kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Решение прикладных задач с использованием формул комбинаторики и теории вероятностей

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование формул комбинаторики и теории вероятностей к решению прикладных задач

В НАШЕ ВРЕМЯ ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И ЕЕ СЛЕДСТВИЯ МОГУТ ПРИМЕНЯТЬСЯ В САМЫХ РАЗЛИЧНЫХ И ПОРОЙ НЕОЖИДАННЫХ ОБЛАСТЯХ ЖИЗНИ: ПРИ ИГРЕ НА БИРЖЕВОМ РЫНКЕ, В ИГРОВЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ, В СПОРТЕ, БИЗНЕСЕ. ТАКИМ ОБРАЗОМ, МЫ ПОРОЙ САМИ МОЖЕМ И НЕ ДОГАДЫВАТЬСЯ О ТОМ,ЧТО ПРАКТИЧЕСКИ  ЛЮБУЮ СИТУАЦИЮ В ЖИЗНИ МОЖНО РАССЧИТАТЬ, ИСХОДЯ ИЗ УЧЕНИЙ О ТЕОРИИ ВЕРОЯТНОСТЕЙ, ЧТО  ПОДТВЕРЖДАЕТ  АКТУАЛЬНОСТЬ  ТЕОРИИ  В  НАСТОЯЩЕЕ  ВРЕМЯ!!! 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Решение прикладных задач с использованием формул комбинаторики и теории вероятностей »

Харьковская гимназия № 152 учитель математики Пономаренко Юлия Викторовна

Харьковская гимназия № 152 учитель математики

Пономаренко

Юлия Викторовна

Использование формул комбинаторики и теории вероятностей при решении прикладных задач

Использование формул комбинаторики и теории вероятностей при решении прикладных задач

Комбинаторика – это раздел математики, посвященный решению задач на перебор различных вариантов, удовлетворяющих каким-либо правилам или условиям. Блез Паскаль Пьер Ферма  Октысюк У. С. 2007

Комбинаторика – это раздел математики, посвященный решению задач на перебор различных вариантов, удовлетворяющих каким-либо правилам или условиям.

Блез Паскаль

Пьер Ферма

Октысюк У. С. 2007

Основателями теории вероятностей были французские математики Б. Паскаль и П. Ферма и голландский ученый Х. Гюйгенс   Б.Паскаль П.Ферма Х. Гюйгенс Строгое логическое обоснование теории вероятностей произошло в XX в. и связано с именами советских математиков С. Н. Бернштейна и А. Н. Колмогорова.  Важнейший этап теории вероятностей связан с именем швейцарского математика Я. Бернулли. Им было дано доказательство частного случая закона больших чисел, так называемой теоремы Бернулли .  Я. Бернулли А. Н. Колмогоров  С. Н. Бернштейна

Основателями теории вероятностей были французские математики Б. Паскаль и П. Ферма и голландский ученый Х. Гюйгенс

Б.Паскаль

П.Ферма

Х. Гюйгенс

Строгое логическое обоснование теории вероятностей произошло в XX в. и связано с именами советских математиков С. Н. Бернштейна и А. Н. Колмогорова.

Важнейший этап теории вероятностей связан с именем швейцарского математика Я. Бернулли. Им было дано доказательство частного случая закона больших чисел, так называемой теоремы Бернулли .

Я. Бернулли

А. Н. Колмогоров

С. Н. Бернштейна

Применение теории вероятностей Теория вероятностей В гуманитарных науках(для шифровки и дешифровки текста В азартных играх В точных науках (математике, физике) В природоведческих науках(биология, генетика)

Применение теории вероятностей

Теория вероятностей

В гуманитарных

науках(для шифровки

и дешифровки текста

В азартных

играх

В точных

науках

(математике,

физике)

В природоведческих

науках(биология,

генетика)

Актуальность

Актуальность

  • В НАШЕ ВРЕМЯ ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И ЕЕ СЛЕДСТВИЯ МОГУТ ПРИМЕНЯТЬСЯ В САМЫХ РАЗЛИЧНЫХ И ПОРОЙ НЕОЖИДАННЫХ ОБЛАСТЯХ ЖИЗНИ: ПРИ ИГРЕ НА БИРЖЕВОМ РЫНКЕ, В ИГРОВЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ, В СПОРТЕ, БИЗНЕСЕ. ТАКИМ ОБРАЗОМ, МЫ ПОРОЙ САМИ МОЖЕМ И НЕ ДОГАДЫВАТЬСЯ О ТОМ,ЧТО ПРАКТИЧЕСКИ ЛЮБУЮ СИТУАЦИЮ В ЖИЗНИ МОЖНО РАССЧИТАТЬ, ИСХОДЯ ИЗ УЧЕНИЙ О ТЕОРИИ ВЕРОЯТНОСТЕЙ, ЧТО ПОДТВЕРЖДАЕТ АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕОРИИ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ!!!
Ожидаемый результат:

Ожидаемый результат:

  • Научимся применять формулы комбинаторики и теории вероятностей к решению прикладных задач;
  • Научимся численно характеризовать возможность наступления того или иного события;
  • Удостоверимся, что теория вероятностей, представляет собой средство одной из важнейших способностей ума – способности представлять явления в разных комбинациях;
  • Рассмотрим практическую направленность науки теории вероятностей;
  • Будем развивать любознательность, логическое мышление, память.
Ахматова
  • Ахматова

Сероглазый король (1910) Слава тебе, безысходная боль! Умер вчера сероглазый король.  Вечер осенний был душен и ал,  Муж мой, вернувшись, спокойно сказал: «Знаешь, с охоты его принесли, Тело у старого дуба нашли. Жаль королеву. Такой молодой!.. За ночь одну она стала седой».  Трубку свою на камине нашел  И на работу ночную ушел. Дочку мою я сейчас разбужу, В серые глазки ее погляжу.  А за окном шелестят тополя:  «Нет на земле твоего короля…»

Сероглазый король (1910)

Слава тебе, безысходная боль!

Умер вчера сероглазый король.

Вечер осенний был душен и ал,

Муж мой, вернувшись, спокойно сказал:

«Знаешь, с охоты его принесли,

Тело у старого дуба нашли.

Жаль королеву. Такой молодой!..

За ночь одну она стала седой».

Трубку свою на камине нашел

И на работу ночную ушел.

Дочку мою я сейчас разбужу,

В серые глазки ее погляжу.

А за окном шелестят тополя:

«Нет на земле твоего короля…»

Широк и жёлт вечерний свет Нежна апрельская прохлада Ты опоздал на много лет, Но всё-таки тебе я рада.     Сюда ко мне поближе сядь, Гляди весёлыми глазами: Вот эта синяя тетрадь – С моими детскими стихами.   Прости, что я жила скорбя И солнцу радовалась мало. Прости, прости, что за тебя Я слишком многих принимала. 1915г. 

Широк и жёлт вечерний свет

Нежна апрельская прохлада

Ты опоздал на много лет,

Но всё-таки тебе я рада.

 

 

Сюда ко мне поближе сядь,

Гляди весёлыми глазами:

Вот эта синяя тетрадь –

С моими детскими стихами.

 

Прости, что я жила скорбя

И солнцу радовалась мало.

Прости, прости, что за тебя

Я слишком многих принимала.

1915г. 

5  1  4  8  4 Широк  и  жёлт  вечерний  свет,  5  10  8 Нежна  апрельская  прохлада.  2  7  2  5  3 Ты  опоздал  на  много  лет,  2  7 4 1 4 Но  всё-таки  тебе я  рада.  

5 1 4 8 4

Широк и жёлт вечерний свет,

5 10 8

Нежна апрельская прохлада.

2 7 2 5 3

Ты опоздал на много лет,

2 7 4 1 4

Но всё-таки тебе я рада.

 

Теоретический материал

Теоретический материал

  • Генеральная совокупность – это множество всех элементов (предметов), подлежащих изучению. Выборка – та часть генеральной совокупности, с которой непосредственно работает исследователь.
  • По мере того как мы будем рассматривать новые понятия, мы будем заполнять “паспорт” выборки.
  • Среднее, среднее значение, математическое ожидание – среднее арифметическое всех результатов, входящих в выборку.
Мода – наиболее часто встречающееся значение.  М(о) Медиана – это центральное значение в упорядоченном ряду данных, если n – нечётное, и среднее арифметическое двух центральных значений, если n –чётное.  М(е) Размах ряда – это разность между максимальным и минимальным значением выборки.  R = X max – X min Дисперсия – показатель уровня рассеивания данных от среднего значения.
  • Мода – наиболее часто встречающееся значение.

М(о)

  • Медиана – это центральное значение в упорядоченном ряду данных, если n – нечётное, и среднее арифметическое двух центральных значений, если n –чётное.

М(е)

  • Размах ряда – это разность между максимальным и минимальным значением выборки.

R = X max – X min

  • Дисперсия – показатель уровня рассеивания данных от среднего значения.

∑ (Xi – M) (Xi – M)

D = -------------------------------

n*

Алгоритм вычисления Алгоритм нахождения дисперсии. 1. От каждого значения отнять среднее. 2. Полученную разность возвести в квадрат. 3. Просуммировать квадраты. 4. Разделить на n*, где  n* = n, если n30; n - 1 , если n 

Алгоритм вычисления

Алгоритм нахождения дисперсии.

  • 1. От каждого значения отнять среднее.
  • 2. Полученную разность возвести в квадрат.
  • 3. Просуммировать квадраты.
  • 4. Разделить на n*, где

n* = n, если n30; n - 1 , если n

 

Правило трёх сигм   δ = √ D

Правило трёх сигм

δ = √ D

Забудут? – Вот чем удивили! Меня забывали сто раз. Сто раз я лежала в могиле, Где, может быть, я и сейчас.

Забудут?

– Вот чем удивили!

Меня забывали сто раз.

Сто раз я лежала в могиле,

Где, может быть, я и сейчас.

Задача 3 Поэт-модернист написал стихотворение, в котором первая строчка – «Хочу пойти гулять куда-нибудь», а остальные строки все разные и получены из первой перестановкой слов. Какое наибольшее количество строк может быть в этом стихотворении? Указание: В строке 4 разных слова, закодируйте их цифрами. Проверь себя!  Октысюк У. С. 2007

Задача 3

Поэт-модернист написал стихотворение, в котором первая строчка – «Хочу пойти гулять куда-нибудь», а остальные строки все разные и получены из первой перестановкой слов. Какое наибольшее количество строк может быть в этом стихотворении?

Указание: В строке 4 разных слова, закодируйте их цифрами.

Проверь себя!

Октысюк У. С. 2007

Решение Хочу пойти гулять куда-нибудь Хочу пойти куда-нибудь гулять Хочу гулять пойти куда-нибудь Хочу гулять куда-нибудь пойти Хочу куда-нибудь пойти гулять Хочу куда-нибудь гулять пойти Пойти хочу гулять куда-нибудь Пойти хочу куда-нибудь гулять Пойти гулять хочу куда-нибудь Пойти гулять куда-нибудь хочу Пойти куда-нибудь хочу гулять Пойти куда-нибудь гулять хочу Гулять хочу пойти куда-нибудь Гулять хочу куда-нибудь пойти Гулять пойти хочу куда-нибудь Гулять пойти куда-нибудь хочу Гулять куда-нибудь хочу пойти Гулять куда-нибудь пойти хочу Куда-нибудь хочу пойти гулять Куда-нибудь хочу гулять пойти Куда-нибудь пойти хочу гулять Куда-нибудь пойти гулять хочу Куда-нибудь гулять хочу пойти Куда-нибудь гулять пойти хочу  Октысюк У. С. 2007

Решение

Хочу пойти гулять куда-нибудь

Хочу пойти куда-нибудь гулять

Хочу гулять пойти куда-нибудь

Хочу гулять куда-нибудь пойти

Хочу куда-нибудь пойти гулять

Хочу куда-нибудь гулять пойти

Пойти хочу гулять куда-нибудь

Пойти хочу куда-нибудь гулять

Пойти гулять хочу куда-нибудь

Пойти гулять куда-нибудь хочу

Пойти куда-нибудь хочу гулять

Пойти куда-нибудь гулять хочу

Гулять хочу пойти куда-нибудь

Гулять хочу куда-нибудь пойти

Гулять пойти хочу куда-нибудь

Гулять пойти куда-нибудь хочу

Гулять куда-нибудь хочу пойти

Гулять куда-нибудь пойти хочу

Куда-нибудь хочу пойти гулять

Куда-нибудь хочу гулять пойти

Куда-нибудь пойти хочу гулять

Куда-нибудь пойти гулять хочу

Куда-нибудь гулять хочу пойти

Куда-нибудь гулять пойти хочу

Октысюк У. С. 2007

Любое упорядоченное подмножество из m элементов данного множества, содержащая n элементов, где m
  • Любое упорядоченное подмножество из m элементов данного множества, содержащая n элементов, где m

Воспользуемся формулой

m

А = n ( n -1)( n -2)…( n - m +1).

n

m

Если m = n , то А =Р = n !

n n

4 А =Р = 4! =1*2*3*4*= 24  4 4  Ответ:  Наибольшее количество строк в стихотворении может быть 24.

4

А =Р = 4! =1*2*3*4*= 24

4 4

Ответ:

Наибольшее количество строк в стихотворении может быть 24.

Задача 4 Туристическая фирма планирует посещение туристами в Италии трех городов: Венеции, Рима и Флоренции. Сколько существует вариантов такого маршрута?  Октысюк У. С. 2007

Задача 4

Туристическая фирма планирует посещение туристами в Италии трех городов: Венеции, Рима и Флоренции. Сколько существует вариантов такого маршрута?

Октысюк У. С. 2007

Решение * Ф В Р В Р В Ф Ф Р В В Ф Ф Р Р ВРФ ВФР РФВ РВФ ФРВ ФВР 3!=6   Октысюк У. С. 2007 22

Решение

*

Ф

В

Р

В

Р

В

Ф

Ф

Р

В

В

Ф

Ф

Р

Р

ВРФ ВФР РФВ РВФ ФРВ ФВР

3!=6

Октысюк У. С. 2007

22

Задача 5 Человек, пришедший в гости, забыл код, открывающий дверь подъезда, но помнил, что он составлен из нулей и единиц и содержит четыре цифры. Сколько вариантов кода в худшем случае ему придется перебрать, чтобы открыть дверь? Октысюк У. С. 2007 22

Задача 5

Человек, пришедший в гости, забыл код, открывающий дверь подъезда, но помнил, что он составлен из нулей и единиц и содержит четыре цифры. Сколько вариантов кода в худшем случае ему придется перебрать, чтобы открыть дверь?

Октысюк У. С. 2007

22

Используем формулу числа комбинаций из n элементов по m элементов:  m  n ! С = ------------  n  m ! ( n - m )! Отсюда  1 4 2 4*3 3 4*3*2 С =--=4; С =---- =6; С =---------=4.  4 1 4 1*2 4 1*2*3 Следовательно 4+6+4=14(попыток)

Используем формулу числа

комбинаций из n элементов по m элементов:

m n !

С = ------------

n m ! ( n - m )!

Отсюда

1 4 2 4*3 3 4*3*2

С =--=4; С =---- =6; С =---------=4.

4 1 4 1*2 4 1*2*3

Следовательно 4+6+4=14(попыток)

Чему сегодня научились на уроке?

Чему сегодня научились на уроке?

  • Научились применять формулы комбинаторики и теории вероятностей к решению прикладных задач;
  • Научились численно характеризовать возможность наступления того или иного события;
  • Удостоверились, что теория вероятностей, представляет собой средство одной из важнейших способностей ума – способности представлять явления в разных комбинациях;
  • Рассмотрели практическую направленность науки теории вероятностей;
  • Развивали любознательность, логическое мышление, память.
Итог урока  На нашем уроке мы увидели,  что теория вероятностей не бесполезная бумажная наука,  а наука,  имеющая практическую направленность,  что даёт ей право на жизнь.

Итог урока

На нашем уроке мы увидели,

что теория вероятностей не бесполезная бумажная наука,

а наука,

имеющая практическую направленность,

что даёт ей право на жизнь.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Решение прикладных задач с использованием формул комбинаторики и теории вероятностей

Автор: Пономаренко Юлия Викторовна

Дата: 04.11.2014

Номер свидетельства: 126048

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "Использование  формул комбинаторики и теории вероятностей  при решении прикладных задач 11 класс "
    ["seo_title"] => string(104) "ispol-zovaniie-formul-kombinatoriki-i-tieorii-vieroiatnostiei-pri-rieshienii-prikladnykh-zadach-11-klass"
    ["file_id"] => string(6) "125495"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415004102"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "Использование  формул комбинаторики и теории вероятностей  при решении прикладных задач "
    ["seo_title"] => string(95) "ispol-zovaniie-formul-kombinatoriki-i-tieorii-vieroiatnostiei-pri-rieshienii-prikladnykh-zadach"
    ["file_id"] => string(6) "126044"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415109636"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Программа спецкурса по математике «Решение задач повышенной сложности» (7 класс) "
    ["seo_title"] => string(89) "proghramma-spietskursa-po-matiematikie-rieshieniie-zadach-povyshiennoi-slozhnosti-7-klass"
    ["file_id"] => string(6) "236084"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1443957822"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Рабочая программа по алгебре и началам анализа "
    ["seo_title"] => string(53) "rabochaia-proghramma-po-alghiebrie-i-nachalam-analiza"
    ["file_id"] => string(6) "135775"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416983224"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "рабочая программа по алгебре для 10  профильного  класса "
    ["seo_title"] => string(62) "rabochaia-proghramma-po-alghiebrie-dlia-10-profil-nogho-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "184072"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1425993733"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1670 руб.
2090 руб.
2110 руб.
2640 руб.
1920 руб.
2400 руб.
1920 руб.
2400 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства