Урок алгебры в 9 классе
Квадратичная функция. Квадратный трёхчлен
Автор: Акинфиева Татьяна Петровна, учитель математики
Образовательное учреждение:
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
Увальская средняя общеобразовательная школа
Предмет: математика
Класс: 9 класс.
Авторы учебника:
Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова; под редакцией С.А. Теляковского. – М.: Просвещение, 2013.
Тема урока: Квадратичная функция. Квадратный трёхчлен
Тип урока: обобщение знаний.
Цели урока:
обобщение и систематизация знаний, умений и навыков учащихся в построении графиков квадратичной функции, умении применять её свойства, разложении квадратного трёхчлена на множители;
формирование навыков самоконтроля, чувства красоты и гармонии чертежа;
развитие исследовательской и познавательной деятельности, самостоятельности и творческой активности, пространственного воображения и логического мышления.
Оборудование:
Мулимедийная презентация урока, карточки – задания для самостоятельной работы, чертёжные инструменты, листы самоконтроля.
План урока
Организационный момент.
Математический диктант.
Тренировочные упражнения.
Самостоятельная работа.
Итог урока.
Домашнее задание.
I. Организационный момент.
Сегодня на уроке мы повторим алгоритмы разложения квадратного трёхчлена на множители, построения графика квадратичной функции, её свойства и продолжим формирование умений применять эти свойства при выполнении практических заданий.
II. Математический диктант.
Определите координаты вершины параболы
2. Составьте уравнение оси симметрии параболы
3. Назовите промежутки, в которых
y 0, y
4. Назовите промежуток возрастания функции
5. Укажите координаты вершины параболы, заданной формулой y = (x + 2)2 - 1
А. (-2; -1) Б. (-2; 1) В. (2; -1) Г. (2; 1).
6. По графику функции y = f (x) определите, какое из утверждений верно:
А. При х = -1 функция принимает наименьшее значение;
Б. Функция убывает на промежутке [5;+∞);
В. Функция принимает положительные значения при -1x
Г. Областью значений функции служит промежуток [0; 5].
7. Через какую из указанных точек пройдёт график функции
y = f (x), если его продолжить в полуплоскость x 0?
А.(3;1) Б.(2;0) В. (5; -5) Г. (1; 5).
8. С какой прямой график параболы не имеет общих точек?
A. y = -10 Б. у = 1 В. у = 0 Г. у = х
9. График какой функции изображён на рисунке?
A. y = (x + 2)2 Б. y = - x2 - 2 В. y = - (x + 2)2 Г. y = - (x – 2)2.
Проверь себя
(0; 1)
х0 = 0
y 0 в промежутке (-1; 3), y
А
В
Б
Г
В
III. Тренировочные упражнения.
Найдите наименьшее значение квадратного трёхчлена y = 2x2 + 4x -1.
Найдите наибольшее значение квадратного трёхчлена y = -x2 + 2x +3.
Не выполняя построения, определите, пересекаются ли парабола
y = и прямая у = 5х – 16. Если точки пересечения существуют, найдите их координаты.
IV. Самостоятельная работа. (по вариантам)
Сократите дробь:
1 вариант 2 вариант 3 вариант
. .
2. Разложите на множители квадратный трёхчлен
x2 – 8x -9. x2 – 4x – 96 -x2 + 3x + 18.
3. Постройте график функции и опишите её свойства
y = x2 + 4x + 5. y = x2 - 4x + 1 y = -x2 + 2x + 2.
V. Итог урока.
Область определения функции – это…
Множество значений функции – это…
Нули функции – это…
Промежутки знакопостоянства – это…
Промежутки убывания функции - …
Промежутки возрастания функции - …
Ось симметрии квадратичной функции вычисляется по формуле …
VI. Домашнее задание
Повторить свойства графика квадратичной функции, алгоритм его построения;
Повторить алгоритм разложения квадратного трёхчлена на множители;
c. 40 №107(б), с. 54 № 183(д), сб. №882
Лист самоконтроля
Ученика (цы) _________________________________
№ | Тип задания | Самооценка |
1 | Математический диктант | |
2 | Тренировочные упражнения | |
3 | Самостоятельная работа | |
4 | Теоретический материал | |
| Итоговая оценка | |