Факультативное занятие для учащихся 8 класса по теме "Числовые неравенства и их свойства"
Факультативное занятие для учащихся 8 класса по теме "Числовые неравенства и их свойства"
Данное факультативное занятие презназначено для учащихся 8 класса. Целью занятия является усвоение смысла понятия «числовое неравенство», познакомиться со свойствами числовых неравенств и уметь их применять при доказательствах и решении задач. Предлагаемые задания соответствуют цели занятия, развивают логическое мышление учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Факультативное занятие для учащихся 8 класса по теме "Числовые неравенства и их свойства" »
Факультативное занятие по математике для учащихся 8 класса по теме «Понятие числового неравенства»
Цель: усвоить смысл понятия «числовое неравенство», знать свойства числовых неравенств и уметь их применять при доказательствах и решении задач.
Ход занятия
Теоретическая часть
Слово учителя. Для любых неравных действительных чисел а и b можно сказать, какое число больше, а какое — меньше. При решении многих задач важную роль играют следующие утверждения:
1. Два действительных числа а и b равны (обозначают a =b ) тогда и только тогда, когда их разность равна нулю, т. е. а - b = 0.
2. Число а больше числа b (обозначают а b) тогда и только тогда, когда разность а – b положительна, т. е. а – b 0.
Если а — неотрицательное число, то |а| = а и а 0, тогда а 0, то а = |а|. И из условия а
Свойства числовых неравенств.
Перечислим теоремы, выражающие свойства некоторых числовых неравенств (буквами здесь обозначены действительные числа).
Свойство 1. Если а а; если а b, то b
Свойство 2. Если а
Свойство 3. Если а
Итак, если к обеим частям верного неравенства прибавить одно и то же число, то получится верное неравенство.
Следствие. Любое число можно перенести из одной части неравенства в другую с противоположным знаком.
Свойство 4. Если а bс.
Итак, если обе части верного неравенства умножить на одно и то же положительное число и сохранить знак исходного неравенства, то получится верное неравенство; если обе части верного неравенства умножить на одно и то же отрицательное число и изменить знак неравенства на противоположный, то получится верное неравенство.
Следствие. Если а и b — положительные числа и а .
Свойство 5. Если а
Итак, если сложить почленно два верных неравенства одного знака и сохранить этот знак, то получится верное неравенство.
Свойство 6. Если а d, то a – c
Итак, два верных неравенства противоположного знака можно почленно вычитать, оставляя знак того неравенства, из которого вычитали другое неравенство.
Свойство 7. Если а, b, с, d — положительные числа, а
Итак, если перемножить почленно два верных неравенства одного знака, левые и правые части которых — положительные числа, то получится верное неравенство, имеющее тот же знак, что и данное неравенство.
Следствие 1. Если 0
Следствие 2. Если 0 a b, то a b.
Практическая часть
Задание 1. Возьмите чистый лист бумаги и на нем запишите ответы на все устные упражнения, приведенные ниже. Затем свои ответы сверьте с ответами товарищей или учителя.
1. Верно ли неравенство:
а) - 5 0;
в) - 127 7; г) – 39
д) 0
ж) 3,89
и) 3≤5
л) - 0, 24 - 0,49; м) - 1,5
2. При каких значениях a верно неравенство:
а) a a?
3. Сравните числа a и b, если разность a – b равна:
а) –0,3; б) 0; в) 7; г) ( ; д)
4. Известно, что a b ). Может ли разность a – b выражаться числом:
а) 0,5; б) –7; в) ( ; г) ; д) -|-8| ?
5. Как расположены на координатной прямой точки, изображающие a и b, если:
а) a - b = -3; б) a - b = 2,5 ;
в) b - a = -2, 7; г) b-a = 0?
6. Объясните, почему можно утверждать, что неравенство верно при любых значениях переменной:
а) x + 210; в) (2 - x)² ≥ 0 ; г) - y² - 3
7. При каких значениях переменной a верно неравенство:
Задание 4. Определите знак действительного числа a, если известно, что:
а) 3 a б) 6a a;
в) - 2 a г) -10 a -3 a.
Задание 5. Пусть a — положительное число и a
а) a²
Задание 6. Верно ли, что: если a
Задание 7. Сложите почленно неравенства:
а) 21 3 и 13 4; б) –2
в) 4 –2 и –2 –7; г) –5
Задание 8. Вычтите почленно из первого неравенства второе:
а) 3 1; б) 11 4 и –2
в) 14 –3 и –3 –10 и –6 –17.
Задание 9. Перемножьте почленно неравенства:
а) 7 7 и 3 2;
в) 15 11 и 5 4; г) 2
Задание 10. Пусть а 2, b 3, c 1. Докажите, что:
а) а + b + c 6; б) abc 6;
в) 2аb + 3аbc 30; г) a2 + b2 + c
2 13.
Задание 11. Докажите, что:
а) если а 2 и b 5, то 5а + 2b 20;
б) если а 3, то a2 + 6 ³ 15;
в) если а b, то 1 – а
Задание 12. Верно ли утверждение:
а) если одно действительное число больше другого, то и куб первого числа больше куба второго;
б) если модуль одного действительного числа больше модуля другого, то и квадрат первого числа больше квадрата второго?
Задание 13. Пусть а b и числа а, b — отрицательные.
Докажите, что:
а) аn bn, если n — нечетное натуральное число;
б) аn
Задание 14. 9 ручек стоят дороже, чем 11 карандашей. Что дороже — 15 ручек или 17 карандашей?
Задание 15. Пассажир сдает в багажное отделение рюкзак, чемодан, саквояж и корзинку. Чемодан тяжелее, чем рюкзак, саквояж и рюкзак тяжелее, чем корзинка и чемодан вместе, а корзинка и саквояж вместе весят столько, сколько вместе весят чемодан и рюкзак. Какой из этих грузов самый тяжелый, а какой — самый легкий?