kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Булевы функции

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по дисциплине "Элементы математической логики", тип урока- изучение нового материала

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Булевы функции»

Повторение «Решение логических задач»

Повторение

«Решение логических задач»

1.  Вписать в треугольник цифры от 1 до 6, так, чтобы сумма цифр вдоль каждой стороны была равна 9.

1. Вписать в треугольник цифры от 1 до 6, так, чтобы сумма цифр вдоль каждой стороны была равна 9.

2. В авиационном подразделении служат Потапов, Щедрин, Семёнов, Коновалов и Самойлов. Их специальности: пилот, штурман, бортмеханик, радист и синоптик. Известно: Щедрин и Коновалов незнакомы с управлением самолёта; Потапов и Коновалов готовятся стать штурманами; Квартиры Щедрина и Самойлова находятся рядом с квартирой радиста; Семёнов, находясь в доме отдыха, встретил Щедрина и сестру синоптика; Потапов и Щедрин в свободное время играют в шахматы с бортмехаником и пилотом; Коновалов, Семёнов и синоптик увлекаются боксом; Радист боксом не увлекается. Определить, какую специальность имеет каждый из них? Щедрин- штурман, Коновалов-бортмеханик,Семёнов-пилот, Самойлов-синоптик,Потапов-радист.

2. В авиационном подразделении служат Потапов, Щедрин, Семёнов, Коновалов и Самойлов. Их специальности: пилот, штурман, бортмеханик, радист и синоптик.

Известно:

  • Щедрин и Коновалов незнакомы с управлением самолёта;
  • Потапов и Коновалов готовятся стать штурманами;
  • Квартиры Щедрина и Самойлова находятся рядом с квартирой радиста;
  • Семёнов, находясь в доме отдыха, встретил Щедрина и сестру синоптика;
  • Потапов и Щедрин в свободное время играют в шахматы с бортмехаником и пилотом;
  • Коновалов, Семёнов и синоптик увлекаются боксом;
  • Радист боксом не увлекается.

Определить, какую специальность имеет каждый из них?

Щедрин- штурман, Коновалов-бортмеханик,Семёнов-пилот,

Самойлов-синоптик,Потапов-радист.

3. В компании 5 человек: Алексей, Вера, Глеб, Даша и Евгений. На вечеринку: Если пригласить Алексея, то необходимо пригласить и Веру; Можно пригласить либо Глеба, либо Веру, но не вместе; Можно пригласить либо Дашу, либо Евгения, либо их обоих; Дашу можно пригласить либо вместе с Глебом, либо ни того, ни другого; Если пригласить Евгения, то тогда необходимо пригласить Алексея и Дашу. Кого все-таки пригласить на вечеринку? Пригласить нужно Дашу и Глеба.

3. В компании 5 человек: Алексей, Вера, Глеб, Даша и Евгений. На вечеринку:

  • Если пригласить Алексея, то необходимо пригласить и Веру;
  • Можно пригласить либо Глеба, либо Веру, но не вместе;
  • Можно пригласить либо Дашу, либо Евгения, либо их обоих;
  • Дашу можно пригласить либо вместе с Глебом, либо ни того, ни другого;
  • Если пригласить Евгения, то тогда необходимо пригласить Алексея и Дашу.

Кого все-таки пригласить на вечеринку?

Пригласить нужно Дашу и Глеба.

1. В течение последних четырёх лет Евгений, Фёдор, Дмитрий и Борис, работающие на одном предприятии, получали отпуск в мае, июне, июле и августе. Время их отпусков не совпадало и ни один из них не получил отпуска в один и тот же месяц. В первый год Дмитрий отдыхал в июле, а второй- в августе. Во второй год в мае получил Евгений. На третий год в июне отпуск получил Борис, а на четвёртый год в июле отдыхал Фёдор. В каком месяце отдыхал Евгений в первый год? В первый год Евгений отдыхал в июне.

1. В течение последних четырёх лет Евгений, Фёдор, Дмитрий и Борис, работающие на одном предприятии, получали отпуск в мае, июне, июле и августе. Время их отпусков не совпадало и ни один из них не получил отпуска в один и тот же месяц.

В первый год Дмитрий отдыхал в июле, а второй- в августе.

Во второй год в мае получил Евгений.

На третий год в июне отпуск получил Борис, а на четвёртый год в июле отдыхал Фёдор.

В каком месяце отдыхал Евгений в первый год?

В первый год Евгений отдыхал в июне.

2. В поезде Москва-Санкт-Петербург едут пассажиры. Иванов, Петров и Сидоров. Такие же фамилии имеют машинист, помощник машиниста и бригадир поезда. Известно, что пассажир Иванов живёт в Москве, бригадир поезда живёт на полпути от Москвы до Санкт- Петербурга; пассажир-однофамилец бригадира поезда живёт в Санкт-Петербурге; тот пассажир, который живёт ближе к месту жительства бригадира, чем другие пассажиры, зарабатывает в месяц ровно втрое больше бригадира; пассажир Петров зарабатывает в месяц 20.000 рублей; Сидоров(из бригады) недавно выиграл у помощника машиниста партию на бильярде. Как фамилия машиниста? Машинист-Сидоров, помощник-Иванов, бригадир-Петров

2. В поезде Москва-Санкт-Петербург едут

пассажиры. Иванов, Петров и Сидоров. Такие

же фамилии имеют машинист, помощник

машиниста и бригадир поезда. Известно, что

пассажир Иванов живёт в Москве, бригадир поезда

живёт на полпути от Москвы до Санкт- Петербурга;

пассажир-однофамилец бригадира поезда живёт в

Санкт-Петербурге; тот пассажир, который живёт

ближе к месту жительства бригадира, чем

другие пассажиры, зарабатывает в месяц

ровно втрое больше бригадира; пассажир

Петров зарабатывает в месяц 20.000 рублей;

Сидоров(из бригады) недавно выиграл у

помощника машиниста партию на бильярде.

Как фамилия машиниста?

Машинист-Сидоров, помощник-Иванов, бригадир-Петров

Раздел 1. Алгебра высказываний   Тема 1.2.3.Истинностные (булевы) функции План занятия: Изучение теоретического  материала. 2. Практическая работа. 3. Самостоятельная работа.

Раздел 1. Алгебра высказываний Тема 1.2.3.Истинностные (булевы) функции

План занятия:

  • Изучение теоретического материала.

2. Практическая работа.

3. Самостоятельная работа.

Повторение изученного материала Построить таблицу истинности для следующих функций: 1.   - константа 0 x 1 1 x 2  1 1 0 0 0 1 0

Повторение изученного материала

Построить таблицу истинности для следующих функций:

1.

- константа 0

x 1

1

x 2

1

1

0

0

0

1

0

Повторение изученного материала Построить таблицу истинности для следующих функций: 2.   - штрих Шеффера x 1 1 x 2 x 1 x 2 1 1 0 0 0 1 0

Повторение изученного материала

Построить таблицу истинности для следующих функций:

2.

- штрих Шеффера

x 1

1

x 2

x 1 x 2

1

1

0

0

0

1

0

Повторение изученного материала Построить таблицу истинности для следующих функций: 3.   - повтор x 2 x 2 1  x 2 0 1 0

Повторение изученного материала

Построить таблицу истинности для следующих функций:

3.

- повтор x 2

x 2

1

x 2

0

1

0

Повторение изученного материала Построить таблицу истинности для следующих функций: 4.   - стрелка Пирса x 1 1 x 2 x 1 x 2 1 1 0 0 0 1 0

Повторение изученного материала

Построить таблицу истинности для следующих функций:

4.

- стрелка Пирса

x 1

1

x 2

x 1 x 2

1

1

0

0

0

1

0

Повторение изученного материала Построить таблицу истинности для следующих функций: 5.   - правая импликация x 1 1 x 2 1 1 0 0 0 1 0

Повторение изученного материала

Построить таблицу истинности для следующих функций:

5.

- правая импликация

x 1

1

x 2

1

1

0

0

0

1

0

Повторение изученного материала Построить таблицу истинности для следующих функций: 6.   - левая импликация x 1 1 x 2 1 1 0 0 0 1 0

Повторение изученного материала

Построить таблицу истинности для следующих функций:

6.

- левая импликация

x 1

1

x 2

1

1

0

0

0

1

0

Повторение изученного материала Построить таблицу истинности для следующих функций: 7.   -запрет  -запрет x 1 x 1 x 2 x 2 1 1 1 1 1 1 0 0 0 0 0 1 1 0 0 0

Повторение изученного материала

Построить таблицу истинности для следующих функций:

7.

-запрет

-запрет

x 1

x 1

x 2

x 2

1

1

1

1

1

1

0

0

0

0

0

1

1

0

0

0

Повторение изученного материала Построить таблицу истинности для следующих функций: 8.   - эквивалентность x 1 1 x 2 x 1 x 2 1 1 0 0 0 1 0

Повторение изученного материала

Построить таблицу истинности для следующих функций:

8.

- эквивалентность

x 1

1

x 2

x 1 x 2

1

1

0

0

0

1

0

Повторение изученного материала Через какие логические операции можно выразить штрих Шеффера и стрелку Пирса(штрих Лукасевича)?

Повторение изученного материала

Через какие логические операции

можно выразить штрих Шеффера и

стрелку Пирса(штрих Лукасевича)?

Проверочная работа  «Булевы функции двух переменных» 1. Построить таблицы истинности  следующих  функций: Вариант 1: 1)константа 1; 2) левая импликация; 3)Штрих Шеффера; 4) запрет x 1 . Вариант 2: 1) конъюнкция; 2) стрелка Пирса; 3) повтор x 2 ; 4) отрицание x 1 . Вариант 3: 1) Сложение по mod 2 ; 2)  дизъюнкция; 3) повтор x 1 ; 4) отрицание x 2 . Вариант 4: 1)константа 0; 2) правая импликация; 3) эквивалентность; 4) запрет x 2 .

Проверочная работа «Булевы функции двух переменных»

1. Построить таблицы истинности следующих функций:

Вариант 1:

1)константа 1; 2) левая импликация;

3)Штрих Шеффера; 4) запрет x 1 .

Вариант 2:

1) конъюнкция; 2) стрелка Пирса;

3) повтор x 2 ; 4) отрицание x 1 .

Вариант 3:

1) Сложение по mod 2 ; 2) дизъюнкция;

3) повтор x 1 ; 4) отрицание x 2 .

Вариант 4:

1)константа 0; 2) правая импликация;

3) эквивалентность; 4) запрет x 2 .

Проверочная работа  «Булевы функции двух переменных» 2. Построить таблицы истинности  следующих  функций: Вариант 1: Вариант 2: Вариант 3: Вариант 4:

Проверочная работа «Булевы функции двух переменных»

2. Построить таблицы истинности следующих функций:

Вариант 1:

Вариант 2:

Вариант 3:

Вариант 4:

СДНФ и СКНФ.

СДНФ и СКНФ.

Функция алгебры логики Функцией алгебры логики n называется любая функция n  переменных аргументы которой принимают два значения 0 и 1, а сама функция принимает одно из двух значений 1 или 0.

Функция алгебры логики

Функцией алгебры логики n называется

любая функция n переменных

аргументы которой принимают два

значения 0 и 1,

а сама функция принимает одно из двух

значений 1 или 0.

Правила построения СДНФ.

Правила построения СДНФ.

Для формулы получаем любую ДНФ. Из ДНФ получаем СДНФ с помощью: Пусть В есть слагаемое ДНФ, не содержащее x i . Тогда надо заменить В на слагаемое    Если в ДНФ есть два одинаковых слагаемых В и В, то одно отбросить, т. к.
  • Для формулы получаем любую ДНФ.
  • Из ДНФ получаем СДНФ с помощью:
  • Пусть В есть слагаемое ДНФ, не содержащее x i . Тогда надо заменить В на слагаемое
  • Если в ДНФ есть два одинаковых слагаемых В и В, то одно отбросить, т. к.
2. Из ДНФ получаем СДНФ с помощью: 3) Если в ДНФ есть ,  то его отбросить. 4) Если в некоторое слагаемое В переменная  входит дважды, то лишнюю отбросить, т. к.

2. Из ДНФ получаем СДНФ с помощью:

3) Если в ДНФ есть ,

то его отбросить.

4) Если в некоторое слагаемое В переменная

входит дважды, то лишнюю отбросить, т. к.

Правила построения СКНФ.

Правила построения СКНФ.

Для формулы получаем любую КНФ. Из КНФ получаем СКНФ с помощью: Пусть В есть слагаемое КНФ, не содержащее x i . Тогда надо заменить В на слагаемое    Если в КНФ есть два одинаковых слагаемых В и В, то одно отбросить, т. к.
  • Для формулы получаем любую КНФ.
  • Из КНФ получаем СКНФ с помощью:
  • Пусть В есть слагаемое КНФ, не содержащее x i . Тогда надо заменить В на слагаемое
  • Если в КНФ есть два одинаковых слагаемых В и В, то одно отбросить, т. к.
2. Из КНФ получаем СКНФ с помощью: 3) Если в КНФ есть ,  то его отбросить. 4) Если в некоторое слагаемое В переменная  входит дважды, то лишнюю отбросить, т. к.

2. Из КНФ получаем СКНФ с помощью:

3) Если в КНФ есть ,

то его отбросить.

4) Если в некоторое слагаемое В переменная

входит дважды, то лишнюю отбросить, т. к.

1 .Изучение теоретического материала Соотнести СКНФ и СДНФ : СКНФ СДНФ

1 .Изучение теоретического материала

Соотнести

СКНФ и СДНФ :

СКНФ

СДНФ

Соотнести СКНФ и СДНФ : СКНФ СДНФ

Соотнести

СКНФ и СДНФ :

СКНФ

СДНФ

2. Практическая работа   1. Формулу привести к СДНФ, предварительно приведя её к ДНФ равносильными преобразованиями. 2. Для примера 1 найти СДНФ путем оставления таблицы истинности. 3. Для формулы из примера 1 найти СКНФ, предварительно приведя её к КНФ равносильными преобразованиями. 4. Для формулы из примера 1 найти СКНФ, записав предварительно СДНФ её отрицания, а потом воспользовавшись формулой.

2. Практическая работа

1. Формулу привести к СДНФ, предварительно приведя её к ДНФ равносильными преобразованиями.

2. Для примера 1 найти СДНФ путем оставления таблицы истинности.

3. Для формулы из примера 1 найти СКНФ, предварительно приведя её к КНФ равносильными преобразованиями.

4. Для формулы из примера 1 найти СКНФ, записав предварительно СДНФ её отрицания, а потом воспользовавшись формулой.

Построение СДНФ и СКНФ. Задание № 1: Приведите равносильными преобразованиями формулу своего варианта к СДНФ и проверьте получившийся результат с помощью таблиц истинности.

Построение СДНФ и СКНФ.

Задание № 1:

Приведите равносильными

преобразованиями формулу своего

варианта к СДНФ и

проверьте получившийся результат с

помощью таблиц истинности.

Задание №2: Найти формулу, определяющую функцию  , заданную таблицей истинности.  x y 1 1 z 1 1 F(x,y,z) 1 1 1 0 1 0 0 0 0 1 0 1 0 0 0 1 1 0 1 0 0 0 1 1 0 1 0 1

Задание №2:

Найти формулу, определяющую функцию

, заданную таблицей истинности.

x

y

1

1

z

1

1

F(x,y,z)

1

1

1

0

1

0

0

0

0

1

0

1

0

0

0

1

1

0

1

0

0

0

1

1

0

1

0

1

3. Самостоятельная работа   Построить таблицу истинности для булевых функций трёх переменных:  Вариант 1 Вариант 2 Вариант 3 Вариант 4

3. Самостоятельная работа

  • Построить таблицу истинности для булевых функций трёх переменных:

Вариант 1

Вариант 2

Вариант 3

Вариант 4

3.Самостоятельная работа   2 .  Проверьте, являются ли булевы функции эквивалентными. / построение таблицы истинности или упрощение с помощью равносильностей / . 3 .  По заданной функции постройте таблицу истинности, приведите функцию к СКНФ (СДНФ). /  использовать алгоритм построения СКНФ, СДНФ / .

3.Самостоятельная работа

2 . Проверьте, являются ли булевы функции эквивалентными.

/ построение таблицы истинности или упрощение с помощью равносильностей / .

3 . По заданной функции постройте таблицу истинности, приведите функцию к СКНФ (СДНФ).

/ использовать алгоритм построения

СКНФ, СДНФ / .


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Булевы функции

Автор: Серкина Екатерина Николаевна

Дата: 13.06.2017

Номер свидетельства: 421595

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "лекция на тему: Логические (булевы) функции "
    ["seo_title"] => string(50) "liektsiia-na-tiemu-loghichieskiie-bulievy-funktsii"
    ["file_id"] => string(6) "112404"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1408600314"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Презентация на тему: "Логические функции" "
    ["seo_title"] => string(48) "priezientatsiia-na-tiemu-loghichieskiie-funktsii"
    ["file_id"] => string(6) "103410"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1402583940"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(43) "Программирование в Mathcad"
    ["seo_title"] => string(26) "proghrammirovaniievmathcad"
    ["file_id"] => string(6) "261080"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449068290"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Презентация "Логические основы компьютеров" "
    ["seo_title"] => string(51) "priezientatsiia-loghichieskiie-osnovy-komp-iutierov"
    ["file_id"] => string(6) "106898"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1403107579"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Конспект урока «Логические основы компьютера»"
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekt_uroka_loghichieskiie_osnovy_komp_iutiera"
    ["file_id"] => string(6) "378797"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1484288480"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1600 руб.
2660 руб.
1580 руб.
2640 руб.
1500 руб.
2500 руб.
1440 руб.
2400 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства