План-конспект урока по математике « Измерение углов» 5 класс
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Примечание
I Организационный момент
Доброе утро, ребята. Садитесь.
II Мотивация деятельности
Обратите внимание на доску. Что вы видите?
{наводящие вопросы: какие приборы, где происходит? }
Высказывают мнения, должны прийти к выводу, что измеряют углы.
Слайд 1
III Актуализация знаний
А давайте вспомним, что мы знаем об углах.
- Стороны угла – это …
- На рисунке изображен угол …
- На рисунке изображено …
- .
- .
Лучи
FED
6 углов
160=90+70
210=180+30
Слайды 2,3
IV Постановка проблемной задачи
У каждого из вас на столе лежат несколько углов. Покажите мне острый угол, тупой угол и прямой угол. А как доказать, что острый угол меньше прямого?
Наложение – это не строгое доказательство, при сравнении углов сравниваем величины углов, которые выражаются числами.
Какие из углов являются острыми, тупыми, прямыми? Ответ аргументируют по примеру слайдов 13,14
Показывают.
Отвечают наложить\сравнить
Нужно найти величину угла, то есть измерить.
Слайд8
V Определение темы урока
Обратите внимание на доску. Решите примеры устно, отгадайте ребус и запишите в тетрадь ответ.
Ребята, как вы думаете, на какой вопрос мы сейчас ответили?
Таким образом, тема сегодняшнего урока «Транспортир. Измерение углов»
Решают, получают ответ.
С помощью чего можно измерить угол.
Слайд 4,5
VI Изучение новой темы
Итак, возьмите в руки транспортиры. Какие сходства и какие различия имеют транспортир и линейка?
Сколько делений имеет транспортир?
Одно деление транспортира называют градусом. Ребята, интересно, а почему и температуру измеряют в градусах, и углы? А термометр совсем не похож на транспортир? Кто хочет подготовить сообщение о том, почему единица измерения углов называется «градус»?
А теперь, давайте попробуем сформулировать алгоритм измерения угла. Я буду показывать, а вы проговариваете, что я делаю.
Приборы для измерения величин, имеется шкала и начало отсчета. Отличия: линейкой измеряют прямые линии, транспортиром дуги.
180
Совместить центр транспортира с вершиной угла. Расположить транспортир таким образом, чтобы одна его сторона проходила через начало отсчета. Выбрать соответствующую шкалу и определить, через какое деление проходит вторая сторона угла.
Слайд 6
Слайд 7
Просмотр содержимого документа
«План конспект урока»
Просмотр содержимого документа
«практическая работа_измерение углов»
Просмотр содержимого презентации
«ИЗМЕРЕНИЕ УГЛОВ. Транспортир»
1. Стороны угла – это:
а) отрезки; б) лучи; в) прямые.
2. На рисунке 1 изображен угол:
а) FЕD;
б) EFD;
в) FDE.
3. На рисунке 2 изображено:
а) 3 угла;
б) 5 углов;
в) 6 углов
4. Представьте число 160 в виде суммы двух слагаемых, одно из которых равно 90.
5. Представьте число 210 в виде суммы двух слагаемых, одно из которых равно 180.
Чем измерить угол?
1) 26 + 33 Е. - 69; Т. - 59; К. - 58.
2) 58 – 34 Р. - 24; У. - 28; А. - 34.
3) 18 · 3 О. - 32; А. - 54; Е. - 44.
4) 42 : 7 К. - 28; М. - 7; Н. - 6.
5) 15 · 5 С. - 75; К. - 25; О. - 20.
6) 32 – 16 К. - 26; И. - 22; П. - 16
7) 36 · 4 А. - 72; И. - 96; О. - 144.
8) 72 : 9 Р. - 8; К. - 9; Л. - 7.
9) 44 + 56 Т. - 100; А. - 82; Е. - 90.
10) 280 : 4 А. - 7; У. - 80; И. - 70.
11) 35 · 20 Н. - 70; К. - 15; Р. - 700
Т
Р
А
Н
С
П
О
Р
Т
И
Р
ИЗМЕРЕНИЕ УГЛОВ.
10
0
10
20
30
40
50
60
70
80
100
110
120
130
140
160
150
170
180
90
1 градус
О
Объяснить устройство транспортира, закрепить единицы измерения углов.
Одно деление транспортира = 1 ° (один градус)
1 ° (один градус) – единица измерения углов
Как измерить угол
1. Совместить центр транспортира с вершиной угла.
55°
2. Расположить транспортир таким образом, чтобы одна сторона угла проходила через начало отсчета.
Формирование совместно с учащимися на основе предыдущих измерений правила измерения углов с помощью транспортира
3. Выбрать соответствующую шкалу и определить, через какое деление проходит вторая сторона угла.
10
0
10
20
30
40
50
60
70
80
100
110
120
130
140
160
150
170
180
C
M
B
90
F
D
О
тренировочные упражнения на нахождение градусной меры угла
AOE = 180 °
AOD = 140 °
AOB = 50 °
AOF = 35 °
AOC = 90 °
AOM = 122 °
О
А
А
О
В
О
В
А
А
Самоконтроль и коррекция знания правила учащихся. Можно провести фронтально, можно скопировать слайды 6 – 12 в отдельную презентацию в случае проведения урока в компьютерном классе для индивидуальной проработки правила каждым учащимся.
В
О
В
Проверь себя!
Верно ли приложен транспортир?
С
Е
D
Самоконтроль и коррекция знания правила учащихся. Можно провести фронтально, можно скопировать слайды 6 – 12 в отдельную презентацию и в случае проведения урока в компьютерном классе для индивидуальной проработки правила каждым учащимся.
Верно
Не верно
Проверь себя!
Верно ли приложен транспортир?
F
M
K
Самоконтроль и коррекция знания правила учащихся. Можно провести фронтально, можно скопировать слайды 6 – 12 в отдельную презентацию и в случае проведения урока в компьютерном классе для индивидуальной проработки правила каждым учащимся.
Верно
Не верно
Проверь себя!
Верно ли приложен транспортир?
B
M
Самоконтроль и коррекция знания правила учащихся. Можно провести фронтально, можно скопировать слайды 6 – 12 в отдельную презентацию и в случае проведения урока в компьютерном классе для индивидуальной проработки правила каждым учащимся.
P
Верно
Не верно
Найдите градусную меру угла
60° или 120°?
D
E
C
Самоконтроль и коррекция знания правила учащихся. Можно провести фронтально, можно скопировать слайды 6 – 12 в отдельную презентацию и в случае проведения урока в компьютерном классе для индивидуальной проработки правила каждым учащимся.
CED – острый.
Острый угол меньше прямого угла.
CED = 60°, 60° меньше 90°
Найдите градусную меру угла
50° или 130°?
D
O
C
Самоконтроль и коррекция знания правила учащихся. Можно провести фронтально, можно скопировать слайды 6 – 12 в отдельную презентацию и в случае проведения урока в компьютерном классе для индивидуальной проработки правила каждым учащимся.
DOC – тупой.
Тупой угол больше прямого угла.
DOC = 130°, 130° больше 90°
60°
90°
2)
1)
3)
35°
5)
6)
90°
4)
150°
Практическая работа для отработки умения измерять углы с помощью транспортира в «ручном» режиме, у каждого ученика должен быть бумажный экземпляр задания и транспортир.
135°
1 вариант №1,3,5
2 вариант №2,4,6
Кроссворд
В выделенных клеточках вы прочтете название еще одного прибора для измерения углов.
- Единица измерения углов.
- Любой угол разделяет плоскость на две…
- Угол, больше прямого.
- Угол, величина которого равна 180.
- Угол меньше прямого.
- Геометрическая фигура, которая состоит из точки и двух лучей, исходящих из этой точки.
- Угол, равный 90?.
- Луч, исходящий из вершины угла и делящий его на два равных угла.
- Прибор для построения и измерения углов.
- Раздел математики, в котором рассматриваются свойства фигур.
Дополнительное занимательное задание. Ученикам выдается задание на бумажном носителе, после чего всем классом разгадывают кроссворд, по порядку отгадывая слова. Проводится по усмотрению учителя.
Проверка кроссворда
Г
Р
А
Д
У
С
Проверка кроссворда
О
Г
Б
Р
Л
А
А
Д
С
У
Т
С
Ь
Проверка кроссворда
О
Г
Б
Р
Л
А
А
Д
С
У
Т
Т
С
У
Ь
П
О
Й
Проверка кроссворда
О
Г
Р
Б
Р
А
Л
А
З
А
Д
В
С
Т
Е
У
Т
У
Р
С
Ь
Н
П
О
У
Й
Т
Ы
Й
Проверка кроссворда
О
Г
Р
Б
Р
А
Л
А
З
А
Д
В
С
Т
Е
Т
У
У
Р
С
Ь
О
Н
П
С
О
У
Й
Т
Т
Ы
Р
Й
Ы
Й
Проверка кроссворда
О
Г
Р
Б
Р
А
Л
А
З
А
Д
С
В
У
Е
У
Т
Т
С
У
Р
Г
Ь
О
О
Н
П
Л
С
У
О
Т
Т
Й
Р
Ы
Й
Ы
Й
Проверка кроссворда
О
Г
Р
Б
А
Р
Л
А
З
А
Д
С
В
У
Т
У
Т
Е
Г
Р
У
С
Ь
О
Н
О
П
П
Л
С
Р
О
У
Т
Я
Т
Й
Р
М
Ы
Ы
Й
О
Й
Й
Проверка кроссворда
О
Г
Р
Б
А
Р
Л
А
З
А
Д
С
В
Т
Е
Т
У
У
Р
Г
У
С
Ь
О
О
Н
П
П
С
Л
У
О
Р
Т
Я
Й
Т
Ы
Б
Р
М
И
Й
Ы
О
Й
Й
С
С
Е
К
Т
Р
И
С
А
Проверка кроссворда
О
Г
Р
Б
Р
Т
А
Л
А
З
Р
А
Д
В
А
С
У
Н
У
Е
Т
Т
С
С
У
Г
Р
Ь
П
Н
О
О
П
П
Л
С
О
Р
У
О
Т
Я
Т
Й
Р
Р
Ы
М
Б
Т
Ы
И
И
Й
О
Р
Й
С
Й
С
Е
К
Т
Р
И
С
А
Проверка кроссворда
О
Г
Р
Б
А
Р
Т
Л
А
З
А
Р
Д
В
С
А
Г
Т
Т
Н
Е
У
Е
У
Р
У
С
Г
О
С
Ь
П
О
М
О
Н
П
П
Е
С
Л
Р
О
У
О
Р
Т
Й
Т
Т
Я
Р
Б
Р
Ы
М
Т
И
И
И
Й
Ы
О
Р
Я
Й
С
Й
С
Е
К
Т
Р
И
С
А
Проверка кроссворда
Астролябия
Астролябия - сложный угломерный инструмент для определения положения звезд. Он появился еще в Древней Греции. К IX в. астролябия получила широкое распространение в странах арабского Востока, где с ее помощью решали многие практические задачи. Например, определяли время, продолжительность дня и ночи, измеряли горизонтальные углы на поверхности Земли, осуществляли различные математические вычисления.
Итог кроссворда