Урок математики во 2 классе
Тема урока: Единицы времени. Час. Минута.
Цель: Формировать представление учащихся о единицах времени час, минута.
Задачи: Образовательные: определить суть понятий время, час, минута; соотношение между часом и минутой; применить эти знания для определения времени по часам;
Развивающие: создать условия для развития логического мышления, памяти, познавательных и математических способностей, речи; расширить кругозор учащихся;
Воспитательные: установить важность ориентирования во времени как одного из средств самоконтроля, научиться правильно распределять своё время, бережно относиться к нему.
Тип урока: урок ознакомления с новой темой.
Вид урока: урок-путешествие.
Форма работы: индивидуальная, групповая, коллективная.
Оборудование и дидактическое приложение: компьютер, программное приложение «Microsoft Office Power Point» - презентация по теме урока, карточки-приложения с заданиями, учебник Математика 2 класс М.И. Моро.
Ход урока
I. Организационный момент
-Итак, друзья, внимание –
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее
Скорей начнём урок!
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.
- Сегодня мы с вами вновь работаем в группах. Давайте вспомним правила работы в группах (у каждой группы на столе закреплен лист с правилами Приложение 1).
II. Актуализация знаний
1. Откройте тетради и запишите число, классная работа.
2. Зрительно-двигательная гимнастика.
- Ребята, оглянитесь. У нас в кабинете рассыпаны карточки. (Приложение 2). Внимательно осмотритесь и найдите как можно больше карточек. Что написано на карточках? На какие группы вы их разделите? Как одним словом можно назвать группы? (Величины). Запишите данные по группам: 1 группа – единицы измерения длины, 2 группа – единицы измерения объема, 3 группа – единицы массы. СЛАЙД 2
III. Самоопределение к деятельности
- Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие. У нас есть билеты на поезд. Но о чем мы с вами должны помнить, собираясь на вокзал? (Должны помнить про время отправления)
- Конечно же, о времени. Иначе мы опоздаем на поезд.
- А с помощью чего мы определяем время? (С помощью часов).
- Какие задачи мы будем решать во время нашего путешествия? (Ответы детей)
- Давайте по учебнику проверим себя. (Учебник стр. 31)
IV. Работа по теме урока
1. Изучение нового материала.
- Две девицы, две подруги
Ходят вместе, друг за другом.
Только та, что подлиннее
Ходит чуточку быстрее
А другая, покороче,
Словно двигаться не хочет
Так и ходят круг за кругом
Две девицы, две подруги
И встречаясь каждый раз
Говорят который час.
- О чём здесь идёт речь? (о стрелках). СЛАЙД 3
- Почему подруга подлиннее бегает быстрее? Как она называется? (Минутная стрелка).
- А стрелка поменьше? (Это часовая стрелка).
-Как двигается часовая стрелка? (От одной большой чёрточки до другой большой).
- А как двигается минутная стрелка? ( От одной маленькой чёрточки до другой маленькой).
- Сколько маленьких чёрточек на циферблате, сосчитайте. (60)
- Как же называют расстояние от одной маленькой чёрточки до другой? (Минута).
- А весь круг, который она проходит? (Час).
- Сколько же в одном часе минут? (60)
(учитель делает запись на доске, а учащиеся - в тетрадях).
1 ч = 60 мин.
- Прочитайте на стр. 31 сведения по теме, которые подготовил Математик.
2. Работа с моделью часов.
- У вас у всех на столе лежат модели часов. Передвигая стрелки, покажем:
4 ч 10 мин 8 ч 40 мин 11 ч 20 мин
Учащиеся работают с учителем.
- А теперь вы, используя модель часов, покажите время:
3 ч 15 мин, 5 ч 30 мин, 12 ч, 1 ч 35 мин, 9 ч 5 мин.
2. Путешествие.
- Мы отправляемся в путь. Посмотрите на часы, установленные на вокзале. СЛАЙД 4 Попробуем определить время отправления нашего состава. (Ответы учащихся).
- О чём мы еще должны с вами помнить, находясь на перроне? ( О правилах безопасности).
- Итак, ребята, в путь! СЛАЙД 5
- Первая остановка в городе, где находятся самые необычные часы. Наш поезд прибывает в столицу Чехии – Прагу. Здесь мы с вами увидим знаменитые астрономические часы Орлой. СЛАЙД 6 Каждый час под часами можно ожидать толпу туристов с фотоаппаратами и камерами наготове. Многие характеризируют часы как примитивный планетарий, что передает состояние вселенной. Часы показывают годы, месяцы, дни и часы, время восхода и захода Солнца, время восхода и захода Луны, а также положение знаков зодиака. СЛАЙД 7 В центре циферблата располагается Земля, вокруг которой вращается Солнце. Каждый час, когда бьют часы, происходит небольшое представление в традициях средневекового кукольного театра. Фигурки начинают шевелиться: скелет дёргает за веревку колокола, ангел поднимает и опускает карающий меч. В окошках часов лики апостолов сменяют друг друга, и в финале кричит петух. Затем слышен бой часов. Верхний циферблат - это часовой механизм и астролябия. Здесь можно увидеть область движения солнца. В отличие от стандартных часов, здесь отсутствует минутная стрелка. СЛАЙД 8 Если взглянуть на циферблат, вы увидите несколько окружностей. Так, самая крупная по диаметру,где можно увидеть крупные арабские числа, показывает старочешское время. Чуть ниже вы увидите римские цифры, по ним можно узнать среднеевропейское время. Чтобы определить время, нужно найти достаточно крупную золотую стрелку с рукой в виде наконечника, и взглянуть на римские цифры. СЛАЙД 9 Под циферблатом находится второй диск с календарем. Слева и справа находятся фигуры летописца, ангела, астронома и философа.
3. Физминутка «Мартышки» СЛАЙД 10
4. – Наша следующая остановка в городе, где находятся самые большие часы в мире. Точность — вежливость королей. В Лондоне эта поговорка особенно актуальна. СЛАЙД 11 В столице Великобритании из нескольких сотен городских циферблатов идут правильно лишь одни часы —Биг-Бен. Это самые большие четырехсторонние часы с боем в мире. Бой издаёт огромный колокол, расположенный внутри башни. СЛАЙД 12 Это и есть Биг-Бен. Вот уже 150 лет Биг-Бен исправно звонит каждый час. В Лондоне туристам разрешено наблюдать за боем часов только снаружи. В часовую башню дворца, где заседает парламент, гостей не пускают. Лишь граждане Лондона и титулованные особы могут подняться наверх по винтовой лестнице из 334 ступеней и осмотреть внутреннее устройство часов и колокола.
- По часам определите время прибытия в Лондон. Запишите в тетради. На экскурсию по Лондону мы потратили 2 час. Определите время убытия из города. Запишите рядом со временем прибытия.
- А теперь отправляемся домой. А у нас, в России, можно найти «знаменитые» часы? Кто знает, где они находятся? (Кремлёвские куранты на Спасской башне). СЛАЙД 13
- Посмотрите, какое время показывают часы? Запишите в тетради. СЛАЙД 14
Спасская башня знаменита своими часами - курантами, и она является также самой большой среди 20 остальных башен Кремля. Кто не слышал про часы-куранты, установленные на Спасской башне? Часы-куранты для большинства наших современников являются одним из главных символов государства. И, конечно же, большинство тех, кто застал празднование Нового Года под бой этих часов, старается услышать его в этот замечательный праздник вновь - по радио или телевизору. СЛАЙД 15 Современные куранты приводятся в действие при помощи трех гирь, а точность обеспечивает маятник, который весит 32 килограмма. Колокола украшены надписями и орнаментами, по которым можно легко установить происхождение колоколов. СЛАЙД 16 Часовая стрелка имеет длину 2.97 м, а минутная — 3.28 м. В полночь и полдень исполняется гимн, а каждую четверть - фрагмент оперы «Жизнь за царя» композитора Глинки.
5. Работа по учебнику стр. 31
- Ребята, а можно потерять время? Да, время нельзя потрогать, но его можно потерять. Сейчас мы с вами будем выполнять задания. Чтобы не потерять ни одной минутки, я буду использовать песочные часы. Посчитаем, сколько времени понадобится для выполнения наших заданий. ( По ходу работы учащиеся с учителем засекают время, определяют сколько потрачено на каждое задание).
№2 – рассмотрите рисунки и определите, какое время показывают часы. (Ответы детей. Задание выполняется устно).
№3 – прочитайте условие задачи. Выполните краткую запись и решение задачи. Как изменить вопрос, чтобы задача решалась в два действия?
1 п. – 30 мин.
2 п. - ?, на 10 мин.
6. Самостоятельная работа в группах.
Работа по разноуровневой карточке с обсуждением. (Приложение 3)
Последующая самопроверка по контрольной карточке. (Приложение 4 ).
VI. Рефлексия
- Ребята, а почему сегодня все задания мы выполняли, используя песочные часы?
- Можно ли потерять время? Почему так говорят?
- Оцените свою работу на уроке, закончите любое высказывание: СЛАЙД 17
VII. Итог урока
- С какой величиной вы сегодня познакомились?
-Где могут пригодится знания, которые вы получили на уроке? СЛАЙД 18
- Домашнее задание: 1 уровень – стр.31 №5
2 уровень - в энциклопедии или через интернет – источники
подготовить небольшой рассказ о первых (или самых
необычных) часах.
7