kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Арифметическая и геометрическая прогрессии» урок по алгебре 9 кл

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

  1. Обобщение и систематизация знаний учащихся по данной теме.
  2. Ознакомление учащихся с историческим материалом.
  3. Развитие  коммуникативности.

Урок «Совет Мудрецов»

Урок это маленький спектакль, который рассчитан на успех учителя и его учеников

Плакат к уроку: «Прогрессио – движение вперед»

Класс разбит на три группы. За столом трое мудрецов (ученики девятого класса). 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Арифметическая и геометрическая прогрессии» урок по алгебре 9 кл»

Педагогическое кредо:

Предмет математики столь серьёзен,

что не следует упускать ни одной возможности сделать

его более занимательным.

Блез Паскаль




Тема урока: «Арифметическая и геометрическая прогрессии»

урок алгебры в 9 классе


Цели урока:

  1. Обобщение и систематизация знаний учащихся по данной теме.

  2. Ознакомление учащихся с историческим материалом.

  3. Развитие коммуникативности.

Урок «Совет Мудрецов»

Урок это маленький спектакль, который рассчитан на успех учителя и его учеников

Плакат к уроку: «Прогрессио – движение вперед»

Класс разбит на три группы. За столом трое мудрецов (ученики девятого класса).

Учитель. Закончился двадцатый век.

Куда стремится человек?

Изучен космос и моря,

Строенье звезд и вся земля.

Но математиков зовет

Известный лозунг

«Прогрессио движение вперед».

Сегодня у нас в классе состоится совет – совет Мудре­цов. Мудрецы – ученики, сидящие в классе по группам, и мудрецы, сидящие за столом учителя. Узнаете ли вы их?

(За столом сидят: Архимед. Гаусс. Магницкий.)

Архимед. Кто формулу суммы квадратов нашел?

И верной дорогoй к прoгрессу пришел?

Математик и физик. Я – Архимед.

О жизни моей ходит много легенд.


Гаусс. О! Я – Карл Гаусс! (1777–1855 гг.) Нашел мо­ментально сумму всех 'натуральных чисел от 1 до 100, будучи еще учеником начальной школы.

Магницкий. Господа! Имею честь представиться. Я, Леонтий Филиппович Магницкий, – создатель первого учебника «Арифметика».

Учитель. Скажите, ребята, почему эти ученые вдруг собрались вместе за одном столом? Какой вопрос матема­тики объединил их? Если вы не догадываетесь, то внима­тельно посмотрите сценку.

В классе появляется индусский царь с двумя слугами.

Царь. Я, индусский царь Шерам, научился играть в шахматы и восхищен ее остроумием и разнообразием в ней положений. Слуги, позовите изобретателя Сету. Я желаю достойно вознаградить тебя, Сета, за прекрасную игру, которую ты придумал. Назови награду, которая тебя удовлетворит, и ты получишь ее.

Сета. Повелитель, прикажи выдать мне за первую клетку шахматной доски одно пшеничное зерно.

Царь. Простое пшеничное зерно?

Сета. Да, повелитель. За вторую клетку прикажи вы­дать два зерна, за третью – 4, за четвертую – 8, за пятую – 16 и так до 64–й клетки.



Царь Шерам рассмеялся.

Учитель. О, мудрецы 9–го класса, давайте посовету­емся. Стоит ли царю смеяться?

На доске запись: 1, 2, 4, 8, 16, ... , S64 – ?

Учащиеся решают: b1 = 1, q = 2, п = 64,S64 = 264 – 1.

Как велико это число? Кто может объяснить?

Архимед. Наимудрейшие! Если бы царю удалось засе­ять пшеницей площадь всей поверхности Земли, считая и моря, и океаны, и горя, и пустыню, и Арктику с Антарк­тикой, и получить удовлетворительный урожай, то, по­жалуй, лет за 5 он смог бы рассчитаться.

Гаусс. Математика – это точная наука. (Записывает на доске 18 446 744 073 709 551 615. Читает.) Восемнад­цать квинтильонов четыреста сорок шесть квадрильонов семьсот сорок четыре триллиона семьдесят три биллиона семьсот девять миллионов пятьсот пятьдесят одна тысяча шестьсот пятнадцать.

Магкицкий. Господа, мудрецы 9–го класса! Мои совре­менники сказали бы так, что S64 18,5 ·1018. Правда, я Baм признаюсь, что в моем учебнике «Арифметика», из­данном 200 лет назад, по которому целых полвека учи­лись дети, много задач по теме. Прогрессии., но иные из них я сам решал с большим трудом, так как еще не нашел всех формул, связывающих, входящие в них величины.

Гаусс. Под скрип пера о лист бумаги,

Запахните сие листы!

да помогут вам наши начинанья!

Раздаются заготовки листов для проверки знаний теории, т.е. восстанавливается опорный конспект урока–лекции по теме «Прогрессии».






Прогрессии


Арифметическая

Геометрическая


an


1. Определение




2. Формула п




первых членов




3. Сумма п первых




членов прогрессии




4. Свойства




Ученики заполняют таблицу.

На экране появляется таблица:


Прогрессии


Арифметическая ап

Геометрическая bn

1. Определение

ап+1п + d

bn+1= bnq (q≠0,q≠1)

2. Формула п первых членов

an=a1+d(n – 1)

bn=b1qn – 1

3. Сумма п первых членов прогрессии

Sn=a1+an2∙n

Sn=2a1+dn-12∙n

Sn=b1qn-1q-1

4. Свойства

an=an+1+an-12

bn=bn+1bn-1

Бесконечно убывающая q

S=b11-q

Гаусс. Зная эти формулы, можно решить много инте­ресных задач, и если вы, мудрецы 9–го класса, справитесь с их решением верно, то узнаете мое любимое изречение.

Каждой группе дается задание. В группу входит до пяти чело­век. Задания распределяются с учетом возможности каждой груп­пы и рассчитаны на 25 минут.

I группа.


1. Найдите семнадцатый член арифметической прогрес­сии: 19, 15, ....

(– 45)

2. Найдите сумму первых семнадцати членов этой про­грессии.

(– 221).

3. Найдите сумму первых десяти членов этой прогрес­сии:

(10).

b1 = – 16, q = 12 Найдите:

4. b5 (– 1)

5. S5 (– 31)

6. – 24, 12, – 6,… – бесконечная геометрическая про­грессия. Найдите ее сумму.

(– 16)

ап–арифметическая прогрессия: а3=11, а5=19. Найти:

7. а4 (15)

8. S5 (210)

Между числами – 2 и – 128 вставьте два числа так, чтобы получилась геометрическая прогрессия.

9. (– 8)

10. (– 32)


Учащиеся составляют слово, используя таблицу:


а

е

и

к

м

т

а

м

т

а

– 221

– 1

210

– 8

– 45

10

– 16

–31

15

– 32


м

а

т

е

м

а

т

и

к

а

– 45

– 221

10

– 1

– 31

– 16

15

210

– 8

– 32


1. а1 = – 18, d = 3. Найдите двадцать третий член арифметической прогрессии.

(48)

2. Найдите сумму первых двадцати трех членов этой прогрессии.

(345) ,

3. Найдите сумму первых десяти членов этой прогрес­сии:

b1 = – 32, q = 12

(– 45)

b1 = – 32, q = 12 Найдите:

4. b6 (– 1)

5. S8 (– 62)

6. – 48, 24, – 12, ... – бесконечная геометрическая про­грессия. Найдите ее сумму.

(– 32)

bn– геометрическая про­грессия b2 = 6, b4 = 24. Найдите:

7. b3 (12)

8. S5 (6120)

Между числами 1 и 64 вставьте два числа так, чтобы получилась геометрическая прогрессия.

9. (4)

10. (16)

Учащиеся составляют слово, используя таблицу:


ц

а

а

и

к

н

р

у

ц

а

48

345

–32

– 1

16

12

– 45

4

– 62

–93


ц

а

р

и

ц

а

н

а

у

к

48

345

– 45

– 1

– 62

– 32

12

–93

4

16

III группа.

1. а1 = 7, d = 4. Найдите двадцатый член ариф­метической прогрессии.

(83)

2. Найдите сумму первых двадцати членов этой про­грессии.

(900)

3. Найдите сумму первых десяти членов этой прогрес­сии:

(250)

b1 = 4, q =3 Найдите:

4. b7 (108)

5. S6 ( 523+1)

6. Найдите первый член бесконечной геометрической прогрессии, если S =42+4, q = 12

(22)

bn – геометрическая прогрессия: b3 = 54, b5 = 6 . Найти

7. b4 (18)

8. b1 (486)

9. S6 (728)

10. Представьте в виде обыкновенной дроби 0,(7). 79

Учащиеся составляют слово, используя таблицу:


а

е

и

к

м

а

т

р

и

ф

83

4+22

250

728

523+1

79

18

900

486

108





а

р

и

ф

м

е

т

и

к

а

83

900

250

108

523+1

4+22

18

486

728

79


Гаусс. Изрядно потрудившись, собрали вы слова

И поиск их был нами оценен.

Слова же следует теперь соединить,

В какую фразу можно их объединить?

«Математика царица наук,

арифметика царица математики».


Учитель. О, Мудрецы времен!

Дружней вас не сыскать.

Совет сегoдня завершен, но

Каждый должен знать:

Познание, упорство, труд

К nрогрессу в жизни nриведут!


Подведение итогов урока, выставление оценок.

Взаимооценка учащихся в группах.


Литература

  1. А. Н. Шыныбеков Алгебра. Учебник для 9 кл. Алматы «Мектеп» 2007 г.

  2. Л.Ф.Пичурин. За страницами учебника алгебры. Москва. 1994 г.

  3. Я.И.Перельман. Занимательная алгебра. Москва. 1983 г.





















Новаковская Генефа Борисовна






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
«Арифметическая и геометрическая прогрессии» урок по алгебре 9 кл

Автор: Новаковская Генефа Борисовна

Дата: 04.04.2017

Номер свидетельства: 406572

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Конспект урока по математике на тему: «Арифметическая и геометрическая прогрессии» "
    ["seo_title"] => string(95) "konspiekt-uroka-po-matiematikie-na-tiemu-arifmietichieskaia-i-ghieomietrichieskaia-proghriessii"
    ["file_id"] => string(6) "115169"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1411884612"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Формула суммы  n первых членов  конечной геометрической прогрессии"
    ["seo_title"] => string(70) "formulasummynpiervykhchlienovkoniechnoighieomietrichieskoiproghriessii"
    ["file_id"] => string(6) "297802"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456239243"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Разработка урока "Арифметическая и геометрическая прогрессии" "
    ["seo_title"] => string(71) "razrabotka-uroka-arifmietichieskaia-i-ghieomietrichieskaia-proghriessii"
    ["file_id"] => string(6) "213934"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432184798"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(240) "Конспект урока и презентация к уроку алгебры в 9 классе "Геометрическая прогрессия. Формула n-ого члена геометрической прогрессии". "
    ["seo_title"] => string(153) "konspiekt-uroka-i-priezientatsiia-k-uroku-alghiebry-v-9-klassie-gieomietrichieskaia-proghriessiia-formula-n-ogho-chliena-ghieomietrichieskoi-proghriessii"
    ["file_id"] => string(6) "147697"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419447138"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Итоговый урок по теме "Арифметическая и геометрическая прогрессии" "
    ["seo_title"] => string(79) "itoghovyi-urok-po-tiemie-arifmietichieskaia-i-ghieomietrichieskaia-proghriessii"
    ["file_id"] => string(6) "166066"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422897518"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства