Занятие позволит организовать работу по знакомству с новой единицей измерения длины – дециметром на основе ранее изученной единицы измерения длины – сантиметр.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Единицы длины. Дециметр»
Единицы длины. Дециметр.
1 класс
Учитель
Борисова Нина Альбертовна
Тема:Единицы длины. Дециметр.
Тип урока: урок открытия нового знания (технология деятельностного метода)
Цель урока: организовать работу по знакомству с новой единицей измерения длины – дециметром на основе ранее изученной единицы измерения длины – сантиметр.
Задачи урока:
1. Образовательные: в ходе практических действий учить измерять, чертить отрезки заданной длины с помощью линейки и карандаша, сравнивать работу с образцом, работать по инструкции, делать выводы; закреплять знания нумерации чисел, развивать умения решать логические задачи;
2. Развивающие: создавать условия для развития познавательной мотивации детей на основе принятия и удержания учебных задач, положительной мотивации к учению; развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать учебный материал; формировать умения работать в паре, в группе;
3. Воспитательные: создавать условия длявоспитания самостоятельности, активности, ответственности, культуры поведения на уроке.
Формируемые УУД:
Личностные УУД: способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; преобразовывать практическую задачу в познавательную; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Познавательные УУД: строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; проводить сравнение, классификацию по заданным критериям.
Коммуникативные УУД: учитывать разные мнения, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Планируемые результаты:
Предметные: сравнивать числа в пределах 20, опираясь на порядок их следования при счёте; в результате практических действий измерять и сравнивать длины отрезков; переводить одни единицы длины в другие.
Метапредметные: понимать и принимать учебную задачу, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя; работать в паре и группе, оценивать себя под руководством учителя; включаться в коллективное обсуждени проблем, проявлять активность, стремление высказаться.
Личностные: проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий; понимать смысл выполнения самоконтроля и самооценки результатов учебной деятельности.
Ресурсы урока: конверты с мерками длиной 1см; отрезок в 12см, мерки 6см, 4см, 3см; мерка в 1дм; карточки «Дециметр», «дм», «1дм=10см», атласные ленты, карточки для этапа рефлексии учебной деятельности; презентация, компьютер, телевизор, учебник «Математика» ч.2, с. 51.
Ход урока:
Мотивация и стимулирование деятельности учащихся
Я знаю такой ключ, который открывает все «замки» в душах людей. Это улыбка! Повернитесь лицом друг к другу, к нашим гостям и подарите им свою улыбку. Доброжелательная улыбка – залог хорошего настроения, когда незнакомые люди вступают в контакт.
Тихонечко садитесь на свои места. Сегодня на уроке нам предстоит немало потрудиться, постарайтесь быть внимательными и сосредоточьтесь при выполнении заданий.
Актуализация знаний
Перед вами домики. Из каких геометрических фигур они построены? (крыши - из треугольников, окошки – прямоугольники, стены – трапеция, прямоугольник и квадрат)
Узнайте номера домиков, если домик №13 не с коричневой и не с синей крышей, дом № 15 слева от дома № 13, а дом №11 справа от дома №13
Что вы можете рассказать об этих числах 15, 13, 11? (Они двузначные)
В каком порядке расположены числа? (В обратном)
Расставьте числа по порядку.
Какие числа пропущены? (12, 14)
Чем похожи все числа? (Все числа состоят из 1 десятка и нескольких единиц).
Мы не зря с вами повторили нумерацию и состав чисел, эти знания нам пригодятся в конце урока.
Что изображено на рисунках?
Составьте пары с картинками.
Назовите известную нам единицу измерения для жидкостей.
Напомните единицу измерения массы для различных продуктов.
Известная нам единица измерения длины отрезков.
(Литры, килограммы, сантиметры)
Как мы по-другому называем единицы измерения? (Мерки).
У вас на парте лежит конверт. Достаньте его содержимое. Что вы видите? (У нас есть отрезок и 3 мерки)
Давайте посмотрим, сколько раз каждая мерка укладывается в наш отрезок. Берем красную мерку, желтую, зеленую. Сколько раз каждая мерка укладывается в отрезке? (2, 3 и 4)
Почему у нас получились разные результаты? (Мы брали мерки разной длины). В старину люди столкнулись с этой же проблемой при измерении длины. Поэтому были введены единые, общепринятые единицы длины. Вспомните, какую общепринятую мерку вы уже знаете? (см)
Постановка проблемы. Открытие нового знания.
Возьмите пакетик с голубыми мерками, кто догадался, что это за мерка? (в 1см).
Сейчас вы будите работать в парах. Возьмите каждый 1 такую мерку. Мы будем измерять при помощи мерки в 1см длину вашей парты. Прикладывайте по очереди вплотную друг к другу ваши мерки и не забывайте считать, сколько раз вы приложили см. А чтобы было интереснее, это задание нужно выполнить за определенное время. Вы работаете, пока на экране тикают часики.
Кто выполнил задание?
Почему не смогли измерить, разве вы не знаете, как измерять длину? (не хватило времени, мерка маленькая)
А как же выйти из этой ситуации и решить нашу проблему? (Нужна другая мерка, более крупная)
Хорошо! Ваня взял такую мерку, а Саша – вот эту (Показать из предыдущего задания красную и желтую мерки). Скажите, у них получатся одинаковые результаты? (нет)
Значит какая мерка нужна? (Единая, одинаковая)
Совершенно верно. Дело в том, что такая общепринятая мерка, которой удобно измерять длины больших предметов, существует. Наша задача открыть для себя эту единицу измерения.
Сейчас каждый из вас найдет ее у себя под партой. (Модель дм прикреплена с нижней стороны парты)
Измерьте, пожалуйста, с помощью этой мерки длину стола. Сколько таких меток содержит длина стола?
Как вы мерили?
Кто измерял правильно, у того должно получиться –12раз.
Теперь возьмите мерки в 1 см и выложите на мерку в 1 дм, плотно прикладывая одну к другой.
Сколько мерок в 1 см поместилось в новой единице измерения? (10)
Мы получили новую, более крупную единицу измерения длины.
А как называется эта единица измерения, мы узнаем из учебника. Откройте с. 51 и прочитайте про себя, как она называется.
Дециметр по-латыни [decem] – десять. Люди заметили, что десятками считать легче и договорились 10см обозначить новой меркой – дециметром. Сокращенно это записывается 2 буквами ДМ.
Мы с вами справились с очень сложной работой. Самое время немного отдохнуть вместе с медвежонком Барни.
Физминутка
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
А теперь откройте учебники на странице 51. Прочитайте 1 задание. (Возьми полоску бумаги длиной 1 дм и отмерь ею 2 дм веревки. Сколько это сантиметров?)
Вместо веревки у нас атласные ленты. Сейчас мы будем работать в группах. Один из вас к ленте прикладывает мерку в 1дм, второй отмечает границу пальцем, третий, когда вы отмерите 2 дм на ленте, отрезает ленту. А четвертый скажет, сколько сантиметров получилось в ленте? Договоритесь в своей группе, кто чем будет заниматься.
Включение в систему знаний.
Прочитайте 2 задание. (Начерти отрезок длиной 12 см. Сколько это дециметров и сантиметров?)
Откройте свои тетрадки, найдите точку. Начертите отрезок длиной 12 см. Подпишите его ниже. А теперь давайте длину отрезка переведем в дм. Сколько десятков и сколько единиц содержится в числе 12? (1десяток и 2 единицы). Значит 12 см – это 10см и еще 2см, а 10см=1дм, получаем 12см=1дм 2см. А теперь проверьте, правы ли мы: на отрезок положите мерку в 1 дм и мерки в 1 см.