Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний;
Цели урока:
1) Образовательная: обобщить и систематизировать навыки нахождения области определения и области значения функции; способствовать выработке навыков и умений в построении и прочтении графиков функций.
Развивающая: способствовать развитию наблюдательности, умения анализировать; побуждать учеников к самоконтролю, самоанализу своей учебной деятельности.
Воспитательная: воспитывать такие качества личности, как познавательная активность, самостоятельность при работе на уроке.
Форма работы на уроке: фронтальный опрос, работа в парах, самостоятельная работа.
Оборудование: проектор, экран, карточки с заданиями, интерактивная система голосования Votum.
Ход урока
Организационный момент.
Здравствуйте, дорогие ребята. Я рада приветствовать вас сегодня на уроке. Тема нашего урока – «Числовые функции». В реальной жизни мы говорим: «каковы мои функции» или «каковы мои функциональные обязанности», подразумевая «каков круг моих действий» или «что я должен сделать, как действовать». В нашей жизни слово «функция» означает «действие» или «правила действий». Тот же смысл имеет и математический термин «функция»
Сегодня мы с вами отправимся путешествие по полезным сайтам сети Интернет.
Наша задача сегодня заключается в том, чтобы познакомиться с заданиями, встречающимися открытом банке на сайте ФИПИ по данной теме, научиться строить графики незнакомых для вас функций, оценивать свои знания, основная цель урока подготовка к государственной итоговой аттестации собственные.
II. Фронтальный опрос.
- Какие ещё понятия связаны с понятием функции?
а) Что называется функцией?
б) В записи y = f(x) как называется переменная х? Переменная у?
в) Что называется областью определения функции?
г) Что называют областью значения функции?
д) Какими способами можно задать функцию?
- И хочу продолжить урок со слов Даниила Гранина «Образование - это то, что остается, когда всё выученное забыто». Поэтому давайте проверим, что же вы усвоили.
Интерактивный тест
Работа в парах.
1-4.Для каждой функции, заданной формулой, укажите ее график (задание на соотношение)
5. Дана функция y=ax2+bx+c. На каком рисунке изображен график этой функции, если известно, что
1) aax2+bx+cимеет два корня разных зна корня разных знаков;
2) a0 и трёхчлен имеет два одинаковых положительных корня?
6. На каком рисунке изображен график функции y=f(x). Найдите корни уравнения f(x) = a.
7.На рисунке изображён график функции y=ax2+bx+c. Используя этот график, решите неравенство.
5.1-Г, 2-Б.
6. А-3, Б-4,В-1, Г-3
7. А-1, Б-4,В-1, Г-3
Физкульминутка
Решение задач повышенного уровня
Постройте график функции y= 2х+4|x|-x2 и определите, при каких значениях с прямая у=с имеет с графиком ровно три общие точки.
2) При каком значении р прямая у=х+р имеет с параболой у=y=x2-3xровно одну общую точку? Найдите координаты этой точки. Постройте в одном системе координат данную параболу и прямую при заданном значении р
V. Итог урока.
Итак, сегодня на уроке мы систематизировали ваши знания по теме «Числовые функции»
Но это далеко не все свойства, какими обладает функция, на следующих уроках мы изучим монотонность, ограниченность, наибольшее и наименьшее значение функции.
Рефлексия. Продолжи фразу, выбери понравившуюся, ответь на вопрос.
Наш урок подошел к концу, и я хочу сказать…
Мне больше всего удалось…
А особенно удалось…
Что я получил от этого дня урока
За что ты можешь себя похвалить?
Домашнее задание.
Зайти на сайт ФИПИ и решить 3-5 заданий по теме «Функции
Постройте график функции и определите, при каких значениях к прямая у=кх имеет с графиком ровно одну общую точку.
Постройте график функции и определите, при каких значениях с прямая у=с не имеет с графиком ни одной общей точки.
Для каждой функции, заданной формулой, укажите её график
1
1
2
3
4
К) у = х + 1
Б) у = х
И) у = 1
У) у = - х
2
1
у
1
2
3
4
Е) у = х2
И) у = - (х – 1)2 + 4
В) у = х2 - 2
Д) у = (х + 2)2
3
1
2
3
4
Т)
С)
Е)
Ь)
4
1
2
3
4
Д) у = х + 3
Ю) у = х3
Л) у = 3
И) у = (х – 3)2 - 3
На рисунке изображёны графики линейной функции y = kx + m. Установите соответствие между графиками и коэффициентами k и m.
5
1
2
3
4
5
6
7
8
А) k 0
Б) k 0; m 0
В) k
Г) k 0; m
Д) k
Е) k 0; m = 0
Ж) k = 0; m 0
З) k = 0; m 0
На рисунке изображёны графики функций y = ax2 + bx + c. Какие знаки имеют коэффициентыa, b, c?
6
1
2
3
4
5
6
7
8
А) a 0, b , c 0
Б) a 0, b 0, c 0
В) a 0, b , c
Г) a 0, b 0, c
Д) a , b , c 0
Е) a , b 0, c 0
Ж) abc 0
З) ab 0, c
Дана функция y=ax2+bx+c. На каком рисунке изображен график этой функции, если известно, что
1) aax2+bx+cимеет два корня разных знаков; 2) a0 и трёхчлен имеет два одинаковых положительных корня?
5
А)
Б)
В)
Г)
На каком рисунке изображен график функции y=f(x). Найдите корни уравнения f(x) = a.
6
А) а=3
Б) а=-1
В) а=1
Г) а=0
x1= - 5, x2 = 4;
x1= - 4, x2 = 3;
x1= - 3, x2 = 2;
x1= - 4, x2 = 0
x1= - 2,5; x2 = 4;
x1= 3, x2 = 3;
x1= 0, x2 = 2;
x1= - 1, x2 = 3
x1= 2;
x1= 1,
x1= 0,
x1= - 1
x1= - 4; x2 = 4;
x1= 0, x2 = 1;
x1= 0, x2 = -4;
x1= - 1, x2 = -3
На рисунке изображён график функции y=ax2+bx+c. Используя этот график решите неравенство.