kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока алгебры 9 класса "Арифметическая и геометрическая прогрессия"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: «Арифметическая и геометрическая прогрессии».

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Цель: актуализация имеющиеся знания об арифметической и геометрической

прогрессиях с использованием стратегий критического мышления; отработать умения:

анализировать и систематизировать материал; участвовать в учебном диалоге;

сотрудничать при выполнении учебных задач.

Задачи:

– обобщить и систематизировать знания об арифметической и геометрической

прогрессиях;

– контроль усвоения знаний и умений;

– способствовать развитию умений анализировать, обобщать, сравнивать,

самостоятельно применять знания, умения и навыки по теме, осуществлять их перенос в

новые условия; развитию памяти, внимания, логического мышления, правильной

математической речи, познавательного интереса;

– способствовать воспитанию ответственности, активности, умения работать в

группах, общей культуры.

Оборудование: раздаточный материал, презентация, дифференцированные  карточки с заданиям, листы оценивания, рисунок елочки и разноцветные шары для рефлексии.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока алгебры 9 класса "Арифметическая и геометрическая прогрессия"»

Открытый урок алгебры 9 класса.

Тема: «Арифметическая и геометрическая прогрессии».

Дата:

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Цель: актуализация имеющиеся знания об арифметической и геометрической

прогрессиях с использованием стратегий критического мышления; отработать умения:

анализировать и систематизировать материал; участвовать в учебном диалоге;

сотрудничать при выполнении учебных задач.

Задачи:

– обобщить и систематизировать знания об арифметической и геометрической

прогрессиях;

– контроль усвоения знаний и умений;

– способствовать развитию умений анализировать, обобщать, сравнивать,

самостоятельно применять знания, умения и навыки по теме, осуществлять их перенос в

новые условия; развитию памяти, внимания, логического мышления, правильной

математической речи, познавательного интереса;

– способствовать воспитанию ответственности, активности, умения работать в

группах, общей культуры.

Оборудование: раздаточный материал, презентация, дифференцированные  карточки с заданиям, листы оценивания, рисунок елочки и разноцветные шары для рефлексии.

Ход: I. Организационный момент.

Психологический настрой. Видеоролик «Самая большая победа»

На экране в столбик записаны слова: хочу, могу, умею, делаю (учитель, показывая на каждое из этих слов, даёт расшифровку).

ХОЧУ: я хочу пожелать вам, ребята, увеличить объём своих знаний в 1,5 раза; хочу пожелать вам «Ни пуха, ни пера!».

МОГУ: сообщаю, что на уроке можно ошибаться, сомневаться, консультироваться.

УМЕЮ: мы умеем применять с вами рациональные способы для решения задач.

ДЕЛАЮ: делаем каждый себе установку «Понять и быть тем первым, который увидит ход решения», а вместе с вами сегодня мы движемся только вперед, т.к. слово «Прогрессио» в переводе с греческого языка обозначает движение вперёд.

II. Мотивационное начало.

1. Учащимся предлагаются обнаружить закономерность в таблице, заранее написанной на доске


2

4

8

16

0

2

6

14

-2

0

4

12

-4

-2

2

10


В первой строчке-геометрическая прогрессия. Во всех столбцах – арифметическая прогрессия

2.Как можно сформулировать тему данного урока?

3.Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке? Сформулируйте цели урока.

Сегодня на уроках вы будете работать самостоятельно, в парах и группах. У вас на столах лежат листы оценивания, куда вы в течении урока будете выставлять оценки.

II I. Стратегия вызова.

Актуализация имеющихся знаний.

Использование приема критического мышления «Корзина идей»

1. Каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по теме

«Арифметическая и геометрическая прогрессии» (индивидуальная работа продолжается

1-2 минуты).

2. Обмен информацией в парах.

3. Далее каждая группа называет какое-то одно сведение или факт, не повторяя

ранее сказанного.

4. Все сведения кратко записываются в «корзине идей», даже если они ошибочны.

5. Все ошибки исправляются по ходу обсуждения.

IV.Стадия осмысления.

Устная работа:

1 Определить, вид последовательности и назвать последующий член:

1) 2; 5; 8; 11;14; 17;… (А.П., 20)

2) 3; 9; 27; 81; 243;… (Г.П.,729)

3) 1; 6; 11; 20; 25;… (А.П., 30)

4) –4; –8; –16; –32; … (Г.П.,-64)

5) 5; 25; 35; 45; 55;…

6) –2; –4; – 6; – 8; .. (А.П., -10)

2.Установить соответствие между столбцами:

2,2,2,2…

3,5,7,.. убывающая

арифметическая прогрессия 1,1/2,1/4,… постоянная

геометрическая прогрессия а1=5, d=4, возрастающая

в1=2, q=1/2.

an=1n

3.Теоретический опрос

- У вас на столе лежат листочки. Вы должны будете заполнить их формулами, используя теоретические знания по теме «Прогрессия». Я буду читать вопрос, вы заполнять. (2 ученика пишут на доске для проверки )

1) обозначение прогрессии;

2) определение (рекуррентная формула);

3) формула n – го члена прогрессии;

4) при каком условии возрастает;

5) при каком условии убывает;

6) сумма n – первых членов прогрессии;

7) характеристические свойства.



Прогрессия



Арифметическая аn

Геометрическая bn

1

Определение

2

формула n – го члена прогрессии;

an=a1+(n-1)d

bn=b1*qn-1

3

Формула разности ариф. прогресии/ знаменателя геометрической прогрессии



4

Формула суммы

n – го члена прогрессии;

Sn=

Sn=

Sn=

Sn=


«5» верно 8 заданий; «4» верно 7-6 заданий; «3» верно 5-3 заданий.

4. Работа с учащимися с низкой мотивацией. «Допиши формулу».

4. ) «Я сам» (Марафон) Выполнить задание.

Каждый ученик решает самостоятельно, и каждый ученик решает одно задание у доски (заранее разрезать таблицу и каждому ученику раздать по одному заданию) таблица №1

№1 В арифметической прогрессии : -10;-7;-4;-1;… .Найти .

№2 В арифметической прогрессии : -8;-6;-4;-2;… .Найти .

№3 Найдите четвертый член геометрической прогрессии, если .

№4 Найдите третий член геометрической прогрессии, если .

№5 Найдите сумму семи первых членов арифметической прогрессии 10;6;2;… .

№6 Найдите сумму бесконечной геометрической прогрессии

№7 В геометрической прогрессии

№8 Дана арифметическая прогрессия

№9 Дана геометрическая прогрессия

№10 Чему равна сумма трех первых членов арифметической прогрессии

№11 В арифметической прогрессии

№12 В геометрической прогрессии

№13 3;1;… - бесконечно убывающая геометрическая прогрессия. Найдите ее сумму.

VI. Релаксация. (под музыку на тему «Зима»)

Учитель:

-Встаньте, закройте глаза, поставьте ноги вместе, выпрямите спину, представьте, что вы высокое дерево, стоящее на вершине горы. Зима, холодно…

-Поднимите руки вверх над головой, потянитесь к небу, соедините руки ладонями, глубоко вдыхаем чистый, морозный, горный воздух. Вдох, выдох… Ветерок наклонил дерево вправо, продолжаем глубоко дышать, качнул влево, дышим по три вдоха и выдоха. Открыли глаза, сели.

 V.Это интересно.

1.Все организмы в природе размножаются в геометрической прогрессии. Инфузория летом размножается делением пополам.

2. В благоприятных условиях бактерии размножаются делением пополам за 1 минуту. Если бактерии по различным причинам не будут погибать, то за трое суток 1 бактерия может наплодить 7500 тонн бактерий. Эти бактерии заполнили бы 375 вагонов.

3. “Семейство одной пары мух сможет сожрать лошадь скоростью льва”. (Карл Линней).

Потомство 1 пары мух сможет заполнить куб стороной 140 км, или сможет объять земной шар 40 млрд. раз.

4. Семена 1 одуванчика за 10 лет смогли бы покрыть пространство в 15 раз больше сухой части земли”. (К. А. Тимирязев).

5. Потомство 1 воробья за 4 года сможет покрыть земной шар.

6.Такая же закономерность прослеживается и при физических процессах. Нейтрон, сталкиваясь с ядром урана, разбивает его на 2 части. Получается 2 нейтрона. Эти 2 нейтрона разбивают ядро еще на 4 части. Это - геометрическая прогрессия.

7.Вписанные правильные треугольники составляют геометрическую прогрессию.

8.При повышении температуры химических реакций по арифметической прогрессии, скорость реакций повышается в геометрической прогрессии.

Таким образом, прогрессии встречаются в физике, химии, биологии, геометрии, экономике. По А.Н.Крылову, рано или поздно всякая правильная математическая идея находит применение в том или ином деле. ”Математика – это язык, на котором говорят все точные науки”.(Н.И.Лобачевский)

VI.Решение задач.

1.Работа в парах.

1.Мама предложила сыну на выбор два варианта: давать ему ежедневно на

карманные расходы в течении месяца по 200 тенге в день или дать в первый день 50 тенге,

зато в следующий на 50 тенге больше, в следующий еще на 50 тенге больше и так далее в

течении месяца. Какой вариант выгоднее для сына, если мама с сыном договаривается на

апрель? На март?

2.Подготовку к экзамену начинают с 15 мин. В каждый следующий день ее время

увеличивают на 10 мин. Сколько дней следует готовиться к экзамену в указанном режиме,

чтобы достичь максимальной продолжительности подготовки, не влияющей на здоровье

подростка, 1 час 45 минут.

2.Работа в группах.

А)Кремль - в Москве, Эйфелева башня - в Париже, Статуя Свободы - в Нью-Йорке, часы «Биг-Бен»-в Лондоне, а что в Астане?

«Байтерек» - достопримечательность нашей столицы, по ней зарубежные страны узнают нашу республику,  символ города Астаны. Монумент «Астана – Байтерек» – уникальное архитектурное сооружение из металла, стекла и бетона, масштаб которого ошеломляет: металлическая конструкция высотой 105 метров, весом свыше 1000 тонн стоит и упирается на 500 сваях. Впервые в мире шар диаметром 22 метра и весом 300 тонн из стекла «хамелеон», меняющего цвет в зависимости от солнечного света, был поднят  на высоту ….  метров. Основная идея, которую отражает Монумент «Астана – Байтерек», – это Древо Мира. Узнайте высоту Байтерека по ответу следующего примера.

1) 12; 17; … арифметическая прогрессия, а18 - ?

        а) 39          б) 101         в) 97        г) 92

 Почему его высота именно такая? (в 1997 году Астана стала столицей)

Б) Юноша подарил девушке в первый день 3 цветка, а в каждый последующий день дарил на 2 цветка больше, чем в предыдущий день. Сколько денег он потратил на цветы за две недели, если один цветок стоит 10 рублей? (2240 р)

В)Родители ко Дню рождения своего сына Андрея решили купить и обновить ему мобильный телефон. Для этого они в первый месяц отложили 650 рублей, а в каждый последующий месяц они откладывали на 50 рублей больше, чем в предыдущий.

Какая сумма будет у родителей Андрея через 10 месяцев? (8750)

Критерии оценивания : 3 задачи- «5», 2 задачи-«4», 1 задача- «3»

г) Каждый человек, болеющий гриппом, может заразить за 1 день 4 человека... (Задачу продолжить).

VII. Стадия рефлексии. Подведение итогов работы, постановка домашнего задания.

Домашнее задание: составить кроссворд по теме: «Арифметическая и геометрическая прогрессии».

№ 451 (а, б) 472 (в) 479

Рефлексия. 

Прием «Наряди елочку.». Красный шар-урок был актуальным, полезным, интересным.

Жёлтый шар – ничего нового я не узнал.

Закончить урок я хочу стихотворением С.Я. Маршака.

Желаю вам цвести, расти,

Копить, крепить здоровье,

Оно для дальнего пути –

Главнейшее условие.

Пусть каждый день и каждый час

Вам новое добудет,

Пусть добрым будет ум у вас,

А сердце умным будет.

Вам от души желаю я,

Друзья, всего хорошего.

А всё хорошее, друзья,

Даётся нам недешево.

  • С.Я.Маршак









Прогрессия



Арифметическая аn

Геометрическая bn

1

Определение









2

Пример прогрессии



3

формула n – го члена прогрессии;



4

Формула разности ариф. прогресии/ знаменателя геометрической прогрессии



5

Формула суммы

n – го члена прогрессии;







Прогрессия



Арифметическая аn

Геометрическая bn

1

Определение









2

Пример прогрессии



3

формула n – го члена прогрессии;



4

Формула разности ариф. прогресии/ знаменателя геометрической прогрессии



5

Формула суммы

n – го члена прогрессии;




Карта оценивания учени __ 9 класса _____________________









Задания







Ф.И. учащегося

Устная работа

Формулы

«Я сам» Марафон

Решение задач

Работа в группах

.Доп. задание

Количество баллов

Оценка











































№1 В арифметической прогрессии : -10;-7;-4;-1;… .Найти .

№2 В арифметической прогрессии : -8;-6;-4;-2;… .Найти .

№3 Найдите четвертый член геометрической прогрессии, если .

№4 Найдите третий член геометрической прогрессии, если .

№5 Найдите сумму семи первых членов арифметической прогрессии 10;6;2;… .

№6 Найдите сумму бесконечной геометрической прогрессии

№7 В геометрической прогрессии

№8 Дана арифметическая прогрессия

№9 Дана геометрическая прогрессия

№10 Чему равна сумма трех первых членов арифметической прогрессии

№11 В арифметической прогрессии

№12 В геометрической прогрессии

№13 3;1;… - бесконечно убывающая геометрическая прогрессия. Найдите ее сумму.















Решение задач.

1.Работа в парах.

1.Мама предложила сыну на выбор два варианта: давать ему ежедневно на

карманные расходы в течении месяца по 200 тенге в день или дать в первый день 50 тенге,

зато в следующий на 50 тенге больше, в следующий еще на 50 тенге больше и так далее в

течении месяца. Какой вариант выгоднее для сына, если мама с сыном договаривается на

апрель? На март?

2.Подготовку к экзамену начинают с 15 мин. В каждый следующий день ее время

увеличивают на 10 мин. Сколько дней следует готовиться к экзамену в указанном режиме,

чтобы достичь максимальной продолжительности подготовки, не влияющей на здоровье

подростка, 1 час 45 минут.

2.Работа в группах.

А)Кремль - в Москве, Эйфелева башня - в Париже, Статуя Свободы - в Нью-Йорке, часы «Биг-Бен»-в Лондоне, а что в Астане?

«Байтерек» - достопримечательность нашей столицы, по ней зарубежные страны узнают нашу республику,  символ города Астаны. Монумент «Астана – Байтерек» – уникальное архитектурное сооружение из металла, стекла и бетона, масштаб которого ошеломляет: металлическая конструкция высотой 105 метров, весом свыше 1000 тонн стоит и упирается на 500 сваях. Впервые в мире шар диаметром 22 метра и весом 300 тонн из стекла «хамелеон», меняющего цвет в зависимости от солнечного света, был поднят  на высоту ….  метров. Основная идея, которую отражает Монумент «Астана – Байтерек», – это Древо Мира. Узнайте высоту Байтерека по ответу следующего примера.

1) 12; 17; … арифметическая прогрессия, а18 - ?

        а) 39          б) 101         в) 97        г) 92

 Почему его высота именно такая? ( )

Б) Юноша подарил девушке в первый день 3 цветка, а в каждый последующий день дарил на 2 цветка больше, чем в предыдущий день. Сколько денег он потратил на цветы за две недели, если один цветок стоит 10 рублей?

В)Родители ко Дню рождения своего сына Андрея решили купить и обновить ему мобильный телефон. Для этого они в первый месяц отложили 650 рублей, а в каждый последующий месяц они откладывали на 50 рублей больше, чем в предыдущий.

Какая сумма будет у родителей Андрея через 10 месяцев?



В) Каждый человек, болеющий гриппом, может заразить за 1 день 4 человека... (Задачу продолжить).


13



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока алгебры 9 класса "Арифметическая и геометрическая прогрессия"

Автор: Кузнецова Светлана Геннадьевна

Дата: 08.01.2016

Номер свидетельства: 273624

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Конспект урока по математике на тему: «Арифметическая и геометрическая прогрессии» "
    ["seo_title"] => string(95) "konspiekt-uroka-po-matiematikie-na-tiemu-arifmietichieskaia-i-ghieomietrichieskaia-proghriessii"
    ["file_id"] => string(6) "115169"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1411884612"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Конспект урока по теме "Арифметическая и геометрическая прогрессия" "
    ["seo_title"] => string(81) "konspiekt-uroka-po-tiemie-arifmietichieskaia-i-ghieomietrichieskaia-proghriessiia"
    ["file_id"] => string(6) "124621"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1414752642"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Конспект-урока-геометрическая-прогрессия"
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekt-uroka-ghieomietrichieskaia-proghriessiia"
    ["file_id"] => string(6) "286252"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454318674"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Конспект урока : Арифметическая прогрессия "
    ["seo_title"] => string(48) "konspiekt-uroka-arifmietichieskaia-proghriessiia"
    ["file_id"] => string(6) "234196"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443369392"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Конспект урока математики: Арифметическая прогрессия "
    ["seo_title"] => string(60) "konspiekt-uroka-matiematiki-arifmietichieskaia-proghriessiia"
    ["file_id"] => string(6) "234198"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443369924"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1630 руб.
2500 руб.
1350 руб.
2070 руб.
1530 руб.
2350 руб.
1560 руб.
2400 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства