2. Устный счет. Слайд 3-6. ● Вы обратили, наверное, уже внимание на то, что алгоритм решения неравенств с одной переменной сходен с алгоритмом решения уравнений. Что значит решить неравенство? Какие свойства используются при решении неравенств? 1. Решите неравенство: 1) – 2х 6; 3) – 2х ≤ 6; 4) – х 2. Найдите решение неравенства: 1) 0 • х 4) 0 • х - 5; 5) 0 • х ≤ 0; 6) 0 • x 0. 4. Найди ошибку в решении неравенств. Объясни почему допущена ошибка. -5(x-1)+3 ≤ 1-3(x+2) -5x+5+3 ≤ 1-3x-6 -5x+3x ≤ 1-6-8 -2x ≤ -13 x ≤ 6,5 Ответ: (-∞;6,5] Поставить оценки в лист самоконтроля. 3. Историческая справка. Проектно-исследовательская работа. Слайд 7-15. Ребята работают над проектом «Неравенства такая штука – без правил не решить! Я тайну всех неравенств попробую открыть». К сегодняшнему уроку они подготовили один из пунктов своего проекта «Историческая справка о неравенствах». Понятиями неравенства пользовались уже древние греки. Например, Архимед (III в. до н. э.), занимаясь вычислением длины окружности, указал границы числа . Ряд неравенств приводит в своём трактате «Начала» Евклид. Он, например, доказывает, что среднее геометрическое двух чисел не больше их среднего арифметического и не меньше их среднего гармонического. Однако все эти рассуждения древние учёные проводили словесно, опираясь в большинстве случаев на геометрическую терминологию. Современные знаки неравенств появились лишь в XVII— XVIII вв. В 1631 году английский математик Томас Гарриот ввел для отношений «больше» и «меньше» знаки неравенства , употребляемые и поныне. Однако все эти рассуждения проводили словесно, опираясь в большинстве случаев на геометрическую терминологию. Современные знаки неравенств появились лишь в XVII— XVIII вв. Знаки ввел английский математик Томас Гарриот (1560—1621) года жизни. Он был первым алгебраистом XVII века, являлся воспитанником Оксфордовского университета составитель ценного описания и карты исследованной им части Северной Америки, карты Луны, которую он наблюдал через зрительную трубу в одно время с Галилеем. Новыми полезными знаками Гарриота явились знаки и Символы и ≥ были введены в 1734 году французским математиком Пьером Буге́ром. 4. Работа в парах. Слайд – 16. Учащиеся выполняют проверочный тест по теме «Решение неравенств с одной переменной». (Тест создан в программе PowerPoint). Поставить оценки в лист самоконтроля. 5. Работа по обучающим модулям. Решение более сложных неравенств. Слайд 17 – 18. У каждого ученика на столе лежит обучающий модуль для рассмотрения более сложных неравенств. Обучающие модули. Пример 1. Решим неравенство Умножим обе части неравенства на наименьший общий знаменатель дробей, входящих в неравенство, т. е. на положительное число 15: | | Раскроем скобки: | | Приведём подобные слагаемые: | | Сгруппируем в левой части слагаемые с переменной, а в правой - без переменной: | | Приведём подобные слагаемые: | | Разделим обе части неравенства на отрицательное число -19, меняя при этом знак неравенства на противоположный: | | Ответ: | | Пример 2. Решим неравенство 2. Умножим обе части неравенства на наименьший общий знаменатель дробей, входящих в неравенство, т. е. на положительное число 6: | - 2 6 | Приведём подобные слагаемые: | 2х – 3х 12 | Разделим обе части на отрицательное число – 1, изменив знак неравенства на противоположный: | - х 12 | Ответ: | х - 12 или (- ∞; -12) | По вариантам. 1. I вариант № 984 (а)- самостоятельно, 1 ученик у доски. II вариант № 984 (б)- самостоятельно, 1 ученик у доски. 2. И. Е. Феоктистов. Дидактический материал. с. 72 Самостоятельная работа № 19. Вариант 3 № 4. 3. Решить неравенство: – с комментированием у доски Поставить оценки в лист самоконтроля. 6. Решение задач с помощью неравенств. Слайд 19- 21. 1 ученик у доски с комментированием 1. Туристы отправились на моторной лодке по течению реки и должны вернуться обратно к стоянке не позднее чем через 3 часа. На какое расстояние могут отъехать туристы, если скорость течения реки 2 км/ч, а скорость в стоячей воде 18 км/ч? Решение. Ответ: не больше чем на 26 и две третьих км. |