у = f(x) принимает наименьшее значение.
2 2) 0 3) -4 4) 7
Функция у = f(x) задана своим графиком. Укажите, в какой точке графика касательная к нему параллельна оси абсцисс.
(-3;-2) 2) (4;-2) 3) (3;1) 4)(-1;-3)
Пример 2.
По графику функции у = f(x) , изображенному на рисунке, построить эскиз графика её производной.
№898.
По графику производной, изображенному на рисунке, построить график функции.
№899
4 человека выполняют задание на доске, остальные самостоятельно оформляют решение в тетрадях. Выполнение задания проверяют самостоятельно, сравнивая свои графики с графиками, выполненными на доске.
3) Теоретическая разминка.
Ученики задают друг другу вопросы по теории.
Примерные вопросы:
Определение возрастающей, убывающей, монотонной функции.
Определение точек максимума, минимума.
Определение точек экстремума.
Сформулировать алгоритм исследования функции на монотонность и экстремумы
Сформулировать достаточные условия экстремума и другие вопросы по данной теме.
II. Самостоятельная работа.
Исследовать функцию и построить ее график .
Каждый ученик исследует функцию, заданную графиком
I. у = х5 – 5х II. у =5 х3 –3 х5
Поместить правильные ответы на крыльях доски или демонстрируя через кодоскоп.
Ученики консультанты, чьи работы были проверены учениками, проверяют самостоятельную работу.
Ш. Работа над ошибками.
«Найдем ошибки!»
Предлагаются для обсуждения вопросы, которые содержат часто встречающиеся.
Определяя точки минимума функции, учащийся нашел, при каких значениях аргумента значения функции равны 0. Затем из этих значений он выбрал те, проходя через которые функция меняет знак с « - » на « + », эти точки ,он назвал точками минимума. Прав ли он?
Определяя точки минимума функции, учащийся нашел те значения аргумента, при которых обращается в 0. Эти точки он назвал точками минимума. Прав ли он?
График производной. Определяя точки минимума, ученик указал точку х = 2. Прав ли он? у
0 2 х
График производной. Определяя точки минимума, ученик указал точки х =-4, х = 1, х = 3. Прав ли он?
График производной. Определяя точки минимума, ученик указал точку х = - 2. Прав ли он?
IV Проверка домашнего задания.
Предложить учащимся проиллюстрировать характерные свойства функций с помощью пословиц. Пословицы – это отражение устойчивых закономерностей, выверенных многовековым опытом народа.
« Графики функций – пословицы».
Примеры.
Повторение – мать учения.
Любишь с горки кататься, люби и саночки возить.
Как аукнется, так и откликнется.
V Домашнее задание.
(С1): 1) Найти точки минимума функции у = х3 – 2х()2 – 11х
(С1): 2) Найти стационарные точки функции
(С1): 3) Найти точки максимума функции.
Составить кроссворд по теме: « Геометрический и физический смысл производной » или рекламный ролик по теме « Вычисление производных ».
Учебно-методическое обеспечение:
1. А. Г. Мордкович. Алгебра и начала анализа. Часть 1. Учебник.
2. А.Г.Мордкович и Пр. Алгебра и начала анализа. Часть 2. Задачник.
3 . Л. А. Александрова. Алгебра и начала анализа. Самостоятельные работы/Под ред. А. Г. Мордковича.
4. Л. О. Денищева, Т. А. Корешкова. Алгебра и начала анализа. Тематические тесты и зачеты/Под ред. А. Г. Мордковича.
5. А. Г. Мордкович. Алгебра и начала анализа. Методическое пособие для учителя.
Тематические тесты. Математика. ЕГЭ-2009. Часть I(A1 – A10, B1 – B3) / Под редакцией Ф.Ф. Лысенко. – Ростов- на – Дону: Легион,2009. 256с. ( Серия «Готовимся к ЕГЭ»).
Тематические тесты. Математика. ЕГЭ-2009. Часть II (B4 – B8, C1 – C2/ Под редакцией Ф.Ф. Лысенко. – Ростов- на – Дону: Легион,2009. 256с. ( Серия «Готовимся к ЕГЭ»).
Математика. 5-11 классы: игровые технологии на уроках \ авт.- сост. Н.В. Барышникова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 154с.
Алгебра и начала анализа в 10 классе по теме « Применение производной к исследованию функций ».
Воробьева Ольга Алексеевна, учитель математики, МОУ лицей №6, город Бердск Новосибирской области.
Урок обобщения и систематизации знаний. Включает материал по подготовке тренировке к ЕГЭ, закрепляет навыки чтения, графиков и исследовании функции с помощью производной.