kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Графическое представление данных"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе приводится открытый урок по математике в 12 классе (реального профиля) лицея. Урок составлен в соответствии с программой по математике в 12 классе , раздел  "Статистика".Целями данного урока являются:

  • Использовать терминологию, адекватную элементам математической статистики.
  • Применять умения добывать, анализировать и систематизировать информацию, представленную в различных формах
  • Представлять результаты наблюдений, физических, экономических, социальных явлений посредством рисунков, таблиц, графиков, диаграмм
  • Извлекать информацию из статистических понятий.
  • Находить средние величины статистических рядов (среднее арифметическое, медиана, мода).

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Графическое представление данных" »

Теоретический лицей им. Академика Константина Сибирского







Дидактический проект

урока математики в 12-ом классе




Тема: Графическое представление данных.



Учитель I дидактической степени

Василенко Т.Г.











Кишинев 2014Тема: Графическое представление данных.

Компетенции:

3.5. Использование терминологии, адекватной элементам математической статистики.

3.6. Распознавание и применение основных понятий математической статистики в различных контекстах.

3.7. Представление результатов наблюдений, физических, экономических, социальных явлений посредством рисунков, таблиц, графиков, диаграмм и извлечение информации из статистических понятий.

3.7. Истолкование и перенесение на математический язык практических ситуаций посредством статистических понятий.

Цели:

  • Использовать терминологию, адекватную элементам математической статистики.

  • Применять умения добывать, анализировать и систематизировать информацию, представленную в различных формах

  • Представлять результаты наблюдений, физических, экономических, социальных явлений посредством рисунков, таблиц, графиков, диаграмм

  • Извлекать информацию из статистических понятий.

  • Находить средние величины статистических рядов (среднее арифметическое, медиана, мода).


«Некоторые люди думают, что они всегда правы. Такие люди не могли бы ни быть хорошими учёными, ни иметь какой – либо интерес к статистике… Случай был с неба спущен на землю, где он стал частью мира науки». (Дайменд С.)

«Случай - только мера нашего невежества. Случайными явлениями, если дать им определение, будут те, законов которых мы не знаем». (А. Пуанкаре )

Тип урока: урок формирования компетенций применения новых знаний.


Этапы урока

Деятельность учителя

(содержание)

Деятельность учащихся

Дидактические техники

Оценивание


1.


Организацион-ный, мобилизующий.



-Проверяет готовность учащихся к уроку, сообщает тему и цели урока (тема урока записана на доске).




-Записывают тему в тетрадях.








Визуально.


2.










Актуализация



























Мы часто слышим по радио или читаем в газете: «По данным Госкомстата», «При обработке статистических данных получено». Так что же такое статистика и чем она занимается?

Учащимся предлагается обсудить следующие вопросы:

1) Чем занимается наука математическая статистика?

2) Какие основные статистические характеристики вы знаете?

3) Дайте определение среднего арифметического?

4) Что называется модой?

5) Сформулируйте определение медианы.

Математическая статистика - это наука о принятии решения в условиях неопределенности. Наибольшую пользу приносит статистика при изучении массовых явлений. Многие из нас видели, что на пачке сигарет написано: «Минздрав предупреждает - курение опасно для вашего здоровья». И это не потому, что в министерстве гадали на кофейной гуще. К выводу о вреде курения врачи всего мира пришли не сразу, а лишь после анализа множества наблюдений за здоровьем курящих людей.

Да, сегодня мы живем в информационном обществе. И трудно найти сферу экономической и повседневной жизни людей, где бы ни применялась статистика.

Ведь без статистики немыслимо проведение исследований и подведение итогов.

Обсуждают предложенные вопросы, отвечают, проверяют правильность формулировок


Делают вывод: Основная задача статистики - установление закономерностей, которым подчиняются массовые случайные явления. Без знания понятий и методов математической статистики невозможна организация эффективного конкурентоспособного предприятия, проведение научно обоснованной социальной политики, обеспечение страховой защиты людей от непредвиденных обстоятельств


фронтальная беседа
















Фронтальное








4

Проверка домашнего задания


На дом вам было предложено провести статистический опрос, обработать информацию и построить диаграмму. Мы с вами тоже провели небольшое исследование, и сейчас послушаем о полученных результатах. Какие способы изображения используются для наглядного представления статистических данных? Какие виды диаграмм используются для представления данных?

Отвечают по выполненному заданию. Комментируют построенные диаграммы, объясняют, как строится данный вид диаграмм и где используется.


Работа в группах




Взаимо-

проверка




5

Осмысление

Сейчас каждой группе будут предложены задачи математической статистики, часто встречающиеся на практике. Ваша цель – построить алгоритм действий, необходимый для решения каждой задачи. Что необходимо сделать, чтобы решить поставленную проблему?

1. На каком из городских маршрутов нужно пустить большее количество троллейбусов, чем на других?

2. В какой день недели на хлебозаводе необходимо произвести хлеба больше, чем в другой день?

3. Определите, какой вид топлива наиболее необходим для нашего муниципия?

(На обсуждение отводится 3 -5 минут.)


Решение задачи 1. Вычислить протяженность каждого маршрута, плотность населения в местах прохождения маршрута, уточнить время массовых перевозок.

Решение задачи 2. Организовать мониторинг продаж в магазинах города.

Решение задачи 3. Опросить фирмы, реализующие топливо на нашем рынке.


Обсуждение в группе, построение алгоритма для решения задачи


Наблюдение.

6

Применение знаний, умений, навыков.


Вспомним основные статистические характеристики, которые мы изучили.

  • что мы называем средним арифметическим ряда чисел

/частное от деления суммы этих чисел на число слагаемых/

  • что называется размахом ряда чисел

/разность между наибольшим и наименьшим из этих чисел/

  • дайте определение моды ряда чисел

/число чаще других встречающееся в данном ряду/

  • . напомним, что такое медиана

/с нечетным числом членов в ряду – число записанное

посередине, с четным числом членов в ряду – среднее

арифметическое двух чисел, записанных посередине/


Зачем нужны эти характеристики? Может быть достаточно среднего арифметического?


Пример.

На предприятии работают 100 человек: 99 человек служащих, каждый из которых получает по 1000 рублей в месяц, и директор, получающий 100 000 рублей в месяц. Служащие потребовали повысить зарплату. Однако директор отказал им, заявив, что средняя зарплата на предприятии и так составляет 2000 рублей. С точки зрения статистики, кто прав: директор или служащие?

Среднее арифметическое данных 1990 руб. Формально директор прав. Однако мода ряда равна 1000 руб., т. е. требования служащих вполне законны.

Моду ряда данных находят тогда, когда хотят выявить некоторый типичный показатель. Мода может быть выражена числом и словами, с точки зрения статистики мода – это экстремум частоты.

Медиана позволяет учитывать информацию о ряде данных, которую даёт среднее арифметическое и наоборот


отвечают на вопросы, формулируют определения,

рассуждают.














Иногда мода позволяет сделать более правильные выводы, чем среднее арифметическое. Мода является наиболее приемлемым показателем при выявлении расфасовки некоторого товара, которой отдают предпочтение покупатели; цены на товар данного вида, распространённый на рынке; как размер обуви, одежды, пользующийся наибольшим спросом; вид спорта, которым предпочитают заниматься большинство населения страны, города, посёлка

школы и т.д


Трехступен-чатое интервью


Взаимо-контроль.


7.











Практическая работа








Теперь приступим к выполнению практической работы . Каждая группа получает таблицу с некоторой информацией. По предложенным данным надо построить диаграмму одного из видов.

  1. Национальный состав муниципия Кишинёв (по переписи октября 2004 года)

  2. Возрастной состав муниципия Кишинёв (по переписи октября 2004 года)

  3. население города в 1897 году

  4. национальный состав города в1774 году 


  1. Результаты контрольной работы по математике

учащихся 12 «Б» класса.



Обсуждают, строят диаграмму, вывешивают полученные диаграммы, анализируют результаты.


Коллективно .


Обсуждение.









8

Рефлексия

Подведение итогов урока.

Объявление и объяснение домашнего задания

Учитель просит учащихся подвести итог урока, оценить деятельность каждого члена группы , заполнив лист самооценивания.

Комментирует работу учащихся на уроке.

Домашнее задание :

С 110-112 – повторить, с. 114 №1,2,5.

Значение статистики в жизни современного общества можно ёмко выразить одной фразой из романа Ильфа и Петрова «12 стульев»: Статистика знает всё.



Подводят итог урока, высказываются. Оценивают свою работу и работу коллег на уроке.

Записывают задание в дневник.

Самооценивание, взаимооценивание.

Визуальный контроль



Лицей им. Академика К. Сибирского.









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
"Графическое представление данных"

Автор: Василенко Татьяна Григорьевна

Дата: 17.06.2014

Номер свидетельства: 106530

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Технологический процесс графического представления данных в программе Microsoft Excel"
    ["seo_title"] => string(80) "tekhnologicheskii_protsess_graficheskogo_predstavleniia_dannykh_v_programme_micr"
    ["file_id"] => string(6) "653947"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1720088448"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(188) "Самостоятельная работа ВиС 7 класс по теме "Графическое представление данных в виде круговых диаграмм""
    ["seo_title"] => string(80) "samostoiatelnaia_rabota_vis_7_klass_po_teme_graficheskoe_predstavlenie_dannykh_v"
    ["file_id"] => string(6) "662392"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1734873775"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Графическое представление числовых данных "
    ["seo_title"] => string(50) "grafichieskoie-priedstavlieniie-chislovykh-dannykh"
    ["file_id"] => string(6) "108412"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1403693968"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(212) "Методическая разработка урока информатики на тему: «Средства графического представления данных (деловая графика)»"
    ["seo_title"] => string(125) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-informatiki-na-tiemu-sriedstva-ghrafichieskogho-priedstavlieniia-dannykh-dielovaia-ghrafika"
    ["file_id"] => string(6) "313181"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459440667"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Графическое представление табличных данных"
    ["seo_title"] => string(46) "graficheskoe_predstavlenie_tablichnykh_dannykh"
    ["file_id"] => string(6) "495076"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1547385780"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства