kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Иррациональные уравнения - просто и красиво.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Повторить, обобщить знания по теме « Иррациональные уравнения»;разобрать правила и основные ошибки при решении простейших иррациональных уравнений,развитие алгоритмического мышления, памяти, внимательности;развитие у учащихся умения излагать мысли, делать выводы, обобщения;развитие познавательного интереса, логического мышления,воспитывать умение преодолевать трудности при решении задач;усиление познавательной мотивации осознанием ученика своей значимости в  образовательном процессе, воспитание у учащихся самостоятельности, умение достойно вести спор, находчивость.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Иррациональные уравнения - просто и красиво. »

Тема урока.

Обобщающий урок по теме

«Иррациональные уравнения – просто и красиво».


Цели урока: 1. образовательные:

- повторить, обобщить знания по теме « Иррациональные уравнения»;

- разобрать правила и основные ошибки при решении простейших

иррациональных уравнений;


2. развивающие:

- развитие алгоритмического мышления, памяти, внимательности;

- развитие у учащихся умения излагать мысли, делать выводы, обобщения;

- развитие познавательного интереса, логического мышления.


3. воспитательные:

- воспитывать умение преодолевать трудности при решении задач;

- усиление познавательной мотивации осознанием ученика своей значимости

в образовательном процессе;

- воспитание у учащихся самостоятельности, умение достойно вести спор,

Находчивость.


Метод урока: репродуктивный, объяснительно-иллюстрированный.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: доска, чертежные инструменты.



План урока.

1. Актуализация (10 мин.)

1. Сообщение темы урока.

2. Повторение и обобщение изученного материала.


2. Формирование новых знаний и способов действия. (10 мин.)

1. Рассмотреть решение иррациональных уравнений способом замены и графическим.

2. Постановка вопроса.


3. Закрепление материала. (8 мин.) + (2 мин.) = (10 мин.)

1. Работа в группах по карточкам.

2. Отчет капитанов у доски.

3. Возвращение к поставленному вопросу.


4. Подведение итогов (2 мин.)


5. Домашнее задание (2мин.)


6. Самостоятельная работа с последующей проверкой (6 мин.)


На протяжении всего урока решаем уравнение =3-х различными способами.





Я довольно давно работаю в школе и прожита определенная часть моей жизни, но никогда не перестаю удивляться многообразию живого, великого русского языка. Вы, наверное, слышали о толковом словаре Даля? Замечательно сказано: «Самоистины служат основаньем математики». А что для вас означает слово «основанье», «основа»? (ответы учеников). Да, действительно, фундамент, опора, начало. Когда речь идет о предках, о фундаменте семьи, мы говорим « наши корни». Начинаем, основываем какое-то дело, говорим «корень дела». А Козьма Прутков со своим «зри в корень!» Что же получается? Корень – основа, фундамент. Что в математике мы называем арифметическим квадратным корнем? (арифметическим квадратным корнем из числа а называется такое неотрицательное число b, квадрат которого равен а).

=b, b0, a= b.


Я уверена, что с помощью своего учителя вы много узнали о корнях. Попытаемся вместе собрать все воедино, найти связи. Скажите, а как называются уравнения содержащие корни? (иррациональные). Итак, тема урока:

« Иррациональные уравнения – просто и красиво!»

Таких уравнений очень много, мы затронем небольшой пласт, т.е. уравнения с квадратными корнями. В первой части урока мы рассмотрим одно уравнение, но вспомним несколько способов его решения. Определение арифметического квадратного корня вы уже дали. Оно поможет разобраться с первым способом решения иррациональных уравнений. (Работа ученика у доски.)

Ну что ж, первая колонка заполнена, но это еще не все. Может быть, вы сами предложите следующий способ решения иррациональных уравнений? (возведение в квадрат с последующей проверкой). (Работа ученика у доски.)

(После получения квадратного уравнения перенос корней из первого способа).


А знаете ли вы еще способ решения данных уравнений? (замена). Итак, третий алгебраический способ решения данных уравнений – способ замены. Давайте посмотрим, как он работает:

=3-х

Пусть = t, t0,

х = t-3.

Получим: t = 3-(t-3),

t = 2 или t = -3 (не подходит, т.к. t0).

Если t = 2, то х = 4-3, х = 1.


Мы рассмотрели три алгебраических способа решения иррациональных уравнений, но кроме них есть и другие. Одним из таких способов является графический. Давайте вспомним как выглядят графики функций, необходимых для решения рассматриваемого уравнения.

Какой из графиков отвечает функции у = , но у нас . Что же нужно сделать с графиком функции у = , чтобы получить график у = . Получается параллельным переносом из у = влево на три единицы. Для проверки: контрольная точка: приравняем подкоренное выражение к 0, получим х = -3.

Посмотрите на правую часть уравнения. Что из себя представляет функция у = 3-х?

(линейная функция, графиком которой является прямая, достаточно знать две точки для ее построения). Построим в одной системе координат графики этих функций. Что можно о них сказать? (пересекаются). Сколько точек пересечения (одна). Чем является абсцисса точки пересечения для заданного уравнения? (корнем). Получили ответ. (х = 1).




А теперь 3 группы по 5 человек. Четыре карточки с заданием. Дно и тоже уравнение решить четырьмя рассмотренными способами.


  1. Я назначаю старшего в группе.

  2. Старший распределяет карточки между членами групп.

  3. Каждый в группе выполняет решение предложенным ему способом, если нужно, обращается за помощью к старшему.

  4. Через пять минут старший собирает листы с решением и делает отчет, с чем справились хорошо и что не получилось.


Продолжаем работать в группах. Вы должны выполнить два задания:

  1. Из предложенных уравнений отобрать те, которые удобно решать с помощью


1 группа определением и возведением в квадрат с последующей проверкой;

2 группа замены

3 группа графического способа.


  1. Из выбранных вами уравнений решить одно предложенным способом и решение записать на маркерной доске.


  1. Проверка: устроим выставку маркерных досок.


1) =3-х,

2) =2х-4,

3) -= 3,

4) = ,

5) = 3-х,

6) = 5-х,

7) = х-х-1,

8) = х,

9) = sinх -1,

10) + = .


Ну что ж 4 графы заполнены, но осталась пятая. Я хочу поделиться с вами еще одним способом, который очень удобно применять при такой работе как тестовая, т.е. в формате ЕГЭ.

Способ связан с использованием свойств функций. Итак, уравнение =3-х.

Говоря о функциях, часто рассматривают их поведение, т.е. возрастание и убывание.

Функция у = возрастает в области определения, y = 3-x убывает. Посмотрите на графики, сколько общих точек у этих функций? (одна). А если график такого вида, есть общие точки?


Какой же вывод можно сделать? (Если одна из функций возрастающая, а другая убывающая, то их графики могут иметь не более одной общей точки, т.е. данное уравнение имеет единственный корень, который находим методом подбора: х = 1).


Дома: из предложенных уравнений выберете те, которые удобно решать с использованием свойств функций.

Доп. задание: -= 2х+1.


Спасибо за урок!

Раздаточный материал:


«Иррациональные уравнения – просто и красиво».


=3-х


По определению:

=b, b0, a= b.

Возведение в квадрат с последующей проверкой:

Способ замены:

Графический способ:

Свойства функций:
















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Иррациональные уравнения - просто и красиво.

Автор: Козлова Наталья Николаевна

Дата: 01.12.2014

Номер свидетельства: 137799

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Урок по теме: Об уравнениях, счастье, треугольнике и математическом городе"
    ["seo_title"] => string(73) "urok_po_teme_ob_uravneniiakh_schaste_treugolnike_i_matematicheskom_gorode"
    ["file_id"] => string(6) "597193"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1641804338"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) "Подготовка к ЕГЭ. Решение задач С1"
    ["seo_title"] => string(40) "podghotovka-k-iege-rieshieniie-zadach-s1"
    ["file_id"] => string(6) "273172"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452164650"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1120 руб.
1870 руб.
1580 руб.
2640 руб.
1240 руб.
2070 руб.
1580 руб.
2640 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства