3. привить любовь к Родине через исторические события; формировать у учащихся познавательный интерес к географии и математике;
Действия учителя | Действия ученика |
Организационный этап | |
Приветствие учеников Постановка цели урока | Приветствие учителя, подготовка рабочих мест. |
Актуализация знаний учащихся |
Русская равнина общая характеристика |
Восточно-Европейская равнина является одним из больших природных территориальных комплексов (ПТК) России, особенностями которого являются: большая площадь: вторая по величине равнина в мире; богатые ресурсы: ПТК имеет богатую ресурсами землю, к примеру: полезные ископаемые, водные и растительные ресурсы, плодородная почва, множество культурных и туристических ресурсов; историческая значимость: на равнине происходило множество важных в истории России событий, что несомненно является преимуществом этой зоны. На территории равнины расположены крупнейшие города России. Это центр начала и основания русской культуры. Великие писатели черпали вдохновения от красивых и живописных мест Восточно-европейской равнины. | |
Географическое положение Русской равнины |
Давайте обратимся к атласам, и посмотрим, географическое положение Русской равнины, и ее границы: С Севера – Белое море, Баренцево море; С Юга – Чёрное, Азовское и Каспийское моря. С Востока- Уральские горы С Запада – Приднепровская низменность, Скандинавские горы Самая высокая точка Равнины- г. Эльбрус 5642 м. Самая низкая часть равнины Прикаспийская низменность - - 27м. | Заполняют таблицу, 1 ученик работает у доски. Отмечают на контурных картах моря и их координаты: Белое море Каспийское Азовское |
Повторение неравенства треугольника. -Сегодня на уроке мы должны повторить и закрепить свойства числовых неравенств. Вы отметили на карте 3 точки. Если эти точки соединить отрезками, то получится остроугольный треугольник. Давайте все вместе повторим неравенство треугольника: Каждая сторона треугольника меньше суммы двух других сторон. Теперь обратимся к карте. Точку, которую отметили на Белом море, обозначим буквой В, Каспийское море – К, Азовское море – А. Значит, получился треугольник ВКА. По неравенству треугольника: ВК КА+АВ, АК АВ+ВК, АВ ВК+КА. Теперь проверим выполняется ли неравенство треугольника в треугольнике ВКА, если найдем длины сторон этого треугольника. Итак, задание: Найдите расстояния между морями (Белое море, Каспийское море, Азовское море ), если масштаб 1:5750000. Проверьте справедливость неравенства треугольника. Т.о. мы проверили справедливость неравенства треугольника. | Повторяют неравенство треугольника На контурных картах вершины треугольника обозначают буквами В,К,А. Получают треугольник ВКА и записывают неравенства треугольника. Один ученик работает у доски, другие учащиеся на контурных картах. |
Внутренние воды Русской равнины |
Северная Двина: является важнейшей для севера Европейской части России и по водности может уступить только Печоре и Волге. Длина реки равна 744 км, при речной площади простирающейся до 350 тыс кв метров. Река берет свое начало у города Великий Устюг на территории Вологодской области, Нева: вытекает из Шлиссельбургской бухты Ладожского озера парой рукавов, а после, обогнув Петрокрепость и небольшой Ореховый остров, сливается с Невской губой Финского залива на Балтийском море. Общая длина реки составляет 74 километра (если же по прямой, то меду истоком и устьем всего 45 километров). На протяжении 28 километров река течет в черте города. Волга – самая длинная река в Европе, протяженностью 3530 км, с площадью водосборного бассейна, составляющей 1360000 кв.км. | Заполнение таблицы Отмечают на карте реки |
Применение теоретических знаний в условиях выполнения упражнений и решения задач |
Повторение и закрепление свойств числовых неравенств -Вы заполнили таблицу длины, площади рек. Наша задача: сравнить реки по длине и площади, применяя свойства числовых неравенств. Но прежде приступить к работе, повторим свойства 1,2. Итак, задание: Сравнить реки (Северная Двина, Нева, Волга) по длине и площади, применяя свойства числовых неравенств. Т.о. мы убедились в справедливости 1 и 2 свойств. | Повторяют свойства числовых неравенств. 1 ученик работает у доски, остальные – в тетрадях. |
Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУНов. |
Бородинское сражение на карте русской равнины |
В августе 1812 года на Бородинском поле сошлись в ожесточенной схватке две противоборствующие армии: русская армия под командованием генерала от инфантерии Михаила Илларионовича Голенищева-Кутузова и Великая армия императора французов Наполеона Бонапарта. | Бородинское поле — историческое поле, находящееся к западу от Можайска, на территории сельского поселения Бородинское Можайского района Московской области, близ деревни Бородино. Здесь 26 августа (7 сентября) 1812 года произошло сражение между русской и французской армиями. |
Обобщение и закрепление свойств числовых неравенств. -Мы знаем что ОВ 1812г. закончилась почти полным уничтожением наполеоновской армии. Давайте, сопоставим и сравним силы сторон русской и французской армий, применяя свойства числовых неравенств. Сначала повторим свойства 3 и 4. Задание 1: Известно, что у русской армии было 1300 пушек, а у французов – 1370. RF. Сравните: R+100 F+100 5R 5F R/200 F/200 -0,2R -0,2F Задание 2: Известно, что у русской армии было 1300 пушек, а у французов – 1370. RF. Сравните: R+100 F+100 5R 5F R/200 F/200 -0,2R -0,2F Задание 3: Известно, что у русской армии было 60тыс. конниц, а у французской на 10тыс. больше. RF. Какое из следующих неравенств верно: R+5F+5 7R-7F -10R 9R9F Задание 4: О гарнизонах армий известно, что у армии французов было 190 тыс. солдат, а русской в 2 раза меньше. FR. Какое из неравенств неверно? F+40R+30 F-70 F/20R/20 -F Задание 5: Известно, что французская армия потеряла 550тыс.чел., а русская - 210 тыс. чел. FR. Какое из неравенств верно? F-R R-4F-3 -F/2-R/2 3F+53R+5 -Вот мы сравнили технико – военные данные русской и французской армий, используя свойства числовых неравенств и убедились в том, что русская армия отставала от армии Франции. Но несмотря на это, русская армия одержала победу. Как вы думаете, почему? Русская армия имела большой опыт, обладала боевыми качествами, командование армии имело необходимую подготовку и решительность. | Повторяют свойства числовых неравенств. Все работают в тетрадях, выполняют задания. Учащиеся высказывают свои мнения. |
Контроль за процессом и результатом учебной деятельности школьников | На какой реке проходило сражение? В какой области проходило сражение? Каков рельеф местности? В каком направлении отступали французы? Что получится, если к обеим частям неравенства прибавить одно и тоже число? Что происходит со знаком неравенства, если обе части неравенства умножить или разделить на положительное число? (на отрицательное число) Когда меняется знак неравенства? |
Постановка д.з. | Отметить на карте границы Русской равнины; Сравнить площади бассейна рек, используя свойства числовых неравенств; |
Рефлексия деятельности | Увидели ли вы на уроке взаимосвязь предметов географии и математики? Получилось ли у нас это? Что нового узнали? Понравился ли вам урок? |