kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Решение прикладных задач с использованием формул комбинаторики и теории вероятностей

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование формул комбинаторики и теории вероятностей к решению прикладных задач

В НАШЕ ВРЕМЯ ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И ЕЕ СЛЕДСТВИЯ МОГУТ ПРИМЕНЯТЬСЯ В САМЫХ РАЗЛИЧНЫХ И ПОРОЙ НЕОЖИДАННЫХ ОБЛАСТЯХ ЖИЗНИ: ПРИ ИГРЕ НА БИРЖЕВОМ РЫНКЕ, В ИГРОВЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ, В СПОРТЕ, БИЗНЕСЕ. ТАКИМ ОБРАЗОМ, МЫ ПОРОЙ САМИ МОЖЕМ И НЕ ДОГАДЫВАТЬСЯ О ТОМ,ЧТО ПРАКТИЧЕСКИ  ЛЮБУЮ СИТУАЦИЮ В ЖИЗНИ МОЖНО РАССЧИТАТЬ, ИСХОДЯ ИЗ УЧЕНИЙ О ТЕОРИИ ВЕРОЯТНОСТЕЙ, ЧТО  ПОДТВЕРЖДАЕТ  АКТУАЛЬНОСТЬ  ТЕОРИИ  В  НАСТОЯЩЕЕ  ВРЕМЯ!!! 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Решение прикладных задач с использованием формул комбинаторики и теории вероятностей »

Харьковская гимназия № 152 учитель математики Пономаренко Юлия Викторовна

Харьковская гимназия № 152 учитель математики

Пономаренко

Юлия Викторовна

Использование формул комбинаторики и теории вероятностей при решении прикладных задач

Использование формул комбинаторики и теории вероятностей при решении прикладных задач

Комбинаторика – это раздел математики, посвященный решению задач на перебор различных вариантов, удовлетворяющих каким-либо правилам или условиям. Блез Паскаль Пьер Ферма  Октысюк У. С. 2007

Комбинаторика – это раздел математики, посвященный решению задач на перебор различных вариантов, удовлетворяющих каким-либо правилам или условиям.

Блез Паскаль

Пьер Ферма

Октысюк У. С. 2007

Основателями теории вероятностей были французские математики Б. Паскаль и П. Ферма и голландский ученый Х. Гюйгенс   Б.Паскаль П.Ферма Х. Гюйгенс Строгое логическое обоснование теории вероятностей произошло в XX в. и связано с именами советских математиков С. Н. Бернштейна и А. Н. Колмогорова.  Важнейший этап теории вероятностей связан с именем швейцарского математика Я. Бернулли. Им было дано доказательство частного случая закона больших чисел, так называемой теоремы Бернулли .  Я. Бернулли А. Н. Колмогоров  С. Н. Бернштейна

Основателями теории вероятностей были французские математики Б. Паскаль и П. Ферма и голландский ученый Х. Гюйгенс

Б.Паскаль

П.Ферма

Х. Гюйгенс

Строгое логическое обоснование теории вероятностей произошло в XX в. и связано с именами советских математиков С. Н. Бернштейна и А. Н. Колмогорова.

Важнейший этап теории вероятностей связан с именем швейцарского математика Я. Бернулли. Им было дано доказательство частного случая закона больших чисел, так называемой теоремы Бернулли .

Я. Бернулли

А. Н. Колмогоров

С. Н. Бернштейна

Применение теории вероятностей Теория вероятностей В гуманитарных науках(для шифровки и дешифровки текста В азартных играх В точных науках (математике, физике) В природоведческих науках(биология, генетика)

Применение теории вероятностей

Теория вероятностей

В гуманитарных

науках(для шифровки

и дешифровки текста

В азартных

играх

В точных

науках

(математике,

физике)

В природоведческих

науках(биология,

генетика)

Актуальность

Актуальность

  • В НАШЕ ВРЕМЯ ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И ЕЕ СЛЕДСТВИЯ МОГУТ ПРИМЕНЯТЬСЯ В САМЫХ РАЗЛИЧНЫХ И ПОРОЙ НЕОЖИДАННЫХ ОБЛАСТЯХ ЖИЗНИ: ПРИ ИГРЕ НА БИРЖЕВОМ РЫНКЕ, В ИГРОВЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ, В СПОРТЕ, БИЗНЕСЕ. ТАКИМ ОБРАЗОМ, МЫ ПОРОЙ САМИ МОЖЕМ И НЕ ДОГАДЫВАТЬСЯ О ТОМ,ЧТО ПРАКТИЧЕСКИ ЛЮБУЮ СИТУАЦИЮ В ЖИЗНИ МОЖНО РАССЧИТАТЬ, ИСХОДЯ ИЗ УЧЕНИЙ О ТЕОРИИ ВЕРОЯТНОСТЕЙ, ЧТО ПОДТВЕРЖДАЕТ АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕОРИИ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ!!!
Ожидаемый результат:

Ожидаемый результат:

  • Научимся применять формулы комбинаторики и теории вероятностей к решению прикладных задач;
  • Научимся численно характеризовать возможность наступления того или иного события;
  • Удостоверимся, что теория вероятностей, представляет собой средство одной из важнейших способностей ума – способности представлять явления в разных комбинациях;
  • Рассмотрим практическую направленность науки теории вероятностей;
  • Будем развивать любознательность, логическое мышление, память.
Ахматова
  • Ахматова

Сероглазый король (1910) Слава тебе, безысходная боль! Умер вчера сероглазый король.  Вечер осенний был душен и ал,  Муж мой, вернувшись, спокойно сказал: «Знаешь, с охоты его принесли, Тело у старого дуба нашли. Жаль королеву. Такой молодой!.. За ночь одну она стала седой».  Трубку свою на камине нашел  И на работу ночную ушел. Дочку мою я сейчас разбужу, В серые глазки ее погляжу.  А за окном шелестят тополя:  «Нет на земле твоего короля…»

Сероглазый король (1910)

Слава тебе, безысходная боль!

Умер вчера сероглазый король.

Вечер осенний был душен и ал,

Муж мой, вернувшись, спокойно сказал:

«Знаешь, с охоты его принесли,

Тело у старого дуба нашли.

Жаль королеву. Такой молодой!..

За ночь одну она стала седой».

Трубку свою на камине нашел

И на работу ночную ушел.

Дочку мою я сейчас разбужу,

В серые глазки ее погляжу.

А за окном шелестят тополя:

«Нет на земле твоего короля…»

Широк и жёлт вечерний свет Нежна апрельская прохлада Ты опоздал на много лет, Но всё-таки тебе я рада.     Сюда ко мне поближе сядь, Гляди весёлыми глазами: Вот эта синяя тетрадь – С моими детскими стихами.   Прости, что я жила скорбя И солнцу радовалась мало. Прости, прости, что за тебя Я слишком многих принимала. 1915г. 

Широк и жёлт вечерний свет

Нежна апрельская прохлада

Ты опоздал на много лет,

Но всё-таки тебе я рада.

 

 

Сюда ко мне поближе сядь,

Гляди весёлыми глазами:

Вот эта синяя тетрадь –

С моими детскими стихами.

 

Прости, что я жила скорбя

И солнцу радовалась мало.

Прости, прости, что за тебя

Я слишком многих принимала.

1915г. 

5  1  4  8  4 Широк  и  жёлт  вечерний  свет,  5  10  8 Нежна  апрельская  прохлада.  2  7  2  5  3 Ты  опоздал  на  много  лет,  2  7 4 1 4 Но  всё-таки  тебе я  рада.  

5 1 4 8 4

Широк и жёлт вечерний свет,

5 10 8

Нежна апрельская прохлада.

2 7 2 5 3

Ты опоздал на много лет,

2 7 4 1 4

Но всё-таки тебе я рада.

 

Теоретический материал

Теоретический материал

  • Генеральная совокупность – это множество всех элементов (предметов), подлежащих изучению. Выборка – та часть генеральной совокупности, с которой непосредственно работает исследователь.
  • По мере того как мы будем рассматривать новые понятия, мы будем заполнять “паспорт” выборки.
  • Среднее, среднее значение, математическое ожидание – среднее арифметическое всех результатов, входящих в выборку.
Мода – наиболее часто встречающееся значение.  М(о) Медиана – это центральное значение в упорядоченном ряду данных, если n – нечётное, и среднее арифметическое двух центральных значений, если n –чётное.  М(е) Размах ряда – это разность между максимальным и минимальным значением выборки.  R = X max – X min Дисперсия – показатель уровня рассеивания данных от среднего значения.
  • Мода – наиболее часто встречающееся значение.

М(о)

  • Медиана – это центральное значение в упорядоченном ряду данных, если n – нечётное, и среднее арифметическое двух центральных значений, если n –чётное.

М(е)

  • Размах ряда – это разность между максимальным и минимальным значением выборки.

R = X max – X min

  • Дисперсия – показатель уровня рассеивания данных от среднего значения.

∑ (Xi – M) (Xi – M)

D = -------------------------------

n*

Алгоритм вычисления Алгоритм нахождения дисперсии. 1. От каждого значения отнять среднее. 2. Полученную разность возвести в квадрат. 3. Просуммировать квадраты. 4. Разделить на n*, где  n* = n, если n30; n - 1 , если n 

Алгоритм вычисления

Алгоритм нахождения дисперсии.

  • 1. От каждого значения отнять среднее.
  • 2. Полученную разность возвести в квадрат.
  • 3. Просуммировать квадраты.
  • 4. Разделить на n*, где

n* = n, если n30; n - 1 , если n

 

Правило трёх сигм   δ = √ D

Правило трёх сигм

δ = √ D

Забудут? – Вот чем удивили! Меня забывали сто раз. Сто раз я лежала в могиле, Где, может быть, я и сейчас.

Забудут?

– Вот чем удивили!

Меня забывали сто раз.

Сто раз я лежала в могиле,

Где, может быть, я и сейчас.

Задача 3 Поэт-модернист написал стихотворение, в котором первая строчка – «Хочу пойти гулять куда-нибудь», а остальные строки все разные и получены из первой перестановкой слов. Какое наибольшее количество строк может быть в этом стихотворении? Указание: В строке 4 разных слова, закодируйте их цифрами. Проверь себя!  Октысюк У. С. 2007

Задача 3

Поэт-модернист написал стихотворение, в котором первая строчка – «Хочу пойти гулять куда-нибудь», а остальные строки все разные и получены из первой перестановкой слов. Какое наибольшее количество строк может быть в этом стихотворении?

Указание: В строке 4 разных слова, закодируйте их цифрами.

Проверь себя!

Октысюк У. С. 2007

Решение Хочу пойти гулять куда-нибудь Хочу пойти куда-нибудь гулять Хочу гулять пойти куда-нибудь Хочу гулять куда-нибудь пойти Хочу куда-нибудь пойти гулять Хочу куда-нибудь гулять пойти Пойти хочу гулять куда-нибудь Пойти хочу куда-нибудь гулять Пойти гулять хочу куда-нибудь Пойти гулять куда-нибудь хочу Пойти куда-нибудь хочу гулять Пойти куда-нибудь гулять хочу Гулять хочу пойти куда-нибудь Гулять хочу куда-нибудь пойти Гулять пойти хочу куда-нибудь Гулять пойти куда-нибудь хочу Гулять куда-нибудь хочу пойти Гулять куда-нибудь пойти хочу Куда-нибудь хочу пойти гулять Куда-нибудь хочу гулять пойти Куда-нибудь пойти хочу гулять Куда-нибудь пойти гулять хочу Куда-нибудь гулять хочу пойти Куда-нибудь гулять пойти хочу  Октысюк У. С. 2007

Решение

Хочу пойти гулять куда-нибудь

Хочу пойти куда-нибудь гулять

Хочу гулять пойти куда-нибудь

Хочу гулять куда-нибудь пойти

Хочу куда-нибудь пойти гулять

Хочу куда-нибудь гулять пойти

Пойти хочу гулять куда-нибудь

Пойти хочу куда-нибудь гулять

Пойти гулять хочу куда-нибудь

Пойти гулять куда-нибудь хочу

Пойти куда-нибудь хочу гулять

Пойти куда-нибудь гулять хочу

Гулять хочу пойти куда-нибудь

Гулять хочу куда-нибудь пойти

Гулять пойти хочу куда-нибудь

Гулять пойти куда-нибудь хочу

Гулять куда-нибудь хочу пойти

Гулять куда-нибудь пойти хочу

Куда-нибудь хочу пойти гулять

Куда-нибудь хочу гулять пойти

Куда-нибудь пойти хочу гулять

Куда-нибудь пойти гулять хочу

Куда-нибудь гулять хочу пойти

Куда-нибудь гулять пойти хочу

Октысюк У. С. 2007

Любое упорядоченное подмножество из m элементов данного множества, содержащая n элементов, где m
  • Любое упорядоченное подмножество из m элементов данного множества, содержащая n элементов, где m

Воспользуемся формулой

m

А = n ( n -1)( n -2)…( n - m +1).

n

m

Если m = n , то А =Р = n !

n n

4 А =Р = 4! =1*2*3*4*= 24  4 4  Ответ:  Наибольшее количество строк в стихотворении может быть 24.

4

А =Р = 4! =1*2*3*4*= 24

4 4

Ответ:

Наибольшее количество строк в стихотворении может быть 24.

Задача 4 Туристическая фирма планирует посещение туристами в Италии трех городов: Венеции, Рима и Флоренции. Сколько существует вариантов такого маршрута?  Октысюк У. С. 2007

Задача 4

Туристическая фирма планирует посещение туристами в Италии трех городов: Венеции, Рима и Флоренции. Сколько существует вариантов такого маршрута?

Октысюк У. С. 2007

Решение * Ф В Р В Р В Ф Ф Р В В Ф Ф Р Р ВРФ ВФР РФВ РВФ ФРВ ФВР 3!=6   Октысюк У. С. 2007 22

Решение

*

Ф

В

Р

В

Р

В

Ф

Ф

Р

В

В

Ф

Ф

Р

Р

ВРФ ВФР РФВ РВФ ФРВ ФВР

3!=6

Октысюк У. С. 2007

22

Задача 5 Человек, пришедший в гости, забыл код, открывающий дверь подъезда, но помнил, что он составлен из нулей и единиц и содержит четыре цифры. Сколько вариантов кода в худшем случае ему придется перебрать, чтобы открыть дверь? Октысюк У. С. 2007 22

Задача 5

Человек, пришедший в гости, забыл код, открывающий дверь подъезда, но помнил, что он составлен из нулей и единиц и содержит четыре цифры. Сколько вариантов кода в худшем случае ему придется перебрать, чтобы открыть дверь?

Октысюк У. С. 2007

22

Используем формулу числа комбинаций из n элементов по m элементов:  m  n ! С = ------------  n  m ! ( n - m )! Отсюда  1 4 2 4*3 3 4*3*2 С =--=4; С =---- =6; С =---------=4.  4 1 4 1*2 4 1*2*3 Следовательно 4+6+4=14(попыток)

Используем формулу числа

комбинаций из n элементов по m элементов:

m n !

С = ------------

n m ! ( n - m )!

Отсюда

1 4 2 4*3 3 4*3*2

С =--=4; С =---- =6; С =---------=4.

4 1 4 1*2 4 1*2*3

Следовательно 4+6+4=14(попыток)

Чему сегодня научились на уроке?

Чему сегодня научились на уроке?

  • Научились применять формулы комбинаторики и теории вероятностей к решению прикладных задач;
  • Научились численно характеризовать возможность наступления того или иного события;
  • Удостоверились, что теория вероятностей, представляет собой средство одной из важнейших способностей ума – способности представлять явления в разных комбинациях;
  • Рассмотрели практическую направленность науки теории вероятностей;
  • Развивали любознательность, логическое мышление, память.
Итог урока  На нашем уроке мы увидели,  что теория вероятностей не бесполезная бумажная наука,  а наука,  имеющая практическую направленность,  что даёт ей право на жизнь.

Итог урока

На нашем уроке мы увидели,

что теория вероятностей не бесполезная бумажная наука,

а наука,

имеющая практическую направленность,

что даёт ей право на жизнь.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Решение прикладных задач с использованием формул комбинаторики и теории вероятностей

Автор: Пономаренко Юлия Викторовна

Дата: 04.11.2014

Номер свидетельства: 126048

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "Использование  формул комбинаторики и теории вероятностей  при решении прикладных задач 11 класс "
    ["seo_title"] => string(104) "ispol-zovaniie-formul-kombinatoriki-i-tieorii-vieroiatnostiei-pri-rieshienii-prikladnykh-zadach-11-klass"
    ["file_id"] => string(6) "125495"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415004102"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "Использование  формул комбинаторики и теории вероятностей  при решении прикладных задач "
    ["seo_title"] => string(95) "ispol-zovaniie-formul-kombinatoriki-i-tieorii-vieroiatnostiei-pri-rieshienii-prikladnykh-zadach"
    ["file_id"] => string(6) "126044"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415109636"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Программа спецкурса по математике «Решение задач повышенной сложности» (7 класс) "
    ["seo_title"] => string(89) "proghramma-spietskursa-po-matiematikie-rieshieniie-zadach-povyshiennoi-slozhnosti-7-klass"
    ["file_id"] => string(6) "236084"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1443957822"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Рабочая программа по алгебре и началам анализа "
    ["seo_title"] => string(53) "rabochaia-proghramma-po-alghiebrie-i-nachalam-analiza"
    ["file_id"] => string(6) "135775"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416983224"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "рабочая программа по алгебре для 10  профильного  класса "
    ["seo_title"] => string(62) "rabochaia-proghramma-po-alghiebrie-dlia-10-profil-nogho-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "184072"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1425993733"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства