Конспект урока математики составлен на основе деятельностного метода, проблемного обучения, ИКТ - технологий.
Основные цели:
1) сформировать представление о числе 7 с опорой на числовой отрезок, способность к его записи с помощью графической модели и цифрой, открыть состав числа 7 из двух слагаемых;
2) формировать умение складывать и вычитать в пределах 6.
3) повторить схематическую и знаковую форму записи изученных чисел.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
1) сформировать представление о числе 7 с опорой на числовой отрезок, способность к его записи с помощью графической модели и цифрой, открыть состав числа 7 из двух слагаемых;
2) формировать умение складывать и вычитать в пределах 6.
3) повторить схематическую и знаковую форму записи изученных чисел.
Формирование УУД:
Познавательные:
- производить логические мыслительные операции (анализ, сравнение) для решения познавательной задачи;
- пользоваться математической терминологией;
Регулятивные:
- адекватно воспринимать оценку учителя и высказывания одноклассников по результатам своей работы на уроке;
- осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном, вносить необходимые дополнения,
- адекватно оценивать правильность выполнения своих учебных действий;
- в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно;
Коммуникативные:
- уметь слушать и вступать в диалог;
- участвовать в коллективном обсуждении;
- отвечать на вопросы учителя,
- выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;
- быть терпимым к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
Технологии, используемые на уроке:
Технология деятельностного метода, проблемное обучение, ИКТ, обучение в сотрудничестве (работа в парах), игровые технологии (дидактическая игра), структурная схема
Дидактическое обоснование
Математика 1 класс (2 часть), автор учебника Петерсон Л.Г. УМК «Перспектива»
Техническое обеспечение:
Компьютер, интерактивная доска, проектор
Рабочие листы с заданиями для учащихся, карточки-эталоны, набор квадратов двусторонних,
CD- электронное приложение к учебнику, видео со сказкой «Аленький цветочек»
Ход урока:
1. Мотивация к учебной деятельности.
Цель:
1) включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне;
2) определение содержательных рамок урока;
3) актуализация требований к учащимся со стороны учебной деятельности.
Организация учебного процесса
– Сегодня у нас на уроке присутствуют гости из других школ Санкт-Петербурга. Давайте повернёмся и поприветствуем их. (поздороваемся)
А теперь повернитесь ко мне , улыбнитесь и подарите хорошее настроение на весь оставшийся день.
А начнём наш урок мы с просмотра отрывка мультфильма, поставленного по одной очень хорошей и известной вам сказке. Ваша задача- определить, как называется сказка и кто главный герой сказки.
(Сказка В.П. Катаева «Цветик-семицветик)
-- А почему сказку назвал автор «Цветик-семицветик» ?( Цветик-семицветик исполнял в сказке желания Жени. У цветка было 7 лепестков.)
-- Верно, а через желания, которые исполнял цветочек, девочка Женя смогла понять ценность человеческих поступков.
На нашей клумбе (доске) тоже вырос Цветик-семицветик. Каждый лепесток этого цветка очень важен для нас. Сейчас вы поймёте, почему.
Давайте оторвём один лепесток и посмотрим, что будет.
Отрывается лепесток(интерактивная доска), появляется задание.
--Собери пословицу, расположив числа в порядке возрастания .
(Пословица: «Семь раз отмерь, один раз отрежь.» )
--Как вы ее понимаете и как она связана с нашим уроком?
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
Цель:
1) актуализировать способности к соотнесению количества предметов с графической моделью чисел 1 – 6 и цифрами;
2) актуализировать вычислительные навыки в пределах 6;
3) актуализировать мыслительные операции анализ, синтез, сравнение, аналогия;
4) мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию;
5) организовать фиксацию образовательной цели и темы урока;
6) организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения.
Организация учебной деятельности на этапе 2:
Актуализировать умение соотносить количества предметов с графической моделью чисел 1 – 6 и цифрами.
Давайте вновь обратимся к Цветику-семицветику, оторвём второй лепесток. Что здесь? Здесь какое-то задание. Прочтите его.
Соотнеси кол-во предметов с графической моделью и цифрой.
Интерактивная доска.
Дети по одному выходят к доске. Подсчитывают количество предметов, соотносят с графической записью, записью в виде цифры.
Актуализация вычислительного навыка в пределах 6.
Третий лепесток На доске появляется задание и числовой отрезок 1-6 . У каждого учащегося на парте тоже числовой отрезок. Кто догадался, что требуется в этом задании?
Вычислите, пользуясь числовым отрезком. (у детей раздаточный материал)
2+4= 5-3= 6+1=
(Мы не смогли решить пример с помощью числового отрезка. Для решения этого примера не хватает отрезка)
3. Выявление места и причины затруднения.
Цель:
выявить место и причину затруднения.
Организация учебного процесса на этапе 3:
В чем затруднение? (Мы не изучали число 7, поэтому нам не хватает числового отрезка.)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Цель:
1) согласовать и зафиксировать цель и тему урока;
2) построить план достижения цели.
Организация учебного процесса на этапе 4:
Кто догадался, над какой темой мы будем сегодня работать? Какова цель урока? (Изучить число 7.)
Итак, тема урока: «Число и цифра 7».
Вспомните, по какому плану мы изучали другие числа. Как будем изучать число 7? (Мы сначала определим место числа 7 на числовом отрезке, договоримся в записи числа с помощью точек, затем будем учиться писать цифру 7, а потом откроем состав числа 7.)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
5. Реализация построенного проекта.
Цель:
1) реализовать построенный проект в соответствии с планом;
2) зафиксировать способы записи и состав числа 7 на эталоне;
3) организовать фиксацию преодоления затруднения;
4) организовать уточнение общего характера нового знания.
Организация учебного процесса на этапе 5:
1) 4-й лепесток
Обозначение места числа 7 на числовом отрезке.
Определим место числа 7 на числовом отрезке. Что надо для этого сделать? (Надо числовой отрезок продлить на один единичный отрезок.)
Продлите числовой отрезок.
Дети продлевают числовой отрезок до числа 7.
Расскажите, что вы можете сказать о числе 7, глядя на числовой отрезок. (В числовом ряду 7 стоит на 7-м месте. Дети называют число, за которым 7 стоит при счете… 7 на один больше 6-ти.)
2)5-й лепесток Построение графической модели числа 7.
Дети зарисовывают в квадрате на листе с графическими моделями чисел число 7 с помощью точек.
Учитель открывает на доске графическую модель числа 7
3) Запись цифры 7. 6-й лепесток
На доске изображение цифры 7 .
-В математике число 7 записывают с помощью цифры 7.
Письменная цифра выглядит так…(на доске эталон)
Рассмотрите и скажите, из каких знакомых элементов состоит цифра 7.
CD- электронное приложение к учебнику.
Письмо в воздухе.
Письмо цифры в тетради.
Обведи самую красивую цифру.
4) Работа над составом числа 7 7-й лепесток
-Какой пункт плана мы не выполнили?
Работа в парах
Я предлагаю поработать вам в парах. Давайте вспомним основные правила работы. (Каждый имеет право высказаться, другой должен выслушать. Пара должна работать так, чтобы не мешать другим парам.)
Положите перед собой 7 двусторонних квадратов.
Постройте из этих прямоугольников модель отрезка.
Определите варианты получения числа 7 и запишите их в домике (печатные листы)
Учащиеся выстраивают модель отрезка из квадратиков так, чтобы все квадратики одного цвета (красного) лежали на столе. (квадраты с одной стороны – красные, а с другой – жёлтые)
Один ребёнок переворачивает один квадрат и диктует другому кол-во жёлтых и красных квадратов. (рассуждение: «Всего квадратов 7. Жёлтый – 1, красных – 6.» Записали в таблицу-домик. Затем: перевернули ещё один квадрат «Желтых – 2, красных – 5» и т.д.)
Итак, какие варианты вы получили? Учащиеся называют пары чисел Проговорите состав числа 7.
Что нужно делать, чтобы решать примеры в пределах 7 без числового отрезка? (Выучить состав числа 7)
6.Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цель:
1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;
2) оценить свою работу и работу класса на уроке;
4) наметить направления будущей учебной деятельности;
Какую цель мы ставили пред собой на данном уроке? (Изучить число 7.)
Что вы узнали сегодня о числе 7? (Число 7 стоит на 7 месте в числовом ряду, число 7 на письме обозначается цифрой 7 , узнали состав числа 7 из 2-х слагаемых …)
Что нужно выполнить дома, чтобы в дальнейшей работе не испытывать затруднений? (Выучить эталон записи числа 7, т.е. цифру7, выучить состав числа 7 , чтобы легко решать примеры).
Оценка работы на уроке. Оцените свою работу. Посмотрите на картинку. Что вы заметили? (У рожицы нет рта.)
Давайте его дорисуем. Если вам удалось сделать «открытие» и не осталось на конец урока вопросов, то нарисуйте улыбку. Если вам удалось сделать «открытие», но остались на конец урока вопросы, то сделайте рожицу серьезной. Если вам не удалось сделать «открытие» и остались на конец урока вопросов, то сделайте рожицу грустной.
Учитель проводит рефлексию оценивания.
Какие вопросы остались на конец урока?
Как их можно решить?
Последнее желание.
У нас остался последний лепесток. Что пожелала Женя, отрывая последний лепесток в сказке Цветик-семицветик?
А у вас есть заветное желание? Давайте каждый сейчас про себя проговорит своё желание…..
А теперь вслух хором проговорим заветные слова из сказки.
7. Домашнее задание:
1. Учить состав числа 7.
2. Творческо-поисковое домашнее задание на тему: «Число 7 в нашей жизни» (Пословицы, поговорки, сказки, в которых встречается число 7. Число 7 всегда рядом…)