Решение прикладных задач с использованием формул комбинаторики и теории вероятностей
Решение прикладных задач с использованием формул комбинаторики и теории вероятностей
Использование формул комбинаторики и теории вероятностей к решению прикладных задач
В НАШЕ ВРЕМЯ ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И ЕЕ СЛЕДСТВИЯ МОГУТ ПРИМЕНЯТЬСЯ В САМЫХ РАЗЛИЧНЫХ И ПОРОЙ НЕОЖИДАННЫХ ОБЛАСТЯХ ЖИЗНИ: ПРИ ИГРЕ НА БИРЖЕВОМ РЫНКЕ, В ИГРОВЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ, В СПОРТЕ, БИЗНЕСЕ. ТАКИМ ОБРАЗОМ, МЫ ПОРОЙ САМИ МОЖЕМ И НЕ ДОГАДЫВАТЬСЯ О ТОМ,ЧТО ПРАКТИЧЕСКИ ЛЮБУЮ СИТУАЦИЮ В ЖИЗНИ МОЖНО РАССЧИТАТЬ, ИСХОДЯ ИЗ УЧЕНИЙ О ТЕОРИИ ВЕРОЯТНОСТЕЙ, ЧТО ПОДТВЕРЖДАЕТ АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕОРИИ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ!!!
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Решение прикладных задач с использованием формул комбинаторики и теории вероятностей »
Харьковская гимназия № 152 учитель математики
Пономаренко
Юлия Викторовна
Использование формул комбинаторики и теории вероятностей при решении прикладных задач
Комбинаторика – это раздел математики, посвященный решению задач на перебор различных вариантов, удовлетворяющих каким-либо правилам или условиям.
Блез Паскаль
Пьер Ферма
Октысюк У. С. 2007
Основателями теории вероятностей были французские математики Б. Паскаль и П. Ферма и голландский ученый Х. Гюйгенс
Б.Паскаль
П.Ферма
Х. Гюйгенс
Строгое логическое обоснование теории вероятностей произошло в XX в. и связано с именами советских математиков С. Н. Бернштейна и А. Н. Колмогорова.
Важнейший этап теории вероятностей связан с именем швейцарского математика Я. Бернулли. Им было дано доказательство частного случая закона больших чисел, так называемой теоремы Бернулли .
Я. Бернулли
А. Н. Колмогоров
С. Н. Бернштейна
Применение теории вероятностей
Теория вероятностей
В гуманитарных
науках(для шифровки
и дешифровки текста
В азартных
играх
В точных
науках
(математике,
физике)
В природоведческих
науках(биология,
генетика)
Актуальность
В НАШЕ ВРЕМЯ ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И ЕЕ СЛЕДСТВИЯ МОГУТ ПРИМЕНЯТЬСЯ В САМЫХ РАЗЛИЧНЫХ И ПОРОЙ НЕОЖИДАННЫХ ОБЛАСТЯХ ЖИЗНИ: ПРИ ИГРЕ НА БИРЖЕВОМ РЫНКЕ, В ИГРОВЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ, В СПОРТЕ, БИЗНЕСЕ. ТАКИМ ОБРАЗОМ, МЫ ПОРОЙ САМИ МОЖЕМ И НЕ ДОГАДЫВАТЬСЯ О ТОМ,ЧТО ПРАКТИЧЕСКИ ЛЮБУЮ СИТУАЦИЮ В ЖИЗНИ МОЖНО РАССЧИТАТЬ, ИСХОДЯ ИЗ УЧЕНИЙ О ТЕОРИИ ВЕРОЯТНОСТЕЙ, ЧТО ПОДТВЕРЖДАЕТ АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕОРИИ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ!!!
Ожидаемый результат:
Научимся применять формулы комбинаторики и теории вероятностей к решению прикладных задач;
Научимся численно характеризовать возможность наступления того или иного события;
Удостоверимся, что теория вероятностей, представляет собой средство одной из важнейших способностей ума – способности представлять явления в разных комбинациях;
Рассмотрим практическую направленность науки теории вероятностей;
Генеральная совокупность – это множество всех элементов (предметов), подлежащих изучению. Выборка – та часть генеральной совокупности, с которой непосредственно работает исследователь.
По мере того как мы будем рассматривать новые понятия, мы будем заполнять “паспорт” выборки.
Среднее, среднее значение, математическое ожидание – среднее арифметическое всех результатов, входящих в выборку.
Мода – наиболее часто встречающееся значение.
М(о)
Медиана – это центральное значение в упорядоченном ряду данных, если n – нечётное, и среднее арифметическое двух центральных значений, если n –чётное.
М(е)
Размах ряда – это разность между максимальным и минимальным значением выборки.
R = X max – X min
Дисперсия – показатель уровня рассеивания данных от среднего значения.
∑ (Xi – M) (Xi – M)
D = -------------------------------
n*
Алгоритм вычисления
Алгоритм нахождения дисперсии.
1. От каждого значения отнять среднее.
2. Полученную разность возвести в квадрат.
3. Просуммировать квадраты.
4. Разделить на n*, где
n* = n, если n30; n - 1 , если n
Правило трёх сигм
δ = √ D
Забудут?
– Вот чем удивили!
Меня забывали сто раз.
Сто раз я лежала в могиле,
Где, может быть, я и сейчас.
Задача 3
Поэт-модернист написал стихотворение, в котором первая строчка – «Хочу пойти гулять куда-нибудь», а остальные строки все разные и получены из первой перестановкой слов. Какое наибольшее количество строк может быть в этом стихотворении?
Указание: В строке 4 разных слова, закодируйте их цифрами.
Проверь себя!
Октысюк У. С. 2007
Решение
Хочу пойти гулять куда-нибудь
Хочу пойти куда-нибудь гулять
Хочу гулять пойти куда-нибудь
Хочу гулять куда-нибудь пойти
Хочу куда-нибудь пойти гулять
Хочу куда-нибудь гулять пойти
Пойти хочу гулять куда-нибудь
Пойти хочу куда-нибудь гулять
Пойти гулять хочу куда-нибудь
Пойти гулять куда-нибудь хочу
Пойти куда-нибудь хочу гулять
Пойти куда-нибудь гулять хочу
Гулять хочу пойти куда-нибудь
Гулять хочу куда-нибудь пойти
Гулять пойти хочу куда-нибудь
Гулять пойти куда-нибудь хочу
Гулять куда-нибудь хочу пойти
Гулять куда-нибудь пойти хочу
Куда-нибудь хочу пойти гулять
Куда-нибудь хочу гулять пойти
Куда-нибудь пойти хочу гулять
Куда-нибудь пойти гулять хочу
Куда-нибудь гулять хочу пойти
Куда-нибудь гулять пойти хочу
Октысюк У. С. 2007
Любое упорядоченное подмножество из m элементов данного множества, содержащая n элементов, где m
Воспользуемся формулой
m
А = n ( n -1)( n -2)…( n - m +1).
n
m
Если m = n , то А =Р = n !
n n
4
А =Р = 4! =1*2*3*4*= 24
4 4
Ответ:
Наибольшее количество строк в стихотворении может быть 24.
Задача 4
Туристическая фирма планирует посещение туристами в Италии трех городов: Венеции, Рима и Флоренции. Сколько существует вариантов такого маршрута?
Октысюк У. С. 2007
Решение
*
Ф
В
Р
В
Р
В
Ф
Ф
Р
В
В
Ф
Ф
Р
Р
ВРФ ВФР РФВ РВФ ФРВ ФВР
3!=6
Октысюк У. С. 2007
22
Задача 5
Человек, пришедший в гости, забыл код, открывающий дверь подъезда, но помнил, что он составлен из нулей и единиц и содержит четыре цифры. Сколько вариантов кода в худшем случае ему придется перебрать, чтобы открыть дверь?
Октысюк У. С. 2007
22
Используем формулу числа
комбинаций из n элементов по m элементов:
m n !
С = ------------
n m ! ( n - m )!
Отсюда
1 4 2 4*3 3 4*3*2
С =--=4; С =---- =6; С =---------=4.
4 1 4 1*2 4 1*2*3
Следовательно 4+6+4=14(попыток)
Чему сегодня научились на уроке?
Научились применять формулы комбинаторики и теории вероятностей к решению прикладных задач;
Научились численно характеризовать возможность наступления того или иного события;
Удостоверились, что теория вероятностей, представляет собой средство одной из важнейших способностей ума – способности представлять явления в разных комбинациях;
Рассмотрели практическую направленность науки теории вероятностей;