kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование навыков математического моделирования в 5-6 классах на уроках и во внеурочное время

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предмет "Математика" обладает богатыми возможностями для формирования у школьников как предметных, так и метапредметных универсальных учебных действий. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование навыков математического моделирования в 5-6 классах на уроках и во внеурочное время»

Формирование навыков математического моделирования в 5-6 классах.

Ещё К.Д.Ушинский писал:

«…ученье, лишённое всякого интереса,

убивает в ученике охоту к ученью…».

Математическое моделирование является важной составляющей образования, способствующей развитию критического мышления и аналитических навыков учащихся. В основе математического моделирования лежит превращение реальных задач в абстрактные математические модели, позволяющие проводить исследования, предсказывать результаты и принимать обоснованные решения. Однако формирование навыков математического моделирования требует компетентного подхода со стороны учителя и использования разнообразных методов обучения.

Математическое моделирование не только способствует более глубокому пониманию материала, но и развивает творческое мышление учащихся, помогая им находить новые подходы к решению задач.

Введение в математическое моделирование является важным этапом развития математических навыков учащихся 5-6 классов. Понятие математического моделирования заключается в создании упрощенных математических моделей, которые представляют реальные ситуации или процессы. На уроках математики формируются у учащихся умение анализировать и решать задачи с помощью математического моделирования. Это позволяет им применять математические знания на практике и развивать логическое мышление.

Основы математического моделирования в 5-6 классах – это важная составляющая образовательной программы, которая помогает детям развивать абстрактное мышление, логику и умение решать задачи. В этом возрасте учащиеся начинают понимать, что реальный мир можно описать математическими формулами и уравнениями. Они учатся создавать и работать с моделями, которые представляют реальные явления и процессы.

В процессе обучения основам математического моделирования, ученики узнают, как строить графики функций, решать задачи на пропорциональность и зависимостью. Они также изучают основы статистики, учитывают случайные факторы и оценивают вероятность событий.

Формирование навыков математического моделирования в 5-6 классах помогает учащимся не только в учебе, но и в повседневной жизни. Они учатся анализировать данные, прогнозировать результаты и принимать обоснованные решения.

Практические примеры математического моделирования в школьной программе предоставляют ученикам возможность применять свои знания математики на практике. В 5-6 классах нашей школы мы используем разнообразные задачи и ситуации, которые требуют моделирования реальных процессов и явлений. Например, при решение задач на движение мы предлагаем ученикам моделировать движение различных объектов: падение тела с определенной высоты, движение автомобиля по прямой дороге, движение моторной лодки по течению, против течения, стоячей воде и т.д. Ученики анализируют данные, строят графики и используют математические формулы для описания этих процессов. Таким образом, они понимают, как математика может быть применена в реальной жизни и развивают навыки моделирования и решения задач. Это не только помогает им лучше усвоить материал, но и развивает аналитическое мышление и креативность. Практические примеры математического моделирования делают процесс обучения интересным и позволяют ученикам видеть реальную ценность математики в жизни.

Для формирования навыков математического моделирования учащихся 5-6 классов используются различные методы и инструменты. Один из таких методов - использование конкретных ситуаций из реальной жизни для создания математических моделей. Ученикам предлагается анализировать и описывать эти ситуации, выделять ключевые факторы, определять зависимости и строить соответствующие математические выражения.

Для работы с математическими моделями важно развивать у учащихся навыки работы с графиками и диаграммами. Они могут использоваться для визуализации зависимостей и представления результатов моделирования. Ученики могут учиться строить графики функций, исследовать их свойства, анализировать изменения графиков в зависимости от параметров.

Другим инструментом, который может помочь в формировании навыков математического моделирования, является использование математических программ и онлайн-ресурсов. Такие программы позволяют ученикам решать задачи, создавать и анализировать математические модели в удобной и доступной форме. Они также могут учиться использовать различные функции программы для работы с данными и отображением результатов.

Важно, чтобы ученики получали возможность применять навыки математического моделирования на практике

В современном мире, где наука и технологии играют все более важную роль, развитие навыков математического моделирования становится неотъемлемой частью образования. Математическое моделирование позволяет решать сложные задачи, предсказывать результаты и строить адекватные гипотезы. Оно является основой для разработки новых технологий, проектирования строений и оптимизации процессов.

В 5-6 классах начинается формирование базовых навыков математического моделирования. В этом возрасте дети уже обладают достаточными знаниями в математике, чтобы начать изучение моделирования. Важно при этом развивать не только навыки решения математических задач, но и умение применять эти навыки на практике.

Формирование навыков математического моделирования в 5-6 классах также способствует развитию логического мышления и критического анализа. Дети учатся абстрагироваться от конкретных ситуаций и видеть общие закономерности. Они учатся устанавливать связи между различными явлениями и представлять их в виде математических моделей.

Известно, что процесс математического моделирования состоит из трех этапов:

1) перевода предложенной задачи с естественного языка на язык математических терминов, т.е. построения математической модели задачи (формализация);

2) решения задачи в рамках математической теории (решение внутри модели);

3) перевода полученного результата (математического решения) на язык, на котором была сформулирована исходная задача (интерпретация полученного решения).

Следует отметить, что в школе в основном уделяется внимание работе над вторым этапом моделирования, в то время как формализация и интерпретация остаются недостаточно раскрытыми. Необходимо организовать обучение учащихся элементам моделирования, относящимся ко всем трем этапам. Важным средством обучения элементам моделирования, относящимся к этапам формализации и интерпретации, являются сюжетные задачи. Сюжетной задачей называют задачу, описывающую реальную или приближенную к реальной ситуацию на неформально-математическом языке. С этой точки зрения любая задача, возникающая на практике, является сюжетной, однако часто она может не содержать достаточных для решения числовых данных. Такие задачи называют задачами-проблемами. Для построения их математической модели нужно найти достаточное количество числовых данных. Школьные учебники почти не содержат задач-проблем. Учащимся, как правило, сразу предъявляется словесная модель задачи, поэтому представления о характере отражения математикой явлений, описываемых в сюжетных задачах, часто оказываются весьма примитивными. Это происходит вследствие того, что этап формализации при решении школьных сюжетных задач оказывается представлен слишком узко, т.е. нет условий для содержательного раскрытия деятельности, проходящей на этом этапе математического моделирования. Поэтому надо искать пути содержательного раскрытия и конкретизации этапов формализации и интерпретации математического моделирования. В частности, эта проблема может быть реализована на пути решения так называемых прикладных задач. Для подготовки к обучению в профильных классах уже в 5-6 классах целесообразно использовать прикладные и учебно-прикладные задачи, которые позволяют учить школьников следующим действиям, характерным для этапов формализации и интерпретации:

- замене исходных терминов выбранными математическими эквивалентами;

- ценке полноты исходной информации и введению при необходимости недостающих числовых данных;

- выбору точности числовых значений, соответствующей смыслу задачи;

- оценке возможности получения числовых данных для решения задачи на практике.

Выполнение действия замены исходных терминов выбранными математическими эквивалентами основывается прежде всего на жизненном опыте учащихся, т.е. знании терминов, встречающихся в быту или при изучении других предметов, которые могут быть заменены математическими понятиями и отношениями. Из этого следует, что в системе задач школьных учебников должно быть больше задач, содержащих термины из различных научных областей, но не требующих длительного и громоздкого объяснения их сущности. Кроме этого, задачи расширяют словарный запас учащихся, знакомят с новыми интересными фактами из разных наук.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Рубцова Светлана Петровна

Дата: 22.05.2024

Номер свидетельства: 651241

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Программа спецкурса по математике «Решение задач повышенной сложности» (7 класс) "
    ["seo_title"] => string(89) "proghramma-spietskursa-po-matiematikie-rieshieniie-zadach-povyshiennoi-slozhnosti-7-klass"
    ["file_id"] => string(6) "236084"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1443957822"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Программа факультативного курса «Геометрия вокруг нас». Внеурочная деятельность. "
    ["seo_title"] => string(87) "proghramma-fakul-tativnogho-kursa-gieomietriia-vokrugh-nas-vnieurochnaia-dieiatiel-nost"
    ["file_id"] => string(6) "225965"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1439993454"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Рабочая программа по математике для 2 класса ("Планета знаний") "
    ["seo_title"] => string(66) "rabochaia-proghramma-po-matiematikie-dlia-2-klassa-planieta-znanii"
    ["file_id"] => string(6) "172405"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1423816389"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Рабочая программа по математике 6 класс (8 вида) "
    ["seo_title"] => string(51) "rabochaia-proghramma-po-matiematikie-6-klass-8-vida"
    ["file_id"] => string(6) "117102"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1412699417"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Программа внеурочной деятельности «Расчетно-конструкторское бюро» "
    ["seo_title"] => string(73) "proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-raschietno-konstruktorskoie-biuro"
    ["file_id"] => string(6) "148723"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1419833640"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства