Повторить, обобщить знания по теме « Иррациональные уравнения»;разобрать правила и основные ошибки при решении простейших иррациональных уравнений,развитие алгоритмического мышления, памяти, внимательности;развитие у учащихся умения излагать мысли, делать выводы, обобщения;развитие познавательного интереса, логического мышления,воспитывать умение преодолевать трудности при решении задач;усиление познавательной мотивации осознанием ученика своей значимости в образовательном процессе, воспитание у учащихся самостоятельности, умение достойно вести спор, находчивость.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
6. Самостоятельная работа с последующей проверкой (6 мин.)
На протяжении всего урока решаем уравнение =3-х различными способами.
Я довольно давно работаю в школе и прожита определенная часть моей жизни, но никогда не перестаю удивляться многообразию живого, великого русского языка. Вы, наверное, слышали о толковом словаре Даля? Замечательно сказано: «Самоистины служат основаньем математики». А что для вас означает слово «основанье», «основа»? (ответы учеников). Да, действительно, фундамент, опора, начало. Когда речь идет о предках, о фундаменте семьи, мы говорим « наши корни». Начинаем, основываем какое-то дело, говорим «корень дела». А Козьма Прутков со своим «зри в корень!» Что же получается? Корень – основа, фундамент. Что в математике мы называем арифметическим квадратным корнем? (арифметическим квадратным корнем из числа а называется такое неотрицательное число b, квадрат которого равен а).
=b, b0, a= b.
Я уверена, что с помощью своего учителя вы много узнали о корнях. Попытаемся вместе собрать все воедино, найти связи. Скажите, а как называются уравнения содержащие корни? (иррациональные). Итак, тема урока:
« Иррациональные уравнения – просто и красиво!»
Таких уравнений очень много, мы затронем небольшой пласт, т.е. уравнения с квадратными корнями. В первой части урока мы рассмотрим одно уравнение, но вспомним несколько способов его решения. Определение арифметического квадратного корня вы уже дали. Оно поможет разобраться с первым способом решения иррациональных уравнений. (Работа ученика у доски.)
Ну что ж, первая колонка заполнена, но это еще не все. Может быть, вы сами предложите следующий способ решения иррациональных уравнений? (возведение в квадрат с последующей проверкой). (Работа ученика у доски.)
(После получения квадратного уравнения перенос корней из первого способа).
А знаете ли вы еще способ решения данных уравнений? (замена). Итак, третий алгебраический способ решения данных уравнений – способ замены. Давайте посмотрим, как он работает:
=3-х
Пусть = t, t0,
х = t-3.
Получим: t = 3-(t-3),
t = 2 или t = -3 (не подходит, т.к. t0).
Если t = 2, то х = 4-3, х = 1.
Мы рассмотрели три алгебраических способа решения иррациональных уравнений, но кроме них есть и другие. Одним из таких способов является графический. Давайте вспомним как выглядят графики функций, необходимых для решения рассматриваемого уравнения.
Какой из графиков отвечает функции у = , но у нас . Что же нужно сделать с графиком функции у = , чтобы получить график у = . Получается параллельным переносом из у = влево на три единицы. Для проверки: контрольная точка: приравняем подкоренное выражение к 0, получим х = -3.
Посмотрите на правую часть уравнения. Что из себя представляет функция у = 3-х?
(линейная функция, графиком которой является прямая, достаточно знать две точки для ее построения). Построим в одной системе координат графики этих функций. Что можно о них сказать? (пересекаются). Сколько точек пересечения (одна). Чем является абсцисса точки пересечения для заданного уравнения? (корнем). Получили ответ. (х = 1).
А теперь 3 группы по 5 человек. Четыре карточки с заданием. Дно и тоже уравнение решить четырьмя рассмотренными способами.
Я назначаю старшего в группе.
Старший распределяет карточки между членами групп.
Каждый в группе выполняет решение предложенным ему способом, если нужно, обращается за помощью к старшему.
Через пять минут старший собирает листы с решением и делает отчет, с чем справились хорошо и что не получилось.
Продолжаем работать в группах. Вы должны выполнить два задания:
Из предложенных уравнений отобрать те, которые удобно решать с помощью
1 группа определением и возведением в квадрат с последующей проверкой;
2 группа замены
3 группа графического способа.
Из выбранных вами уравнений решить одно предложенным способом и решение записать на маркерной доске.
Проверка: устроим выставку маркерных досок.
1) =3-х,
2) =2х-4,
3) -= 3,
4) = ,
5) = 3-х,
6) = 5-х,
7) = х-х-1,
8) = х,
9) = sinх -1,
10) + = .
Ну что ж 4 графы заполнены, но осталась пятая. Я хочу поделиться с вами еще одним способом, который очень удобно применять при такой работе как тестовая, т.е. в формате ЕГЭ.
Способ связан с использованием свойств функций. Итак, уравнение =3-х.
Говоря о функциях, часто рассматривают их поведение, т.е. возрастание и убывание.
Функция у = возрастает в области определения, y = 3-x убывает. Посмотрите на графики, сколько общих точек у этих функций? (одна). А если график такого вида, есть общие точки?
Какой же вывод можно сделать? (Если одна из функций возрастающая, а другая убывающая, то их графики могут иметь не более одной общей точки, т.е. данное уравнение имеет единственный корень, который находим методом подбора: х = 1).
Дома: из предложенных уравнений выберете те, которые удобно решать с использованием свойств функций.