kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока алгебры 9 класса "Арифметическая и геометрическая прогрессия"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: «Арифметическая и геометрическая прогрессии».

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Цель: актуализация имеющиеся знания об арифметической и геометрической

прогрессиях с использованием стратегий критического мышления; отработать умения:

анализировать и систематизировать материал; участвовать в учебном диалоге;

сотрудничать при выполнении учебных задач.

Задачи:

– обобщить и систематизировать знания об арифметической и геометрической

прогрессиях;

– контроль усвоения знаний и умений;

– способствовать развитию умений анализировать, обобщать, сравнивать,

самостоятельно применять знания, умения и навыки по теме, осуществлять их перенос в

новые условия; развитию памяти, внимания, логического мышления, правильной

математической речи, познавательного интереса;

– способствовать воспитанию ответственности, активности, умения работать в

группах, общей культуры.

Оборудование: раздаточный материал, презентация, дифференцированные  карточки с заданиям, листы оценивания, рисунок елочки и разноцветные шары для рефлексии.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока алгебры 9 класса "Арифметическая и геометрическая прогрессия"»

Открытый урок алгебры 9 класса.

Тема: «Арифметическая и геометрическая прогрессии».

Дата:

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Цель: актуализация имеющиеся знания об арифметической и геометрической

прогрессиях с использованием стратегий критического мышления; отработать умения:

анализировать и систематизировать материал; участвовать в учебном диалоге;

сотрудничать при выполнении учебных задач.

Задачи:

– обобщить и систематизировать знания об арифметической и геометрической

прогрессиях;

– контроль усвоения знаний и умений;

– способствовать развитию умений анализировать, обобщать, сравнивать,

самостоятельно применять знания, умения и навыки по теме, осуществлять их перенос в

новые условия; развитию памяти, внимания, логического мышления, правильной

математической речи, познавательного интереса;

– способствовать воспитанию ответственности, активности, умения работать в

группах, общей культуры.

Оборудование: раздаточный материал, презентация, дифференцированные  карточки с заданиям, листы оценивания, рисунок елочки и разноцветные шары для рефлексии.

Ход: I. Организационный момент.

Психологический настрой. Видеоролик «Самая большая победа»

На экране в столбик записаны слова: хочу, могу, умею, делаю (учитель, показывая на каждое из этих слов, даёт расшифровку).

ХОЧУ: я хочу пожелать вам, ребята, увеличить объём своих знаний в 1,5 раза; хочу пожелать вам «Ни пуха, ни пера!».

МОГУ: сообщаю, что на уроке можно ошибаться, сомневаться, консультироваться.

УМЕЮ: мы умеем применять с вами рациональные способы для решения задач.

ДЕЛАЮ: делаем каждый себе установку «Понять и быть тем первым, который увидит ход решения», а вместе с вами сегодня мы движемся только вперед, т.к. слово «Прогрессио» в переводе с греческого языка обозначает движение вперёд.

II. Мотивационное начало.

1. Учащимся предлагаются обнаружить закономерность в таблице, заранее написанной на доске


2

4

8

16

0

2

6

14

-2

0

4

12

-4

-2

2

10


В первой строчке-геометрическая прогрессия. Во всех столбцах – арифметическая прогрессия

2.Как можно сформулировать тему данного урока?

3.Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке? Сформулируйте цели урока.

Сегодня на уроках вы будете работать самостоятельно, в парах и группах. У вас на столах лежат листы оценивания, куда вы в течении урока будете выставлять оценки.

II I. Стратегия вызова.

Актуализация имеющихся знаний.

Использование приема критического мышления «Корзина идей»

1. Каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по теме

«Арифметическая и геометрическая прогрессии» (индивидуальная работа продолжается

1-2 минуты).

2. Обмен информацией в парах.

3. Далее каждая группа называет какое-то одно сведение или факт, не повторяя

ранее сказанного.

4. Все сведения кратко записываются в «корзине идей», даже если они ошибочны.

5. Все ошибки исправляются по ходу обсуждения.

IV.Стадия осмысления.

Устная работа:

1 Определить, вид последовательности и назвать последующий член:

1) 2; 5; 8; 11;14; 17;… (А.П., 20)

2) 3; 9; 27; 81; 243;… (Г.П.,729)

3) 1; 6; 11; 20; 25;… (А.П., 30)

4) –4; –8; –16; –32; … (Г.П.,-64)

5) 5; 25; 35; 45; 55;…

6) –2; –4; – 6; – 8; .. (А.П., -10)

2.Установить соответствие между столбцами:

2,2,2,2…

3,5,7,.. убывающая

арифметическая прогрессия 1,1/2,1/4,… постоянная

геометрическая прогрессия а1=5, d=4, возрастающая

в1=2, q=1/2.

an=1n

3.Теоретический опрос

- У вас на столе лежат листочки. Вы должны будете заполнить их формулами, используя теоретические знания по теме «Прогрессия». Я буду читать вопрос, вы заполнять. (2 ученика пишут на доске для проверки )

1) обозначение прогрессии;

2) определение (рекуррентная формула);

3) формула n – го члена прогрессии;

4) при каком условии возрастает;

5) при каком условии убывает;

6) сумма n – первых членов прогрессии;

7) характеристические свойства.



Прогрессия



Арифметическая аn

Геометрическая bn

1

Определение

2

формула n – го члена прогрессии;

an=a1+(n-1)d

bn=b1*qn-1

3

Формула разности ариф. прогресии/ знаменателя геометрической прогрессии



4

Формула суммы

n – го члена прогрессии;

Sn=

Sn=

Sn=

Sn=


«5» верно 8 заданий; «4» верно 7-6 заданий; «3» верно 5-3 заданий.

4. Работа с учащимися с низкой мотивацией. «Допиши формулу».

4. ) «Я сам» (Марафон) Выполнить задание.

Каждый ученик решает самостоятельно, и каждый ученик решает одно задание у доски (заранее разрезать таблицу и каждому ученику раздать по одному заданию) таблица №1

№1 В арифметической прогрессии : -10;-7;-4;-1;… .Найти .

№2 В арифметической прогрессии : -8;-6;-4;-2;… .Найти .

№3 Найдите четвертый член геометрической прогрессии, если .

№4 Найдите третий член геометрической прогрессии, если .

№5 Найдите сумму семи первых членов арифметической прогрессии 10;6;2;… .

№6 Найдите сумму бесконечной геометрической прогрессии

№7 В геометрической прогрессии

№8 Дана арифметическая прогрессия

№9 Дана геометрическая прогрессия

№10 Чему равна сумма трех первых членов арифметической прогрессии

№11 В арифметической прогрессии

№12 В геометрической прогрессии

№13 3;1;… - бесконечно убывающая геометрическая прогрессия. Найдите ее сумму.

VI. Релаксация. (под музыку на тему «Зима»)

Учитель:

-Встаньте, закройте глаза, поставьте ноги вместе, выпрямите спину, представьте, что вы высокое дерево, стоящее на вершине горы. Зима, холодно…

-Поднимите руки вверх над головой, потянитесь к небу, соедините руки ладонями, глубоко вдыхаем чистый, морозный, горный воздух. Вдох, выдох… Ветерок наклонил дерево вправо, продолжаем глубоко дышать, качнул влево, дышим по три вдоха и выдоха. Открыли глаза, сели.

 V.Это интересно.

1.Все организмы в природе размножаются в геометрической прогрессии. Инфузория летом размножается делением пополам.

2. В благоприятных условиях бактерии размножаются делением пополам за 1 минуту. Если бактерии по различным причинам не будут погибать, то за трое суток 1 бактерия может наплодить 7500 тонн бактерий. Эти бактерии заполнили бы 375 вагонов.

3. “Семейство одной пары мух сможет сожрать лошадь скоростью льва”. (Карл Линней).

Потомство 1 пары мух сможет заполнить куб стороной 140 км, или сможет объять земной шар 40 млрд. раз.

4. Семена 1 одуванчика за 10 лет смогли бы покрыть пространство в 15 раз больше сухой части земли”. (К. А. Тимирязев).

5. Потомство 1 воробья за 4 года сможет покрыть земной шар.

6.Такая же закономерность прослеживается и при физических процессах. Нейтрон, сталкиваясь с ядром урана, разбивает его на 2 части. Получается 2 нейтрона. Эти 2 нейтрона разбивают ядро еще на 4 части. Это - геометрическая прогрессия.

7.Вписанные правильные треугольники составляют геометрическую прогрессию.

8.При повышении температуры химических реакций по арифметической прогрессии, скорость реакций повышается в геометрической прогрессии.

Таким образом, прогрессии встречаются в физике, химии, биологии, геометрии, экономике. По А.Н.Крылову, рано или поздно всякая правильная математическая идея находит применение в том или ином деле. ”Математика – это язык, на котором говорят все точные науки”.(Н.И.Лобачевский)

VI.Решение задач.

1.Работа в парах.

1.Мама предложила сыну на выбор два варианта: давать ему ежедневно на

карманные расходы в течении месяца по 200 тенге в день или дать в первый день 50 тенге,

зато в следующий на 50 тенге больше, в следующий еще на 50 тенге больше и так далее в

течении месяца. Какой вариант выгоднее для сына, если мама с сыном договаривается на

апрель? На март?

2.Подготовку к экзамену начинают с 15 мин. В каждый следующий день ее время

увеличивают на 10 мин. Сколько дней следует готовиться к экзамену в указанном режиме,

чтобы достичь максимальной продолжительности подготовки, не влияющей на здоровье

подростка, 1 час 45 минут.

2.Работа в группах.

А)Кремль - в Москве, Эйфелева башня - в Париже, Статуя Свободы - в Нью-Йорке, часы «Биг-Бен»-в Лондоне, а что в Астане?

«Байтерек» - достопримечательность нашей столицы, по ней зарубежные страны узнают нашу республику,  символ города Астаны. Монумент «Астана – Байтерек» – уникальное архитектурное сооружение из металла, стекла и бетона, масштаб которого ошеломляет: металлическая конструкция высотой 105 метров, весом свыше 1000 тонн стоит и упирается на 500 сваях. Впервые в мире шар диаметром 22 метра и весом 300 тонн из стекла «хамелеон», меняющего цвет в зависимости от солнечного света, был поднят  на высоту ….  метров. Основная идея, которую отражает Монумент «Астана – Байтерек», – это Древо Мира. Узнайте высоту Байтерека по ответу следующего примера.

1) 12; 17; … арифметическая прогрессия, а18 - ?

        а) 39          б) 101         в) 97        г) 92

 Почему его высота именно такая? (в 1997 году Астана стала столицей)

Б) Юноша подарил девушке в первый день 3 цветка, а в каждый последующий день дарил на 2 цветка больше, чем в предыдущий день. Сколько денег он потратил на цветы за две недели, если один цветок стоит 10 рублей? (2240 р)

В)Родители ко Дню рождения своего сына Андрея решили купить и обновить ему мобильный телефон. Для этого они в первый месяц отложили 650 рублей, а в каждый последующий месяц они откладывали на 50 рублей больше, чем в предыдущий.

Какая сумма будет у родителей Андрея через 10 месяцев? (8750)

Критерии оценивания : 3 задачи- «5», 2 задачи-«4», 1 задача- «3»

г) Каждый человек, болеющий гриппом, может заразить за 1 день 4 человека... (Задачу продолжить).

VII. Стадия рефлексии. Подведение итогов работы, постановка домашнего задания.

Домашнее задание: составить кроссворд по теме: «Арифметическая и геометрическая прогрессии».

№ 451 (а, б) 472 (в) 479

Рефлексия. 

Прием «Наряди елочку.». Красный шар-урок был актуальным, полезным, интересным.

Жёлтый шар – ничего нового я не узнал.

Закончить урок я хочу стихотворением С.Я. Маршака.

Желаю вам цвести, расти,

Копить, крепить здоровье,

Оно для дальнего пути –

Главнейшее условие.

Пусть каждый день и каждый час

Вам новое добудет,

Пусть добрым будет ум у вас,

А сердце умным будет.

Вам от души желаю я,

Друзья, всего хорошего.

А всё хорошее, друзья,

Даётся нам недешево.

  • С.Я.Маршак









Прогрессия



Арифметическая аn

Геометрическая bn

1

Определение









2

Пример прогрессии



3

формула n – го члена прогрессии;



4

Формула разности ариф. прогресии/ знаменателя геометрической прогрессии



5

Формула суммы

n – го члена прогрессии;







Прогрессия



Арифметическая аn

Геометрическая bn

1

Определение









2

Пример прогрессии



3

формула n – го члена прогрессии;



4

Формула разности ариф. прогресии/ знаменателя геометрической прогрессии



5

Формула суммы

n – го члена прогрессии;




Карта оценивания учени __ 9 класса _____________________









Задания







Ф.И. учащегося

Устная работа

Формулы

«Я сам» Марафон

Решение задач

Работа в группах

.Доп. задание

Количество баллов

Оценка











































№1 В арифметической прогрессии : -10;-7;-4;-1;… .Найти .

№2 В арифметической прогрессии : -8;-6;-4;-2;… .Найти .

№3 Найдите четвертый член геометрической прогрессии, если .

№4 Найдите третий член геометрической прогрессии, если .

№5 Найдите сумму семи первых членов арифметической прогрессии 10;6;2;… .

№6 Найдите сумму бесконечной геометрической прогрессии

№7 В геометрической прогрессии

№8 Дана арифметическая прогрессия

№9 Дана геометрическая прогрессия

№10 Чему равна сумма трех первых членов арифметической прогрессии

№11 В арифметической прогрессии

№12 В геометрической прогрессии

№13 3;1;… - бесконечно убывающая геометрическая прогрессия. Найдите ее сумму.















Решение задач.

1.Работа в парах.

1.Мама предложила сыну на выбор два варианта: давать ему ежедневно на

карманные расходы в течении месяца по 200 тенге в день или дать в первый день 50 тенге,

зато в следующий на 50 тенге больше, в следующий еще на 50 тенге больше и так далее в

течении месяца. Какой вариант выгоднее для сына, если мама с сыном договаривается на

апрель? На март?

2.Подготовку к экзамену начинают с 15 мин. В каждый следующий день ее время

увеличивают на 10 мин. Сколько дней следует готовиться к экзамену в указанном режиме,

чтобы достичь максимальной продолжительности подготовки, не влияющей на здоровье

подростка, 1 час 45 минут.

2.Работа в группах.

А)Кремль - в Москве, Эйфелева башня - в Париже, Статуя Свободы - в Нью-Йорке, часы «Биг-Бен»-в Лондоне, а что в Астане?

«Байтерек» - достопримечательность нашей столицы, по ней зарубежные страны узнают нашу республику,  символ города Астаны. Монумент «Астана – Байтерек» – уникальное архитектурное сооружение из металла, стекла и бетона, масштаб которого ошеломляет: металлическая конструкция высотой 105 метров, весом свыше 1000 тонн стоит и упирается на 500 сваях. Впервые в мире шар диаметром 22 метра и весом 300 тонн из стекла «хамелеон», меняющего цвет в зависимости от солнечного света, был поднят  на высоту ….  метров. Основная идея, которую отражает Монумент «Астана – Байтерек», – это Древо Мира. Узнайте высоту Байтерека по ответу следующего примера.

1) 12; 17; … арифметическая прогрессия, а18 - ?

        а) 39          б) 101         в) 97        г) 92

 Почему его высота именно такая? ( )

Б) Юноша подарил девушке в первый день 3 цветка, а в каждый последующий день дарил на 2 цветка больше, чем в предыдущий день. Сколько денег он потратил на цветы за две недели, если один цветок стоит 10 рублей?

В)Родители ко Дню рождения своего сына Андрея решили купить и обновить ему мобильный телефон. Для этого они в первый месяц отложили 650 рублей, а в каждый последующий месяц они откладывали на 50 рублей больше, чем в предыдущий.

Какая сумма будет у родителей Андрея через 10 месяцев?



В) Каждый человек, болеющий гриппом, может заразить за 1 день 4 человека... (Задачу продолжить).


13



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока алгебры 9 класса "Арифметическая и геометрическая прогрессия"

Автор: Кузнецова Светлана Геннадьевна

Дата: 08.01.2016

Номер свидетельства: 273624

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Конспект урока по математике на тему: «Арифметическая и геометрическая прогрессии» "
    ["seo_title"] => string(95) "konspiekt-uroka-po-matiematikie-na-tiemu-arifmietichieskaia-i-ghieomietrichieskaia-proghriessii"
    ["file_id"] => string(6) "115169"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1411884612"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Конспект урока по теме "Арифметическая и геометрическая прогрессия" "
    ["seo_title"] => string(81) "konspiekt-uroka-po-tiemie-arifmietichieskaia-i-ghieomietrichieskaia-proghriessiia"
    ["file_id"] => string(6) "124621"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1414752642"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Конспект-урока-геометрическая-прогрессия"
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekt-uroka-ghieomietrichieskaia-proghriessiia"
    ["file_id"] => string(6) "286252"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454318674"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Конспект урока : Арифметическая прогрессия "
    ["seo_title"] => string(48) "konspiekt-uroka-arifmietichieskaia-proghriessiia"
    ["file_id"] => string(6) "234196"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443369392"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Конспект урока математики: Арифметическая прогрессия "
    ["seo_title"] => string(60) "konspiekt-uroka-matiematiki-arifmietichieskaia-proghriessiia"
    ["file_id"] => string(6) "234198"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443369924"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства