kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Факультативное занятие для учащихся 8 класса по теме "Числовые неравенства и их свойства"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное факультативное занятие презназначено для учащихся 8 класса. Целью занятия является усвоение смысла понятия «числовое неравенство», познакомиться со свойствами числовых неравенств и уметь их применять при доказательствах и решении задач. Предлагаемые задания соответствуют цели занятия, развивают логическое мышление учащихся. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Факультативное занятие для учащихся 8 класса по теме "Числовые неравенства и их свойства" »

Факультативное занятие по математике для учащихся 8 класса по теме «Понятие числового неравенства»

Цель: усвоить смысл понятия «числовое неравенство», знать свойства числовых неравенств и уметь их применять при доказательствах и решении задач.

Ход занятия

Теоретическая часть

Слово учителя. Для любых неравных действительных чисел а и b можно сказать, какое число больше, а какое — меньше. При решении многих задач важную роль играют следующие утверждения:

1. Два действительных числа а и b равны (обозначают a =b ) тогда и только тогда, когда их разность равна нулю, т. е. а - b = 0.

2. Число а больше числа b (обозначают а b) тогда и только тогда, когда разность а – b положительна, т. е. а – b 0.

3. Число а меньше числа b (обозначают а

Рассмотрим примеры.

Пример 1. Доказать, что 9920

9920 – 999910 = 9910 × 9910 – (99 × 101)10 = 9910 × 9910 – 9910 × 10110 = =9910(9910 – 10110)

Следовательно, 9920

Пример 2. Доказать, что если |а| 0), то -e

Если а — неотрицательное число, то |а| = а и а 0, тогда а 0, то а = |а|. И из условия а

Свойства числовых неравенств.

Перечислим теоремы, выражающие свойства некоторых числовых неравенств (буквами здесь обозначены действительные числа).

Свойство 1. Если а а; если а b, то b

Свойство 2. Если а

Свойство 3. Если а

Итак, если к обеим частям верного неравенства прибавить одно и то же число, то получится верное неравенство.

Следствие. Любое число можно перенести из одной части неравенства в другую с противоположным знаком.

Свойство 4. Если а bс.

Итак, если обе части верного неравенства умножить на одно и то же положительное число и сохранить знак исходного неравенства, то получится верное неравенство; если обе части верного неравенства умножить на одно и то же отрицательное число и изменить знак неравенства на противоположный, то получится верное неравенство.

Следствие. Если а и b — положительные числа и а .

Свойство 5. Если а

Итак, если сложить почленно два верных неравенства одного знака и сохранить этот знак, то получится верное неравенство.

Свойство 6. Если а d, то a – c

Итак, два верных неравенства противоположного знака можно почленно вычитать, оставляя знак того неравенства, из которого вычитали другое неравенство.

Свойство 7. Если а, b, с, d — положительные числа, а

Итак, если перемножить почленно два верных неравенства одного знака, левые и правые части которых — положительные числа, то получится верное неравенство, имеющее тот же знак, что и данное неравенство.

Следствие 1. Если 0

Следствие 2. Если 0 a b, то a b.

Практическая часть

Задание 1. Возьмите чистый лист бумаги и на нем запишите ответы на все устные упражнения, приведенные ниже. Затем свои ответы сверьте с ответами товарищей или учителя.

1. Верно ли неравенство:

а) - 5 0;

в) - 127 7; г) – 39

д) 0

ж) 3,89

и) 3≤5

л) - 0, 24 - 0,49; м) - 1,5


2. При каких значениях a верно неравенство:

а) a a?

3. Сравните числа a и b, если разность a – b равна:

а) –0,3; б) 0; в) 7; г) ( ; д)


4. Известно, что a b ). Может ли разность a – b выражаться числом:

а) 0,5; б) –7; в) ( ; г) ; д) -|-8| ?


5. Как расположены на координатной прямой точки, изображающие a и b, если:

а) a - b = -3; б) a - b = 2,5 ;

в) b - a = -2, 7; г) b-a = 0?

6. Объясните, почему можно утверждать, что неравенство верно при любых значениях переменной:

а) x + 210; в) (2 - x)² ≥ 0 ; г) - y² - 3


7. При каких значениях переменной a верно неравенство:

а) - a

8. Укажите наибольшее целое k, удовлетворяющее неравенству:

а) k

г) k ≤ 2; д) k ≤ -0 8, ; е) k

ж) k ≤0; з) k ≤ -p.


9. Укажите наименьшее целое m, удовлетворяющее неравенству:

а) m -3; б) m ³≥ -3;

в) m 0; г) m ³≥ p.


Задание 2. Известно, что a

Используя свойства неравенств, запишите верное неравенство, которое получится, если:

а) к обеим частям неравенства прибавить действительное число c;

б) из обеих частей неравенства вычесть действительное число c;

в) обе части неравенства умножить на –3;

г) обе части неравенства разделить на 0,5;

д) обе части неравенства разделить на –1.

Задание 3. Известно, что a

Поставьте вместо * знак так, чтобы получилось верное неравенство:

а) - 17a … - 17b; б) … ; в) - 0,5a … - 0,5b; г) 0,7a … 0,7 b.

Задание 4. Определите знак действительного числа a, если известно, что:

а) 3 a б) 6a a;

в) - 2 a г) -10 a -3 a.

Задание 5. Пусть a — положительное число и a

а) a²

Задание 6. Верно ли, что: если a

Задание 7. Сложите почленно неравенства:

а) 21 3 и 13 4; б) –2

в) 4 –2 и –2 –7; г) –5

Задание 8. Вычтите почленно из первого неравенства второе:

а) 3 1; б) 11 4 и –2

в) 14 –3 и –3 –10 и –6 –17.

Задание 9. Перемножьте почленно неравенства:

а) 7 7 и 3 2;

в) 15 11 и 5 4; г) 2

Задание 10. Пусть а 2, b 3, c 1. Докажите, что:

а) а + b + c 6; б) abc 6;

в) 2аb + 3аbc 30; г) a2 + b2 + c

2 13.

Задание 11. Докажите, что:

а) если а 2 и b 5, то 5а + 2b 20;

б) если а 3, то a2 + 6 ³ 15;

в) если а b, то 1 – а

Задание 12. Верно ли утверждение:

а) если одно действительное число больше другого, то и куб первого числа больше куба второго;

б) если модуль одного действительного числа больше модуля другого, то и квадрат первого числа больше квадрата второго?

Задание 13. Пусть а b и числа а, b — отрицательные.

Докажите, что:

а) аn bn, если n — нечетное натуральное число;

б) аn

Задание 14. 9 ручек стоят дороже, чем 11 карандашей. Что дороже — 15 ручек или 17 карандашей?

Задание 15. Пассажир сдает в багажное отделение рюкзак, чемодан, саквояж и корзинку. Чемодан тяжелее, чем рюкзак, саквояж и рюкзак тяжелее, чем корзинка и чемодан вместе, а корзинка и саквояж вместе весят столько, сколько вместе весят чемодан и рюкзак. Какой из этих грузов самый тяжелый, а какой — самый легкий?




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Автор: Мысина Дианна Анатольевна

Дата: 18.09.2014

Номер свидетельства: 113832

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Программа факультатива по математике «За страницами учебника» "
    ["seo_title"] => string(65) "proghramma-fakul-tativa-po-matiematikie-za-stranitsami-uchiebnika"
    ["file_id"] => string(6) "189235"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1426845086"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Индивидуально-групповые консультации по математике в 8 классе по подготовке к ГИА "
    ["seo_title"] => string(89) "individual-no-ghruppovyie-konsul-tatsii-po-matiematikie-v-8-klassie-po-podghotovkie-k-gia"
    ["file_id"] => string(6) "195544"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1427913510"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1850 руб.
2640 руб.
1850 руб.
2640 руб.
1460 руб.
2090 руб.
1580 руб.
2260 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства