I. Организационный момент: создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс. | Долгожданный дан звонок. Начинается урок. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка, от каждого потребуется уважение и помощь другу. Улыбнитесь друг другу. У нас на уроке сегодня будет гостья. Подарите мне и нашей гостье свои улыбки. Спасибо. Ваши улыбки располагают к приятному общению, создают хорошее настроение. Я хочу наш урок начать словами французского философа Ж.Ж.Руссо: «Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо вы умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению». Золотые, тихие Рощи и сады. Нивы урожайные, Спелые плоды. - О каком времени года идёт речь? Сегодня я расскажу вам историю, которая случилась в чудесный осенний день. В саду на клёне висели нарядные листочки. И был среди них один очень любопытный (0демонстрация кленового листа) Ему всё хотелось знать, разгадывать и путешествовать. Воробьи научили его считать до числа, которое стоит при счёте между числами 4 и 6. - До какого числа умел считать листок? (до 5) | Настраиваются на урок с хорошим настроением, дарят улыбки Слушают. Отвечают на вопрос учителя.
Отвечают на вопрос учителя. | Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу |
II. Активизация знаний: 1) организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для «открытия» нового знания; 2) организовать фиксацию актуализированных способов действий в речи; 3) организовать фиксацию актуализированных способов действий в знаках; 4) организовать фиксацию затруднений в выполнении учащимися индивидуального задания или в его обосновании. | 1) Но ведь это так мало … -Давайте мы научим его считать до 10 и обратно. 2) Наш знакомый листочек часто вертелся на веточке и выписывал в воздухе необычные фигуры. Посмотрите на них. (4 1 3 5 2) Что писал в воздухе листик? (цифры) 3) У некоторых из вас тоже есть такие же цифры, которыми мы обозначаем числа.
Покажись самое большое число! (5) Предыдущее число (4). Последующее число мы пока покажем точками (дать обозначение числа 6 одному ученику). А кто из вас соседи числа 5? (4 и 6) Ребята с карточками встаньте так, чтобы цифры были в порядке возрастания. (1 2 3 4 5 – у доски те учащиеся, у которых цифры) Спасибо, садитесь.
Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке? (высказывания детей). 4) Чистописание. А вы умеете писать эти цифры? Где мы будем их писать? (в тетради) Откройте тетради на с.30. Как вы думаете, какое задание мы будем выполнять? (№1) Какие цифры записаны? (на доске тоже запись) Кто догадался, как продолжить ряд дальше? (15 24 33 42 51) Запишите этот ряд.
5) Иногда, чтобы не скучать, листочек смотрел по сторонам и составлял математические истории. В саду белка нашла 2 яблока и 2 груши. Сколько всего фруктов нашла белка? (4) На дереве висело 5 румяных яблок . 2 яблока упало. Сколько яблок осталось? (3) | Считают до 10 и обратно. Смотрят, слушают Отвечают на вопрос учителя. Ученики с числами выполняют задания учителя, остальные контролируют выполнение этого задания, помогают. Встают, располагая числа в порядке возрастания. Формулируют тему урока. Высказывают своё мнение. Отвечают на вопросы учителя. Записывают ряд в тетрадь. Решают задачи | П: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, структурирование знаний. Строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей К: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, определение целей и функций участников, способов взаимодействия, умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Р: принимать и сохранять учебную задачу, проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, учитывать установленные правила в планировании решения |
III. Открытие нового: 1) организовать подводящий или побуждающий диалог по «открытию» нового знания; 2) организовать фиксацию нового способа действий в речи; 3) соотнесение нового знания с правилом в учебнике; 4) организовать фиксацию преодоления затруднения; 5) физминутка. | 1) Однажды залетел в сад один озорник. Догадайтесь, кто это был. То сорвёт листок с куста, То деревья раскачает Отчего шумит листва, Кто же в ней играет? (ветер)
2) Заговорили, зашептали с ветром листочки. Только наш знакомый молчал и печально смотрел вдаль. Ветер расспросил малыша, о чём он печалится. Тогда кленовый листок поведал ему о своей самой заветной мечте - путешествии по белу свету. - Ну, это проще простого – сказал ветерок. Закружил, завертел, дунул посильнее и сорвал листок с родной ветки. Словно пушинка легко и свободно парил листик в воздухе. Он смотрел вниз и удивлялся. А) Вот как выглядела сверху садовая дорожка: \/\/\ - Выложите такую же фигуру из палочек. Сколько в ней звеньев? Сколько вершин? Какая это геометрическая фигура? (ломаная линия) - Листик полетел дальше. Б) Вдали стоял дом, его такая крыша выглядела так:
Выложите такую же фигуру у себя на парте. Сколько звеньев имеет эта фигура? А сколько вершин? Как вы назовёте эту фигуру? А ещё как можно назвать? В) А сам дом выглядел он вот так: Выложите у себя на парте такую фигуру. Сколько в ней звеньев? Сколько вершин?
С этой фигурой мы с вами ещё не знакомы. Как бы вы назвали эту фигуру? (пятиугольник)
Давайте проверим, правильно ли вы её назвали. Откройте учебники на с.62, найдите подобную фигуру, прочитайте глазками, как называется эта фигура. Правильно вы её назвали? Молодцы. А почему эту фигуру назвали пятиугольник? (у неё 5 углов) 3) Физминутка « Ветерок» (один ученик у доски показывает) Хотел было наш путешественник лететь дальше, как вдруг… закружил его ветерок (физминутка) и листок влетел в окошко. Огляделся листочек и увидел он детей за партами. Решил листочек передохнуть и понаблюдать за ними. А на партах у детей были такие же учебники, как у вас. Может он к нам и залетел? | Слушают, отвечают на вопрос учителя. Слушают. Рассматривают рисунки, составляют фигуры из карандашей, отвечают на вопросы учителя. Составляют фигуру из карандашей. Отвечают на вопросы учителя. Высказывают свои предположения. Проверяют свои предположения, отвечают на вопросы учителя. Выполняют упражнения физминутки. | Р: принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, учитывать установленные правила П: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, структурирование знаний, умение использовать знаково-символические средства, осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков |
IV. Повторение и закрепление изученного: организовать повторение детьми способов действий с их проговариванием во внешней речи (выполнение заданий) фронтально, в парах.
| Работа по учебнику. Давайте покажем нашему гостю, как хорошо вы умеете выполнять задания этого учебника. 1) Увидел листочек фигуры на рисунке Вовы, вот такие, как у вас в учебнике на с.62. И задумался он, на какие группы их можно разбить? Помогите листочку! (высказывания детей) 2) На с.63 учебника найдите задание №5. Прочтите задание. Начнём выполнять его вместе (учитель на доске, учащиеся в тетрадях).
3) Продолжите выполнять это задание в парах. Составляйте равенства вместе с соседями по парте и записывайте каждый в тетрадь. Контролируйте выполнение задания соседом по парте. Учитель в это время контролирует выполнение учащимися этого задания. (Двое учащихся выполняют это задание у доски) - Ребята, сверьте свои записи с записями на доске. 4) А ветерок-то заигрался. Сорвал ветерок с деревьев много-много листьев. Как называется явление природы, когда с деревьев опадает большое количество листьев? (листопад) И в классе ветерок тоже устроил неразбериху. Посмотрите на рисунки, найдите запись к каждому рисунку, соедините рисунок с нужной записью. |
Рассматривают фигуры на рисунке. Размышляют, делают выводы. Поиск задания в учебнике. Фронтальная работа. Запись равенств в тетрадь. Работа в парах. Вместе с соседом по парте составляют равенства, записывают их в тетрадь. Контролируют выполнение задания соседом. Самопроверка. Слушают. Отвечают на вопрос учителя. Выполняют задание у доски. | К: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками, определение целей и функций участников, способов взаимодействия, постановка вопросов, умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Р: планировать свои действия, учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществлять пошаговый и итоговый контроль результата, коррекция результатов деятельности.
Л: ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности |
V. Итог урока, рефлексия: 1) организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке, 2) организовать фиксацию степени соответствия результатов деятельности на уроке и поставленной цели, 3) организовать проведение самооценки учениками работы на уроке. | 1) Наш урок подходит к концу. А как же завершился день нашего любознательного друга – кленового листика? Он очень доволен. Листок многому научился. Что узнал он сегодня в нашем классе? Чему научился? 2) А после урока шла домой девочка, увидела красивый листочек и подняла его. Она решила собрать разные осенние листья и сделать аппликацию «Осенний ковёр». Ведь тогда опавшие листочки ещё долго будут радовать.
3) Я предлагаю всем ребятам нашего класса тоже сделать свой «Осенний ковёр». Ребята, если вам понравился наш урок, и вы хорошо работали на уроке, возьмите осенний листок и приклейте его на ватман.
| Ученики делают выводы, высказываются.
Слушают. Самооценка своей деятельности. | П: самостоятельное определение способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
К: формулировать собственное мнение и позицию, владеть монологической и диалогической формами речи. Л: самостоятельно оценивать работу на уроке. |