kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Булевы функции

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по дисциплине "Элементы математической логики", тип урока- изучение нового материала

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Булевы функции»

Повторение «Решение логических задач»

Повторение

«Решение логических задач»

1.  Вписать в треугольник цифры от 1 до 6, так, чтобы сумма цифр вдоль каждой стороны была равна 9.

1. Вписать в треугольник цифры от 1 до 6, так, чтобы сумма цифр вдоль каждой стороны была равна 9.

2. В авиационном подразделении служат Потапов, Щедрин, Семёнов, Коновалов и Самойлов. Их специальности: пилот, штурман, бортмеханик, радист и синоптик. Известно: Щедрин и Коновалов незнакомы с управлением самолёта; Потапов и Коновалов готовятся стать штурманами; Квартиры Щедрина и Самойлова находятся рядом с квартирой радиста; Семёнов, находясь в доме отдыха, встретил Щедрина и сестру синоптика; Потапов и Щедрин в свободное время играют в шахматы с бортмехаником и пилотом; Коновалов, Семёнов и синоптик увлекаются боксом; Радист боксом не увлекается. Определить, какую специальность имеет каждый из них? Щедрин- штурман, Коновалов-бортмеханик,Семёнов-пилот, Самойлов-синоптик,Потапов-радист.

2. В авиационном подразделении служат Потапов, Щедрин, Семёнов, Коновалов и Самойлов. Их специальности: пилот, штурман, бортмеханик, радист и синоптик.

Известно:

  • Щедрин и Коновалов незнакомы с управлением самолёта;
  • Потапов и Коновалов готовятся стать штурманами;
  • Квартиры Щедрина и Самойлова находятся рядом с квартирой радиста;
  • Семёнов, находясь в доме отдыха, встретил Щедрина и сестру синоптика;
  • Потапов и Щедрин в свободное время играют в шахматы с бортмехаником и пилотом;
  • Коновалов, Семёнов и синоптик увлекаются боксом;
  • Радист боксом не увлекается.

Определить, какую специальность имеет каждый из них?

Щедрин- штурман, Коновалов-бортмеханик,Семёнов-пилот,

Самойлов-синоптик,Потапов-радист.

3. В компании 5 человек: Алексей, Вера, Глеб, Даша и Евгений. На вечеринку: Если пригласить Алексея, то необходимо пригласить и Веру; Можно пригласить либо Глеба, либо Веру, но не вместе; Можно пригласить либо Дашу, либо Евгения, либо их обоих; Дашу можно пригласить либо вместе с Глебом, либо ни того, ни другого; Если пригласить Евгения, то тогда необходимо пригласить Алексея и Дашу. Кого все-таки пригласить на вечеринку? Пригласить нужно Дашу и Глеба.

3. В компании 5 человек: Алексей, Вера, Глеб, Даша и Евгений. На вечеринку:

  • Если пригласить Алексея, то необходимо пригласить и Веру;
  • Можно пригласить либо Глеба, либо Веру, но не вместе;
  • Можно пригласить либо Дашу, либо Евгения, либо их обоих;
  • Дашу можно пригласить либо вместе с Глебом, либо ни того, ни другого;
  • Если пригласить Евгения, то тогда необходимо пригласить Алексея и Дашу.

Кого все-таки пригласить на вечеринку?

Пригласить нужно Дашу и Глеба.

1. В течение последних четырёх лет Евгений, Фёдор, Дмитрий и Борис, работающие на одном предприятии, получали отпуск в мае, июне, июле и августе. Время их отпусков не совпадало и ни один из них не получил отпуска в один и тот же месяц. В первый год Дмитрий отдыхал в июле, а второй- в августе. Во второй год в мае получил Евгений. На третий год в июне отпуск получил Борис, а на четвёртый год в июле отдыхал Фёдор. В каком месяце отдыхал Евгений в первый год? В первый год Евгений отдыхал в июне.

1. В течение последних четырёх лет Евгений, Фёдор, Дмитрий и Борис, работающие на одном предприятии, получали отпуск в мае, июне, июле и августе. Время их отпусков не совпадало и ни один из них не получил отпуска в один и тот же месяц.

В первый год Дмитрий отдыхал в июле, а второй- в августе.

Во второй год в мае получил Евгений.

На третий год в июне отпуск получил Борис, а на четвёртый год в июле отдыхал Фёдор.

В каком месяце отдыхал Евгений в первый год?

В первый год Евгений отдыхал в июне.

2. В поезде Москва-Санкт-Петербург едут пассажиры. Иванов, Петров и Сидоров. Такие же фамилии имеют машинист, помощник машиниста и бригадир поезда. Известно, что пассажир Иванов живёт в Москве, бригадир поезда живёт на полпути от Москвы до Санкт- Петербурга; пассажир-однофамилец бригадира поезда живёт в Санкт-Петербурге; тот пассажир, который живёт ближе к месту жительства бригадира, чем другие пассажиры, зарабатывает в месяц ровно втрое больше бригадира; пассажир Петров зарабатывает в месяц 20.000 рублей; Сидоров(из бригады) недавно выиграл у помощника машиниста партию на бильярде. Как фамилия машиниста? Машинист-Сидоров, помощник-Иванов, бригадир-Петров

2. В поезде Москва-Санкт-Петербург едут

пассажиры. Иванов, Петров и Сидоров. Такие

же фамилии имеют машинист, помощник

машиниста и бригадир поезда. Известно, что

пассажир Иванов живёт в Москве, бригадир поезда

живёт на полпути от Москвы до Санкт- Петербурга;

пассажир-однофамилец бригадира поезда живёт в

Санкт-Петербурге; тот пассажир, который живёт

ближе к месту жительства бригадира, чем

другие пассажиры, зарабатывает в месяц

ровно втрое больше бригадира; пассажир

Петров зарабатывает в месяц 20.000 рублей;

Сидоров(из бригады) недавно выиграл у

помощника машиниста партию на бильярде.

Как фамилия машиниста?

Машинист-Сидоров, помощник-Иванов, бригадир-Петров

Раздел 1. Алгебра высказываний   Тема 1.2.3.Истинностные (булевы) функции План занятия: Изучение теоретического  материала. 2. Практическая работа. 3. Самостоятельная работа.

Раздел 1. Алгебра высказываний Тема 1.2.3.Истинностные (булевы) функции

План занятия:

  • Изучение теоретического материала.

2. Практическая работа.

3. Самостоятельная работа.

Повторение изученного материала Построить таблицу истинности для следующих функций: 1.   - константа 0 x 1 1 x 2  1 1 0 0 0 1 0

Повторение изученного материала

Построить таблицу истинности для следующих функций:

1.

- константа 0

x 1

1

x 2

1

1

0

0

0

1

0

Повторение изученного материала Построить таблицу истинности для следующих функций: 2.   - штрих Шеффера x 1 1 x 2 x 1 x 2 1 1 0 0 0 1 0

Повторение изученного материала

Построить таблицу истинности для следующих функций:

2.

- штрих Шеффера

x 1

1

x 2

x 1 x 2

1

1

0

0

0

1

0

Повторение изученного материала Построить таблицу истинности для следующих функций: 3.   - повтор x 2 x 2 1  x 2 0 1 0

Повторение изученного материала

Построить таблицу истинности для следующих функций:

3.

- повтор x 2

x 2

1

x 2

0

1

0

Повторение изученного материала Построить таблицу истинности для следующих функций: 4.   - стрелка Пирса x 1 1 x 2 x 1 x 2 1 1 0 0 0 1 0

Повторение изученного материала

Построить таблицу истинности для следующих функций:

4.

- стрелка Пирса

x 1

1

x 2

x 1 x 2

1

1

0

0

0

1

0

Повторение изученного материала Построить таблицу истинности для следующих функций: 5.   - правая импликация x 1 1 x 2 1 1 0 0 0 1 0

Повторение изученного материала

Построить таблицу истинности для следующих функций:

5.

- правая импликация

x 1

1

x 2

1

1

0

0

0

1

0

Повторение изученного материала Построить таблицу истинности для следующих функций: 6.   - левая импликация x 1 1 x 2 1 1 0 0 0 1 0

Повторение изученного материала

Построить таблицу истинности для следующих функций:

6.

- левая импликация

x 1

1

x 2

1

1

0

0

0

1

0

Повторение изученного материала Построить таблицу истинности для следующих функций: 7.   -запрет  -запрет x 1 x 1 x 2 x 2 1 1 1 1 1 1 0 0 0 0 0 1 1 0 0 0

Повторение изученного материала

Построить таблицу истинности для следующих функций:

7.

-запрет

-запрет

x 1

x 1

x 2

x 2

1

1

1

1

1

1

0

0

0

0

0

1

1

0

0

0

Повторение изученного материала Построить таблицу истинности для следующих функций: 8.   - эквивалентность x 1 1 x 2 x 1 x 2 1 1 0 0 0 1 0

Повторение изученного материала

Построить таблицу истинности для следующих функций:

8.

- эквивалентность

x 1

1

x 2

x 1 x 2

1

1

0

0

0

1

0

Повторение изученного материала Через какие логические операции можно выразить штрих Шеффера и стрелку Пирса(штрих Лукасевича)?

Повторение изученного материала

Через какие логические операции

можно выразить штрих Шеффера и

стрелку Пирса(штрих Лукасевича)?

Проверочная работа  «Булевы функции двух переменных» 1. Построить таблицы истинности  следующих  функций: Вариант 1: 1)константа 1; 2) левая импликация; 3)Штрих Шеффера; 4) запрет x 1 . Вариант 2: 1) конъюнкция; 2) стрелка Пирса; 3) повтор x 2 ; 4) отрицание x 1 . Вариант 3: 1) Сложение по mod 2 ; 2)  дизъюнкция; 3) повтор x 1 ; 4) отрицание x 2 . Вариант 4: 1)константа 0; 2) правая импликация; 3) эквивалентность; 4) запрет x 2 .

Проверочная работа «Булевы функции двух переменных»

1. Построить таблицы истинности следующих функций:

Вариант 1:

1)константа 1; 2) левая импликация;

3)Штрих Шеффера; 4) запрет x 1 .

Вариант 2:

1) конъюнкция; 2) стрелка Пирса;

3) повтор x 2 ; 4) отрицание x 1 .

Вариант 3:

1) Сложение по mod 2 ; 2) дизъюнкция;

3) повтор x 1 ; 4) отрицание x 2 .

Вариант 4:

1)константа 0; 2) правая импликация;

3) эквивалентность; 4) запрет x 2 .

Проверочная работа  «Булевы функции двух переменных» 2. Построить таблицы истинности  следующих  функций: Вариант 1: Вариант 2: Вариант 3: Вариант 4:

Проверочная работа «Булевы функции двух переменных»

2. Построить таблицы истинности следующих функций:

Вариант 1:

Вариант 2:

Вариант 3:

Вариант 4:

СДНФ и СКНФ.

СДНФ и СКНФ.

Функция алгебры логики Функцией алгебры логики n называется любая функция n  переменных аргументы которой принимают два значения 0 и 1, а сама функция принимает одно из двух значений 1 или 0.

Функция алгебры логики

Функцией алгебры логики n называется

любая функция n переменных

аргументы которой принимают два

значения 0 и 1,

а сама функция принимает одно из двух

значений 1 или 0.

Правила построения СДНФ.

Правила построения СДНФ.

Для формулы получаем любую ДНФ. Из ДНФ получаем СДНФ с помощью: Пусть В есть слагаемое ДНФ, не содержащее x i . Тогда надо заменить В на слагаемое    Если в ДНФ есть два одинаковых слагаемых В и В, то одно отбросить, т. к.
  • Для формулы получаем любую ДНФ.
  • Из ДНФ получаем СДНФ с помощью:
  • Пусть В есть слагаемое ДНФ, не содержащее x i . Тогда надо заменить В на слагаемое
  • Если в ДНФ есть два одинаковых слагаемых В и В, то одно отбросить, т. к.
2. Из ДНФ получаем СДНФ с помощью: 3) Если в ДНФ есть ,  то его отбросить. 4) Если в некоторое слагаемое В переменная  входит дважды, то лишнюю отбросить, т. к.

2. Из ДНФ получаем СДНФ с помощью:

3) Если в ДНФ есть ,

то его отбросить.

4) Если в некоторое слагаемое В переменная

входит дважды, то лишнюю отбросить, т. к.

Правила построения СКНФ.

Правила построения СКНФ.

Для формулы получаем любую КНФ. Из КНФ получаем СКНФ с помощью: Пусть В есть слагаемое КНФ, не содержащее x i . Тогда надо заменить В на слагаемое    Если в КНФ есть два одинаковых слагаемых В и В, то одно отбросить, т. к.
  • Для формулы получаем любую КНФ.
  • Из КНФ получаем СКНФ с помощью:
  • Пусть В есть слагаемое КНФ, не содержащее x i . Тогда надо заменить В на слагаемое
  • Если в КНФ есть два одинаковых слагаемых В и В, то одно отбросить, т. к.
2. Из КНФ получаем СКНФ с помощью: 3) Если в КНФ есть ,  то его отбросить. 4) Если в некоторое слагаемое В переменная  входит дважды, то лишнюю отбросить, т. к.

2. Из КНФ получаем СКНФ с помощью:

3) Если в КНФ есть ,

то его отбросить.

4) Если в некоторое слагаемое В переменная

входит дважды, то лишнюю отбросить, т. к.

1 .Изучение теоретического материала Соотнести СКНФ и СДНФ : СКНФ СДНФ

1 .Изучение теоретического материала

Соотнести

СКНФ и СДНФ :

СКНФ

СДНФ

Соотнести СКНФ и СДНФ : СКНФ СДНФ

Соотнести

СКНФ и СДНФ :

СКНФ

СДНФ

2. Практическая работа   1. Формулу привести к СДНФ, предварительно приведя её к ДНФ равносильными преобразованиями. 2. Для примера 1 найти СДНФ путем оставления таблицы истинности. 3. Для формулы из примера 1 найти СКНФ, предварительно приведя её к КНФ равносильными преобразованиями. 4. Для формулы из примера 1 найти СКНФ, записав предварительно СДНФ её отрицания, а потом воспользовавшись формулой.

2. Практическая работа

1. Формулу привести к СДНФ, предварительно приведя её к ДНФ равносильными преобразованиями.

2. Для примера 1 найти СДНФ путем оставления таблицы истинности.

3. Для формулы из примера 1 найти СКНФ, предварительно приведя её к КНФ равносильными преобразованиями.

4. Для формулы из примера 1 найти СКНФ, записав предварительно СДНФ её отрицания, а потом воспользовавшись формулой.

Построение СДНФ и СКНФ. Задание № 1: Приведите равносильными преобразованиями формулу своего варианта к СДНФ и проверьте получившийся результат с помощью таблиц истинности.

Построение СДНФ и СКНФ.

Задание № 1:

Приведите равносильными

преобразованиями формулу своего

варианта к СДНФ и

проверьте получившийся результат с

помощью таблиц истинности.

Задание №2: Найти формулу, определяющую функцию  , заданную таблицей истинности.  x y 1 1 z 1 1 F(x,y,z) 1 1 1 0 1 0 0 0 0 1 0 1 0 0 0 1 1 0 1 0 0 0 1 1 0 1 0 1

Задание №2:

Найти формулу, определяющую функцию

, заданную таблицей истинности.

x

y

1

1

z

1

1

F(x,y,z)

1

1

1

0

1

0

0

0

0

1

0

1

0

0

0

1

1

0

1

0

0

0

1

1

0

1

0

1

3. Самостоятельная работа   Построить таблицу истинности для булевых функций трёх переменных:  Вариант 1 Вариант 2 Вариант 3 Вариант 4

3. Самостоятельная работа

  • Построить таблицу истинности для булевых функций трёх переменных:

Вариант 1

Вариант 2

Вариант 3

Вариант 4

3.Самостоятельная работа   2 .  Проверьте, являются ли булевы функции эквивалентными. / построение таблицы истинности или упрощение с помощью равносильностей / . 3 .  По заданной функции постройте таблицу истинности, приведите функцию к СКНФ (СДНФ). /  использовать алгоритм построения СКНФ, СДНФ / .

3.Самостоятельная работа

2 . Проверьте, являются ли булевы функции эквивалентными.

/ построение таблицы истинности или упрощение с помощью равносильностей / .

3 . По заданной функции постройте таблицу истинности, приведите функцию к СКНФ (СДНФ).

/ использовать алгоритм построения

СКНФ, СДНФ / .


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Булевы функции

Автор: Серкина Екатерина Николаевна

Дата: 13.06.2017

Номер свидетельства: 421595

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "лекция на тему: Логические (булевы) функции "
    ["seo_title"] => string(50) "liektsiia-na-tiemu-loghichieskiie-bulievy-funktsii"
    ["file_id"] => string(6) "112404"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1408600314"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Презентация на тему: "Логические функции" "
    ["seo_title"] => string(48) "priezientatsiia-na-tiemu-loghichieskiie-funktsii"
    ["file_id"] => string(6) "103410"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1402583940"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(43) "Программирование в Mathcad"
    ["seo_title"] => string(26) "proghrammirovaniievmathcad"
    ["file_id"] => string(6) "261080"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449068290"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Презентация "Логические основы компьютеров" "
    ["seo_title"] => string(51) "priezientatsiia-loghichieskiie-osnovy-komp-iutierov"
    ["file_id"] => string(6) "106898"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1403107579"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Конспект урока «Логические основы компьютера»"
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekt_uroka_loghichieskiie_osnovy_komp_iutiera"
    ["file_id"] => string(6) "378797"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1484288480"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства