kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока математики в 3 классе по теме: "Таблица и краткая запись задачи (УМК "Перспективная начальная школа")

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность темы урока: во 2-ом классе учащиеся познакомились с существованием краткой записи задачи. На этом уроке они познакомятся с тем, как для её оформления можно использовать таблицу. Подобная форма краткой записи условий и требований задачи имеет ряд преимуществ. Во-первых, запись в виде таблицы системна и информативна. Во-вторых, при такой форме записи учащиеся учатся работать с таблицей, что является очень важным умением с точки зрения дальнейшего обучения: дети готовятся к использованию таблицы при осуществлении краткой записи задач с пропорциональными величинами, а в отдельных случаях краткая запись задачи в виде таблицы может рассматриваться и как пропедевтика изучения функциональной зависимости.

Тип урока: урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями.

Девиз урока: "Кто не стыдится спрашивать, узнает многое; кто стыдиться спрашивать, забудет то, что знал…" (казахская пословица).

Эпиграф к уроку: "Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а, если хотите научиться решать задачи, то решайте их…" (известный американский математик Джордж Пойа в книге "Как решать задачу").

Цель урока: познакомить детей с новым способом составления краткой записи условий и требований задачи – таблицей, научить их правильно оформлять построение таблицы на основе анализа отношений и связей между данными, представленными в задаче.

Задачи урока:

1. Предметные:

  • сосредоточить внимание детей на сути краткой записи условий и требований задачи (ребята должны вспомнить: для чего она нужна и как она строится) и сформировать у них представление о таблице, как одном из возможных вариантов её оформления;
  • научить детей восстанавливать текст и формулировать задачу по представленной им краткой записи, имеющей вид таблицы;
  • научить детей грамотно оформлять краткую запись условий и требований представленной им задачи в виде таблицы, обращая их внимание на выбор ключевых слов, включение числовых данных и вопросительного знака, обозначающего искомое;
  • продолжить формирование у детей умения решать задачи, анализируя текст и интерпретируя в виде схематической модели (осуществляя перевод вербальной модели в схематическую).

2. Метапредметные:

Регулятивные:

  • развивать у детей умение ставить перед собой конкретную цель и совместно с учителем находить эффективные способы её реализации, опираясь на имеющийся у младшего школьника опыт;
  • развивать у детей умение планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации (на основе усвоения алгоритма работы над текстовой задачей);
  • развивать умение младшего школьника контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания: при анализе текста задачи, переводе вербальной модели в схематическую модель-таблицу, оформлении хода решения и ответа;
  • развивать у детей умение объективно анализировать и оценивать собственную работу и работу своих соучеников.

Познавательные:

  • развивать у детей логическое и алгоритмическое мышление при обучении построению вспомогательной модели – краткой записи задачи в виде таблицы– в процессе решения текстовой задачи;
  • развивать у детей аналитические способности, память, внимание, наблюдательность, последовательность рассуждений и их доказательность посредством работы с текстом задачи и её схематической моделью-таблицей, осуществляя перевод из одной модели в другую.

Коммуникативные:

  • развивать математическую речь младших школьников в процессе восстановления текста задачи по представленной им краткой записи, имеющей вид таблицы.

3. Личностные:

  • воспитывать у младших школьников аккуратность при оформлении в тетради краткой записи задачи в виде таблицы;
  • воспитывать у младших школьников умение предельно внимательно слушать учителя и товарищей.

Планируемые результаты:

1. Предметные:

  • дети познакомятся с "таблицей" как одним из вариантов оформления краткой записи условий и требований задачи;
  • дети научатся восстанавливать текст задачи по представленной им краткой записи, имеющей вид таблицы и грамотно оформлять краткую запись условий и требований представленной им задачи в виде таблицы

2. Метапредметные:

  • дети научатся ставить перед собой цель и находить способы её реализации, планировать решение учебной задачи, контролировать работу (при необходимости вносить коррективы), анализировать и оценивать свою работу и работу своих товарищей;

3. Личностные:

  • дети научатся в процессе учебной деятельности контактировать с товарищами и вес-ти диалоги; понимать и выполнять учебные требования, предъявляемые со стороны учи-теля и учебника; давать ответы в виде развёрнутых предложений.

Оборудование:

  • учебник (под редакцией А.Л. Чекина); индивидуальные карточки для устного счёта (раздаточный материал); электронная презентация, подготовленная в программе Microsoft PowerPoint; мультимедийный проектор, экран.

Хронометраж по этапам урока:

  1. Организационный момент (02 мин).
  2. Устный счёт (05 мин).
  3. Актуализация знаний (05 мин).
  4. Изучение нового материала (11 мин).
  5. Физкультминутка (03 мин).
  6. Закрепление изученного материала (15 мин).
  7. Домашнее задание (02 мин).
  8. Итог урока (01 мин).
  9. Оценивание учащихся (01 мин).

Литература:

  • Чекин, А.Л.  Математика: 3 кл.: Учебник: В 2 ч.  / А.Л. Чекин; под ред. Р.Г. Чураковой. – М.: Академкнига/Учебник, 2014. – Ч. 1: 160 с.
  • Захарова, О.А. Математика в вопросах и заданиях: 3 кл.: Тетрадь для самостоятельной работы  № 1 / О.А. Захарова, Е.П. Юдина; под ред. Н. А. Чураковой. – М.: Академкнига/Учебник, 2014. – 96 с.
  • Чекин, А.Л. Математика: 3 кл.: Методическое пособие / А.Л. Чекин; под ред. Р.Г. Чураковой. – М.: Академкнига/Учебник, 2012. – 224 с.

Просмотр содержимого документа
«kratkaya_zapis_zadachi.doc»

Учебно-методический комплект: «Перспективная начальная школа» (Автор учебника: Чекин Александр Леонидович, доктор педагогических наук, доцент кафедры естественных дисциплин и методики их преподавания в начальной школе ФГБОУ ВПО «Московский го-сударственный педагогический университет»).

Тема урока: «Таблица и краткая запись задачи».

Актуальность темы урока: во 2-ом классе учащиеся познакомились с существованием краткой записи задачи. На этом уроке они познакомятся с тем, как для её оформления можно использовать таблицу. Подобная форма краткой записи условий и требований задачи имеет ряд преимуществ. Во-первых, запись в виде таблицы системна и информативна. Во-вторых, при такой форме записи учащиеся учатся работать с таблицей, что является очень важным умением с точки зрения дальнейшего обучения: дети готовятся к использованию таблицы при осуществлении краткой записи задач с пропорциональными величинами, а в отдельных случаях краткая запись задачи в виде таблицы может рассматриваться и как пропедевтика изучения функциональной зависимости.

Тип урока: урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями.

Девиз урока: "Кто не стыдится спрашивать, узнает многое; кто стыдиться спрашивать, забудет то, что знал…" (казахская пословица).



Эпиграф к уроку: "Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а, если хотите научиться решать задачи, то решайте их…" (известный американский математик Джордж Пойа в книге "Как решать задачу").

Цель урока: познакомить детей с новым способом составления краткой записи условий и требований задачи – таблицей, научить их правильно оформлять построение таблицы на основе анализа отношений и связей между данными, представленными в задаче.

Задачи урока:

  1. Предметные:

  • сосредоточить внимание детей на сути краткой записи условий и требований задачи (ребята должны вспомнить: для чего она нужна и как она строится) и сформировать у них представление о таблице, как одном из возможных вариантов её оформления;

  • научить детей восстанавливать текст и формулировать задачу по представленной им краткой записи, имеющей вид таблицы;

  • научить детей грамотно оформлять краткую запись условий и требований представленной им задачи в виде таблицы, обращая их внимание на выбор ключевых слов, включение числовых данных и вопросительного знака, обозначающего искомое;

  • продолжить формирование у детей умения решать задачи, анализируя текст и интерпретируя в виде схематической модели (осуществляя перевод вербальной модели в схематическую).

  1. Метапредметные:

Регулятивные:

  • развивать у детей умение ставить перед собой конкретную цель и совместно с учителем находить эффективные способы её реализации, опираясь на имеющийся у младшего школьника опыт;

  • развивать у детей умение планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации (на основе усвоения алгоритма работы над текстовой задачей);

  • развивать умение младшего школьника контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания: при анализе текста задачи, переводе вербальной модели в схематическую модель-таблицу, оформлении хода решения и ответа;

  • развивать у детей умение объективно анализировать и оценивать собственную работу и работу своих соучеников.

Познавательные:

  • развивать у детей логическое и алгоритмическое мышление при обучении построению вспомогательной модели – краткой записи задачи в виде таблицы – в процессе решения текстовой задачи;

  • развивать у детей аналитические способности, память, внимание, наблюдательность, последовательность рассуждений и их доказательность посредством работы с текстом задачи и её схематической моделью-таблицей, осуществляя перевод из одной модели в другую.

Коммуникативные:

  • развивать математическую речь младших школьников в процессе восстановления текста задачи по представленной им краткой записи, имеющей вид таблицы.

  1. Личностные:

  • воспитывать у младших школьников аккуратность при оформлении в тетради краткой записи задачи в виде таблицы;

  • воспитывать у младших школьников умение предельно внимательно слушать учителя и товарищей.


Планируемые результаты:

  1. Предметные

  • дети познакомятся с "таблицей" как одним из вариантов оформления краткой записи условий и требований задачи;

  • дети научатся восстанавливать текст задачи по представленной им краткой записи, имеющей вид таблицы и грамотно оформлять краткую запись условий и требований представленной им задачи в виде таблицы.

  1. Метапредметные:

  • дети научатся ставить перед собой цель и находить способы её реализации, планировать решение учебной задачи, контролировать работу (при необходимости вносить коррективы), анализировать и оценивать свою работу и работу своих товарищей;

  1. Личностные:

  • дети научатся в процессе учебной деятельности контактировать с товарищами и вес-ти диалоги; понимать и выполнять учебные требования, предъявляемые со стороны учи-теля и учебника; давать ответы в виде развёрнутых предложений.



Оборудование:

  • учебник (под редакцией А.Л. Чекина); индивидуальные карточки для устного счёта (раздаточный материал); электронная презентация, подготовленная в программе Microsoft PowerPoint; мультимедийный проектор, экран.


Хронометраж по этапам урока:

  1. Организационный момент (02 мин).

  2. Устный счёт (05 мин).

  3. Актуализация знаний (05 мин).

  4. Изучение нового материала (11 мин).

  5. Физкультминутка (03 мин).

  6. Закрепление изученного материала (15 мин).

  7. Домашнее задание (02 мин).

  8. Итог урока (01 мин).

  9. Оценивание учащихся (01 мин).

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  • Ребята, давайте улыбнёмся друг другу! Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесёт всем радость общения друг с другом.

  • Но, чтобы нам эффективно потрудиться на данном уроке, необходимо настроиться на работу. Посмотрите внимательно на экран. Перед вами казахская народная пословица. Давайте хором прочитаем её.

Примечание. На Слайде № 1 высвечиваются слова: "Кто не стыдится спрашивать, узнает многое; кто стыдиться спрашивать, забудет то, что знал…".

  • Как вы понимаете данное высказывание? Вы согласны с ним?

Примечание. Выслушиваются мнения ребят, учитель подводит итоги: человек не может знать всего, поэтому не надо бояться спрашивать то, чего не знаешь.

  • Давайте сегодняшний наш урок мы проведём под этим девизом!

  1. Устный счёт.

Примечание. С различными таблицами учащиеся уже много раз встречались. Поэтому им просто необходимо напомнить, как распределяется материал в таблице, как связаны между собой строки и столбцы. На мой взгляд, подобный вариант проведения устного счёта в полном объёме способен реализовать поставленную на данном этапе урока задачу.

  • А начнём мы с устного счёта. Ребята у каждого на парте лежит карточка с заданием. Посмотрите на неё внимательно. Вам необходимо отметить (*) звёздочкой или выделить цветом те клетки таблицы, которые находятся на пересечении строки с примером и столбца, в котором записан его ответ.


38

39

80

60

13

99

56

25

89

50

15

47

30

14 + 36

П

В

З

М

Е

Я

Ч

Ж

В

Р

С

М

И

50 – 12

Е

О

Ц

Э

С

Ф

О

К

Ч

Ы

В

А

П

19 + 41

Л

Д

Т

Ш

В

Г

У

Ы

С

Х

Б

К

Н

70 – 45

И

М

Я

Ж

Х

К

Б

Е

А

Т

Р

Э

Д

18 + 12

Р

К

Е

И

Ч

О

Т

Д

Л

Ж

Ч

Ц

Н

90 – 34

Г

С

У

Ф

Э

У

И

М

О

К

Е

Я

Б

27 + 12

Ц

Е

Д

Ч

Ф

Б

Х

К

И

П

Л

З

С

40 – 25

Б

Т

И

М

С

Ч

Я

Ф

Э

Ы

З

Ж

В

58 + 22

Я

Б

А

М

Ф

Н

Е

Г

К

Щ

У

Х

Ц

60 – 13

Ж

Р

Ф

О

М

Ш

А

Т

И

Ы

Е

Д

У

30 – 17

Н

Т

Л

К

А

Д

С

Ц

Э

З

Я

Б

Ж

75 + 14

Г

О

Б

К

Ц

А

Ш

Е

Ч

Я

В

Ф

У


Приёмы выполнения задания. Дети работают самостоятельно, с последующей проверкой. В конце работы на Слайде № 2 высвечивается карточка с правильно выполненным заданием.

  • Ребята, а теперь посмотрите внимательно на закрашенные "ячейки". Если прочитать все буквы, спускаясь последовательно сверху вниз, можно узнать, чем мы сегодня с вами будем заниматься на уроке (Решение задач).

  • Итак, урок мы посвятим решению задач.


Примечание. На экране высвечивается Слайд № 3:

  • И мне хотелось бы обратить ваше внимание на эпиграф: "Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а, если хотите научиться решать задачи, то решайте их…". Эти слова принадлежат известному американскому математику Джорджу Пойа, автору книги "Как решить задачу". Как вы думаете, что хотел сказать этими словами автор?

Примечание. Выслушиваются мнения ребят, учитель подводит итог.

  1. Актуализация знаний.

  • Ребята, сейчас я предлагаю вам мысленно отправиться в прошлое: давайте вернёмся с вами во 2 класс (в самое начало учебного года) и вспомним один урок математики. Посмотрите внимательно на экран (Слайд № 4):

Примечание. Во 2-ом классе учащиеся познакомились с существованием краткой записи задачи. Информация, представленная на данном слайде, поможет детям вспомнить, для чего нужна краткая запись и как она строится. Таким образом, ребята смогут связать новую тему с ранее изученным материалом.

  • Какую тему мы изучали на этом уроке? ("Краткая запись задачи").

  • И чему же мы научились? (Мы научились составлять краткую запись к задаче в виде опорной схемы).

  • Ребята, о чём нужно помнить, чтобы грамотно составить краткую запись? (Краткую запись необходимо составлять на основе анализа текста задачи; в краткой записи долж-но быть минимальное число условных обозначений; количество вопросительных знаков в краткой записи должно соответствовать количеству действий в задаче).

  • Ребята, откройте, пожалуйста, свои учебники на с. 60 и прочитайте тему нашего сегодняшнего урока ("Таблица и краткая запись задачи").

  • Как вы думаете, ребята, что нового мы узнаем сегодня на уроке? (Как для оформления краткой записи задачи можно использовать таблицу).

  1. Изучение нового материала.

  1. Задание № 206 (с. 60).

Рассмотрите таблицу и ответьте с её помощью на следующие вопросы.



Грибы



Маша



Миша


Всего


43


39


?

Что собирали Маша и Миша?

Сколько грибов нашла Маша?

Сколько грибов нашёл Миша?

Что обозначено в таблице с помощью вопросительного знака?

Сформулируй задачу по данной краткой записи, имеющей вид ТАБЛИЦЫ.

Приёмы выполнения задания. На мой взгляд, авторы учебно-методического комплекта очень удачно подобрали материал для первого задания. Во-первых, созданы условия для зрительного восприятия информации (рассматривая и анализируя таблицу, дети обращают своё внимание на тот факт, каким образом в ней размещены данные числа и вопросительный знак, обозначающий искомое). Во-вторых, очень хорошо продуманы вопросы (отвечая на них, дети с одной стороны: учатся ориентироваться в таблице; а с другой: анализируют текст задачи, которую им ещё только предстоит сформулировать). Так как с различными таблицами учащиеся уже много раз встречались, можно предложить им рассмотреть данную таблицу самостоятельно; далее целесообразно провести фронтальную работу. Таблица и вопросы к ней настолько просты и понятны, что учащиеся не должны испытывать каких-либо затруднений при выполнении этого задания.

  • Что собирали Миша и Маша? (Грибы).

  • Сколько грибов нашла Маша? (43).

  • Сколько грибов нашёл Миша? (39).

  • Что обозначено в таблице с помощью вопросительного знака? (Сколько всего грибов нашли Миша и Маша?).

  • Сформулируй задачу по данной краткой записи, имеющей вид таблицы (Маша нашла 43 гриба, Миша – 39 грибов. Сколько всего грибов нашли Маша и Миша?).

  1. Задание № 207 (с. 60).

Для данной задачи составь краткую запись в виде таблицы.

Первая бригада собрала 450 кг слив, вторая – 500 кг, а третья – 470 кг. Сколько килограммов слив собрали все три бригады?

Приёмы выполнения задания. Данное задание является логическим продолжением предыдущего. Здесь учащимся предлагается самим составить краткую запись к задаче. Предлагаемая задача очень похожа на ту, краткая запись которой была рассмотрена в предыдущем номере. На мой взгляд, работу следует построить следующим образом: детям предлагается внимательно прочитать задачу, проанализировать её, выделив условие и требование. Кстати, можно предложить ребятам поставить вопросы к задаче (аналогично предыдущему заданию). Это как нельзя лучше поможет обратить внимание детей, во-первых, на то, что данных будет не два, а три, поэтому в таблице появится ещё одна графа, а во-вторых, на то, что название граф также изменится: вместо "грибов" будут "сливы", а вместо "Маши" и "Миши" будут "первая бригада", "вторая бригада" и "третья бригада").

  • Ребята, прочитайте внимательно задачу, посмотрите, что известно, что требуется узнать, и подумайте, какие вопросы вы могли бы задать мне и друг другу.

  • Что собирали бригады? (Сливы).

  • Сколько слив собрала первая бригада? (450 кг).

  • Сколько слив собрала вторая бригада? (500 кг).

  • Сколько слив собрала третья бригада? (470 кг).

  • Что требуется узнать в задаче? (Сколько килограммов слив собрали все три бригады?).

  • Итак, ребята, у нас получилось пять вопросов, следовательно, граф в таблице будет тоже…? (Пять).

  • Как мы назовём каждую графу? ("Сливы", "1-я бригада", "2-я бригада", «3-я бригада", "Всего").

  • Каким образом мы должны заполнить 2-ю, 3-ю и 4-ю графы таблицы? (450 кг, 500 кг, 470 кг соответственно).

  • Что мы обозначим в таблице с помощью вопросительного знака? (Сколько килограммов слив собрали все три бригады?).

Примечание. После того, как все детали будут оговорены, учащимся предлагается самостоятельно составить к данной задаче краткую запись в виде таблицы в своих рабочих тетрадях (отметить, что работа выполняется строго простым карандашом, чтобы можно было вносить необходимые коррективы). Учитель наблюдает за работой детей и оказывает помощь тем, кто испытывает затруднение. В конце работы "самопроверяются" (таблица высвечивается на Слайде № 5).



  1. Физкультминутка.

    1. Гимнастика для глаз.

Примечание. Знакомство учащихся с новой темой было основано на показе презентации, подготовленной в программе Microsoft PowerPoint. На мой взгляд, в связи с этим глаза учащихся испытали небольшую нагрузку. Поэтому в целях профилактики нарушения зрения считаю целесообразным провести с ребятами гимнастику для глаз.

  • Указательные пальцы обеих рук поставить перед собою (за каждым пальцем следит свой глаз).

  • Развести пальцы в стороны и свести вместе.

  • Направить пальцы в противоположные стороны на чужие места (каждый глаз следит за своим пальчиком).

  • Вернуться на свои места.

    1. Разминка.

  • На разминку становись: вправо-влево покрутись, повороты посчитай, раз, два, три, не отставай (вращение туловищем вправо и влево).

  • Начинаем приседать – раз, два, три, четыре, пять; тот, кто делает зарядку, может нам сплясать вприсядку (приседания).

  • А теперь поднимем ручки и опустим их рывком, будто прыгаем мы с кручи летним солнечным деньком (дети поднимают прямые руки над головой, потом резким движением опускают их и отводят назад, потом резким движением снова вверх и т.д.).

  • А теперь ходьба на месте, левой-правой, стой раз-два (ходьба на месте); мы за пар-ты сядем, вместе вновь возьмёмся за дела (дети садятся за парты).

  1. Закрепление изученного материала.

  1. Задание № 208 (с. 60 – 61).

Сформулируй задачу по данной краткой записи.



Время в пути



1-й день



2-й день




4 часа


? В 2 раза больше




Реши задачу. Вычисли и запиши ответ.

Измени требование задачи так, чтобы она решалась в два действия.

Составь краткую запись к этой задаче, дополнив данную таблицу ещё одной графой.

Реши задачу. Вычисли и запиши ответ.

Приёмы выполнения задания. Учащимся предлагается сформулировать задачу по данной краткой записи. Задание подобного рода детям уже встречалось, поэтому они не должны испытывать каких-либо затруднений при его выполнении. Но предлагаемая краткая запись имеет одну особенность: стрелка. Поэтому необходимо заострить внимание учащихся на том, что стрелку мы используем для того, чтобы показать какие величины находятся в отношении "быть больше в 2 раза". Далее дети самостоятельно составляют задачу по данной краткой записи, после чего большинством выбирается самая интересная, которую учитель и предлагает решить. К доске вызывается один ученик, остальные работают в тетрадях. Далее необходимо обратить внимание детей на то, что данная таблица содержит "пустые" графы, обозначенные пунктирной линией. Это имеет отношение ко второй части задания: теперь ребятам необходимо изменить требование задачи так, чтобы она решалась в два действия, и, дополнив таблицу ещё одной графой, составить к за-даче краткую запись. Задание ребята выполняют самостоятельно в тетради, учитель наблюдает за их работой. Затем к доске вызывается один ученик, который оформляет решение и ответ задачи.

  • Ребята, посмотрите внимательно на данную краткую запись.

  • Подумайте и скажите, для чего здесь нужна стрелка? (С помощью стрелки мы показываем, что одна величина больше другой в 2 раза).

  • Сформулируйте задачу по данной краткой записи (Туристы в первый день были в пути 4 часа, во второй день – в 2 раза больше. Сколько часов туристы были в пути во второй день?).

  • Сможем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? (Да).

  • Каким действием? (Умножением).

  • Запишем решение задачи и ответ:

4 2 = 8 (ч.) – время в пути во второй день.

Ответ: 8 часов.

  • Измените требование задачи так, чтобы она решалась в два действия? (Сколько всего были в пути туристы?).

  • Как изменится краткая запись к задаче? (В таблице появится дополнительная графа).

  • Как мы обозначим новую графу? (Обозначим графу словом "Всего" и поставим в соответствующей клетке вопросительный знак).



Время в пути



1-й день



2-й день


Всего


4 часа


? В 2 раза больше


?


  • Запишем решение задачи и ответ:

4 2 = 8 (ч.) – время в пути во второй день.

4 + 8 = 12 (ч.) – всего.

Ответ: 12 часов.

  1. Задание № 209 (с. 61).

Какая из следующих кратких записей соответствует задаче на разностное сравнение?



Отличники



3 «А»



3 «Б»


Всего


8


4


?




Отличники



3 «А»



3 «Б»


На сколько больше?


8


4


?




Отличники



3 «А»



3 «Б»


Во сколько раз больше?


8


4


?




Отличники



3 «А»



3 «Б»


На сколько меньше?


8


4


?


Сформулируй задачи на разностное сравнение. Реши их. Вычисли и запиши ответ.

Приёмы выполнения задания. В данном задании учащимся предлагается распознать по краткой записи, имеющей вид таблицы, задачу на разностное сравнение. С задачами на разностное сравнение дети знакомились в предыдущих классах, поэтому им не составит особого труда самостоятельно определить, что из четырёх предложенных кратких записей к задачам на разностное сравнение будут относиться только две, в которых требование сформулировано в виде вопросов "На сколько больше?" и "На сколько меньше?". Решение задач учащиеся записывают в рабочих тетрадях, один ученик комментирует.

  • Ребята, рассмотрите внимательно таблицы. Какая из следующих кратких записей соответствует задаче на разностное сравнение? (Вторая и четвёртая).

  • Сформулируйте задачи по данным кратким записям:

В 3 «А» было 8 отличников, а в 3 «Б» – 4 отличника. На сколько отличников больше в 3 «А», чем в 3»Б»?

В 3 «А» было 8 отличников, а в 3 «Б» – 4 отличника. На сколько отличников меньше в 3 «Б», чем в 3»А»?

  • Что особенного вы заметили в этих задачах? (Условие одинаковое).

  • Чем отличаются задачи? (Требованием).

  • Что нужно сделать, чтобы ответить на вопросы "На сколько больше?" и "На сколько меньше?" (Чтобы узнать, на сколько одно число больше (меньше) другого, надо из большего числа вычесть меньшее).

  • Можно ли утверждать, что решения первой и второй задачи будут одинаковыми? (Да, решения этих задач ничем отличаться не будут; отличие проявится лишь при записи ответа).

  • Оформим решения задач в тетради:

8 – 4 = 4 (отл.) – больше в 3 «А», чем в 3 «Б».

Ответ: на 4 отличника больше.

8 – 4 = 4 (отл.) – меньше в 3 «Б», чем в 3 «А».

Ответ: на 4 отличника меньше.

  1. Задание № 210 (с. 62).

Сделай краткую запись к следующей задаче, заполнив в тетради данную таблицу.

В первом гараже стояло 12 легковых автомобилей, а грузовых на 3 больше, чем легковых. Во втором гараже стояло 20 легковых и 12 грузовых автомобилей. Сколько всего автомобилей стояло в двух гаражах?



1-й гараж



2-й гараж


Всего


Легковые



?


?




?


Грузовые



?


?


Реши задачу с использованием краткой записи. Вычисли и запиши ответ.

Приёмы выполнения задания. Учащимся предлагается сделать краткую запись к данной задаче, заполнив таблицу в рабочей тетради. Для этого им достаточно внести данные в соответствующие клеточки таблицы. Задание выполняется в тетрадях и у доски с комментированием. К доске по очереди выходят пять ребят, каждый из которых обозначает в таблице один вопрос (таблица на доске (на оборотной стороне) чертится заранее, до урока). Решение задачи ребятам предлагается оформить дома.

  • Ребята, прочитайте внимательно задачу.

  • Сколько легковых автомобилей стояло в первом гараже? (12).

  • Сколько грузовых автомобилей стояло в первом гараже? (Неизвестно, но мы знаем, что их было на 3 больше, чем легковых).

  • Каким образом мы отразим это на краткой записи к задаче? (В клеточке, которая соответствует числу грузовых автомобилей в первом гараже, поставим вопросительный знак и напишем "На 3 больше").

  • Сколько легковых автомобилей стояло во втором гараже? (20).

  • Сколько грузовых автомобилей стояло во втором гараже? (12).

  • Что требуется узнать в задаче? (Сколько всего автомобилей стояло в двух гаражах).

  • Дома, ребята, вам предстоит решить эту задачу, используя данную краткую запись.



1-й гараж



2-й гараж


Всего


Легковые



12


20




?


Грузовые



? на 3 б.


12


  1. Домашнее задание.

    1. Задание № 210 (с. 62).

Примечание. На уроке дети сделали краткую запись к задаче, заполнив в тетради данную таблицу. По ходу заполнения таблицы задача была подробно разобрана и тщательно проанализирована. Поэтому ре-бята дома без проблем смогут самостоятельно оформить решение и ответ задачи.

Решение:

    1. 12 + 3 = 15 (м) – грузовых в 1-ом гараже.

    2. 12 + 15 = 27 (м) – в 1-ом гараже.

    3. 20 + 12 = 32 (м) – во 2-ом гараже.

    4. 27 + 32 = 59 (м) – всего).

Ответ: 59 машин.

    1. Задание № 211 (с. 62).

По данной круговой схеме сформулируй две задачи и сделай для них краткие записи в виде таблицы.

Приёмы выполнения задания. В данном задании сопоставляются два вида работы над сюжетной задачей: составление краткой схемы и составление краткой записи. Авторы учебно-методического комплекта предлагают учащимся сначала поработать с круговой схемой, сформулировав по ней простую задачу на сложение, а уже потом сделать для этой сформулированной задачи краткую запись в виде таблицы. Ребята уже довольно хорошо ориентируются в схемах, построенных на кругах Эйлера – Венна, поэтому они без особых затруднений самостоятельно смогут сформулировать данные задачи. Проверка выполненного задания производится на следующем уроке в рамках этапа "Актуализация ранее полученных знаний".

  1. Итог урока.

  • Какую тему изучали сегодня на уроке? ("Таблица и краткая запись задачи").

  • Что нового узнали? (Для оформления краткой записи задачи можно использовать таблицу).

  • Чему научились? (Формулировать задачу по данной краткой записи, имеющей вид таблицы, и составлять краткую запись в виде таблицы для данной задачи).

  • Какие трудности возникли у вас на уроке? Подумайте и скажите, какие вопросы вы хотели бы мне задать?

  1. Оценивание учащихся.

Примечание. Количественное оценивание.



Литература:

  • Чекин, А.Л. Математика: 3 кл.: Учебник: В 2 ч. / А.Л. Чекин; под ред. Р.Г. Чураковой. – М.: Академкнига/Учебник, 2014. – Ч. 1: 160 с.

  • Захарова, О.А. Математика в вопросах и заданиях: 3 кл.: Тетрадь для самостоятельной работы № 1 / О.А. Захарова, Е.П. Юдина; под ред. Н. А. Чураковой. – М.: Академкнига/Учебник, 2014. – 96 с.

  • Чекин, А.Л. Математика: 3 кл.: Методическое пособие / А.Л. Чекин; под ред. Р.Г. Чураковой. – М.: Академкнига/Учебник, 2012. – 224 с.



Просмотр содержимого презентации
«kratkaya_zapis_zadachi»

"Кто не стыдится спрашивать, узнает многое; кто стыдиться спрашивать, забудет то, что знал…"

14 + 36 38 50 – 12 П 39 Е 80 19 + 41 В О 70 – 45 З Л 60 18 + 12 И Ц 13 М Д Е Р 99 90 – 34 Э М Т Я Г С 27 + 12 Я 56 Ш К Ц Ф Ч Ж 40 – 25 С 25 В Е О И Ж Г У 89 Х Е Б 58 + 22 Ч К Я 50 В 60 – 13 Ф К Д Т У 15 О Э Ч Ч 30 – 17 Р Ж Б И Б Ы Ы Н Ф У 75 + 14 С С 47 М Т Е А Р Г Б В Ф С Т М И 30 А М Х Д А О Ф Т И Б Ч О Л Х М Л М Б П О Р К К Ж Н К Я Ч К И А Ш К Н Э Ф Е Е Ц П Д А Ц Г Д Э А Л К Ы Т С Я Н Ш Ц Б Щ З И З У С Е Ы Э Ж З Ч Е Х В Я Я Д Ц В У Б Ж Ф У

14 + 36

38

50 – 12

П

39

Е

80

19 + 41

В

О

70 – 45

З

Л

60

18 + 12

И

Ц

13

М

Д

Е

Р

99

90 – 34

Э

М

Т

Я

Г

С

27 + 12

Я

56

Ш

К

Ц

Ф

Ч

Ж

40 – 25

С

25

В

Е

О

И

Ж

Г

У

89

Х

Е

Б

58 + 22

Ч

К

Я

50

В

60 – 13

Ф

К

Д

Т

У

15

О

Э

Ч

Ч

30 – 17

Р

Ж

Б

И

Б

Ы

Ы

Н

Ф

У

75 + 14

С

С

47

М

Т

Е

А

Р

Г

Б

В

Ф

С

Т

М

И

30

А

М

Х

Д

А

О

Ф

Т

И

Б

Ч

О

Л

Х

М

Л

М

Б

П

О

Р

К

К

Ж

Н

К

Я

Ч

К

И

А

Ш

К

Н

Э

Ф

Е

Е

Ц

П

Д

А

Ц

Г

Д

Э

А

Л

К

Ы

Т

С

Я

Н

Ш

Ц

Б

Щ

З

И

З

У

С

Е

Ы

Э

Ж

З

Ч

Е

Х

В

Я

Я

Д

Ц

В

У

Б

Ж

Ф

У

Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а, если хотите научиться решать задачи, то решайте их… Джордж Пойа  известный американский математик

Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а, если хотите научиться решать задачи, то решайте их…

Джордж Пойа

известный американский математик

Маша, как тебе удаётся так быстро решать задачи? В центре большого пруда на острове находилось несколько гусей. После того, как к ним приплыло ещё 5 гусей, на острове стало  12 . Сколько гусей было сначала на острове? Было - ?  гус Приплыло – 5 гус Стало – 12 гус 2 КЛАСС Миша, я делаю краткую запись. Она помогает помнить условие и требование задачи, а также находить её решение

Маша, как тебе удаётся так быстро решать задачи?

В центре большого пруда на острове находилось несколько гусей. После того, как к ним приплыло ещё 5 гусей, на острове стало 12 . Сколько гусей было сначала на острове?

Было - ? гус

Приплыло 5 гус

Стало 12 гус

2 КЛАСС

Миша, я делаю краткую запись.

Она помогает

помнить условие и требование задачи,

а также находить её решение

Задание 207 ( ПРОВЕРЬ СЕБЯ )    Сливы   1-я бригада   2-я бригада 450 кг   3-я бригада 500 кг  470 кг Всего ?

Задание 207

( ПРОВЕРЬ СЕБЯ )

Сливы

1-я бригада

2-я бригада

450 кг

3-я бригада

500 кг

470 кг

Всего

?


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Автор: Сироткина Светлана Олеговна

Дата: 25.11.2014

Номер свидетельства: 135618

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства