Тема: «Задачи на движение»
Цели:
Образовательные:
Познакомить с важным понятием НаправлениеЗакрепить умение решать задачи на различные виды движения: навстречу друг другу, в противоположных направлениях,
Отработать правила нахождения скорости сближения, удаления, зависимость между физическими величинами S, t и v (словесные формулировки)
Воспитательные:
Воспитывать навыки работы в нестандартной ситуации.
Воспитывать уважение к предмету, умение видеть математические задачи в окружающем мире.
Развивающие:
Развивать умение искать различные способы решения задач и выделять рациональные способы решения;
развивать пространственное воображение обучающихся, образное мышление;
совершенствовать графическую культуру.
Организационная часть. Релаксация
Слайд №1
1) Растирание ушных раковин. Перекрестные движения. Созерцание круга цветов Гёте.
От жёлтого к зеленому
Потом наоборот
Ты на зеленый с желтого
переводи свой взгляд.
-Сегодня мы отправляемся в путешествие к вершине Знаний. Для этого нам понадобятся все ваши знания и умения, чтобы справиться со всеми возможными препятствиями, которые могут встретиться на нашем пути. Нам нужно будет их преодолеть всем вместе, поэтому я прошу быть внимательными, доброжелательными друг к другу. Только все вместе мы можем все преодолеть.
- Помимо того, что мы будем продвигаться вперёд и вперёд, будем заполнять маршрутный лист. Все готовы? Тогда в путь!
- Откройте тетради , запишите сегодняшнее число и классная работа.
- Для того чтобы получить маршрутный лист, нужно расшифровать слово, решив примеры. (Работа в парах).
II. Устный счет.
Арифметический диктант (Учащиеся находят зашифрованное слово)
320 уменьшить в 8 раз. (40)
Найдите произведение чисел 250 и 10. (2500)
частное чисел 900 и 9?(100)
Первый множитель 800, второй множитель 3. Найдите произведение.(2400)
Делимое 450, делитель 5. Найдите частное.(90)
Найдите разность чисел 500 и 8.(492)
Уменьшаемое 940, вычитаемое 50. Чему равна разность? (890)
70 увеличить в 8 раз.(560)
Проверим ваши ответы. .
(Слайд № 2)
-Распредели в таблице ответы по возрастанию
40
90
100
492
560
890
2400
2500
д
в
и
ж
е
н
и
е
- Какое слово у вас получилось?
Д В И Ж Е Н И Е
-Что такое движение? (Это перемещение какого либо объекта на определенное расстояние)
(Слайд №3 )
- У вас у каждого теперь есть маршрут движения. На нем вы будете отмечать свои собственные успехи с помощью цвета:
зеленый – все отлично
желтый – хорошо
красный – надо чуть – чуть постараться.
III. Сообщение темы и целей урока. (Слайд№4)
ТЕМА:- Ребята кто догадался, о чем пойдет речь сегодня на уроке? (О движении)
ЦЕЛЬ:- Сегодня мы будем решать задачи на движение. Мы не первый урок занимаемся по данной теме и главная наша цель уметь устанавливать зависимость между величинами
Слайд №5
-Прочитайте задачу: (Слайд№6)
«Двое детей начали есть кашу. Через некоторое время первый ребенок кашу съел, а второй нет, хотя порции были одинаковые. Почему это произошло? «(Скорость первого ребенка выше, чем скорость второго).
- А это задача на движение? (нет)
- Почему нет, ведь в ней присутствует такая величина, как скорость? (Нет такой величины как расстояние).
-В данном случае есть скорость, время, но задача не на движение, так как отсутствуют другие величины. Какие величины должны присутствовать в задачах на движение?
(Скорость, время, расстояние)
- Давайте вспомним. Как найти скорость? время? расстояние? (слайд№7)
Блиц-турнир
1 уровень
Соедини картинку со значением скорости
10 км/ч
4 км/ч
90 км/ч
60 км/ч
900 км/ч
2 уровень:
1) Турист за 4 часа прошёл 20 км. С какой средней скоростью шёл турист?
2) Мотоциклист проехал 210 км. Сколько часов он был в пути, если ехал со средней скоростью 70км/ ч?
3) Всадник был в пути 4 часа. Он ехал со средней скоростью 16 км/ч. Какое расстояние он преодолеет?
5км\ч
3ч
64км
3 уровень:1) Вертолёт летит со средней скоростью 200км/ч. Какое расстояние он пролетит за а часов?
2) Самолёт пролетел х км за а часов. Какова средняя скорость самолёта?
3) Автомобиль за 3 часа проехал d км. За сколько времени он преодолеет расстояние tкм, если скорость останется прежней?
200: а
Х:а
d: 3
-Самопроверка (слайд №8,9,10)
-Оцените свою работу цветами
ФИЗМИНУТКА
Любопытная Варвара смотрит влево, смотрит вправо,
Смотрит влево, смотрит вправо.
А потом опять вперёд, тут немножко отдохнёт.
Что там слева, что там справа?
Слева, справа, слева, справа.
А потом опять вперёд, тут немножко отдохнёт.
Вдруг Варвара смотрит вверх, выше всех, всё дальше вверх.
Возвращается обратно, расслабление приятно.
А теперь посмотрим вниз - мышцы шеи напряглись.
Возвращается обратно, расслабление приятно.
Вверх и вниз, вверх и вниз. Теперь соседу улыбнись.
Решение задач
-А сейчас усложним свое ДВИЖЕНИЕ и перейдем к составным задачам.
-Но сначала вспомним какие бывают виды движения двух объектов (Сайд№11)
- Что такое скорость удаления?
(Расстояние, на которое отдаляются объекты за единицу времени).
.
-Что такое скорость сближения?
(Расстояние, на которое сближаются объекты за единицу времени.)
Работа в группах (слайд№12)
Задача
«Два лыжника вышли с двух стартов, расстояние между которыми 30 км. Скорость первого лыжника 5 км\ч, а скорость второго -6 км\ч. Чему равно будет расстояние между ними через 2 часа»
- Разбейтесь по группам и решите задачу. Сделайте вывод, с чем это связано.
Встречное движение:
- 5+6=11 (км\ч)-скорость сближения
- 11х2=22 (км)-пройдут расстояние через 2 часа
- 30-22=8(км)-расстояние между лыжниками.
Противоположное движение
- 5+6=11 (км\ч)-скорость сближения
- 11х2=22 (км)-пройдут расстояние через 2 часа
- 30+22=52(км)-расстояние между лыжниками)
-Почему получились 2 разные задачи по решению? (небыли указано направление)
Вывод:
-Важное значение в задачах на движение это - Направление.
-Проверка
-Оцените свою работу цветами
Закрепление (слайд №13)
1 уровень
-Прочитайте задачу на своих листах ДВИЖЕНИЯ, рассмотрите чертеж к задаче, реши.
«От двух станций одновременно вышли два поезда на встречу друг другу. Встретились поезда через 3 часа. Первый поезд двигался со скоростью 70 км\ч, а второй со скоростью 80 км\ч. Каково расстояние между станциями.»
70км\ч 3ч 80км\ч
?
2 уровень
«От двух станций одновременно вышли два поезда на встречу друг другу. Встретились поезда через 3 часа. Первый поезд двигался со скоростью 70 км\ч, а второй со скоростью 80 км\ч. Каково расстояние между станциями.»
-Составь обратную задачу по чертежу и реши ее.
Проверка (слайд №14)
Тест на компьютере (4 человека)
Итог:
-Что удалось открыть? Расскажите.
- Имеет ли какое-либо практическое значение наше открытие ?
- Как вы понимаете смысл пословицы: «Тише едешь, дальше будешь»?
- Какое из заданий урока было для вас самым трудным? Самым интересным?
-Посмотри на свои листы ДВИЖЕНИЯ.
-Посчитай каких цветных кружков больше. Выставь себе итоговую оценку за урок. (Слайд №15)Домашнее задание