Данный урок является уроком обобщения и систематизации знаний. Для активизации мышления учащихся на уроке были использованы: система вопросов по изученному материалу, создавались проблемные ситуации, использовался раздаточный материал. В соответствии с темой и целями урока выбраны формы организации учебной работы: индивидуальная, парная и групповая.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Форма организации деятельности учащихся: групповая, индивидуальная, фронтальная.
Структура урока:
Организационный момент.
Актуализация знаний.
Обобщение и систематизация знаний.
Применение знаний и умений в новой ситуации.
Контроль усвоения знаний, коррекция.
Рефлексия.
Организационный момент.
Современная математика их знает множество, и у каждой свой неповторимый облик, как неповторим облик каждого из миллиардов людей, живущих на земле.
Её облик можно представить сложенным из набора характерных свойств.
О каком математическом понятии идет речь? (о функции)
Итак, центральное место занимает функция, (на магнитной доске учитель переворачивает кружок со словом – функция, это центр ромашки, на лепестках которой напечатаны известные учащимся функции).
А что же такое функция? (ученики дают определение).
Сформулируйте цель урока.
Эпиграфом к уроку возьмем слова:
Величие человека – мыслить.
Б. Паскаль.
Учащиеся в тетрадях записывают тему урока «Свойства функций».
II. Актуализация знаний.
В течение 1 минуты посовещайтесь в парах и вспомните свойства функций. Затем каждая пара называет по 1 свойству, а учитель вывешивает карточки с данным свойством на доску – это будут листочки ромашки.
Остальные свойства функций мы вспомним с вами в ходе выполнения заданий в течение урока.
Обобщение и систематизация знаний.
Кто хочет проверить свои знания и умения, выполнив работу по индивидуальным карточкам? (желающим выдается тест, см. приложение 1).
Устная работа с остальными учащимися:
А) Какие из функций:
являются линейными?
Б) Глядя на формулы какую информацию можно получить о функции?
3. Постройте график функции (Один ученик работает у доски)
Задания по графику:
Найдите наибольшее и наименьшее значения функции на ;
Укажите промежутки монотонности и знакопостоянства функции;
Используя график функции найдите корни уравнения .
Устное задание «Найди ошибку»
Для построения графика любой функции необходимо уметь находить ее область определения. Вашему вниманию предлагается два способа нахождения области определения функции. Со всем ли вы согласны или есть ошибка в решении?
D (y):
Рассмотрим функцию
Найдем нули функции: x= - 3
┼ ─ ┼
● ○ x
- 3 2
Ответ:
D (y):
х
- 3 2
Ответ:
Поиск правильного решения данного задания.
Применение знаний и умений в новой ситуации.
На практике проверить можно точно,
Кто смог теорию усвоить прочно.
Задание в группах:
Построить график функции . Дополнительное задание: решить уравнение . (проверка по слайду)
Строить графики элементарных функций, которые заданы аналитическим способом, мы умеем. А я вам предлагаю сейчас изобразить «портрет незнакомки» по ее характерным деталям.
Учащимся раздаются листы, обтянутые пленкой и задание (во всех группах одинаковое):
«Портрет незнакомки»
D(y) =
E(y) =
Нули функции х = - 1, х = 1, х = 3
у(2) = - 2, у(0) = 2
Функция возрастает на
Функция убывает на .
Все получившиеся портреты выставляются на доске. Краткий разбор портретов и вывод.
Контроль усвоения знаний, коррекция.
Математику нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед. Поэтому проверим свои знания с помощью теста, (выполняют тест по вариантам, проверка - презентация) см. приложение 2.
Где в жизни находят применение графики? (кардиограмма сердца, график активности избирателей, график изменения температуры…).
Без пословиц и поговорок наша речь была бы невыразительной и обыденной. Давайте посмотрим в виде, каких графиков можно изображать пословицы и поговорки. Презентация.
Рефлексия.
Сегодня на уроке мы систематизировали наши знания о функциях, их свойствах и графиках. Повторили алгоритм исследования и чтения графика функции.
Сегодня на уроке:
Я узнал …
Я научился…
Я повторил…
Я закрепил…
Какие науки помогали нам повторить материал?
Геометрия (через любые две точки можно провести…)
Математика (если х = …, то у = …)
Алгебра (у = kx + b, y = …)
Карточки со словами «геометрия», «алгебра», «математика» разместить внизу у «ромашки».
Что напоминают эти карточки, которые я расположила у самого основания цветка?(корни).
Т. е. без основ этих наук нам не достигнуть никаких высот.
А теперь попробуйте в группах изобразить график вашего настроения на уроке. Каждая группа поясняет свой график.
Чтобы упрочить ваши знания,
даю домашнее задание.
(домашняя контрольная работа по карточкам)
Приложения
Приложение 1.
Найти область определения функции
а) б) в) г)
2. Найти область определения функции Ответ:-----------
3. Найти область определения функции Ответ:-----------
4. Какой из графиков, изображённых на рисунках, задаёт функцию у=f(х).
1) 2)
3) 4)
Среди заданных функций укажите возрастающие
2) 3) 4)
а) 2 и 3 б) 1 и 2 в) 3 и 4 г) 1 и 4
6. Исследуйте на ограниченность функцию
а) ограничена сверху б) ограничена снизу
в) ограничена снизу и сверху г) не ограничена ни снизу, ни сверху
7. Среди заданных функций укажите чётные:
1) 2) 3) 4)
а) 1 и 2 б) 2 и 3 в) 1 и 3 г) 3 и 4
8. Найдите наименьшее значение функции . Ответ:-----------
Приложение 2.
ВАРИАНТ 1.
Найти область определения функции
1) 2)
3) 4)
2. Функции заданы формулами:
а) б) в) г)
Какие из них являются возрастающими?
а и б 2) а и г 3) в и г 4) а, б и г
Какая из данных точек принадлежит графику функции ?
А( - 6; 3) 2) В(8; 2) 3) С( -3; - 6) 4) D(2; - 8)
Найдите наименьшее значение функции
4 2) 0 3) не существует 4) 8
Среди заданных функций укажите нечётные:
а) б) в) г)
1) а и б 2) б и г 3) а и в 4) в и г
ВАРИАНТ 2.
Найти область определения функции
1) 2)
3) 4)
2. Функции заданы формулами:
а) б) в) г)
Какие из них являются убывающими?
а и б 2) а и в 3) в и г 4) а, б и г
Какая из данных точек принадлежит графику функции ?