Урок 92. Число и цифра 10
Цели: педагогическая: организация работы по изучению числа 10, знакомству с новой счётной единицей (десяток), создание условий для обдумывания ситуации при возникновении затруднения и оценивания своих достижений; ученическая: в результате освоения данного модуля обучающиеся овладеют умением исследовать ситуации, требующие перехода от одних единиц измерения к другим, строить графические модели чисел, выраженных в укрупнённых единицах счёта, научатся сравнивать данные числа, складывать и вычитать, используя графические модели, образовывать, называть, записывать число 10, запомнят его состав, сравнивать, складывать и вычитать числа в пределах 10.
Тип, вид урока: постановка и решение учебно-практической задачи.
УУД метапредметные:
Л: самостоятельное определение и высказывание самых простых, общих для всех людей правил поведения.
Р: выбирает место для работы: «место сомнений, тренировки», «место на оценку»; совместно с другими (в т. ч. родителями) отбирает учебный материал и планирует его выполнение в ходе самостоятельной работы.
П: осваивает умение конструировать способ решения задач нового типа в сотрудничестве с учителем и другими учащимся класса.
К: отвечает на вопросы учителя, одноклассников; старается договариваться, умеет уступать, находить общее решение.
Культурно-компетентностный опыт: знаниево-предметный уровень; репродуктивно-деятельностный уровень; креативно-преобразовательный уровень; личностно-диалогический уровень.
Приобретённая компетенция: предметная.
Объём освоения и уровень владения компетенциями
Знание: репродуктивный; продуктивный; исследовательский; творческий.
Способ действия: сложение и вычитание круглых десятков: репродуктивный; продуктивный; исследовательский.
Личностный смысл: предметно-содержательный; личностно-групповой.
ОР: модели геометрических фигур (см. № 8, с. 43).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Число и цифра 10" »
Урок 92. Число и цифра 10
Цели: педагогическая: организация работы по изучению числа 10, знакомству с новой счётной единицей (десяток), создание условий для обдумывания ситуации при возникновении затруднения и оценивания своих достижений; ученическая: в результате освоения данного модуля обучающиеся овладеют умением исследовать ситуации, требующие перехода от одних единиц измерения к другим, строить графические модели чисел, выраженных в укрупнённых единицах счёта, научатся сравнивать данные числа, складывать и вычитать, используя графические модели, образовывать, называть, записывать число 10, запомнят его состав, сравнивать, складывать и вычитать числа в пределах 10.
Тип, вид урока: постановка и решение учебно-практической задачи.
УУД метапредметные:
Л: самостоятельное определение и высказывание самых простых, общих для всех людей правил поведения.
Р: выбирает место для работы: «место сомнений, тренировки», «место на оценку»; совместно с другими (в т. ч. родителями) отбирает учебный материал и планирует его выполнение в ходе самостоятельной работы.
П: осваивает умение конструировать способ решения задач нового типа в сотрудничестве с учителем и другими учащимся класса.
К: отвечает на вопросы учителя, одноклассников; старается договариваться, умеет уступать, находить общее решение.
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
Личностные УУД: самостоятельное определение и высказывание самых простых, общих для всех людей правил поведения.
Познавательные УУД: выделение и формулирование познавательных целей и задач, выбор наиболее эффективных способов решения с помощью учителя; умение осуществлять действия по образцу и заданному правилу, обозначая информацию моделью; расширение понятийной базы и использование новых понятий за счёт средств речевого отображения нового способа предметных действий с моделями.
Регулятивные УУД: определение цели деятельности учебного процесса с помощью учителя, принятие и выполнение практических задач; способность отличать новое знание от уже известного; овладение навыками преобразования объекта из чувственной формы в модель, выделяя существенные характеристики объекта.
Коммуникативные УУД: представление цели и задачи конкретного содержания в устной речи с помощью учителя и пошаговое их выполнение; овладение навыками оформления своих мыслей в устной и письменной речи (на уровне небольшого текста); следование психологическим принципам общения, владея адекватным межличностным восприятием.
1. «Найти ошибку».
– Рассмотрите решённые уравнения. Что можете сказать?
– Найдите ошибку. Докажите.
1) х – 6 = 2 2) 5 – х = 3
х = 6 – 2 х = 5 – 3
х = 4 х = 1
6 – 2 = 4 5 – 1 = 3
4 = 4 3 = 3
1) Ошибка в логике решения и при выполнении проверки.
2) Ошибка в вычислениях.
– Исправьте ошибки. Что получили?
2. Составление и решение задач.
– Что записано на доске?
– Схему запишите кратким условием, а краткое условие замените на схему.
– Составьте и решите задачу.
Аня – 3 фонарика
Коля – ?, на 2 фонарика больше
? ф.
– Сравните решение задач. Что заметили?
III. Закрепление и повторение пройденного.
Личностные УУД: нравственно-этическая оценка усвоенного содержания; осознание ответственности за общее дело; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
Познавательные УУД: освоены методы информационного поиска, нахождения необходимой информации из учебника; овладение способностью осмысления предметной информации с помощью учителя, выделения существенных признаков и практического ее применения, использования информации межпредметных связей.
Регулятивные УУД: овладение способами пооперационного выполнения действий; готовность взаимодействия со взрослым, со сверстниками в учебной деятельности; выполнение учебных действий в сотрудничестве с учителем с комментированным разъяснением отдельных операций, межпредметных понятий для установления связи между ними; осуществление решения задачи методом поиска способов разрешения по образцу и заданным правилам, используя информацию учебника и справочные материалы.
Коммуникативные УУД: овладение навыками речевого отображения содержания совершаемых действий в форме речевых значений в соответствии с темой учебного предмета; формирование способности с помощью вопросов и учебника использовать информацию межпредметных связей, добывать недостающие сведения.
Работа с учебником.
1. Состав числа 10: № 1, с. 42.
– Что нужно знать для того, чтобы заполнить таблицу? (Состав числа 10.)
«Цепочка примеров».
– Объясните, что нужно сделать? Выполните действие.
– Рассмотрите первый вариант разбивки фигур в № 2 на с. 42.
– По какому признаку фигуры разбили на части? (По размеру.)
– Что показывают выражения, составленные к данному рисунку? (Повторяем свойство сложения: от перестановки мест слагаемых значение суммы не меняется. Взаимосвязь между частью и целым.)
– Как найти часть? Как найти целое?
– Установите по выражениям остальные признаки разбивки.
Ответы к задачам: б) 8 + 2 = 10 – по форме; в) 6 + 4 = 10 – по цвету.
– Запишите соответствующие выражения.
Физкультминутка
Зарядка (см. конспект урока 38)
2. Решение задач.
– Любой ли текст можно назвать задачей? (Должно быть: реальное условие, вопрос.)
№ 3, с. 42. Вопросы к задаче а):
– Какая ошибка допущена в этом тексте? (Спрашивается то, что дано в условии.)
– Исправьте вопрос так, чтобы задачу можно было решить.
– Каким действием решается данная задача? Почему? (Вычитанием, так как искомое – меньшее число.)
Вопросы к задаче б):
– Вопрос соответствует условию задачи.
– Измените вопрос задачи. Сколько вариантов?
– Каким действием будет решаться данная задача? (Сколько всего мешков перебрала Золушка? Ю Сложением, так как искомое – целое.
На сколько меньше мешков с рисом, чем с гречкой? Ю Вычитанием, так как искомое – разница.)
№ 4, с. 42.
– Рассмотрите сюжетную картинку внимательно и объясните, что обозначает каждое выражение:
а) количество всех грибов;
б) количество лисичек;
в) количество больших и маленьких грибов;
г) количество больших грибов без маленьких;
д) 1 большой белый гриб, 3 маленьких белых гриба, 2 большие лисички, 4 маленькие лисички;
е) белый гриб большой и две большие лисички.
3. Решение примеров в пределах 10: № 5, с. 43.
– Чем первый столбик примеров отличается от двух других?
Решение с комментированием, фронтально.
Физкультминутка
Мы пилили доску…
Мы пилили доску, с утра у нас дела.
Стальные зубы остры, легко идёт пила.
Мы сейчас бревно распилим,
Пилим, пилим, пилим, пилим.
Раз – два, раз – два, будут на зиму дрова.
Имитируют движения пильщиков дров.
4. Анализ и решение задачи с использованием алгоритма: № 6, с. 43.
– Назовите основные этапы работы над задачей.
– Проанализируйте данную задачу, используя алгоритм (см. урок 21).
5. Решение уравнений с помощью числового отрезка: № 7, с. 43.
– По чертежу составьте и запишите уравнение.
– Чему равен корень уравнения. Объясните решение.
6. Логическая задача: № 8, с. 43.
Учащиеся работают у себя на местах парой или группой, рассматривая варианты решения, затем объясняют с помощью моделей на доске.
а) ; б) ; в) ; г) .
IV. Итог. Рефлексия деятельности.
Личностные УУД: самоопределение: понимание чувств других людей и сопереживание им; смыслообразование: способность осуществлять добрые дела, полезные другим; морально-этическая ориентация: способность понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать им; иметь представление о себе и своих возможностях; объяснять самому себе, что делает с удовольствием, с интересом, что получается хорошо, а что нет.
Познавательные УУД: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; освоены навыки рефлексии элементарных способов и условий действия, контроля и оценки процесса и результатов деятельности с помощью учителя.
Регулятивные УУД: развита способность преодоления непроизвольности; умеют давать эмоциональную оценку своей деятельности и деятельности класса на уроке, определять успешность выполнения задания совместно учителем.
Коммуникативные УУД: заложены основы слушать и понимать речь других, вступать в беседу на уроке и в жизни, ориентированы на позицию других людей, отличную от собственной; овладение речевым отображением содержания действий с целью ориентировки (контроль, оценка) предметной деятельности.
– Что, по-вашему, сегодня на уроке было самым важным? Обоснуйте своё мнение.
– Какой материал нужно повторить? Над чем поработать?