Цель урока: создать условия для обобщения знаний о единицах времени.
Задачи:
1. Создать условия для обобщения понятий о времени, единицах времени.
2. Способствовать развитию приёмов умственной деятельности: классификация, сравнение, анализ, обобщение.
3. Способствовать развитию навыков перевода из одних единиц времени в другие.
4. Создать условия для формирования:
-познавательных УУД, коммуникативной компетентности, социальной компетентности.
5. Воспитывать толерантное отношение друг к другу, умение выслушивать собеседника и принимать его точку зрения.
Оборудование: компьютер, мультимедиа, слайды, карточки для работы в группах.
Ход урока:
1. Организационный момент.
- Здравствуйте. Я рада видеть всех вас на уроке математики. Известный русский математик и педагог Алексей Иванович Маркушевич сказал:
« Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели»
-Эти слова будут эпиграфом нашего сегодняшнего урока.
Актуализация знаний.
Предмет нашего разговора на уроке необычен. Его никто никогда не видел, не знает, где оно началось и когда закончится. Но каждый человек с ним встречается постоянно. Попробуйте догадаться, что это, послушав загадку:
Уничтожает все кругом:
Цветы, зверей, высокий дом,
-Сжует железо, сталь сжует
И скалы в порошок сотрет…”(Дж. Толкиен “Хоббит”)
(Если дети не смогут отгадать, предложить более простую загадку: Что быстрее мысли? )
Отгадка: время
Постановка учебной задачи.
- Итак, назовите тему нашего урока. В этом нам поможет ребус.
-Верно. Сегодня на уроке речь пойдёт о времени, обо всём, что с ним связано. Какова цель нашего урока?
- Сегодня на уроке вы будете исследователями и проведете мини- исследование по теме «Время. Единицы измерения времени». Работать над темой исследования будете в группах.
(Учитель напоминает о критериях работы в группе: дружба, сплочённость, ответственность).
- Проблема времени давно волновала человека. Еще в незапамятные времена людям пришлось научиться не только считать, измерять расстояния, определять массу, но и ориентироваться во времени и уметь его измерять. Наблюдая за природой, за восходами солнца, приливами и отливами, прилетом и отлетом птиц, биением сердца, человек придумал меры времени.
- А как вы думаете, не имея современных часов, как человек ориентировался во времени?
- Ответ на этот вопрос мы получим сегодня на уроке.
Отправимся в путешествие по океану Времени. В течении урока мы побываем в порте Величин, поплывём Морем Странствий по Десятилетиям, остановимся на острове Древности, заглянем в Залив Измерений, побываем на Причале Задач, пройдём через Пролив Сравнений, окажемся на полуострове Смекалка и закончим наше путешествие в школе Подведения итогов. Во время путешествия мы ответим на вопросы:
- Какие мы знаем единицы измерения времени;
- Соотношение единиц данной величины, перевод и сравнение единиц времени.
А для успешной работы нам сегодня понадобятся:
-внимательные глаза,
-чуткие уши,
-ловкие руки,
-сообразительные головы.
И, конечно же, хорошее настроение!
Желаю вам успехов в работе на уроке!
Устный счет. Итак, курс в порт Величин.
- А что такое величина?
(Величина – это то, что можно измерить и результат выразить числом)
Какие величины вы знаете? (массы, длины, времени, площади)
Задание 1. Назовите единицы измерения в порядке возрастания: см, дм, мм, м, км.
-Какую величину измеряют данными единицами измерения?
Задание 2. Назовите единицы измерения в порядке убывания: кг, г, т, ц.
- Что скажите про данные единицы измерения?
Задание 3. Назовите единицы измерения в порядке возрастания: минута, месяц, сутки, год, секунда, неделя, век, час.
- Скажите, к какой группе относятся данные единицы измерения?
Дети в группах показывают на карточках выполненное задание.
-Правильно. Что мы повторили на этом этапе урока? Продолжаем наш урок.
Работа над темой урока.
Плывём Морем Странствий по Десятилетиям.
Откройте тетради и запишите число, классная работа.
Во многих европейских языках “время” – одно из самых употребительных имен существительных. В русском языке мы тоже можем найти немало выражений с этим словом. Как вы понимаете значение фразеологизмов?
Нет времени.
Время летит.
Тратить время.
Убить время!
Времени хоть отбавляй!
Экономить время.
Теперь о часах начинаем рассказ,
О тех, что придуманы были до нас.
Когда-то часов электронных не ведали
По солнцу вставали, по солнцу обедали
Капризней часов не знавали в природе,
Но все ж опоздания были не в моде.
-Вот так они выглядели (на экране).
Минута чистописания.
По опорным словам (день, час, месяц, век, год), которые появились у нас на доске, опишите сегодняшний день, используя как можно больше единиц измерения времени.
"Сегодня 26 февраля, четверг, зима, 2015год, ХХI век, 9 часов")
Расскажите, что вы знаете о числе 2602.
- Солнечные часы. Презентация 1 группы.
Повторим, какова тема нашего урока? Цель?
Итак, мы плывём Морем Странствий по Десятилетиям.
Мы оказались на острове Древности. Ребята, вы были исследователями и находили информацию о различных часах.
Утром, когда солнце вставало, место тени на длинной планке отмечали зарубкой. Считалось, что час прошел, когда тень проходила от одной отметки до другой.
-Непосредственно с солнцем связаны другие часы – их называют цветочными.
Цветочные часы.
Цветы открываются и закрываются в определенное время.
-Теперь давайте, определим, в какое время открываются и закрываются некоторые цветы. Ребята, у вас есть такая возможность показать насколько вы внимательны и дружны.
Сейчас мы узнаем время, когда раскрываются мак (6ч), цикорий (5ч), закрываются шиповник полевой (20ч), одуванчик (15ч), раскрывается мать-и-мачеха (11ч).
Демонстрация иллюстраций цветов.(Группе, которая первая назвала ответ, даётся задание на обратной стороне карточки). Проверяем по группам. Если всё верно+, 1ош+-, более -
Что мы повторили на данном этапе урока?
2)Составление таблицы величин.
- Мы оказались в Заливе Измерений.
Давайте определим, как взаимосвязаны между собой единицы времени. Возьмите конверт №1 и достаньте карточки с заданиями на соотношение единиц измерения времени.
Восстановите правильную последовательность:
1год 60мин
1час 60сек
1 сут 30 сут. или 31 сутки
1 нед. 28 или 29 суток
1 мин 24ч
1 месяц 365 или 366 суток
7 суток
12мес
-Проверим. Какие результаты получились? Оцените свою работу: если нет ошибок +, 1-3 ош. +-, более 3 ош.-
Шли годы. Часы появились иные.
Клепсидрою звались часы водяные (на экране) Презентация 3 группы.
Приложение 1
Водяные часы – это сосуд, из которого через дырочку постоянно вытекает вода. Дырочка таких размеров, что вся вода через нее вытекает ровно за час. Потом нужно снова наполнять сосуд водой.
4)- Огненные часы. Презентация 4 группы. Хитрый будильник придуман в Китае. Тонкая нить равномерно сгорает, Падает шар, и гремя, и звеня.Сони боялись часов, как огня. (на экране)
- Я надеюсь, что все вы соблюдаете режим дня, вовремя ложитесь спать и не боитесь будильника, как огня.
Физминутка.
3)Решение задачи.
-Продолжаем наше путешествие. И мы оказались на Причале Задач.
Задача на экране.
От двух причалов вышли одновременно навстречу друг другу 2 катера и встретились через 5 часов. Один катер шёл со скоростью 29 км / ч, а другой 35 км / ч.
- Каково расстояние между причалами.
- На сколько километров быстрее проделал путь 2 катер?
-Что дано в задаче? Что надо узнать? Какими знаниями мы должны обладать при решении данной задачи?
– Решите задачу разными способами. Проверка.
И вот появляются более точные
Их называли часами песочными
Впрочем, для лодырей и лежебок
Время всегда уходило в песок.
(Учитель показывает песочные часы) – демонстрация
4 группа презентация.
4) Сравнение единиц данной величины
Теперь на нашем пути встаёт Пролив Сравнений,
- Чтобы пересыпаться песку из одной части в другую пройдет одна минута. Вам надо за две минуты переписать выражения и сравнить их, то есть поставить знаки >, <, =.
(В конверте 2 у каждого ученика карточки с дифференцированными заданиями)
862 года*8 веков
Зч * 2ч 13мин
1ч * 1 сут.
362 дня*1 год
14 дней* 1 нед
1год * 10 мес
360мин*6 часов
254 дня*254 нед
1 нед. * 5 дней
3мин15 сек*196 сек
1век * 24 года
1мин*600 сек
-Время закончилось. Отложили ручки. Записи сравниваем с образцом ( конверт 3). Оцените себя: если всё верно:+, 1-2 ош.+-, более 2 ош.-
-Чему учились на этом этапе урока?
5) Задача на смекалку
А мы с вами оказались на полуострове Смекалка.
-В настоящее время мы пользуемся вот такими, привычными для нас, механическими часами, которые помогают нам спланировать свой день так, чтобы всё делать вовремя, никуда не опаздывать.
-наручные (демонстрация)
-настенные (демонстрация)
-карманные (демонстрация)
- Уметь планировать своё время – это очень важное качество. А вы умеете планировать своё время?
- Устно решите следующую задачу.
“Ксюша проснулась в 8 часов.
– Мама, я не проспала? Нам уже пора отправляться на концерт?
– Еще рано: концерт начнется через 3 часа.
– А когда же мы пойдем?
– Мы выйдем из дома ровно за час до начала концерта,- сказала мама.
– Покажите на часах, когда выйдут из дома мама с Ксюшей?
- Когда начнётся концерт?
А теперь проверка усвоения темы.
Следующий этап нашего путешествия: Подведение итогов. А поможет нам в этом Тест.
Домашнее задание:
1)Выполните задания по карточкам ( конверт4) к следующему уроку по теме «Время»
2)работа по учебнику № 3, 4 стр.
Итог урока.
Итак, мы оказались в конце путешествия.
-Какую цель ставили в начале урока?
-Удалось ли решить поставленную цель?
-Какие испытали трудности на уроке?
-Что на уроке заставило вас задуматься?
-Что бы вы хотели ещё узнать по теме «Измерение времени»?
Рефлексия.
-Как оцениваете свою работу
Работа со смайликами.
- Если было интересно, легко на уроке, во всем разобрались и хочется знать еще больше – зелёный смайлик.
- Если не было трудности, но были сомнения, понравилась работа– жёлтый смайлик.
- Если не разобрались в теме, было не очень интерсно- красный смайлик