Тема: Число7. Цифра7.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Цели:
Познакомить и дать представление о числе 7 ;
- написание цифры 7;
- состав числа 7;
- сравнение чисел с помощью числового отрезка;
- связь целого и частей.
Задачи:
- формирование понятия числа семь ;
- распознавание множества из семи предметов.;
- обозначение числа семь точками, математическим знаком – цифрой 7;
- установление зависимости (опытным путем) между порядковыми номерами элементов в последовательности и числом элементов между ними;
- формирование умения записи цифры 7;
- развитие математической речи;
- формирование УУД: формирование математического мышления – число 7 как математическая основа построения других чисел, использование схем при выполнении заданий.
Универсальные учебные действия:
Личностные: сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку, работать над самооценкой, следовать установке на здоровый образ жизни.
Регулятивные: определение, формулирование учебной задачи в диалоге с учителем и одноклассниками; оценивание своей работы по заданным критериям, соотнесение своей оценки с оценкой учителя, отметка изменений в своих действиях, сравнивание своих достижений во времени.
Познавательные: обучение высказываниям своих предположений; ориентирование в учебнике; анализирование и сравнение предметов, геометрических фигур, выявление и выражение в речи признаков их сходства и различия; выделение и формулирование проблемы, отличие неизвестного от уже известного в способе действия в диалоге с учителем и одноклассниками.
Коммуникативные: слушать и понимать речь своих товарищей, умение работать в парах, вести диалог; использование математической терминологии в устной и письменной речи.
Оборудование: ноутбук, проектор, схема числового ряда, математические домики, карточки с числовыми выражениями, числовой веер, индивидуальные карточки, лист с изображением дерева, цветные кружочки.
Ход урока
1. Организационный момент. (2 мин) (Слайд №1)
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Сегодня у нас необычный урок. У нас много гостей. Посмотрите пожалуйста на них. Поздоровайтесь. Прикоснитесь ладошками друг к другу. Улыбнитесь. Что вы подарили соседу своему? (удачу, радость, тепло, любовь, сердечко) Пусть наш класс наполнится светом и радостью.
Сегодня на уроке мы с вами первооткрыватели и узнаем что-то новое и постараемся помочь друг - другу,
если в этом будет необходимость.
-Тихо сели.
У каждого из вас на парте лежит лист с изображением дерева и коробочка с маленькими разноцветными шариками. Это не простые шарики. Это шарики успеха. Если вы легко справитесь с заданием, приклейте к ниточке шарик зелёного цвета, если будете испытывать некоторые затруднения, приклейте шарик синего цвета, а если для вас это будет трудное задание, то – красного цвета. А в конце урока оценим вашу работу. Сейчас мысленно пожелайте друг другу удачи.
2. Актуализация опорных знаний и постановка проблемы.
Устный счёт мы проведём в виде игры «Молчанка». Я буду говорить вам пример, а вы веером показывайте мне ответ. Результат я буду записывать на доске. Некоторые ребята будут работать по карточкам. Индивидуальные карточки ( 5 уч.)
4 плюс 1.
Сложить числа 5и1.
4 минус 1
К 6 прибавить 1.
2 минус 1.
Задачи в стихах.
1.Шла овечка по дорожке,
У нее-четыре ножки.
Ей навстречу-черный дог.
Сколько всех собачьих ног? (4)
На крыльце сидит щенок,
2.Греет свой пушистый бок.
Прибежал еще один
И уселся рядом с ним.
У кого ответ готов:
Сколько стало всех щенков? (2)
На доске появилась запись чисел: 5, 6, 3, 7, 1, 4, 2.
Посмотрите внимательно на числа, и скажите, какие задания вы можете выполнить с этими числами? (Расположить числа в порядке возрастания, убывания, назвать соседей числа, составить с ними примеры.) Молодцы!
- Какое число стоит перед числом 5? Как получить предыдущее число? На сколько последующее число больше предыдущего?
- Какое число стоит между числами 2и 4?
- Какое число следует за числом 4? Как получить последующее число? На сколько предыдущее число меньше последующего?
- Назовите "соседей" числа 6.
Какой можно сделать вывод?
Оцените себя на данном этапе.
У нас в гостях Доктор Айболит. Он просит вас помочь ему подготовиться к приему больных
-Давайте выполним задание с числовыми отрезками. Решите выражения, используя числовые отрезки. ( Цепочкой у доски, остальные в тетрадях)
1 2 3 4 5 6
3-2= __ 2+2=__
5+1= __ 5+2=__
-Что случилось? В чём проблема?
3. « Открытие» нового знания и формулирование темы урока.
- Как вы думаете о каком числе пойдет сегодня речь на уроке?
- Кто готов назвать тему урока? (Число 7. Цифра 7)
- А какие цели поставим, чтобы стремиться к достижению хороших результатов?
(Познакомиться с числом 7, с цифрой 7, научиться писать эту цифру, изучить состав числа 7)
(прикрепить на доску цели урока)
Как можно по-другому назвать значение этого выражения? 5+2
Прочитайте выражение разными способами. Назовите целое, части.
Составьте задачу по выражению.
Молодцы. Настало время отдохнуть.
Оцените себя на данном этапе.
4.Физминутка
Мы семь раз в ладоши хлопнем,
Столько же ногами топнем.
Мы за парты снова сядем
Как сидеть мы всем покажем!
5. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала.
а)Посчитаем звёзды. Какая по счёту последняя звезда? Кто знает, что у нас получилось? (Ковш- созвездие Большая медведица)
Историческая справка:
-Знаете, ребята, число 7 издавна считается необычным числом. Большим почётом ещё в древности была окружена семёрка. И всё это началось с того, что в голове у нас 7 отверстий...посчитайте. С тех пор это число считалось магическим и было самым большим числом, что означало - ВСЁ.
Нередко, приписывали числу 7 таинственную силу. Об этом нам приготовили сообщение Радмил, Лилия, Ралина.
С чем у вас ассоциируется число 7?
7 играло большую роль в древней мифологии: 7 дней недели, 7 цветов радуги, 7 чудес света в Древней Греции, башкирский танец «Семь девушек», соцветие курая состоит из семи лепестков.
б) Знакомство с проектной работой «Семь чудес Башкортостана»
- А вот Диана начала готовить проектную работу о семи чудесах Башкортостана.
Слушайте внимательно и запоминайте.- А кому это интересно стало, можете почитать в энциклопедиях и по Интернету)
в) Работа по числовому ряду.
-Что вы можете сказать о числе 7 ?
- Какой цифрой обозначим это число? (Цифрой 7)
- Давайте посчитаем до 7 и обратно.
6. Работа по учебнику.
-Откройте учебник, на той странице, где у нас прикреплена закладка. Кто назовет номер страницы? 76. Прочитайте тему урока. Правильно мы определили тему?
Посмотрите на рисунок с изображением цыплят. Сколько всего птиц?
Как получили?
Выполнение задания №3 по учебнику.
Какими монетами можно заплатить 7 рублей, если у тебя монеты достоинством 1,2,5 рублей.
Выполнение задания №5 по учебнику.
Сколько дней в неделе? Назови их.
Выполнение задания №8 по учебнику.
- Ребята, на что похожа цифра 7?
(Чтение стихотворения учеником)
Оцените себя на данном этапе.
7. Работа в печатной тетради с.37.
Как мы различаем понятие число и цифра?
(Для обозначения количества предметов ,мы используем число. Цифра-это значок для написания числа. Какая цифра обозначает число 7? (Цифра 7)
Внимание на экран. Электронный учебник. (Как получили число 7. Знакомство с печатной и письменной цифрой 7)
Из каких элементов состоит цифра 7( Цифра 7 состоит из трех элементов: верхней волнистой горизонтальной палочки, большой наклонной палочки и маленькой палочки, пересекающей середину большой палочки.)
Внимание на экран.
Объяснение. Начинаем писать волнистую горизонтальную палочку чуть левее середины верхней стороны клетки, ведем по верхней стороне клетки вправо до вершины угла. Затем без отрыва пишем большую наклонную палочку, доведя ее до нижней стороны чуть правее середины клетки, затем подчеркиваем ее посредине маленькой палочкой
-Приступим к письму.
Потренируйтесь в написании.
* обведи в воздухе;
* «напишите» на ладошке
Откройте тетради на с.37, найдите образец написания цифры, обведите её по стрелкам, начиная с точки.
- Обведите цифры в клетчатом поле и продолжите ряд старательно и аккуратно.
( Дети записывают цифру в прописях. Индивидуальная помощь учителя.) Поменяйтесь тетрадями с соседом, подчеркни самые красивые цифры. Напишите еще строчку.
Посмотрите на следующую строчку. (Работаем в парах) Проверка.
Оцените себя на данном этапе.
8.Музыкальная физминутка «Гномы»
А теперь все встали и немного отдохнём.
9. Первичное закрепление.
-Теперь, когда мы научились писать цифру 7, определим состав числа 7. А помогут нам в этом математические домики Работаем в паре. Карточка № 1.
-Итак, как получить число 7? Проверка .Учитель помещает эталон состава числа 7/
-Справились мы с возникшим затруднением? (да)
Айболит наблюдал за вашей работой и тоже выполнил задания.
Он просит вас проверить, правильно ли он их выполнил. Проверять его работу вы будите в группах. Для этого сядьте четвёрками. Возьмите карточку № 2. Вспомним правила в группе.
Карточка № 2
3 + 1 = 5 5 + 2 = 3
4 < 6 1 > 7
4 + 3 = 7 6 – 1 = 7
Если обнаружили ошибки? Исправьте их. Проверка. Кто выполнил правильно? Нарисуйте улыбку на карточке.
Какой вывод можно сделать? Оцените себя на данном этапе.
10.Самостоятельная работа. Геометрический материал.
Возьмите карточку № 3
Рассмотрите и заполните пропуски.
Из скольких фигур состоит наш человечек? (7).
На какие группы мы их разделим? 3 треугольника , 3 круга и 1 прямоугольник. Какое выражение мы можем составить? 3+3+1
Чему равно значение выражения? (7)Прочитайте числовое выражение разными способами.
Оцените себя на данном этапе.
11.Рефлексия учебной деятельности на уроке.
- Вспомните, какой была тема нашего урока. Состав какого числа нам нужно запомнить? Достигли целей урока? Что нам помогло? Какие задания вам показались особенно интересными?
-Что запомнилось больше всего?
Над доской – семь разноцветных бабочек по порядку цветов радуги. На каждой бабочке - буква:
- Проследите глазками за бабочками в том порядке, в котором я назову, соедините буквы и прочитайте слово: зеленая бабочка, красная, фиолетовая, желтая, голубая, оранжевая, синяя. Какое слово получилось? (Молодцы.)
- Так оценил вашу работу на уроке Айболит. Вы согласны с его оценкой?
- А как вы оцените свою работу на уроке? Покажите свое дерево успеха.
Вы умные и добрые дети. Спасибо вам за урок.