Просмотр содержимого документа
«Конспект урока математики во 2 классе по теме: " Угол. Прямой угол"»
Урок математики во 2 классе
Образовательная система «Школа 2000…»
Учебник «Математика» - 2 (часть 2), автор Л.Г.Петерсон,
Москва, БИНОМ, 2021.
Учитель начальных классов БОУ города Омска «Гимназия №115»
Соколова Ольга Васильевна
Тема: «Угол. Прямой угол»
Урок 6. (Урок открытия новых знаний)
Основные цели:
Метапредметные
Тренировать умение «слушать» и «слышать», задавать вопросы на понимание и уточнение и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона.
Предметные
1) Сформировать представление об угле и его элементах, умение распознавать, изображать и обозначать углы.
2) Сформировать представление о прямом угле, умение находить прямые углы с помощью угольника.
3) Тренировать умения использовать правила порядка действий в выражениях со скобками, решать текстовые задачи.
Ход урока:
1 Мотивация к учебной деятельности.
– Посмотрите, это … (Ёлочка.)
– Скоро Новый год. Чего же не хватает на ёлке? (Игрушек.)
– Выполняя различные задания, вы нарядите ёлочку. Что необычного в изображении ёлочки? (Она составлена из геометрических фигур.)
– Назовите их. (Треугольники и прямоугольник.)
– А ведь ёлочка вам подсказывает, какому разделу математики будет посвящён урок. (Геометрии.)
– Да, и сегодня вам предстоит узнать новое из области геометрии. Как вы будете узнавать новое? (Повторим необходимое, выполним задание для пробного действия, скорее всего, не получится. Тогда выясним причину затруднения, поставим цель, …)
– Молодцы! С чего начнём? (С повторения необходимого.)
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
Для актуализации знаний можно выполнить задание из учебника № 1, стр. 18
– Вы хорошо поработали, можно украсить ёлочку. Торжественно повесим на неё игрушки.
– Это всё, что вам надо было повторить из области геометрии.
- Что вы повторили? (Что такое плоскость, луч, как строить и называть лучи.)
– Что дальше? (Вы предложите нам задание для пробного действия.)
– Верно. В геометрии много различных фигур. Какие вы знаете? (Точка, луч, отрезок, квадрат, …)
– Среди множества геометрических фигур есть угол. Именно с этой геометрической фигурой будет связано задание для пробного действия.
Задание на пробное действие.
– Откройте рабочие тетради на стр. 11, прочтите № 2. Что в этом задании для вас ново? (Мы ещё никогда не находили среди фигур угол.)
– Как же вы поступите? (Попробуем выполнить это задание.)
– Пробуйте.
− У кого нет ответа? Что вы не смогли сделать?
– Вы зафиксировали, в чём ваше затруднение. Что дальше? (Надо понять причину затруднения.)
3. Выявление места и причины затруднения.
– Какое задание вы выполняли? (Надо было среди фигур найти углы и поставить рядом галочку.)
– Почему возникло затруднение при выполнении задания? (Нам пока неизвестно, что такое угол, каковы признаки этой геометрической фигуры.)
– Молодцы! Поняв причину, дальше надо … (Поставить цель.)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
– Сформулируйте цель ваших дальнейших действий. (Выяснить, что такое угол, выявить его признаки.)
– Назовите тему урока. (Угол.)
– Вспомните этап повторения и скажите, знания о каких геометрических фигурах помогут вам выяснить, что такое угол, как он образуется, каковы его признаки? (Знания о плоскости и луче.)
– Цель поставили, средства выбрали. Начинаем действовать.
5.Реализация построенного проекта.
− Что надо помнить, когда вы работает вместе? (Надо внимательно слушать и слышать, что говорят другие.)
– Запишите в тетрадь названия лучей АВ и АС. Что вы замечаете? (У них общее начало А.)
– Поставьте точку А примерно на середине модели плоскости.
– Начертите лучи АВ и АС. Доведите их до края модели плоскости.
– Разрежьте плоскость по полученным линиям.
– Возьмите меньшую часть плоскости. Вы держите в руках угол.
– Что было у вас перед тем, как вы вырезали эту фигуру? (Модель плоскости.)
– Чем является угол по отношению к плоскости: частью или целым? (Угол является частью плоскости.)
– Какая это часть плоскости: большая или меньшая? (Угол – меньшая часть плоскости.)
– Как вы получили угол? (Провели два луча из одной точки.)
– Что же такое угол? (Угол – это меньшая часть плоскости, ограниченная двумя лучами с общим началом.)
– Оглянитесь вокруг, найдите в окружающей обстановке углы. (…)
– Соедините угол с оставшейся частью плоскости. Точка А – вершина угла, а лучи АВ и АС – стороны угла. Записывают угол так: А.
Открыть на доске эталон угла
– Как вы думаете, почему так записывают угол? (По названию вершины угла.)
– Ещё используют такую запись: ВАС. Что вы заметили в порядке букв в этой записи? (Буква, обозначающая вершину, записана в середине.)
– Почему? (Чтобы было понятно, что А – вершина угла.)
– Вернёмся к заданию для пробного действия. Какие же из фигур углы? Докажите.
– Вы узнали, что такое угол. Что дальше? (Надо научиться использовать новые знания.)
6. Первичное закрепление во внешней речи.
Для первичного закрепления можно выполнить № 3, стр. 18.
Раздать прямоугольные листочки.
– Я предлагаю следующее задание № 4, стр. 18 (У) выполнить, в парах.
Учащиеся выполняют задание самостоятельно.
– Каждый из этих углов называется … прямым углом.
Дописать на доске вторую часть темы.
– Прямые, которые образуют прямой угол, называются перпендикулярными.
– Показывают прямой угол так:
– Прямые углы удобно находить с помощью угольника. Возьмите в руки угольник, найдите и покажите в нём прямой угол.
– Совместите вершину угольника с вершиной любого из этих углов, а одну из сторон угольника с одной из сторон угла. Посмотрите, совпала ли вторая сторона угла со стороной угольника? (Совпала.)
– Теперь вы знаете достаточно для того, чтобы … (Самостоятельно попробовать свои силы.)
После самопроверки проводится рефлексия выполнения задания.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по подробному образцу.
Для самостоятельной работы предложить выполнить № 3, стр. 11 (РТ). Проверка организуется по образцу (Д6.6 или Слайд 9).
AMC или СMА
DBK или KBD – прямой угол
ENF или FNE
– У кого возникли затруднения? В чём их причина?
– Как вы будете справляться с затруднениями? (Выяснять причину, отрабатывать в домашнем задании.)
– Кому всё удалось?
Прикрепить ингушку к ёлочке.
8. На этапе можно выполнить задание № 6 (а), стр. 20 (У) (фронтально), № 8, стр. 20 (У) (у доски с комментарием), № 9, стр. 20 (У) (в парах, с фронтальной проверкой).
Решение заданий:
№ 6 (а)
Три угла. М; Е; К
К – прямой.
№ 8
х – 16 – 32 + 94 – 145 = 144
х = 144 + 145 – 94 + 32 + 16
х = 243
№ 9
3 1 4 2 5 1 2 3 4 5
a + (b – c) + (d + m) + ka + c – d + b – m + n
1 4 2 5 3 4 1 2 5 3
(m – k) + (x – y) + (a – c) m – (a + b – c) + (d + k)
9. – Какую цель вы ставили перед собой на уроке? (Узнать, что такое угол, его признаки.)
– Достигли цели? Докажите.
– Что такое угол? (Это меньшая часть плоскости, ограниченная двумя лучами, имеющими общее начало.)
– Углы бывают разные. С каким видом угла вы познакомились сегодня? (С прямым углом.)
– Как называются прямые, образующие прямой угол? (Перпендикулярные.)
– Как вы находили прямой угол среди углов? (С помощью угольника: совмещали угол и одну из сторон угольника. Потом смотрели, совпадает ли другая сторона угла со стороной угольника.)
– Каким значком обозначают прямой угол?
– Как записывают название углов? (Пишут значок угла и букву, обозначающую вершину угла, или три буквы, причём букву, обозначающую вершину, пишут в середине.)
– Оцените свой вклад в работу класса на уроке.
– Вы сегодня хорошо поработали. И в завершении украсим макушку нашей ёлочки яркой звездочкой.
– Пусть она покрасуется в нашем классе и порадуется вашим успехам. А тем, у кого остались затруднения, поможет поверить в свои силы и напомнит строчку из песенки: «Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться!»